Интервью с членом Редакционной коллегии электронного журнала «Проблемы современного образования» (PMEDU)

Маркарова Т.С.
The future of libraries — electronic libraries or the depositaries of printing books? - View in English
Статья в журнале
Об авторах:

Маркарова Т.С.1
1 НПБ им. К.Д. Ушинского РАО

 Скачать PDF

Аннотация:
Интервью.

Ключевые слова:

электронные библиотеки, электронные книги, библиотеки, книги
Цитировать публикацию:
Маркарова Т.С. Интервью с членом Редакционной коллегии электронного журнала «Проблемы современного образования» (PMEDU) // Научная периодика: проблемы и решения. – С. 43-46. – doi: 10.18334/np3182

Markarova, T.S. The future of libraries — electronic libraries or the depositaries of printing books?. Scholarly Communication Review , 43-46. doi: 10.18334/np3182 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




НППиР: Когда и как появился журнал «Проблемы современного образования» (PMEDU)? Откуда появилась идея создания журнала?

Т.С. Маркарова: Основная идея – представление в Интернете официальной академической педагогической и психолого-педагогической науки в единстве с образовательной практикой под эгидой Российской академии образования.

Журнал «Проблемы современного образования» появился как правопреемник электронного журнала «Образование: исследовано в мире», права на который были утеряны ФГНУ НПБ им. К.Д.Ушинского РАО (учредитель PMEDU) в связи со смертью гл редактора. Журнал зарегистрирован как СМИ 29 сентября 2009 года.

НППиР: С какими сложностями столкнулись учредители журнала при его создании?

Т.С. Маркарова: Сложности были финансовые (вернее, отсутствие финансов), кадровые и технологические. Глубокое убеждение, что в электронном журнале должен осуществляться хотя бы простой поиск, столкнуло нас с проблемами выбора программного обеспечения, сопровождения и применения существующих классификационных схем и рубрик. Эта проблема решена частично: по мере накопления материала, становится очевидным, что ресурс нуждается в полнотекстовом поиске. А пока, так как PMEDU размещается на сайте библиотеки, навигация в журнале коррелирует с поисковыми параметрами электронного каталога библиотеки.

НППиР: Какие наиболее близкие аналоги Вашего издания выпускаются на зарубежном рынке?

Т.С. Маркарова: Следующие издания можно считать близкими по содержанию к нашему журналу: «Cambridge Journal of Education», «Educational Researcher», «International Journal of Research & Method in Education », «Research Papers in Education», «Theory and Research in Education».

НППиР: Какие цели были поставлены при создании журнала? Насколько удалось их достичь к настоящему моменту? Какие цели остались нереализованными?

Т.С. Маркарова: Создание гибкой и корректной информационной среды для обмена научным опытом и практико-ориентированными образовательными технологиями; способствование оптимизации оперативной коммуникации ученых в on-line режиме; интеграция российской педагогической и психолого-педагогической науки в мировую. Вот именно интеграция в мировую науку пока остается нереализованной по объективно-субъективным причинам: специфика гуманитарной науки, узкорегиональная проблематика, языковой барьер, неумение/нежелание изучения мирового опыта и т. д.

НППиР: Кто составляет основную аудиторию журнала? Как она менялась со временем?

Т.С. Маркарова: Основная аудитория журнала – это ученые, аспиранты, преподаватели, учителя и широкая педагогическая общественность. Она, по сути, постоянна. Были бы рады, если бы к этой аудитории присоединились студенты.

НППиР: Какие перспективы Вы видите в расширении тематики журнала или, наоборот, в усилении его специализации?

Т.С. Маркарова: Тематика журнала уже достаточно обширна в силу специфики педагогики и психологии, и узкопроблемные вопросы освещаются наряду с достаточно объемными и универсальными. Я не знаю, насколько это специализация, по-моему, нет. Но хотелось бы большего количества материалов по проблемам информационных технологий, учебных баз данных, структурировании и систематизации образовательного Интернет-пространства, оптимизации поисковой навигации и т.д.

НППиР: Как Вы считаете, может ли быть импакт-фактор в современных условиях объективным критерием значимости научного журнала? По каким критериям Вы оценили бы научный журнал, который видите в первый раз?

Т.С. Маркарова: Импакт-фактор – только один из формальных показателей значимости издания.

Я всегда оцениваю журнал с точки зрения содержания статей и соответствия заявленной тематике. И только во вторую очередь по формальным параметрам: корректность научного аппарата, оформление, состав редколлегии.

НППиР: Как организован процесс рецензирования в журнале? Какие технологии рецензирования используются? (открытое, слепое, двойное слепое).

Т.С. Маркарова: Был сформирован экспертный список рецензентов (открытый – корректируемый, дополняемый), разработана анкета (рабочий инструмент для рецензента, в котором формальные оценочные характеристики статьи не нуждаются в расширенном комментарии и собственно заключение с теми или иными рекомендациями). Используется технология слепого рецензирования.

НППиР: Какого рода государственная поддержка или устранение каких бюрократических барьеров могли бы способствовать развитию журнала?

Т.С. Маркарова: Прежде всего должна осуществляться реальная целевая государственная поддержка и финансирование науки и образования; хотелось бы, чтобы многолетние дебаты о внесении изменений в 4 часть ГК РФ принесли, наконец, плоды. Ведь электронная публикация актуальной информации (а это в основном научные журналы) во многом затруднена благодаря законодательству

НППиР: Размещаете ли вы рекламные сообщения в Вашем журнале? На каких условиях размещается реклама? Может ли подобный журнал, на Ваш взгляд, быть рекламной площадкой и какие особенности он должен иметь для этого?

Т.С. Маркарова: В нашем журнале отсутствуют рекламные сообщения, хотя я предполагаю, что в научных журналах вполне уместны социальная и научно-социальная реклама. Журнал в этом случае должен быть востребован и иметь постоянный круг подписчиков.

НППиР: Можно ли назвать журнал самостоятельным проектом или скорее поддержкой для какой-либо другой основной деятельности?

Т.С. Маркарова: Если исходить из статьи бюджета, то нет, а если – самодостаточности и цельности – то вполне самостоятельный проект.

НППиР: Осуществляет ли журнал международное сотрудничество?

Т.С. Маркарова: Да. В составе редколлегии есть зарубежные представители, более того, в последнее время портфель журнала пополняется статьями иностранных специалистов; есть намерение осуществлять переводы некоторых работ на русский язык или на английский язык по договоренности с авторами и правообладателями ( учеными из университетов /институтов России, США и Европы).

НППиР: Как бы Вы оценили ситуацию на рынке научной периодики в России? Какие перспективы Вы бы отметили как наиболее реальные для этого рынка?

Т.С. Маркарова: Ситуация на рынке научной периодики России хаотичная и бессистемная. Это во многом связано с активным перемещением печатного издания в электронную сферу и появлением собственно электронных журналов (таких как PMEDU), неготовность к этому переходу как издателей, так и авторов. И, безусловно, появление новых и «хорошо забытых старых» научных направлений и отраслей, интеграционные междисциплинарные процессы, отсутствие четкой классификации современной российской науки, попытка применить старые таксономические подходы, разобщенность ученых и научных коллективов игнорирование родственных зарубежных исследований. Отсюда достаточно размытое проблемно-тематическое разделение отечественной научной периодики. Повторюсь, перспективу вижу в: наличии строгой современной классификационной системы, преимуществе электронной формы над печатной, возможности самопубликации в научно-профессиональных электронных изданиях, формировании общественного/официального экспертного сообщества, оперативной коммуникации ученых разных стран близких исследовательских направлений.

НППиР: Как Ваше издание переживало (переживает) кризис? Как сокращаете издержки, за счет каких статей расхода? Были ли сокращения персонала? Почему?

Т.С. Маркарова: Наше издание никогда не переживало финансового расцвета, статьи расхода – штатные единицы бюджета библиотеки, которые постоянно сокращаются (поэтому пришлось прибегнуть к сокращению персонала); а в основном высокий профессионализм и большая заинтересованность тех, кто «работает» в журнале, тех, кто в нем публикуется и, наконец, многочисленных читателей. У нас есть обратная связь, мы стараемся, по возможности, удовлетворить запросы наших читателей, учесть их пожелания.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241