Конкурентные позиции российских университетов на мировом рынке образования: подведение первых итогов и новые горизонты инициативы превосходства России
Воробьева Е.С.1, Краковецкая И.В.2, Нюренбергер Л.Б.3
1 Северский технологический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
2 Национальный исследовательский Томский государственный университет
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
3 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
Результаты исследования могут представлять интерес для руководителей высших учебных заведений, преподавателей, научных сотрудников, аспирантов российских и зарубежных вузов, а также всех интересующимся проблематикой глобальной конкурентоспособности университетов
Ключевые слова:
университеты, институциональные и предметные рейтинги, глобальная конкурентоспособность, бизнес-модель, устойчивое развитие компаний, инициативы академического превосходстваJEL-классификация: I21, I23, I25

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
2. Айдрус И.А., Горшкова Л.Ю. Особенности развития мирового рынка образовательных услуг на современном этапе: монография. / монография/А.И. Айдрус, Л.Ю. Горшкова. - Москва: РУДН, 2015. – 320 c.
3. Universities Worldwide. [Электронный ресурс]. URL: http://univ.cc.
4. Six ways to ensure higher education leaves no one behind. [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000247862.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г.№204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
6. Сапожников Г.П. Рейтинги учебных заведений: современное состояние и тенденции изменений // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 6. – c. 26-30.
7. Тарадина Л.Д. Международные рейтинги университетов: влияют ли они на развитие университетов и стоит ли им доверять? // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2014. – № 2. – c. 9-17.
8. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Международные рейтинги университетов: практика составления и использования // Экономика образования. – 2012. – № 2. – c. 67а-80.
9. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Глобальные рейтинги университетов: проблема манипулирования // Журнал новой экономической ассоциации. – 2012. – № 1. – c. 126-146.
10. Соловьев О.Н., Демкин В.П. Влияние мировых рейтингов на повышение качества // Открытое дистанционное образование. – 2019. – № 1. – c. 5-12.
11. Губин И.О., Ионов А.В. Методологические аспекты социально-экономических изменений высшего образования и конкурентоспособности университетов // Экономическая теория. – 2015. – № 3. – c. 114-129.
12. Ефимова И.Н. Имидж российских вузов в мировом образовательном пространстве // Высшее образование сегодня. – 2013. – № 8. – c. 10-18.
13. Салми Д. Создание университетов мирового класса. - М.: Издательство «Весь мир», 2009. – 132 c.
14. Джамил Салми «Работают ли инициативы академического превосходства по созданию университетов мирового класса?» // «Международное образование». – 2016. – № 87. – c. 23-24.
15. Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт. / Под ред. Ф.Э. Шереги и А.Л. Арефьева / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований, 2014. – 504 c.
16. Полихина Н.А., Тростянская Н.Б. Рейтинги университетов: тенденции развития, методология, изменения..
17. Куклин В.Ж. Формирование рейтинговых систем и их оценка. [Электронный ресурс]. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2983754.
18. Борисова И.И. Рейтинг как инструмент повышения конкурентоспособности вузов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unn.ru/pages/e-library/methodmaterial/files/9_borisova_2012_migr.pdf.
19. Altbach P.G. The Costs and Benefits of World Class Universities. Academe An American’s Perspective. Hong Kong: Chinese University of Hong Kong Hong Kong America Center. 2003
20. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
21. Ключарев Г. А., Неверов А. В. Проект «5-100» - некоторые промежуточные итоги // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2018. – № 1. – c. 100 -116.
22. Московкин В.М. Какие Российские университеты имеют шансы войти в 2020 г. в TOP-100 трех ведущих рейтингов? // Экономика науки. – 2019. – № 2. – c. 143-156.
23. Шибанова Е. Ю., Платонова Д. П., Лисюткин М. А. Проект 5-100: динамика и паттерны развития университетов // Университетское управление: практика и анализ. – 2018. – № 3. – c. 32-48.
24. [Электронный ресурс].
Vorobyeva, E.S., Krakovetskaya, I.V., & Nyurenberger, L.B. (2020) The competitive positions of Russian universities in the global education market: summing up the first results and new horizons of Russia superiority initiatives. Kreativnaya ekonomika, 14(3), 287-312. doi: 10.18334/ce.14.3.100668 (in Russian)