Творческая энергия личности как объективная субстанция функционирования рыночных социально-экономических отношений

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В настоящее время многими исследованиями доказан факт того, что не столько материально-финансовые, сколько интеллектуальные ресурсы определяют рыночную устойчивость компаний. «Настала эпоха, в которой все решают талант и время. Деньги делаются на продаже таланта и времени, на эксплуатации таланта и времени, на организации таланта и времени, на упаковке таланта и времени. Наиважнейший для производства ресурс расхаживает в ботинках и ежедневно покидает рабочее место ровно в 5 часов» [6]. Это не просто метафора или яркая фраза талантливых экономистов из Швеции ‑ это суровая действительность наших дней, о которой в той или иной степени уже очень давно говорили прославленные экономисты.

Ключевые слова:

творческая энергия, творческая личность, рыночные отношения, социально-экономические отношения
Цитировать публикацию:
Творческая энергия личности как объективная субстанция функционирования рыночных социально-экономических отношений – С. 649-663.

Tvorcheskaya energiya lichnosti kak obyektivnaya substantsiya funktsionirovaniya rynochnyh sotsialno-ekonomicheskikh otnosheniy. , 649-663. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В настоящее время многими исследованиями доказан факт того, что не столько материально-финансовые, сколько интеллектуальные ресурсы определяют рыночную устойчивость компаний. «Настала эпоха, в которой все решают талант и время. Деньги делаются на продаже таланта и времени, на эксплуатации таланта и времени, на организации таланта и времени, на упаковке таланта и времени. Наиважнейший для производства ресурс расхаживает в ботинках и ежедневно покидает рабочее место ровно в 5 часов» [6]. Это не просто метафора или яркая фраза талантливых экономистов из Швеции ‑ это суровая действительность наших дней, о которой в той или иной степени уже очень давно говорили прославленные экономисты.

Известно, что первым кто ввел понятие «человеческий капитал», был будущий нобелевский лауреат из Чикаго экономист Теодор Шульц, который показал, что технические новшества и рост масштабов использования возможностей производственного оборудования и трудовых ресурсов максимально могли обеспечить лишь половину экономического прироста, который имели США в ХХ веке. Вторая половина успеха, по его мнению, обязана образованию [12]. Труд, которому обучается человек, возместит ему все расходы, затраченные на обучение. И это должно быть осуществлено в обозримый промежуток времени. Эта мысль принадлежит другому известному экономисту А. Смиту [8].

Поскольку одной из основных функций капитала является получение дохода, а это возможно лишь используя интеллектуально-мыслительные способности человека, «человеческий капитал» стал предметом исследования другого будущего нобелевского лауреата Гарри Беккера. Он расширил перечень затратных статей инвестиций в человека, связанных с сохранением его здоровья, поиском информации, сменой работы, воспитанием детей и т.п., которые содействуют росту производительности труда [11].

Дальнейшие исследования его последователей были направлены на разработку методов количественной оценки влияния, например, на заработную плату и производительность труда ряда социальных и личностных факторов (сроков обучения, опыта, навыков, личных способностей и т.п.).

Авторы монографии, посвященной рассмотрению вопросов интеллектуального капитала как экономической категории, справедливо отмечают, что «творческие способности людей составляют основную часть национального богатства общества» [2]. Однако их утверждение, что «в рыночной экономике творческий потенциал человека реализуется в форме интеллектуального капитала», на наш взгляд, является спорным, поскольку последний неотделим от человека и принадлежит ему на правах собственности и совсем не обязательно, что он будет реализован.

Быть интеллектуально развитой личностью не означает быть полезным обществу. Для экономики главным является реальное проявление интеллектуальных способностей каждого субъекта, выражающееся в конкретных экологически и нравственно оправданных материальных или духовных изменениях, необходимых для удовлетворения личных и общественных потребностей. Необходимо провести четкую границу между интеллектом и его реализацией.

«Исходная интеллектуальная собственность, ‑ абсолютно верно пишет Р. Флорида, – та, что в реальности приходит на смену земле, рабочей силе и капиталу в качестве наиболее ценного экономического ресурса – заключается в креативных способностях человека» [9, С. 52]. И продолжает:

«В Известной степени К. Маркс был прав, предсказывая, что когда-нибудь трудящиеся получат контроль над средствами производства. Это уже начинает происходить, однако не потому сценарию, который представлял себе Маркс, ‑ с восстанием пролетариата, захватывающего фабрики. Сейчас люди в большей мере, чем когда-либо, контролируют средства производства, потому, что последние находятся у них в голове: мозг и есть средство производства».

Однако встает вопрос: «Каков механизм, который объективно заставляет человека проявлять свой интеллектуальный потенциал, т.е. использовать, принадлежащий лично ему интеллектуальный капитал (или «средство производства» по Р. Флориде) в практической деятельности? Для ответа на этот вопрос обратимся к корням истории происхождения человека.

Известно, что на Земле сохранилось ничтожно малое число биологических видов живой природы, которым посчастливилось выстоять и продолжать свой род не одно тысячелетие. Среди них оказался и человек. Казалось бы, заведомо обделенный физической силой, которая решала практически все в борьбе за выживание, он победил в тяжелейших условиях естественного отбора. Встает вопрос: «Что же помогло человеку выжить?». Для получения ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть место и роль человека в экосистеме земной цивилизации [3].

Человек является одним из биологических видов, жизнеспособность которого зависит от непрерывно происходящих в его организме сложнейших биохимических реакций (рис. 1, уровень 1). Именно это определяет его жизнь и существование. «Уровень жизни человеческого организма пропорционален объему энергии»”, - пишет А. Залманов в своей книге «Тайная мудрость человеческого организма». То есть энергия биохимических преобразований является первичной в жизнедеятельности человека. Но биохимические реакции в его организме могут происходить только при соблюдении определенных биофизических условий, например, температуры и давления (уровень 2). Поэтому нужду следует рассматривать не просто как рыночную (по Ф. Котлеру), но и как биоэнергетическую категорию, ответственную за выработку информации о степени снижения запаса жизнеспособности человека (своего рода биодатчик).

Так как человек в отличие от других представителей животного мира оказался «обделенным» универсальными и достаточными естественными защитными биомеханизмами (например, шкура, особая жировая прослойка и т.п.), обеспечивающими его жизнестойкость при прямом контакте с окружающей природой, она наделила его и только его способностью преобразовывать окружающий мир (уровень 5) в предметный (уровень 4). Создаваемая руками (и головой!) человека предметная среда играет не только роль искусственного биорегулятора, обеспечивающего повышение его жизнестойкости, но и является объектом экономических (прежде всего, обменных) отношений.

Причиной же выживания человека в конечном итоге стало то, что он начал вырабатывать биоэнергию особого вида, а именно: энергию созидания, или творческую энергию (уровень 3). «Творчество часто рассматривают как способность человека создавать новые и оригинальные изменения», - пишет П. Рассел, которые нужны ему для повышения своей жизнестойкости. Поэтому только преобразование творческой энергии в другие виды энергии позволяет человеку создавать искусственную, или предметную среду своего обитания. Чем выше творческая энергия каждого из субъектов, тем в более мощные потоки других видов энергии она может быть преобразована, тем полнее будет удовлетворяться нужда в восполнении человеком его биологической энергии, обеспечивающей его жизнестойкость.

С развитием цивилизации и приобретением знаний, позволяющих переходить к использованию новых видов энергии, создаваемый предметный мир все больше и больше “вбирает” в себя энергию окружающего мира. Он является не только продуктом труда, но и объектом затрат корпоративной творческой энергии всех, кто участвовал в его создании и продвижении на рынок.

Из изложенного можно сделать вывод о том, что для полного обеспечения своей жизнедеятельности человек не способен вырабатывать достаточное количество личной творческой энергии, которое удовлетворило бы все его потребности. Поэтому, покупая товары или услуги, он приобретает недостающий ему уровень творческой энергии, сконцентрированный в этих товарах или услуге, для восстановления или поддержания своего биоэнергетического баланса. Но они одновременно являются и объектом экономических, в том числе рыночных, отношений.

Важно подчеркнуть, что наблюдающаяся сегодня интеллектуализация экономики является абсолютно объективным процессом расширения зоны использования творческой энергии, «вытесняющей» использование затратных и экологически опасных видов энергии при производстве товаров и услуг, приближаясь к использованию таких видов энергий, которые наносят минимальный вред энергетике, то есть экологии окружающего мира.

Можно утверждать, что область экономических отношений объединяет в единую экосистему самого человека (уровни 1-3) и окружающий его мир (уровни 4-5), другими словами, формирует условия, обеспечивающие сохранение его как биологического вида. При этом, чем выше уровень творческой энергии каждого субъекта, тем большее развитие получают экономические отношения. Поэтому стремление человека к социальному развитию своей генной творческой энергии (прежде всего через образование) является объективной необходимостью.

Роль «барьера» в жизнеобеспечивающих экономических отношениях играют социальные отношения как на государственном, так и на корпоративном уровнях (штриховая линия). Поэтому любое искусственное сдерживание процесса формирования нормальных экономических отношений приводит к тому, что человек начинает с этим бороться различными социальными средствами.

Таким образом, человек, как биосоциальное существо, находится в состоянии постоянного обмена энергиями с окружающим его миром. Причем это является условием его существования как биологического вида. Стоит только остановить этот обмен и человек, как материально-энергетический биообъект, перестанет существовать. Как образно говорят философы, его «плоть превратится в пыль», или перейдет в другой вид материи и энергии.

Основной движущей силой развития экономики (особенно это касается рыночных принципов) является обмен результатами созидательных действий между всеми участниками не только экономических, но и социальных отношений, которые тесным образом переплетены между собой, то есть изменение созидательных процессов в становлении социальных отношений, обязательно оказывает влияние на экономические. И обратно.

Способность к проявлению созидательных действий в экономике (творческой, или интеллектуально-креативной энергии) субъектов социально-экономических отношений объективно формируется и развивается в социальной сфере, ответственность за которую возложена на общественные и государственные институты – образование, культуру, науку, религию и т.д.

Поскольку в ушедшей советской социальной формации вектор творческой энергии основной части населения был достаточно однобоко направлен на развитие средств традиционного производства, а высоких технологий ‑ в основном в сфере военного и оборонного назначения ‑, его «переключение» на гражданскую продукцию объективно не могло произойти автоматически и быстро. Поэтому возложенные надежды не оправдались. Необходимо достаточно длительное историческое время на формирование нового вектора социальной составляющей творческой энергии, характерной для новых рыночных экономических отношений. Прежде всего это касается подрастающих поколений. Но необходимо всегда помнить: творческая энергия носит наследственный и достаточно инерционный характер (например, наличие явных и неявных знаний, воплощенных в образовательных программах, наставничестве и т.п.), что обеспечивает устойчивое развитие социальных и экономических отношений в исторической перспективе.

В условиях развития современных высокотехнологичных предприятий решающим фактором становится творческая (созидательная) инновационная деятельность их сотрудников. В этой связи следует подчеркнуть тот факт, что в отличие от традиционного производства, когда работник выполняет, как правило, один или два близких в своей основе вида работ по материальному («конечному») преобразованию обрабатываемых объектов, инновационная деятельность весьма многогранна. Это связано с тем, что она относится не просто к интеллектуальным («бесконечным») возможностям личности специалиста, а к его внешне проявляемым творческим, или созидательным способностям, которые при этом имеют свои особенности, отличные от интеллекта, которые автор характеризует как внутреннюю субстанцию, принадлежащую на правах собственности любому субъекту.

В настоящее время, несмотря на заверения в том, что уже созданы все условия социальной свободы предпринимательства, она (свобода) «скована» многими социальными оковами. И, если в «прошлой жизни» советского периода, «безмерно» раздутые социальные завоевания по существу «разбили» экономику страны, то сегодня достаточно однобокие социальные «свободы» наоборот «зажимают» развитие отечественной экономики.

Провозглашая предпринимательство как основную движущую силу экономики, мы не учитываем, что оно не может ограничиваться только инициативой и уровнем творческой энергии самих предпринимателей. Только корпоративная творческая энергия всех субъектов рыночных отношений (и менеджеров, и исполнителей бизнес-проектов, и потребителей) способна решить поставленную задачу нравственного подъема экономики, обеспечивающего экономическое процветание большинства населения за счет несоизмеримо большего использования креативных (неистощимых), а не материально-природных (истощимых) ресурсов России. До тех пор, пока созидательная энергетика всех социальных институтов страны не войдет в равновесное состояние, творческая энергия тех, кто должен ее расходовать на решение экономических задач, будет тратиться на разрешение своих социальных, а не экономических вопросов.

Другой немаловажной проблемой современного состояния развития созидательного потенциала личности в России становится снижение уровня общекультурных и нравственных ценностей. Это особенно важно для менталитета российского общества, для которого эти категории всегда были одними из основополагающих в развитии нравственного и только потом экономического потенциала страны. То есть для подъема, в частности, отечественных высокотехнологичных организаций, и экономики в целом становится важным не только декларировать важность развития предпринимательства в области наукоемких производств, но и всеми путями развивать и поддерживать его нравственную и социально-экономическую значимость.

Подчеркнем, что социальное развитие творческой энергии сегодня отражает абсолютно объективное явление, связанное с «интеллектуализацией» высоких технологий и, как следствие, производимых высокотехнологичных продуктов. На представленном рисунке это условно показано в виде расширения зоны 3 творческой энергии (3а) и «сжатия» зоны 4 предметного (материального) мира. Но это не означает, что товары и услуги не будут удовлетворять потребности рынка. Просто в результате использования новых (возможно не известных сегодня) видов энергии они будут более интеллектуально и «энергетически насыщены» вложенной в них творческой энергией. И здесь необходимо перейти к тому, чтобы четко определить границы между понятиями «интеллект» и «творческая энергия».

Интеллект (ум) – это мыслительная (внутренняя) деятельность мозга, аккумулирующая и перерабатывающая поступающую информацию из окружающего мира, которая, являясь внешним носителем творческой энергии между субъектами принимает и переносит ее в мозг от самых различных источников во время образовательных, квалификационных и прочих процессов. Все накопленные в результате этого знания, навыки, опыт являются лишь интеллектуальным потенциалом (капиталом) творческих возможностей человека.

Творческая (созидательная) энергия – это внешнее проявление интеллектуальных способностей (интеллекта) человека, направленное на целевое изменение объектов, на которые эта энергия воздействует. Рожденные в результате такого воздействия изменения, зафиксированные объектом, являются предметом всех последующих экономических операций.

Следует особо подчеркнуть, что способность конкретного человека (который, в отличие от других, за одно и то же время может вносить наибольшие изменения в окружающий человека духовный или предметный мир) всегда проявляется в конкретных областях его деятельности. То есть все люди по-своему талантливы, но только там, где «им начертано судьбой». Поэтому основной социально-экономической задачей бизнеса является создание через свои структуры управления (структурный капитал) таких условий, которые были бы способны каждому субъекту рыночных отношений обеспечить возможности максимального проявления своего «таланта».

По Шопенгауэру [10] – признание этого выражается в денежном эквиваленте. Но деньги ‑ это социально-экономический инструмент, соотнесенный с величиной средств материального и духовного обмена творческими энергиями в обществе. Талант человека, проявляемый через генерирование творческой энергии как экономической категории, выражается в максимальных изменениях (ΔNmax = ΔNнов – ΔNстар), вносимых им в продукты своего труда, которые он предлагает к продаже в минимальное (конкурентоспособное) время tmin. Однако степень проявления творческой энергии каждого человека зависит от огромного числа ежедневно меняющихся внешних факторов, способных низвести ее до минимума или возвысить до максимума. В современной экономике это обстоятельство является решающим, поскольку в конечном итоге уровень проявления «таланта» (креативной, или творческой энергии) характеризует экономическую сущность использования интеллектуальных ресурсов организации.

Основные ресурсы фирмы или предприятия, которые согласно общепринятому мнению объединяют в себе человеческие ресурсы, капитал, материалы, технологию и информацию [1], являются и всегда останутся базовыми для нынешних и будущих предприятий и фирм. Однако сегодня происходит все большее смещение акцента и «весового» значения не просто в сторону человеческих, а именно интеллектуальных ресурсов организации, от которых зависит, в том числе, и реализация вышеуказанной формулы, когда рыночный успех фирмы определяют «талант и время». Все группы ресурсов мертвы без соприкосновения с интеллектуально-креативными центрами организации. При этом только креативная составляющая интеллектуальных ресурсов способна обеспечивать достижения экономических целей организации. Другими словами, очевиден факт: от уровня и степени развитости интеллектуально-креативных ресурсов, зависит получение фактических значений экономических показателей использования всех остальных видов ресурсов.

Интеллектуально-креативные ресурсы, как и любой другой вид запасов, необходимых организации для реализации ее деятельности, имеют свой механизм формирования. Поэтому возникает вопрос, каким образом можно управлять такого рода ресурсами современных организаций.

Понятно, что к настоящему моменту имеются результаты многочисленных и достаточно глубоких и разносторонних исследований в области формирования и управления материальными, финансовыми, трудовыми, технологическими и информационными ресурсами, в то время как интеллектуальные ресурсы как данность стали предметом интенсивного изучения только в последние два или чуть больше десятилетия. Однако в большинстве своем эти исследования проводились психологами, социологами и другими специалистами, напрямую не связанными с решением чисто экономических задач. Понятно, что результаты их работы чрезвычайно важны, но они относятся лишь к исследованию факторов, оказывающих влияние на экономические показатели. Основным же, центральным параметром, определяющим экономическую суть интеллектуальных ресурсов организации, является ее способность обеспечивать реализацию проектных задач в конкурентоспособное время. Причем все проекты строятся на принципе привнесения в результате маркетинговых исследований заданной или предлагаемой новизны (ΔN) в минимально возможное время (t).

В обществе, которое действует в режиме реального времени, способность работать на опережение исключительно важна. Необходимо постоянное совершенствование как революционного, так и эволюционного характера. Или как сказал глава Northen Telecom Давид Вайс: «В будущем будет только два вида компаний – быстрые и мертвые» [12]. Ответить на этот вызов времени способны не просто интеллектуально развитые личности, а те, кто способен свой интеллект, являющийся их внутренней личной собственностью, преобразовывать в социально значимые экономические и социальные результаты, которые проявляются только через ту новизну (ΔN), которая требуется на рынке в данное конкурентоспособное время (t).

Отношение ΔN/t, которое ранее [3] мы назвали коэффициентом творческой энергии личности, одновременно отражает решение проблемы удовлетворения рыночных потребностей (ΔN) в тот единственный и экономически оправданный период времени, когда они должны быть реализованы. Поэтому можно утверждать, что коэффициент творческой энергии, выраженный через соотношение ΔN/t, является экономическим показателем затрат интеллектуально-креативного капитала, расходуемого на выполнение работ по удовлетворению тех или иных потребностей. Таким образом, мы видим, насколько важное экономическое значение приобретает это выражение сегодня.

Чтобы управлять интеллектуально-креативными ресурсами организации, т.е. целеустремленно воздействовать на людей с целью направления их действий в единственно верное русло получения желаемых результатов, необходимо владеть информацией об интеллектуально-креативном капитале каждого из сотрудников. Для этого во всех организациях должен быть создан банк данных интеллектуально-креативных ресурсов, который включает в себя многоуровневую информацию об интеллектуально-креативных способностях каждого специалиста в самых различных направлениях деятельности организации. Методологически это достигается в результате выполнения следующих задач:

I. Проводится анализ человеческого актива предприятия. Разрабатывается интеллектуально-креативная карта (ИКК) организации. Создается банк данных ее интеллектуально-личностного капитала. Разработка ИКК включает в себя два этапа:

1 этап. Проводятся специализированное тестирование вновь принимаемых сотрудников и периодическая экспертная оценка сотрудников, проработавших в организации не менее 3-х месяцев, с целью выявления векторного пространства, определяющего параметры коэффициентов творческой энергии каждого из сотрудников [4, 7].

2 этап. Разрабатываются персональные карты интеллектульно-креативного ресурса сотрудников, оценивающие творческие способности каждого сотрудника с учетом их возможного применения во всех направлениях деятельности организации (независимо от занимаемой должности, подразделения и выполняемой по штату работы).

II. Проводится анализ и синтез всех возможных вариантов реализации проектных задач, закрепленных за организацией. Опираясь на результаты, зафиксированные в ИКК, создается банк данных проектных решений, учитывающих интеллектуально-креативные возможности организации.

III. Анализируются структурные активы организации, отражающие техническое, технологическое, информационное и организационное обеспечение реализации креативного потенциала фирмы на практике.

IV. Разрабатывается ситуационное множество возможных вариантов оперативных изменений (перестройки) структурного капитала, обеспечивающих гибкость управления интеллектуальными ресурсами организации.

V. Разрабатываются методы оперативного управления интеллектуально-креативными системами (ИКС) организации, являющимися интегрированными системами диверсификации ее интеллектуальных ресурсов. Основным рычагом, направляющим функционирование ИКС в требуемом для организации направлении, является система управления развитием и использованием личностного интеллектуального потенциала сотрудников, главной задачей которой является генерирование их творческой энергии (креативных способностей) с целью достижении корпоративных, в том числе, экономических целей фирмы.

VI. Разрабатывается математическое и программное обеспечение оперативного управления использованием ИКС. Цель – подготовка объективированных предложений руководству по оптимизации (практически ежедневной) корректировки структуры управления интеллектуально-креативными ресурсами организации в зависимости от внешних факторов, влияющих на ежедневное изменение величины коэффициента творческой энергии каждого сотрудника (Кэ).



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2002.
2. Ленская С.А., Эскиндаров М.А., Мосин В.В. и др. Интеллектуальный капитал – фактор экономического развития современной России. – М.: Высшая школа, 2002.
3. Мельников О.Н. Экономика и управление предпринимательской деятельностью как функции затрат творческой энергии субъектов рынка. – М.: Издательский дом «МЕЛАП», 2000.
4. Мельников О.Н. Неоплаченное богатство. Новые принципы управления трудовыми ресурсами предприятия // Российское предпринимательство, № 8, 2001.
5. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – М.: Машиностроение, 2004.
6. Нордстрем К.А., Ридерстралле Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. / Пер. с англ. – С.Пб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001.
7. Селиванов С.Н., Мельников О.Н. Детерминированные модели оценки творческого потенциала организации // Интеллектуальный капитал как основной фактор развития информационной экономики России: Тез. докл. всероссийской научно-практ. конф. 11-12 янв. 2002. – Изд. УРАО, 2002.
8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Классика экономической мысли: Сочинения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
9. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – Пер. с англ. ‑ М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005.
10. Шопенгауэр А. Об интересном. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997
11. Becker G. Human capital a theoretical and empirical analysis. 3ed. Chicago: The University of Chicago Press, 1994.
12. Peters T., Alfred P.Knopf. Liberation Management. - New York, 1992
13. Schultz T.W. Investment in Human Capital // American Economic Review. – March, 1961.