Об обнаружении заимствований при экспертизе научных статей

Чехович Ю.В.
About Wrongful Appropriations Detection When Conducting Expert Reviewing of Scientific Articles - View in English
Статья в журнале
Об авторах:

Чехович Ю.В.1
1 ЗАО «Анти-Плагиат»

 Скачать PDF

Аннотация:

Статья посвящена проблемам некорректных заимствований (плагиата) в учебных и научных работах. Рассматриваются причины и последствия некорректных заимствований. Особое внимание уделяется вопросам обнаружения плагиата в научных статьях и диссертациях. Обсуждаются
произошедшие и ожидаемые изменения в процедурах подготовки и защиты диссертаций на соискание степени кандидата и доктора наук.
Проводится анализ влияния этих изменений на процедуры экспертизы и рецензирования статей в научных журналах.

Ключевые слова:

образовательные технологии, учебный процесс, плагиат, оценка самостоятельности, оценка оригинальности, проверка заимствований, научный процесс, редакционный процесс, письменные работы, диссертации, инструментальные средства проверок, «Антиплагиат»
Цитировать публикацию:
Чехович Ю.В. Об обнаружении заимствований при экспертизе научных статей // Научная периодика: проблемы и решения. – С. 22-25. – doi: 10.18334/np3497

Chekhovich, Yu.V. About Wrongful Appropriations Detection When Conducting Expert Reviewing of Scientific Articles. Scholarly Communication Review , 22-25. doi: 10.18334/np3497 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Очевидно, что в течение последнего времени назрела необходимость серьезного пересмотра процедур, которые сопровождают научную деятельность. Речь идет о таком важном процессе фиксации результатов работы ученого, как публикация научных статей. Система обмена знаниями, которая выстраивалась в течение сотен лет на фундаменте «печатного слова», в настоящее время требует внесения серьезных изменений.

Предпосылкой к таким изменениям является развитие информационных и коммуникационных технологий. Среднее время, которое ученому необходимо потратить на доступ к нужной информации, сократилось на несколько порядков. Если раньше получение информации практически обязательно требовало визита в библиотеку, то теперь мы пользуемся электронными библиотеками практически из любой точки мира, где есть связь. Существенно сократились издержки на поиск информации – современные поисковые системы, очевидно, превосходят «ручные технологии» как по скорости поиска, так и по объемам проиндексированных данных. Средства коммуникации – электронная почта, интернет и специализированные социальные сети, мобильная связь – позволяют общаться с интересными людьми, минуя границы. Суммируя, можно сказать, что возможности человека по получению информации многократно возросли, а издержки так же многократно сократились.

Оборотной стороной медали стала необходимость управления многократно возросшим информационным потоком. Многие люди оказались не готовы к тому, чтобы «переваривать» обрушившийся на них информационный поток. Проблема перешла из плоскости «обнаружить и получить» в плоскость «отсеять и усвоить».

Другим, не менее серьезным, побочным явлением информатизации жизни оказались простота копирования информации и связанные с этим соблазны: нарушения авторских прав и нарушения академической этики, выражающиеся, в первую очередь, в использовании доступных чужих работ при учебной или научной деятельности. И если с первой проблемой общество понемногу учится справляться, в том числе, и путем поиска компромиссов, то попытки борьбы со «скачиванием работ из интернета» иногда приобретает весьма причудливые формы в виде требования сдавать только написанные «от руки» работы или полного отказа от использования рефератов и курсовых как формы проверки знаний.

Если говорить о проблеме несамостоятельности при подготовке работ, то нужно отметить несколько обстоятельств. Во-первых, терминологическое разнообразие. Описываемое явление принято называть по-разному, в зависимости от обстоятельств. Чаще всего используют термин «плагиат» [1], как правило, в тех случаях, когда рассматриваются юридические аспекты проблемы. Кроме того, под плагиатом чаще понимают заимствование идей – изложенная другими словами идея во многих случаях будет считаться плагиатом. Когда речь идет скорее о проблемах оформления и соблюдения стандартов, упоминают «некорректные заимствования». С точки зрения компьютерных технологий, принято говорить о проблеме «copy-paste». В настоящей статье проблема будет формулироваться как «несамостоятельность при подготовке учебных и научных произведений», что в наибольшей степени согласуется как с причинами возникновения проблемы, так и с возможными мерами по ее решению.

Во-вторых, хотелось бы отметить исторические корни вопроса. Нельзя утверждать, что проблема «некорректных заимствований» возникла после распространения Интернета. «Докомпьютерным аналогом» скачивания рефератов являлось банальное списывание. По различным оценкам, от 80% до 100% учащихся, а значит всех людей, имеющих образование, хотя бы раз прибегали к списыванию [1, 2]. Тем не менее, именно информационные технологии привели к тому, что возможности по списыванию упростились максимально [3].

Третьим обстоятельством оказывается масштаб проблемы. По оценкам ректоров российских вузов, в середине нулевых годов 21 века примерно две трети письменных работ в вузах сдавались, будучи загруженными из Интернета, без изменения текста работы [4]. При этом, проблема не является исключительно российской [2, 3] или проблемой, ограниченной образовательной сферой. В начале 2013 года Министерство образования и науки РФ опубликовало доклад с результатами проверки 25 диссертаций, в том числе и на наличие заимствований [5]. В докладе приведен список из 17 лиц, рекомендованных к лишению ученых степеней.

Естественно, что наличие проблемы и понимание обществом необходимости ее решения приводят к появлению инструментов, способствующих решению этой проблемы.

За рубежом такие инструменты развивались с середины девяностых годов 20-го века, то есть, параллельно с развитием информационных технологий вообще и сети Интернет в частности.

Наиболее распространенной в мире стала система Turnitin (www.turnitin.com), созданная американской компанией iParadigms. Как и большинство подобных систем, Turnitin ищет заимствования путем сравнения исходного текста со страницами в Интернете и внутренними базами данных. В настоящее время система ведет проверку по более чем 20 млрд страниц Интернета, а внутренние базы включают в себя более 220 млн студенческих работ и 120 млн статей из 90000 научных журналов и книг. Система поддерживает 12 языков, среди которых шведский, турецкий, китайский, корейский. Систему на лицензионной (платной) основе используют более 3500 колледжей и университетов всего мира [6]. С недавнего времени Turnitin позволяет работать с документами, написанными кириллицей.

Система «Антиплагиат» (www.antiplagiat.ru), созданная в 2005 году компанией «Форексис»при активном участии российских ученыхматематиков, стала первой системой с поддержкой русского языка, ориентированной на нужды образовательных учреждений в области обнаружения некорректных заимствований [7].

На данный момент среди отечественных разработок есть и другие системы, позволяющие выявлять заимствования в учебных и научных работах. Среди них [6]: AdvegoPlagiatus (http://advego.ru/plagiatus/) – программа, разработанная прежде всего для копирайтеров и создателей сайтов. Она показывает степень уникальности текста, источники текста, процент его совпадения, а также в целом проверяет уникальность указанного сайта. «Истио» (http://istio.com) позиционируется как сервис анализа текстов. Как следует из описания, он также предназначается, в основном, для разработчиков рекламных текстов и статей. Функционально позволяет продемонстрировать и сопоставить длину текста, наиболее частые слова в тексте и другое. При обнаружении факта заимствования показывает список сайтов, на которых можно найти оригинальный текст. Практически не подходит для проверки студенческих работ, т.к. анализирует только тексты, представленные в интернете. «Плагиата.НЕТ» (www.mywebs.ru/plagiatanet.html) также проводит проверку по интернету. Программа оценивает оригинальность текста в процентах и показывает источники текста. Предназначена, в основном, для разработчиков сайтов и соответствующего контента «Детектор плагиата» (www.detectorplagiata.ru), разработана в Московском университете печати, обладает рядом возможностей, позволяющих применять ее для проверки студенческих работ. При этом сами разработчики отмечают, что в основном программа ориентирована на небольшие организации, в которых объем проверяемых материалов относительно невелик. Программа осуществляет сравнение исходных документов с документами, находящимися в локальной базе данных или в интернете, и в результате отображает информацию о заимствованных фрагментах и источниках заимствований.

Можно утверждать, что по состоянию на середину 2013 года около 250 российских вузов используют те или иные системы контроля некорректных заимствований в учебных и научных работах: более 200 вузов пользуются системой «Антиплагиат», несколько вузов используют другие отечественные и зарубежные системы, ряд вузов заявляли об использовании собственных разработок. Таким образом, письменные работы не менее 2,5 миллионов российских студентов проходят проверку на заимствования. Безусловно, это значительный прогресс сферы образования по сравнению с ситуацией 8-летней давности.

Совершенно иначе обстоят дела с обнаружением заимствований в сфере научных работ. В ситуации, когда набирают обороты скандалы с лишением ученых степеней в связи с выявленными в диссертациях заимствованиями [5], руководство Высшей аттестационной комиссии России (ВАК РФ) заявляет о необходимости реформирования системы присуждения ученых степеней [8].

Очевидно, что даже небольшие усилия по наведению порядка в сфере диссертаций, скорее всего, приведут к новым лишениям степеней. В то же время необходимо понимать, что диссертация как научный труд принципиально не может иметь большого количества читателей (если, конечно, она не издается после защиты в виде монографии), в отличие от научных статей, расчитанных на прочтение относительно широким кругом заинтересованных профессионалов.

Основные результаты любой диссертации, по требованиям ВАК РФ, должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях, перечень которых утверждается ВАК [9]. Это означает, что выявить проблемную диссертацию, то есть, содержащую значимый объем некорректных заимствований, возможно существенно раньше защиты и, тем более, присвоения/утверждения ученой степени ВАК.

Почему этого обычно не происходит? Вообще говоря, могут быть две наиболее вероятные гипотезы. Первая из них: содержание статей не соответствует содержанию диссертации. Такой вариант хочется сразу же отмести как маловероятный. И даже не потому, что такое несоответствие должен выявить ученый совет при приемке диссертации к защите или в процессе защиты. Такой случай представляется маловероятным в силу того, что соискателю, который имеет материал на несколько оригинальных статей, нет никакого смысла заимствовать текст для своей диссертации.

Вторая гипотеза, представляющаяся наиболее вероятной, заключается в отсутствии у изданий возможностей по обнаружению заимствований в принимаемых к публикации статьях. Существующая процедура рецензирования, даже если в ней участвуют профессиональные и независимые рецензенты, позволяет обнаруживать заимствования скорее случайно. И только в том случае, если рецензенты обладают колоссальной эрудицией. В то же время, как показывает опыт вузов в борьбе с несамостоятельностью подготовки учебных работ, существующие программные средства обнаружения заимствований могут весьма полезно дополнить эрудицию преподавателя или рецензента, существенно упростив его работу.

Таким образом, мы находимся в ситуации, когда практически ни одно российское научное издание, входящее в перечень ВАК РФ, очевидно, не используют в своей повседневной деятельности системы обнаружения заимствований. По какому пути пойдет дальнейшее развитие событий – пока сказать сложно. Будет ли введено в том или ином виде в критерии отбора изданий в список ВАК РФ требование использования автоматизированных средств обнаружения заимствований, по примеру существующего требования к ученым советам в «Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» [10]? Или же ВАК РФ самостоятельно будет осуществлять выборочный контроль публикаций? Точный ответ, видимо, пока не известен никому.

Известно другое: мы наблюдаем очевидное стремление сделать систему защиты диссертаций более прозрачной и такое стремление можно только приветствовать. Как показали проведенные под руководством автора исследования, даже такая ограниченная мера по увеличению прозрачности процесса защиты диссертаций, как обязанность публикации текста автореферата до защиты диссертации, введенная в 2006 году, позволила получить заметный эффект в виде снижения объема заимствований [11].



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
Абрамова, Н.Ю. Проблема плагиата в научных работах // Научная периодика: проблемы и решения. 2011. № 2. С. 25-28. Электронная версия: http://nppir.ru/article/1870/

Arny Novotney Beat The Cheat //edudemic.com [Электронный ресурс] URL: http://www.edudemic.com/2011/10/edtech-cheating/

Jonathan Bailey Hired Plagiarism: The Changing Business of Plagiarism // plagiarismtoday.com, 19.01.2012 [Электронный ресурс] URL:http://www.plagiarismtoday.com/2012/01/19/plagiarism-for-hire-the-changing-business-of-plagiarism/

Марина Лемуткина Бой плагиаторов// MK.RU [Электронный ресурс]URL: http://www.mk.ru/social/education/article/2009/07/08/315817-boy-plagiatorov.html

Новость на сайте Министерства образования и науки РФ от 31 января 2013 года, 14:15 [Электронный ресурс] URL: http://Минобрнауки.рф/новости/3029

Никитов, А.В., Орчаков, О.А., Чехович, Ю.В. Плагиат в работах студентов и аспирантов: проблема и методы противодействия. // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 5. С.61-68.

Чехович, Ю.В. Инструмент и только // Интервью интернет-изданию «Частный корреспондент» [Электронный ресурс]URL: http://www.chaskor.ru/article/antiplagiat_31963

Роман Уколов Диссертации переписывают набело: Спускают ли борьбу с плагиаторами на тормозах? Рассказывает глава ВАК Владимир Филиппов // Информационно аналитический портал Профиль| Profile.ru [Электронный ресурс]URL: http://www.profile.ru/article/dissertatsii-perepisyvayut-nabelo-spuskayut-li-borbu-s-plagiatorami-na-tormozakh-rasskazyvae

Положение о порядке присуждения учёных степеней (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 N 475). Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74. // ВАК Минобрнауки РФ. Нормативные документы. [Электронный ресурс]. URL: http://vak.ed.gov.ru/ru/docs/?id54=4&i54=4

Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.12.2011 г. № 2817.//ВАК Минобрнауки РФ. Нормативные документы. [Электронный ресурс]. URL: http://vak.ed.gov.ru/ru/docs/?id54=10&i54=7

Ольга Форись. Исторические заимствования // интернет-издание «Частный корреспондент» [Электронный ресурс] URL: http://www.chaskor.ru/article/istoricheskie_zaimstvovaniya_33399.