Создание сайта научного журнала в России

Абрамов Е.Г.
Creating a site for a scientific journal in Russia - View in English
Статья в журнале
Об авторах:

Абрамов Е.Г.1
1 журнал "Научная периодика: проблемы и решения"

 Скачать PDF

Аннотация:
Процесс построения или реорганизации сайта научного журнала должен начинаться с анализа не только технических особенностей, но и требований, предъявляемых официальными организациями. В статье проводится подбор требований к сайтам научных журналов, предлагаемых ВАК и SCOPUS, приводятся рекомендации по выбору формата сайта научного журнала.

Ключевые слова:

интернет-магазин, научный журнал, сайт научного журнала, сайт, ВАК, SCOPUS, продажа статей
Цитировать публикацию:
Абрамов Е.Г. Создание сайта научного журнала в России // Научная периодика: проблемы и решения. – С. 22-26. – doi: 10.18334/np1318

Abramov, E.G. Creating a site for a scientific journal in Russia. Scholarly Communication Review , 22-26. doi: 10.18334/np1318 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Без чего не может существовать научный журнал в XXI веке? Конечно же, без сайта! Точнее, скорее всего, может, но без возможности распространить информацию о себе это существование будет довольно спорным.

Требование о наличии самостоятельного сайта предъявляют все основные организации, осуществляющие обработку научных журналов, а также контроль над их деятельностью.

Какие требования предъявляются к сайтам?

Требования ВАК

Из общих требований ВАК для научных журналов можно выделить следующие, которые имеют отношение к сайту:

● аннотации статей, ключевые слова, информация об авторах должны находиться в свободном доступе в Интернете на русском и английском языках, полнотекстовые версии статей в свободном доступе или доступными только для подписчиков не позднее чем через год после выхода журнала;

● рекомендуется указывать место работы всех авторов и контактную информацию для переписки в периодическом издании и в Интернете;

● необходимо обязательно указывать состав редакционной коллегии или совета с указанием ученой степени и ученого звания на сайте научного периодического издания.

Эти требования во многом имеют своей целью повышение уровня представления российских журналов до международных стандартов, а также упрощение работы организаций, осуществляющих аналитическую деятельность в области государственного регулирования, библиометрии и наукометрии.

Требования SCOPUS

Кроме основных требований SCOPUS особенно выделяет доступность сайта на английском языке:

● наличие и качество сайта на английском языке;

● наличие содержания журнала на английском языке.

Как мы видим, эти требования обусловлены тем, что современный журнал в условиях глобальной научной среды должен быть доступным для исследователей по всему миру, а английский язык признан международным научным языком. Кроме этого, в составе экспертов обычно присутствуют представители разных стран, от их мнения будет зависеть включение журнала в международную базу.

По каким типам можно классифицировать сайты научных журналов?

В зависимости от общей концепции научного журнала его представительство в Интернете может также варьироваться от одной страницы до объемного портала с элементами социальной сети. Стоимость создания такого сайта также может составлять от 5 тыс. руб. до 300-400 тыс. руб.

Рассмотрим эти варианты подробнее.

Одностраничный сайт

Базовую информацию о журнале действительно можно разместить на одной или максимум 3-4 страницах. Преимуществом такого сайта можно считать возможность создать его быстро и практически бесплатно. Также такой сайт не потребует особых затрат на сопровождение, регистрацию доменного имени, хостинг и т.п. Этот вариант обычно подходит либо для новых журналов, которым нужно временное решение проблемы, либо это могут быть и авторитетные журналы с долгой историей, которые по различным причинам не заинтересованы в активном распространении информации о себе. Примеров таких сайтов более чем достаточно среди вузовских вестников.

Информационный портал

Кроме обычных страниц на таких сайтах часто ведется новостная лента, присутствует возможность подписки на журнал онлайн. Такой сайт обладает фирменным стилем. Основная задача для данного типа сайта – это поддержка бренда журнала и привлечение постоянных посетителей.

Информационные порталы часто используются журналами, позиционирующими себя как независимые издания. В качестве примеров можно привести такие журналы как «Вопросы экономики» – vopreco.ru, «Энергобезопасность и энергосбережение» – endf.ru (рис. 1), «Вода: химия и экология» – watchemec.ru.

Рис. 1. Сайт журнала «Энергобезопасность и энергосбережение», пример информационного портала

Как правило, сайт, созданный в форме информационного портала, обладает такими дополнительными преимуществами как поддержка нескольких языков сайта, что позволяет привлекать посетителей, не владеющих русским языком, возможностью отбора статей по рубрикам, ключевым словам, авторам и т.п. Также сайт позволяет проводить более эффективные мероприятия по его «раскрутке» или поисковому продвижению.

Этот сайт может использоваться для отдельного журнала или для целого издательства, выпускающего журналы в рамках одной научной отрасли.

Стоимость разработки такого сайта может составлять от 15 до 120 тыс. руб.

Рис. 2. Страница сайта, посвященная журналу «Вестник Казанского ГАУ», пример сайта журнала при вузе

Сайт как социальная сеть

Такой сайт отличается от информационного портала часто возможностью регистрации авторов и читателей журнала, инструментами обратной связи, включающими возможность оценки и комментирования любых материалов (от новостей до журнальных статей и рубрик).

Такой сайт подойдет для журналов, обладающих значительной аудиторией, позволяющей использовать обратную связь от посетителей максимально эффективно.

Стоимость разработки такого сайта составит от 20 до 150 тыс. руб.

Сайт на платформе Интернет-сообщества

Сейчас некоторые сайты Интернет-сообществ, такие как SciPeople.ru, Phido.ru, Vkontakte.ru готовы предоставить возможность размещать информацию о журнале в достаточно удобной форме. После регистрации журнала на сайте сообщества появляется самостоятельный раздел. В некоторых случаях для этого раздела можно подобрать доменное имя третьего или второго уровня.

К плюсам такого сайта можно отнести бесплатное использование, возможность быстрого создания, ведения новостной ленты, а также распространение информации о журнале среди участников сообщества.

Минусами является технологическая ограниченность, так как дорабатывать платформу ради требований одного журнала создатели, конечно же, не станут. Тем более, требования разных журналов могут вступать в противоречия между собой. В этом случае также можно будет забыть о своем уникальном дизайне, он будет ограничен максимум возможностью выбора из заданных вариантов или же все журналы с виду будут похожи один на другой.

Сайт как Интернет-магазин

Для крупных издательств, осуществляющих самостоятельное распространение журналов и книг в печатной и электронной форме, часто имеет смысл задуматься о превращении всего сайта в функциональный Интернет-магазин. Примером может служить сайт Издательства «Машиностроение» – mashin.ru (рис. 3).

Рис. 3. Сайт издательства «Машиностроение», пример Интернет-магазина

Такой сайт обычно является инструментом коммерческой деятельности и позволяет организовать продажи статей, журналов и книг без посредников.

Стоимость разработки такого сайта вряд ли будет ниже 100 тыс. руб., а в пределе может достигать и 300-400 тыс. руб.

Сайт как онлайн-библиотека

Простым способом создания сайта научного журнала может быть его размещение в одной из электронных научных библиотек, например elibrary.ru или dilib.ru (рис. 4). Это позволит предоставить читателям основную информацию о журнале, полное содержание выпусков журнала с удобным поиском, а также возможностью реализации статей и выпусков с помощью посредника в лице библиотеки.

Рис. 4. Сайт Digital library, пример онлайн-библиотеки

Этот вариант можно назвать условно бесплатным, так как для размещения журналов требуется осуществить их разметку самостоятельно, либо по расценкам библиотеки.

Вместе с этим, к минусам сайтов такого типа можно отнести все недостатки массовых платформ. Использовать индивидуальные функции на таком сайте точно не получится, так как основная цель у научных библиотек все же состоит в предоставлении материалов из различных журналов, поэтому особенности конкретного журнала вряд ли будут учтены при разработке библиотеки.

Какой сайт выбрать?

Не стоит забывать также о том, что чаще всего по сайту журнала складывается первое впечатление об издании, так что продуманный функциональный дизайн и приятное оформление позволят расположить к себе потенциальных партнеров.

После оценки этого фактора уже стоит рассмотреть и другие направления использования сайта. Здесь все цели можно разделить на несколько групп.

Если для журнала важно выполнить только формальные требования ВАК, то подойдет одностраничный сайт или бесплатная страница на сайте одного из онлайн-сообществ.

Чтобы сделать сайт журнал информационным центром, автоматизировать общение с авторами и подписчиками, то стоит задуматься о создании информационного портала или социальной сети, а также приложить усилия к поисковому продвижению. Этот же вариант является практически единственным для включения журнала в международные базы цитирования.

Если основной целью является продажа статей и журналов, то вполне достаточно будет размещения журнала в электронных библиотеках. В отдельных случаях имеет смысл создание собственного Интернет-магазина.

.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
Критерии для включения в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://vak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/enumeration/2010/kriterii-01-07-2010-1.doc. – Загл. с экрана.

Кириллова О.В. Обзор критериев отбора первоисточников в отечественные и зарубежные реферативные и аналитические базы данных // Материалы XIV-й международной научно-практической конференции «Science online: электронные информационные ресурсы для науки и образования». – Марокко, г. Агадир, 23-30 мая 2010 г. – http://elibrary.ru/projects/conference/morocco2010/presentations/kirillova.ppt.