Интервью с выпускающим редактором журнала «Энергобезопасность и энергосбережение»

Зернес С.П.
Upcoming events: aims and objectives - View in English
Статья в журнале
Об авторах:

Зернес С.П.1
1 журнал "Энергобезопасность и энергосбережение"

 Скачать PDF

Аннотация:
Интервью.

Ключевые слова:

новые модели, картотека книгообеспеченности федерального государственного образовательного стандарта, электронно-библиотечная система, электронный каталог, автоматизированная книговыдача, научная библиотека, тьютерская поддержка, открытый доступ
Цитировать публикацию:
Зернес С.П. Интервью с выпускающим редактором журнала «Энергобезопасность и энергосбережение» // Научная периодика: проблемы и решения. – С. 43-46. – doi: 10.18334/np2358

Zernes, S.P. Upcoming events: aims and objectives. Scholarly Communication Review , 43-46. doi: 10.18334/np2358 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




НППиР: Когда и как появился журнал «Энергобезопасность и энергосбережение»? Откуда появилась идея создания журнала?

С. П. Зернес: Многие ещё помнят наше издание как «Энергобезопасность в документах и фактах» – именно под таким названием оно вышло впервые в 2005 году. Учредил журнал Московский институт энергобезопасности и энергосбережения (МИЭЭ), который, начиная свою работу как учебный центр повышения квалификации, быстро вырос в учреждение высшего образования. Ну а вузу просто необходимо иметь собственное печатное издание. Только журнал изначально задумывался не как вестник «для своих», а как полноценное федеральное СМИ, полезное сегодняшним и будущим специалистам отрасли. Было получено свидетельство о регист рации, присвоен ISSN, организовано включение в подписные каталоги.

НППиР: С какими сложностями столкнулись учредители журнала при его создании?

С. П. Зернес: Основные трудности начались, когда стало ясно, что мы хотим делать солидный научный журнал, достойный включения в перечень ВАК и несущий при этом помимо научной новизны практическую полезность. Совмещать эти две концепции, находить золотую середину непросто до сих пор. Для специалистов-практиков мы уже третий год выпускаем приложение к журналу совместно с разработчиками госстандартов и Правил устройства электроустановок.

НППиР: Какие наиболее близкие аналоги Вашего издания выпускаются на зарубежном рынке?

С. П. Зернес: Хочется равняться на International Journal of Electrical Power & Energy Systems от Elsevier. Его можно почитать на www.sciencedirect.com.

НППиР: Какие цели были поставлены при создании журнала? Насколько удалось их достичь к настоящему моменту? Какие цели остались нереализованными?

С. П. Зернес: Если говорить о целях глобальных – то это, естественно, рост, развитие и действительная помощь читателям в теории и на практике. А из намеченных нами ступенек на этом пути не реализована пока только труднодостижимая мечта о WoS и/или Scopus, над чем и работаем (журнал уже включили в Scirus и Ulrich's Periodicals Directory). А кое в чём мы, можно сказать, даже превзошли самих себя: выпуски журнала анализируются системой мониторинга ведущих СМИ «Медиалогия», организована доставка в библиотеки госорганов, создана англоязычная версия сайта, начато проведение собственных семинаров для молодых учёных, а дипломы и грамоты уже не умещаются на стене...

НППиР: Кто составляет основную аудиторию журнала? Насколько эта аудитория пересекается с планом при создании журнала? Как она менялась со временем?

С. П. Зернес: Среди наших читателей – сотрудники вузов, НИИ, администраций муниципальных образований, эксперты, руководители предприятий, подразделений, лабораторий, центров энергосбережения. Мы всегда рады сотрудничеству с новыми авторами и по-прежнему публикуем статьи аспирантов и соискателей бесплатно.

НППиР: Какие перспективы Вы видите в расширении тематики журнала или, наоборот, в усилении его специализации?

С. П. Зернес: В планах – создание рубрики по обмену опытом, где специалисты делились бы своими наработками в формате сообщения, максимум на одну полосу. Идею подсказал один из наших авторов из г. Калининграда. А что касается расширения тематики, то хочется, в частности, охватить вопросы эффективного использования энергии в самых различных отраслях – от сельского хозяйства до металлургии: потенциал сбережения есть везде.

НППиР: Как Вы считаете, может ли быть импакт-фактор в современных условиях объективным критерием значимости научного журнала? По каким критериям Вы оценили бы научный журнал, который видите в первый раз?

С. П. Зернес: Любые численные критерии, показатели, рейтинги, на мой взгляд – вещи сильно обезличенные. В случае с научной периодикой цифры необходимы, но далеко не достаточны для оценки результативности, ценности, эффективности и актуальности.

Новые журналы встречаю по одёжке и далее по контенту; всегда с любопытством изучаю издания, на которых вижу горделиво напечатанную крупными буквами информацию о ВАК-статусе. И грустно видеть, что многие из них имеют чрезвычайно опосредованное отношение к науке, а скорее характеризуются как отраслевые. Но ещё грустнее становится от изданий, делающих бизнес на желании соискателей учёных степеней опубликоваться любой ценой неважно где.

НППиР: Как организован процесс рецензирования в журнале? Какие технологии рецензирования используются? (открытое, слепое, двойное слепое).

С. П. Зернес: Предпочитаем одностороннее «слепое», но не протестуем, когда автор предоставляет вместе со статьёй в дополнение готовую рецензию, хотя и в этом случае никто не отменяет рецензирования нашей редколлегией и заключения научного редактора.

НППиР: Используется ли удаленная работа? Какие основные трудности возникают в организации этой работы и возникают ли вообще?

С. П. Зернес: Удалённо работают с нами наши авторы – жители самых разных регионов России и даже иностранцы. И, надо отдать им должное, практически всегда оперативно реагируют при необходимости внесения изменений в статьи или предоставления дополнительных материалов. Редакция не следует принципу «Переписка с читателями не ведётся»: ко всем авторам подход индивидуальный.

НППиР: Размещаете ли вы рекламные сообщения в Вашем журнале? На каких условиях размещается реклама? Может ли подобный журнал, на Ваш взгляд, быть рекламной площадкой и какие особенности он должен иметь для этого?

С. П. Зернес: Почему бы научно-техническому журналу не быть эффективной рекламной площадкой? У нас достаточно широкий спектр рекламных возможностей (хотя чаще всего рекламодатель предпочитает имиджевую статью), работаем как с компаниями, так и с рекламными агентствами. Стоимость размещения в изданиях такого рода всегда будет значительно ниже, чем в СМИ, рассчитанных на более широкий круг читателей, зато она по карману некрупным фирмам, которые занимаются интересными разработками, но не могут позволить себе масштабные рекламные кампании.

НППиР: Можно ли назвать журнал самостоятельным коммерческим проектом или скорее поддержкой для какой-либо другой основной деятельности?

С. П. Зернес: «Энергобезопасность и энергосбережение» стал уже в некотором роде лицом нашего института. Редакции, к счастью, не ставится задача получения максимальных прибылей; главное – сохранение этого «лица», то есть повышение научного уровня, качества, информативности. Творческие порывы тоже нам не чужды, и в год семилетия журнала был разработан его новый дизайн – более стильный, но сохранивший узнаваемые элементы. Надеемся, что читателям он придётся по душе.

НППиР: Осуществляет ли журнал международное сотрудничество?

С. П. Зернес: Сотрудничество с «Информнаукой» добавило к нашим подписчикам их зарубежных коллег, что не может не радовать. Всегда отслеживаю зарубежные новости по нашей тематике, последние тенденции.

НППиР: Как вы оцениваете перспективы распространения журнала в электронной форме? Как отразилось распространение электронной версии на печатном тираже?

С. П. Зернес: Выпуски в электронной форме мы начали распространять в 2010 году благодаря договору с компанией PARK.RU: она предоставляет читателям возможность приобретать номера как полностью, так и постатейно, а также в составе мониторингов на заданные темы. Считаю, что именно такое разнообразие вариантов и помогает максимально охватить аудиторию, потому что, например, с другим распространителем электронных версий результат получился практически нулевым. При всём при этом подавляющее большинство наших подписчиков предпочитает печатную версию – просто в силу своих привычек и пристрастий.

НППиР: Как бы Вы оценили ситуацию на рынке научной периодики в России? Какие перспективы Вы бы отметили как наиболее реальные для этого рынка?

С. П. Зернес: О, сейчас на этом рынке наблюдается невероятное разнообразие! Только в одном списке ВАК 2179 изданий, а сколько ещё вне его! Правда, очень хотелось бы видеть российские научные журналы не просто звеньями сложившейся цепочки «диссертация – публикация – защита», что наблюдается в последнее время, а неким мостиком между наукой и обществом.

Сейчас много говорится и даже кое-что делается для повышения уровня и престижа наших изданий в мировом научном сообществе, но всё же до тех пор, пока мы не признаем, что русский язык в качестве языка науки мало кому интересен, наши учёные так и будут «вариться в собственном соку»...

НППиР: Целесообразность Вашего членства в Союзе журналистов Москвы. Это способствовало или способствует как-то (в какой-либо мере) в целях создания журнала?

С. П. Зернес: Членство в Союзе придаёт некоторую весомость личному портфолио, да и для посещения многих мероприятий достаточно «помахать корочками», что очень удобно! А если серьёзно, Союз всегда поддерживает своих членов в профессиональной деятельности – к примеру, любые новостные релизы нашего журнала или информацию о выходе моих книг всегда публикует и распространяет с готовностью. В 2011 году после обучения у меня появился ещё и международный сертификат журналиста BBC&TOL.

НППиР: Как Ваше издание переживало (переживает) кризис? Как сокращаете издержки, за счет каких статей расхода? Были ли сокращения персонала? Почему?

С. П. Зернес: «Кризисом» любят объяснять слишком многое. В 2008 году в среде печатных СМИ, как и в книжной индустрии, царила, можно сказать, паника. Московская международная книжная выставка-ярмарка отлично это продемонстрировала, однако уже через год она состоялась совсем в других масштабах, нежели в кризисном году (и мы едва успели забронировать себе стенд!). Колебания подписки на журнал мы ощутили летом 2009-го. Но здесь могла повлиять и некоторая смена аудитории: как раз тогда мы взяли курс на повышение научного уровня. Большее внимание тогда уделили рекламе, целевым рассылкам. В нашем случае это работало, так как на тот момент о нас знали далеко не все. Ещё активнее журнал стал «светиться» на специализированных мероприятиях, участвовать во всевозможных конкурсах, и тоже небезрезультатно. Хотя, как говорится, лучшая реклама – это всё-таки хорошо сделанное дело.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241