Научная публикация поколения 2.0: перспектива или реальность?

Билан И.В.
Scientific Publishing of Generation 2.0: Perspective or Reality? - View in English
Статья в журнале
Об авторах:

Билан И.В.1
1 Московский государственный университет культуры и искусств

 Скачать PDF

Аннотация:

В статье проанализированы основные направления развития сферы электронного контента, сделаны выводы о перспективах научных публикаций в электронной форме. Особое внимание уделено сервисам самостоятельной публикации, предоставляющим возможность авторам более быстро опубликовать результаты научных исследований и получить отклик на свои публикации.

Ключевые слова:

интернет, научная публикация, электронный контент, научные социальные сети, самопубликация
Цитировать публикацию:
Билан И.В. Научная публикация поколения 2.0: перспектива или реальность? // Научная периодика: проблемы и решения. – С. 12-16. – doi: 10.18334/np2249

Bilan, I.V. Scientific Publishing of Generation 2.0: Perspective or Reality?. Scholarly Communication Review , 12-16. doi: 10.18334/np2249 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В 2012 году есть все основания полагать, что Всемирная сеть продолжит свой рост по большинству параметров. По мере того, как всё большая часть нашей личной, а затем и профессиональной жизни перемещается в «онлайн», мы становимся зависимы от интернета, причём в такой степени, какую раньше даже не могли себе вообразить. Согласно последним данным, число пользователей интернет сегодня составляет более двух миллиардов двухсот шестидесяти семи миллионов человек [1]. В процентном соотношении рост числа пользователей с 2000 по 2011 годы составил 528,1% [1]. Уже не являются редкостью для нас такие понятия, как электронное правительство, электронные деньги, электронный бизнес. Ряд понятий мы даже перестали переводить с английского языка на русский: e-mail, e-learning, e-commerce, e-book. Эти факты неизменно приводят нас к выводу о том, что электронные документы, электронные ресурсы уже стали частью профессиональной и образовательной сфер жизни. Прогнозируется даже преобразование в электронную форму существующих массивов печатных изданий [2].

По предварительным оценкам, около 4 экзабайт (миллиардов гигабайт или 1018 байт) уникальной информации будет создано в текущем году, что превышает количество информации, созданной за предыдущие 5000 лет. Для студентов, поступивших на технические специальности, это означает, что половина того, что они освоят за первый год, станет неактуальным к третьему году их обучения. По данным телеканала CNN, топ-10 профессий 2010 года не существовали в 2004 году. Специальности, которые сегодня входят в топ-10 позиций с самым высоким потенциалом роста зарплат в 2012 году (например, блоггер, менеджер по работе с социальными сетями [3]) также не входят в перечень направлений подготовки (специальностей) ВПО. Действующий в России перечень был утвержден в 2005 году, таким образом, мы готовим специалистов, которые просто не будут востребованы по окончании обучения.

Однако существование и обращение учебных и научных электронных ресурсов как устоявшийся факт не означает прекращения развития данного направления. Время, в которое мы живем, можно назвать экспоненциальным, ведь именно таковы темпы его изменения.

В соответствии с актуальными тенденциями информационного рынка можно выделить следующие основные направления развития сферы электронного контента:

Мобильность контента

Возможность получения доступа к электронному контенту из любой точки, где есть сеть интернет. Такое требование прописано и во ФГОС III поколения. Однако объективная реальность дополняет нормативные документы, мы говорим уже – из любой точки и с любого устройства. Ведь доступ к интернету сегодня востребован с 90% мобильных телефонов и только с 79% персональных компьютеров [4]! Причем речь идет не только о просмотре контента: 5 из 10 бестселлеров в Японии уже сегодня написаны на мобильном телефоне [5]. Таким образом, географический барьер распространения научной информации, существовавший ранее, более не препятствует обмену идеями и мыслями.

Социализация контента

По справедливой оценке специалиста по информационно-коммуникационным технологиям, профессора А.А. Андреева, «сегодня новый контент создается миллионами людей. Они, как муравьи в общий муравейник, приносят в сеть новые тексты, фотографии, рисунки, музыкальные файлы. При этом общение … все чаще происходит не в форме прямого обмена высказываниями, а в форме взаимного наблюдения за сетевой деятельностью» [6]. То есть процесс публикации становится связанным с процессом использования так тесно, как никогда ранее. Практически сегодня происходит интеграция публикации, рецензирования, цитирования, а также доступа к произведению. Такая тенденция стала естественным следствием возможностей всего технологического многообразия XXI века. Вне постоянной оперативной связи с ядром научного сообщества исследователь теперь быстро становится маргиналом даже в том случае, если он получает результаты высокого качества [7].

Здесь же важно вспомнить и о веб-сервисах поколения 2.0, которые также ориентированы на повышение доступности информации, легкости информирования о ней других пользователей. Поиск партнеров, оппонентов или рецензентов с использованием таких сервисов значительно облегчает жизнь научно-образовательного сообщества. Именно поэтому на сегодняшний день столь велико количество отраслевых научных социальных сетей. В Рунете в качестве примера можно привести сети «Соционет», «Профессионалы.ру», «Ученые России» [8], в англоязычном сегменте интернета – ResearchGate, ResearcherID, и другие. То есть объективной реальностью становится совместное создание и использование научного контента.

«Облачность» контента

Активное развитие упомянутых выше направлений приводит научное сообщество к осознанию комфорта хранения и обработки научного контента на удаленных серверах с использованием облачных технологий. Отсутствие необходимости хранения данных на собственных устройствах, снижение потребности в вычислительных мощностях облегчает создание научного контента: планшетный компьютер с доступом к интернету сегодня заменяет мощный компьютер, а иногда – даже целую лабораторию [9]. Помимо создания контента, использование его из облачных хранилищ также дает большую свободу: читатель становится независим от устройства доступа и может продолжать взаимодействовать с контентом вне зависимости от смены устройства с сохранением проделанной работы.

Доступность контента

Интернет уже является основным источником получения информации, и если полнотекстовой – еще не всегда, то библиографической – уже полностью. Преодоление невозможности получить доступ к научной информации – задача, уже решенная на западе. В России же, ввиду специфики нашего законодательства с одной стороны, и экономических предпосылок – с другой, распространение научной информации в режиме открытого доступа затруднено. Актуальна коммерциализация знаний, которая стимулирует первый этап цикла управления академическими знаниями – научные исследования.

Инновационность контента

Научная, а также образовательная информация обретает глобально новые формы. Причем формы, которые мгновенно обретают практическую значимость и ценность, распространяются повсеместно. В качестве примера можно привести использование видеоблоггинга для фиксации научных экспериментов в химии, физике, биологии [11]. Другой интересный пример – уроки iPad-приложения ShowMe, которые представляют собой видеозапись изменений на виртуальной доске (аналог школьной доски) с аудио комментариями [12].

Как следствие обозначенных направлений развития, новые свойства научного контента приводят к новым способам и средствам научной публикации. Состояние издательского рынка, а также возможности информационных технологий в совокупности создают новую тенденцию. Ученые приходят к поиску средств самостоятельной публикации результатов своего интеллектуального труда в интернете. Такая публикация связана с процессами рецензирования научной информации, оценки ее научной значимости и с защитой прав автора. Самопубликация – это новый путь от автора к читателю. Впервые появляется возможность выбора: традиционная публикация или электронная самопубликация. Ожидание очереди на включение в номер или самостоятельное определение сроков публикации, и как следствие – выбор каналов распространения. От момента, когда произведение создано, до непосредственной публикации при традиционном издании проходит порядка полугода, при самопубликации этот срок сокращается до нескольких дней.

В качестве примера можно привести американские сервисы самопубликации Lulu.com, Self-publish-your-book.com. Дополнительным преимуществом самопубликации результатов собственного интеллектуального труда в электронной форме является беспрепятственная возможность дальнейшей традиционной публикации на бумажном носителе – если такая необходимость возникнет. Один вид не отменяет и не запрещает другого. Электронная самопубликация не связана с печатным экземпляром, в отличие от традиционных видов издания, при котором издательства стремятся приобрести права на все виды публикуемых документов, вплоть до полного отчуждения прав.

Возможности научной коммуникации больше не ограничены тем, насколько коммерчески привлекательным кажется материал издателю. Процент отчислений автору от продажи его материалов не зависит от реализации тиража, и превышает устоявшийся при традиционной публикации. К примеру, в Америке самопубликация позволяет автору получить до 50–70% роялти, в сравнении с 10–15% – от традиционного издания [12].

При электронной самопубликации наличия положительной рецензии достаточно для подтверждения уровня работы. В традиционном же научном издании необходимость статусов и регалий сегодня первостепенна – это знает любой аспирант. С одной стороны, профессиональный авторитет является несомненной защитой от лженаучных и графоманских публикаций. С другой – молодой добросовестный автор не имеет возможности донести результаты своего труда до научного сообщества. Один из вариантов решения такой проблемы – создание социальной сети компетентных в своих отраслях рецензентов. То есть публикация проходит проверку, но все происходит в единой среде, а значит – в режиме реального времени. Получив рецензию, автор может сразу актуализировать работу и представить ее на суд общественности.

Как сказал Эрик Шмидт, председатель совета директоров компании Google, «мы верим в Бога, но во всем остальном полагаемся на данные» [13]. Создание такого рода данных – несомненная прерогатива научного сообщества. Эффективных веб-сервисов самопубликации научного и образовательного контента в России ещё не было создано.

Над реализацией такой задачи работает Консорциум «Контекстум» в рамках исполнения обязательств по государственному контракту № 07.524.11.4002 от 20 сентября 2011 г. В перспективе вебсервис станет ценным инструментом научной коммуникации и откроет российским ученым новые горизонты.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
Internet World Stats: Usage and Population Statistics [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.internetworldstats.com/stats.htm.

Степанов В.К. Библиотеки в системе легального распространения цифрового // Современная библиотека. – 2011. – № 6. – С. 10–16.

Топ-10 профессий с потенциалом роста зарплат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hh.ru/article.xml?articleId=11989.

Шрайберг Я.Л. Электронная информация, библиотеки и общество: что нам ждать от нового десятилетия информационного века: ежегод. докл. конф. «Крым», 2011 г. – М.: ГПНТБ России, 2011. – 80 с.

Презентация сервиса Электронные книги GOOGLE в Москве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rucont.ru/news/86.

Андреев А.А. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. – М., 2008. – С. 94.

Штепа В.И. Информационное обеспечение химической науки и образования // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 5. – С. 138–142.

Соколова М.Е. Развитие научно-сетевого Рунета: от телекоммуникационных сетей до технологий Веб 2.0 // Информационные ресурсы России. – 2011. – № 3. – С. 16–20.

Билан И.В. Облачные сервисы для библиотек и образования // Университетская книга. – 2011. – № 12. – С. 56–59.

Hill D. 1.5 Million Lessons And Growing: ShowMe App Emerges as Leader in iPad Digital Education Revolution [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://singularityhub.com/2012/03/16/1-5-
millions-lessons-and-growing-showmeapp-emerges-as-leader-in-ipad-digitaleducation-revolution.

Why Do Writers Self-Publish? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://savvybookwriters.wordpress.com%2F2012%2F03%2F20%2F2529%2F&sa=D&sntz=1&usg=AFQjCNFT1Nwp7msB80bgsAz3ZATL2gOMRw.

Saenz A. Google’s Eric Schmidt On Collective Intelligence: “In God We Trust…But All Others Bring Data” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://singularityhub.com/2012/02/06/googleseric-schmidt-on-collective-intelligence-%E2%80%9Cin-god-we-trust-but-allothers-
bring-data%E2%80%9D.

Тихомиров В.П. Мир на пути SMART EDUCATION. Новые возможности развития // Открытое образование. – 2011. – № 3. – С. 22–28.