Ситуационные центры перспективы цифровых технологий: площадка для апробации цифровых технологий

Холин А.Н.
The Situation Centre: prospects for digital technologies. A platform for digital technologies aprobation - View in English
Статья в журнале
Об авторах:

Холин А.Н.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

 Скачать PDF

Аннотация:
Передовые технологии Ситуационных центров, в том числе использование виртуальных переговорных, поддерживающих естественный характер общения лицом к лицу, и визионариумов в качестве инновационного мультимедиа
инструментария отображения информации в стереоскопическом режиме, обеспечивающего коллективную работу с пространственными объектами, позволяют комплексно повысить эргономику общего информационно-коммуникационного пространства и эффективность групповых
действий по анализу сложных ситуаций. Применению данных технологий нет границ: образование, наука, государственное управление, бизнес, социальная сфера. Благодаря
их использованию создаётся возможность проведения на
принципиально новом уровне совещаний, семинаров, электронных конференций, когда участники, с одной стороны, взаимодействуют в привычном, естественном режиме «живого общения», а с другой – могут активно включаться в совместную работу над документами, пространственными моделями, иным сложным контентом.

Ключевые слова:

государственное управление, наука, образование, мультимедиа, коммуникационное пространство, цифровые технологии, виртуальная переговорная, анализ сложной ситуации, живое общение, повышение помехоустойчивости, визионариум, детализация данных, телеприсутств
Цитировать публикацию:
Холин А.Н. Ситуационные центры перспективы цифровых технологий: площадка для апробации цифровых технологий // Научная периодика: проблемы и решения. – С. 6-9. – doi: 10.18334/np1636

Kholin, A.N. The Situation Centre: prospects for digital technologies. A platform for digital technologies aprobation. Scholarly Communication Review , 6-9. doi: 10.18334/np1636 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В настоящее время не существует единого подхода к определению ситуационных центров, общепринятой методологии их создания и функционирования. Это объясняется высокой степенью уникальности каждого Ситуационного центра и относительно небольшим сроком их существования в качестве отдельного класса систем. Однако можно утверждать, что идеология функционирования ситуационного центра основана на интеграции в одной организационно-функциональной структуре совокупности управленческих, аналитических, информационных, коммуникационных, мультимедиа и других видов ресурсов для обеспечения всестороннего, оперативного, интеллектуального анализа объекта и групповой выработки адекватных решений по управлению сложными ситуациями. Иными словами, Ситуационный центр стоит на вершине интеллектуальных информационно-коммуникационных технологий.

Чтобы обеспечить максимально возможный уровень интеллектуальных компонентов, в данных системах стратегического управления постоянно совершенствуется аналитический инструментарий и системы поддержки принятия решений. Вместе с тем в основе групповых сессий в ситуационном центре лежат взаимодействия экспертов, лиц, принимающих решения, аналитиков, модераторов, и других участников, то есть, в конечном итоге, – человеческие коммуникации, которые не представляется возможным полностью алгоритмизировать и автоматизировать. Однако, с другой стороны, их возможно перевести на качественно новый уровень. Поэтому, с учётом того, что кроме перспективного аналитического инструментария в подобных системах стратегического управления, прежде всего, важны сами люди, организация их бесперебойной, комфортной работы, – Ситуационный центр, де-факто, является постоянной площадкой для разработки, апробации и внедрения передовых цифровых технологий и решений на их основе. А именно: цифровых носителей информации, цифровой подписи, цифровых защищенных каналов связи, распределённых хранилищ цифровых ресурсов, цифрового офиса, цифровых коммуникаций и других.

Старт систем нового класса

Несмотря на политический вес США, которые могли бы отстоять пальму первенства в создании ситуационного центра за собой во времена Карибского кризиса в 1960-х годах, в научном сообществе принято считать, что первый в мире реально действующий Ситуационный центр появился лишь в начале 1970-х годов в Чили (в стране с крайне сложной социально-экономической и политической обстановкой). Инициатором создания такого центра выступил глава правительства Сальвадор Альенде, который первым осознал, что его страна сможет выжить только в случае, если будут найдены кардинально новые подходы к её управлению. А принципы построения уникальной системы стратегического управления были сформулированы английским учёным Стэффордом Биром.

В России толчком для появления первого ситуационного центра также послужило драматическое событие: авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Однако, несмотря на эффективность ситуационного центра, вследствие высокой трудоёмкости создания и стоимости широкого распространения данные системы в то время в нашей стране не получили. Так, лишь в 1994 году был создан Ситуационный центр в Совете безопасности при Президенте РФ. В 1996 году введён в строй Ситуационный центр в резиденции Президента РФ. В 2004 году развёрнуты пусковые комплексы Ситуационных центров полномочных представителей Президента РФ во всех федеральных округах. Тем не менее, на сегодняшний день Ситуационный центр имеется при Правительстве РФ, у целого ряда федеральных ведомств и губернаторов: Ленинградской, Белгородской, Пензенской, Орловской, Тюменской и других областей. Также, необходимо отметить, что ситуационные центры широко внедряются в крупных и даже средних бизнес структурах.

Возможности использования цифровых технологий

Благодаря применению цифровых технологий достигается:

● повышение помехоустойчивости передачи сигналов,

● существенное увеличение объёма передаваемой информации,

● повышение качества изображения и звука, формирование систем отображения высокой чёткости и другие преимущества.

Это, в свою очередь, даёт колоссальные возможности для визуализации сложного контента, представления информации разной природы и формирования общего информационно-коммуникационного пространства многих пользователей.

Одной из интересных с практической точки зрения возможностей применения цифровых технологий, получающих старт в ситуационных центрах, является реализация визионариумов – инновационного мультимедиа инструментария отображения информации в стереоскопическом режиме. В ситуационных центрах визионариумы используются для визуализации комплексной обстановки в социальной, экономической, политической и других сферах с широким привлечением аудиовизуальных средств для формирования виртуальной реальности и обеспечивают наглядное представление ситуации в виде пространственной модели. В результате, обеспечивается наглядная визуализация множества показателей и связей в трехмерном пространстве с эффектом присутствия. Технически визионариум включает систему отображения, систему ЗD-визуализации и сенсорные устройства дистанционной работы, например, интерактивные панели или столы. Система отображения может достигать в высоту нескольких метров и создавать панорамный обзор более 180 градусов, а используя широкие возможности представления информации и окружая пользователей изображением со сверхвысоким разрешением, тем самым – добиваться эффекта полного погружения.

Дополнительно благодаря применению интерактивных систем пользователи могут активно работать в общем информационно-коммуникационном пространстве с аналитическим и иным инструментарием. Например, масштабировать, вращать и производить различные операции с моделью, выбирать вид визуализации, а также получать детализацию по интересующим объектам (drill down). Система ЗD-визуализации обеспечивает возможность работы с объёмными моделями и другим контентом в режиме «активного» стерео, а сенсорные устройства управления позволяют участникам взаимодействовать с пространственными моделями и графическими материалами: вносить пометки, комментарии, которые в реальном времени визуализируются в пространстве для коллективной работы.

Кроме того, ещё одна из перспективных возможностей применения цифровых технологий, активно распространяющихся в ситуационных центрах, – это реализация последнего поколения видеоконференций в виде телеприсутствия и создания виртуальной переговорной. Что представляется очень удобным в качестве инструмента работы с территориально-удаленными участниками обсуждений и коллективного принятия решений. Такие возможности выводят совместную работу на совершенно новый уровень и коренным образом изменяют процесс проведения видеоконференций. Виртуальная переговорная сочетает в себе эффективные средства проведения совещаний и коллективной деятельности (в том числе инструментов совместной работы над документами) с высокотехнологичными решениями по организации участия удаленных экспертов. Применение видеоконференций в виде телеприсутствия обеспечивает «живое общение» с удаленными абонентами, позволяя осуществлять эффективное взаимодействие. Поскольку у участников возникает ощущение того, что все они находятся в одном помещении, их совместная работа обретает естественный характер и становится столь же эффективной, как при общении лицом к лицу. Для достижения эффекта присутствия всех участников в одном месте используются такие достижения цифровых технологий, как высококачественный звук и видео высокой четкости (цифровые тюнеры) с обеспечением минимального запаздывания при ограниченной пропускной способности каналов связи (цифровая технология передачи сигнала). В таких условиях становится возможным передача самой «обстановки» встречи: изображение передается в натуральную величину со стереозвуком, создающим ощущение, что голос исходит непосредственно от участников. Кроме прямого визуального контакта, полностью дуплексная связь позволяет участникам общаться в режиме реального времени, улавливая малейшие интонации и все нюансы разговора, несмотря на то, что участники совещания могут быть разнесены географически и даже находится в разных временных зонах.

Отдельное внимание в виртуальной переговорной уделяется средствам совместной работы и организации коллективного доступа к информации. Применение цифровых технологий дополнительно улучшает существующий механизм совместного редактирования и рецензирования электронных документов с использованием специализированных инструментов поддержки дискуссий, а также организует распределённое хранение цифровых ресурсов с единым интерфейсом доступа к ним для обмена информацией. Это значительно ускоряет и упрощает обмен информацией по рассматриваемым вопросам.

Таким образом, создание виртуальных переговорных способствует повышению эффективности совместной работы за счет формирования комфортного общего информационно-коммуникационного пространства, предоставляющего возможности доступа к распределённым хранилищам цифровых ресурсов и нового поколения видеоконференций, поддерживающего естественный характер общения лицом к лицу.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
Ильин Н.И. Развитие систем специального информационного обеспечения государственного управления / Н.И. Ильин.

Н.Н. Демидов. П.Н. Попович: Федеральная служба охраны Российской Федерации. – М.: Медиапресс. 2009. – 288 с.

Ильин Н.И. Ситуационные центры. Опыт, состояние, тенденции развития / Н.И. Ильин, Н.Н. Демидов, Е. В. Новикова. – М.: МедиаПресс, 2011. – 336 с.

Юсупов Р.М. Научно-методологические основы информатизации / Р.М. Юсупов, В.П. Заболотский. – СПб.: Наука, – 455 с. – 69 ил.