Социально-ответственный бизнес как субъект региональной социальной политики

Бурдули В.Е.
Socially responsible business as a subject of regional social policy - View in English

 Скачать PDF | Загрузок: 1

Аннотация:
Целью данной статьи стало изучение и анализ феномена социально-ответственного бизнеса как субъекта региональной социальной политики. В статье анализируется проблема реализации региональной социальной политики посредством ведения социально-ответственного бизнеса малыми, средними и крупными предприятиями.
Материалы и методы. В данном исследовании автор использовал следующие научные подходы и методы: логический и аналитический метод для анализа основных направлений корпоративной социальной политики предприятий в Российской Федерации, методы анализа и синтеза, обобщения и сравнения для изучения тенденций реализации государственной социальной политики и ее синтеза с социально-ответственным бизнесом. Полученные данные обобщены, систематизированы и представлены в соответствии с требованиями к изучаемой проблеме.
Результаты. В данной статье рассмотрены основные уровни социальной политики государства. Внимание автора акцентировано на региональной социальной политике и ее субъект-объектном составе. В качестве одного из ключевых субъектов выделен социально-ответственный бизнес, определены основные его направления развития и вклад в развитие региона. Автором определены актуальные направления деятельности и проблемы крупных, средних и малых предприятий в сфере социальной ответственности.
Выводы. В рамках проведенного исследования автор пришел к следующему заключению: в настоящее время социально-ориентированная и социально-ответственная политика предприятий и концепция устойчивого развития обеспечивают длительное развитие компании и ее конкурентоспособность на рынке, а также решение задач региональной социальной политики, то есть социально-ответственный бизнес становится субъектом региональной социальной политики.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Бурдули В.Е. Социально-ответственный бизнес как субъект региональной социальной политики // Экономика и социум: современные модели развития. – 2020. – Том 10. – № 1. – С. 59-68. – doi: 10.18334/ecsoc.10.1.100684

Burduli, V.E. (2020) Socially responsible business as a subject of regional social policy. Economics and society: contemporary models of development, 10(1), 59-68. doi: 10.18334/ecsoc.10.1.100684 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Введение

В настоящее время особую актуальность приобретает региональная направленность развития социального пространства, то есть наблюдается воздействие региональности на социальное поведение населения. На территории регионов реализуются процессы, которые свойственны для всего государства в целом, так и специфические, характерные только для данного региона. Поэтому региональную социальную политику следует рассматривать как подсистему государственной социальной политики в контексте развития социального государства.

Объектом региональной социальной политики является регион, в который интегрированы индивиды и социальные общности, формирующие и реализующие социальные отношения, процессы и социальное взаимодействие. Региональная социальная политика направлена на более целенаправленное решение проблем социальных общностей, что подчеркивает ее специфику.

Субъектами региональной социальной политики становятся органы регионального государственного управления, общественные организации, компании и предприятия, а также отдельные социальные группы и индивиды.

Система регионального управления самостоятельно не сможет решить весь спектр социальных проблем и задач, поэтому на помощь привлекаются крупные компании, а также малый и средний бизнес (МСБ), что осуществляется путем реализации социальных проектов, благотворительности, развитии территории [3] (Bobrova, 2013).

Результаты исследования

Государственная социальная политика реализуется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Федеральный уровень формирует нормативно-правовую базу и определяет основные направления взаимоотношений между регионами, централизованное финансирование. Федеральный уровень является базой для региональной социальной политики. Региональный же уровень ориентирован на решение конкретных задач региона, в данном случае федеральная социальная политика адаптируется и конкретизируется под потребности и проблемы региона, к их числу относят следующие: социально-экономическое развитие региона, решение проблем населения, реализация политики социальной защиты населения, решение проблем занятости населения, медицинского обслуживания и образования. На местном (муниципальном) уровне происходит еще большая конкретизация целей, методов и подходов реализации социальной политики государства применительно к муниципальным образованиям и их особенностям. Основные направления социальной политики государства подстраиваются под требования конкретного региона, закрепляются указами, постановлениями, региональными программами развития определенного региона.

Швецов А.Н. выделяет два блока в региональной социальной политике: общесистемный блок и территориальный. Так, к общесистемному блоку относят воздействие глобального мирового экономического кризиса, демографические проблемы, проблему занятости населения и нестабильность на рынке труда, проблемы в системе образования. Территориальный блок включает в себя уровень жизни населения региона, проблемы качества жизни, проблемы кадрового обеспечения и прочее. Общесистемный блок оказывает прямое воздействие на территориальный [11] (Shvetsov, 2009).

Для типологизации и конкретизации проблем региональной социальной политики принято выделять четыре сектора общественной жизни: демография региона, проблема занятости и трудоустройства, личные доходы населения, инфраструктура. Категоризация социальных проблем по предложенным секторам помогает не только их идентифицировать, но и разрабатывать пути их решения [7] (Zhdanchikov, 2016).

Поэтому ключевыми целями региональной социальной политики являются:

· решение демографических проблем, связанных с уровнями рождаемости и смертности, продолжительностью жизни населения, миграционными процессами;

· поддержание необходимого уровня и качества жизни;

· социальная защита населения;

· обеспечение стабильности в сфере занятости, снижение уровня безработицы в регионе;

· развитие системы образования;

· подготовка квалифицированных кадров;

· развитие духовной сферы;

· поддержка органов местного самоуправления в реализации социальной политики на местном уровне [4] (Vertakova, Lavrikova, 2016).

В настоящее время наблюдается переход ряда полномочий по вопросам социальной политики в ведомство субъектов Российской Федерации, то есть наблюдается акцент именно на региональном уровне социальной политики, реализация которой становится возможной посредством синтеза с бизнес-сообществом, общественными организациями, социальными группами. Одним из ключевых субъектов социальной политики региона становится бизнес-сообщество. В данном случае мы говорим о таком феномене, как социально ответственный бизнес, разделяющий в своей деятельности основные задачи социальной политики региона.

В последнее время проводится большое количество конференций, форумов и конкурсов, посвященных решению социальных проблем. В рамках данных форумов компании различного уровня (как крупные, так средние и малые) представляют свои проекты ведения социально ответственного бизнеса, среди направлений которых выделяются следующие:

· ответственность перед персоналом организации (развитие человеческого капитала сотрудников, гигиена и охрана труда, социальная защита);

· развитие эффективной и прозрачной системы взаимодействия с акционерами, поставщиками, агентами и клиентами, государством;

· забота об экологии региона (защита окружающей среды от загрязнения, энергосберегающее производство и прочее);

· участие в развитии региона (инвестиции в развитие социальной сферы: медицину и адресную помощь определенным категориям граждан, образование, культуру и искусство) [8].

Ведение социально ответственного бизнеса становится значимым фактором, воздействующим на устойчивое и конкурентоспособное положение компании на рынке. Иными словами, для поддержания необходимого уровня конкурентоспособности стратегию и деятельность компании следует связывать с развитием концепций устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности.

Концепция устойчивого развития включает в себя три составляющие: экономическую, экологическую и социальную.

Экономические цели устойчивого развития (ЦУР) предполагают следующие направления деятельности компании: экономический рост и обеспечение населения достойной работой, энергосбережение, развитие инноваций, новаторство и включение новых технологий в производство, развитие городов. Экологические ЦУР связывают с проблемами изменения климата, сохранения чистой воды и биологических систем, что связано с развитием и модернизацией очистных систем и возможного вторичного использования отходов. Социальные ЦУР включают в себя заботу о здоровье населения и предоставление качественной медицинской помощи (на внутреннем уровне компании – забота о здоровье сотрудников и предоставлении добровольного медицинского страхования), обеспечение качественным образованием, решение проблемы безработицы, развитие человеческого капитала персонала компании [6] (Gorkovaya, Petrov, 2019).

Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) тесно связана с устойчивым развитием компании и предполагает стремление организации улучшить благосостояние общества путем свободного выбора компании и использования своих корпоративных ресурсов [6] (Gorkovaya, Petrov, 2019).

А.Н. Шохин, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), акцентирует внимание на необходимости рассматривать вопросы КСО в контексте устойчивого социально-экономического развития общества, а также повышения качества жизни, повышения человеческого капитала и бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов [8].

РСПП и Европейский университет в Санкт-Петербурге разработали комплекс индексов КСО, среди которых выделили индекс «Ответственность и открытость» и индекс «Вектор устойчивого развития».

Индекс «Ответственность и открытость» ориентирован на выявление уровня открытости компании, раскрытие ее информации в сфере КСО, а именно того, как компания своей деятельностью воздействует на общество в целом, окружающую среду и экономику [8].

Индекс «Вектор устойчивого развития» указывает на деятельность компании по областям ответственности: занятость населения, охрана труда, гигиена труда, здоровье сотрудников, развитие человеческого капитала сотрудников, забота об экологии региона, экономическое воздействие и прочее [8].

По мнению разработчиков данных индексов (РСПП и Европейского университета в Санкт-Петербурге), их разработка и публикация позволит обеспечить информационную открытость, демонстрацию эффективных решений и практик в сфере КСО.

Для описания КСО крупных компаний были разработаны следующие показатели:

· управление и взаимодействие;

· забота об окружающей среде, охрана окружающей среды;

· трудовые взаимоотношение и развитие персонала организации;

· экономическое воздействие (в том числе наличие инновационных технологий и разработок в производстве, производительность труда, качество производимой продукции и предоставляемых услуг);

· участие в развитии местных сообществ (наличие различных социальных программ и благотворительности);

· права человека (отсутствие дискриминации и соблюдение прав человека) [8].

Но следует отметить, что не все показатели КСО, применимые к крупным компаниям, могут распространяться на МСБ. Это связано прежде всего с тем, что МСБ отличается ограниченностью ресурсов (как финансовых, так и человеческих) и поведенческими особенностями, то есть предприятия малого и среднего бизнеса являются более динамичными и открытыми инновациям, в то время как крупные компании отличаются большей ригидностью. Также следует отметить, что в крупных компаниях социальная ответственность закреплена в ее стратегии и структуре, а в МСП зависит от ценностей и ориентаций их владельца. Поэтому в сфере КСО в МСП можно выделить как сильные, так и слабые стороны.

К сильным сторонам МСП в сфере КСО относят:

· По сравнению с крупными компаниями в МСП наблюдается менее развернутая бюрократия, что влияет на процесс принятия управленческих решений.

· МСП являются более гибкими и динамичными по сравнению с крупными компаниями, то есть могут достаточно быстро реагировать на запросы общества (например, оказание помощи в чрезвычайной ситуации).

· Открытость инновациям и их использование в производственной деятельности.

· Благодаря небольшим размерам МСП, коммуникация внутри организаций, а также с внешними клиентами реализуется, опираясь на формальные и неформальные взаимодействия, что влияет на повышение уровня доверия.

· Часто владельцы малого и среднего бизнеса являются членами местного сообщества, что подтверждает и мотивирует их заинтересованность в проблемах общества, а соответственно, вызывает интерес и доверие со стороны населения к предприятиям.

Помимо сильных можно выделить и слабые стороны МСП в отношении КСО:

· МСП не располагают достаточными средствами, которые могут быть направлены в КСО-проекты.

· В связи с недостатком средств МСП не могут привлекать к своей деятельности специалистов в сфере КСО.

· Поскольку МСП обладают ограниченными человеческими ресурсами, им достаточно сложно следить и оперативно реагировать на изменения законодательства и государственную бюрократию.

В настоящее время решение вопроса о внедрении и развитии стратегии КСО и УР является осознанной необходимостью для обеспечения долгосрочного конкурентного преимущества организации на рынке. Данное направление поддерживает постоянный интерес к компании со стороны общества и потребителей, обеспечивает узнаваемость компании и поддерживает лояльность к ней потребителей. На современном этапе развития малого и среднего бизнеса встает вопрос о разработке методологии формирования стратегии КСО для МСБ и роли государственной поддержки социально ответственных компаний, поскольку социально ответственный бизнес становится субъектом региональной социальной политики, способствующим решению экономических, социальных и экологических проблем региона.

В данную методологию должны быть интегрированы следующие блоки: устойчивое развитие компании и разработка основных положений миссии организации, КСО в соответствии с ISO 26000 (формирование общих ценностей в компании), система менеджмента качества ISO 9000, а также система безопасности и гигиены труда ISO 9001, система экологического менеджмента в соответствии с ISO 14000, система информационной безопасности – ISO/IEC 27001. Иными словами, разрабатывая свою бизнес-стратегию, компании должны учитывать интересы не только экономические (конечная прибыль), но и ориентироваться на социальные и экологические требования сообщества. Под КСО также понимают ту ответственность, которую несет компания перед обществом за реализуемую деятельность, за принимаемые решения.

Опираясь на идеи М. Портера и М. Крамера, связывающих конкурентоспособность и КСО, компаниям следует включать в свою стратегию социально ориентированные ценности и рассматривать их в контексте конкурентных преимуществ, а в дальнейшем рассматривать социальные последствия деятельности компании. В данном случае КСО понимается как последствия деятельности компании и ее воздействие на экономику, экологию и общество. Поэтому, разрабатывая стратегию развития, компания должна рассматривать свою деятельность в контексте социальных норм, человеческих прав и свобод, экономической ситуации, экологических требований. В данном случае разрабатываются ценности и стандарты, общие для собственников и акционеров, поставщиков и потребителей и общества в целом. Поэтому формируется возможность предотвратить негативное влияние деятельности компании на окружающую среду или смягчить это воздействие.

На наш взгляд, при формировании политики КСО в отношении МСБ следует вести деятельность в следующих направлениях:

· Повышение осведомленности о КСО и распространение наилучших практик.

· Повышение доверия к деятельности компании и МСБ в целом.

· Формирование и развитие сотрудничества государства, предприятий МСБ и общества.

· Развитие премий для компаний в области КСО.

· Повышение уровня информационной открытости компаний: предоставление социальной, экономической и экологической информации.

· Поддержка КСО компании в сфере образования, подготовки кадров и повышения их квалификации, участие в проведении и поддержке научных исследований.

· Поддержка МСБ со стороны крупных компаний в области КСО.

· Использование международных практик и подходов в формировании КСО.

· Воздействие на имидж и репутацию компании через политику ведения социально ответственного бизнеса.

· «Узнавание» компании по ее деятельности в сфере КСО.

Выводы

На основе теоретического и сравнительного анализа автором статьи был сделан вывод о взаимосвязи конкурентоспособности компании и политики КСО. МСП обладают своей спецификой, что указывает на существенные отличия их деятельности в сфере КСО от деятельности крупных компаний. Эти особенности открывают сильные и слабые стороны социально ответственного бизнеса малых и средних предприятий.

В данном исследовании обозначены проблемы, которые требуют дальнейшего изучения, а именно исследования в направлении формирования КСО-стратегий для малого и среднего бизнеса, привлечения поддержки со стороны крупных компаний и корпораций, а также со стороны государства. Приоритетными являются следующие векторы развития: устойчивое развитие компании, социально ответственный бизнес, изменение ценностных установок в направлении решения социально-экономических и экологических проблем общества, поскольку именно социально ответственный бизнес становится субъектом региональной социальной политики.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Авилова М.Г. Корпоративная социальная ответственность в России: тенденции, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – c. 1-5. – url: http://e-koncept.ru/2016/56712.htm.
2. Балдина Ю.А. Модели социально-ответственного поведения субъектов предпринимательства в России и за рубежом // Вестник науки и образования Северо-Запада России. – 2015. – № 4. – c. 1-6.
3. Боброва Е.В. Взаимодействие власти и бизнеса в реализации социальной политики // Экономика и социум. – 2013. – № 4-1(9). – c. 138-142.
4. Вертакова Ю.В., Лаврикова Н.И. Содержание и ключевые особенности региональной политики в социальной сфере // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2016. – № 2(28). – c. 15-22.
5. Демчук О.Н. О социальной ответственности малого и среднего предпринимательства // Дискуссия. – 2011. – № 5(13). – c. 21-25.
6. Горьковая О.П., Петров А.В. Социально ответственный бизнес и реализация целей устойчивого развития в России как возможность снижения комплаенс-рисков // Общество. Среда. Развитие. – 2019. – № 1(50). – c. 32-37.
7. Жданчиков П.А. Региональные проблемы социальной политики // Финансовая аналитика: проблемы и решение. – 2016. – № 22. – c. 14-28.
8. Комплекс индексов корпоративной социальной ответственности и отчётности. Nko.economy.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://nko.economy.gov.ru/Files/NewsDocuments/c14a52ae-2ae8-42e7-93b8-7412a36eefc7.pdf (дата обращения: 05.03.2020).
9. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020). Официальный сайт компании «Консультант-плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144 (дата обращения: 01.03.2020).
10. Чистякова О.В. Исследование процессов современного предпринимательства // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2010. – № 2. – c. 94-98.
11. Швецов А.Н. Общесистемная и селективная государственная региональная политика // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. – 2009. – № 2. – c. 38-50.