Инновационный подход к интеграционному развитию высшей школы, вузовской науки и бизнеса в современных условиях информационно-креативной экономики

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В статье применен инновационный подход к развитию высшей школы в современных условиях информационно-креативной экономики посредством создания модели общественно – активного университета посредством интеграции следующих элемен-тов: государственная власть – наука – высшая школа – общество – бизнес, основной за-дачей которого является создание и поддержание инновационной среды на территории своего присутствия, за счет широкого использования в своей деятельности инновацион-ных образовательных программ непрерывного цикла и результатов прикладных исследо-ваний.

Ключевые слова:

инновации, наука, образование, экономика, высшая школа, интегрированное образование
Цитировать публикацию:
Инновационный подход к интеграционному развитию высшей школы, вузовской науки и бизнеса в современных условиях информационно-креативной экономики – С. 364-373.

Innovatsionnyy podkhod k integratsionnomu razvitiyu vysshey shkoly, vuzovskoy nauki i biznesa v sovremennyh usloviyakh informatsionno-kreativnoy ekonomiki. , 364-373. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В Основах государственной инновационной политики Российской Федерации определено, что важнейшими целями являются перевод научно-промышленного потенциала России на инновационный путь развития и построение информационно-креативной экономики, основанной на знаниях, которая освободит экономическое развитие страны от экспортно-сырьевой зависимости и обеспечит высокую динамику экономического роста. В настоящее время обществу и системе образования отводится важнейшая роль в реализации политической программы инновационного типа развития, базирующегося на принципах инновационной государства, основанного на знаниях, экономики интеллектуальных услуг.

Состояние и развитие системы образования - одно из основополагающих условий формирования экономики инновационного качества. Успех в деле перехода России на инновационный путь развития в значительной мере зависит от степени восприимчивости высшего образования к технологическому прогрессу. Если взаимосвязь слабая и не институционализированная, то существенно снижаются возможности экономики в целом для разработки новых технических идей и их освоения. Именно поэтому основной задачей, которую ставит перед собой Россия при переходе на инновационный путь развития, является модернизация образования как важнейшая составляющая стратегии формирования экономики, основанной на знаниях.

Происходящая в России реформа образования должна соответствовать потребностям и приоритетам инновационного развития общества, при этом роль высшего профессионального образования в этом процессе должна быть существенно трансформирована и усилена. Модернизация высшего образования должна основываться на следующих инновационных принципах: фокусирование на реальных потребностях отечественного и международного бизнеса, тесная связь с бизнес - практикой; построение обучающих программ по проблемному, а не предметно-ориентированному принципу; переориентация на проектные принципы деятельностного обучения, позволяющие формировать компетенции будущего специалиста в соответствии с нормами и требованиями Болонского соглашения; усиление исследовательской компоненты в подготовке специалистов в области инновационных процессов.

Так, современная национальная политика в области реформирования системы российского профессионального образования отражает необходимость формирования, разработки, внедрения инновационных методов и форм обучения, разработки инновационных стратегии управления высшей школой, а также значительных изменений в структуре высшей школы, общества.

Очевидно, что инновационный потенциал российских вузов в настоящее время существенно уступает уровню передовых стран. Недопустимое отставание инновационного потенциала высшей школы должно предопределить усиленное внимание государства к приоритетному системному решению этой проблемы. Развитие вузовской науки как источника инноваций для реального сектора экономики должно стать частью всего комплекса воздействий государства на процесс их воспроизводства.

В соответствии с федеральной целевой программой «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы необходимо создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании. Целью программы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании. В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р, отмечается, что для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем кадрового обеспечения инновационной экономики. [1]

Таким образом, необходимо привлекать молодых ученых к осуществлению научной деятельности, образования, а также устранить препятствия для эффективного закрепления и воспроизводства научных кадров, что позволит повысить эффективность социально – экономической системы не только на федеральном, но и на региональном уровнях.

Также необходимо образовать прочные социально – экономические связи между элементами: государственная власть – наука – высшая школа – общество – бизнес, что может быть достигнуто, в том числе, и посредством создание общественно – активных университетов.

Общественно – активный университет – это образовательное учреждение, основной задачей которого является создание и поддержание инновационной среды на территории своего присутствия, за счет широкого использования в своей деятельности инновационных образовательных программ непрерывного цикла и результатов прикладных исследований.

В этом случае, университет должен во – первых базироваться на двух конституирующих его функциях – образовании и коммерциализация научных исследованиях.

Во-вторых, вуз должен быть открытым сообществу. Открытость здесь предполагает как привлечение представителей неакадемической среды в образовательный процесс, так и выделение и вовлечение стейкхолдеров вуза в его законодательные или управленческие органы.

В-третьих, вуз должен развивать как внутри себя, так и в своем окружении предпринимательское и проектное мышление. Это позволяет вузу постоянно находить новые формы взаимодействия с бизнесом, властью и некоммерческими организациями, реализовывать социальные и предпринимательские проекты, нацеленные на развитие территории присутствия вуза.

В-четвертых, управление вузом должно строиться как программно-проектное управление с организационной структурой вуза в виде матричной модели.

В - пятых в вузе должен быть предпринимательский инкубатор или малые инновационные предприятия, продуктом работы которых являются социальные и коммерческие проекты.

Примером модернизации системы высшего образования как императива развития инновационной экономики может служить программа развития Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина, подразумевающая трансформацию в общественно – активный университет.

Основные стейкхолдеры:

  • Общество
  • Некоммерческие организации
  • Бизнес
  • Власть
  • Таблица 1.

    Программа развития Поволжской академии государственной службы

    им. П.А. Столыпина как общественно – активного университета

    Общество
    Учебная деятельность
    1.1
    Разработка и внедрение новых образовательных программ, направленных на усиление связи с местным сообществом.
    1.2
    Работа студенческой правовой клиники.
    1.3
    Работа виртуальной юридической клиники.
    1.4
    Организация занятий по подготовке студентов разных вузов к работе в органах власти, на базе Малой академии государственного управления Саратовской области.
    1.5
    Проведение комплекса учебных мероприятий по изучению территориально-общественного самоуправления (ТОС).
    1.6
    Создание Школы ТОС; проведение мастер-классов для председателей и работников органов ТОС
    1.7
    Проведение специализированной подготовки учащихся старших классов школ области в рамках работы профильных классов.
    Научно-исследовательская деятельность
    1.8
    Проведение исследований и издание публикаций по молодежной тематике.
    1.9
    Проведение круглых столов и научно-практических семинаров по организации территориального самоуправления с участием председателей ТОС и председателя Ассоциации самоуправляемых территорий Саратовской области.
    1.10
    Проведение мастер-классов «Подготовка студента к работе с органами ТОС» на всех факультетах Академии
    1.11
    Проведение межвузовского конкурса на лучшую студенческую работу «Медиатор (посредник) разрешения трудовых, земельных, семейных и других споров как альтернатива суду: плюсы и минусы»
    1.12
    Проведение международной научно-практической III Интернет-конференции
    Внеучебная деятельность
    1.13
    Содействие в обучении творческих школьников в рамках ежегодного творческого фестиваля школьников «ПАГС зажигает звезды».
    1.14
    Проведение публичных лекций для школьников и учителей Саратовской области.
    1.15
    Научно практические конференции для учащихся школ области. Районная конференция «Творим, исследуем, мыслим».
  • 5. Некоммерческие организации
  • Учебная деятельность
    2.1
    Организация обучающих семинаров и тренингов для общественных организаций и их попечительских советов: Благотворительного фонда «Александр Невский», Межрегионального общественного движения в поддержку семьи, материнства и детства «Лучик надежды», Благотворительного Фонда ЦФО «Поддержка детей и семей в трудной жизненной ситуации», благотворительного фонда «Добросердие».
    2.2
    Проведение выездных занятий для студентов Поволжской академии государственной службы в органы территориального общественного самоуправления.
    Научно-исследовательская деятельность
    2.3
    Проведение научного мониторинга функционирования национально-культурных и религиозных общественных организаций и подготовка экспертами ПАГС ежемесячных аналитических докладов для Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов.
    2.4
    Обсуждение на Ученом Совете и принятие Программы взаимодействия с сообществом.
    2.5
    Проведение регулярных научных исследований по проблематике НКО.
    2.6
    Организация и проведение прикладных научных исследований по заказу некоммерческих организаций.
    2.7
    Обсуждение проблем НКО на научно-практических конференциях.

    Проведение мастер-классов «Подготовка студента к научной работе», «Подготовка студента к работе с органами ТОС» на всех факультетах Академии
    2.8
    Проведение конференции: «Становление гражданского общества в России: проблемы и перспективы»
    Внеучебная деятельность
    2.9
    Участие в работе Ассамблеи народов Саратовской области.
    2.10
    Участие преподавателей ПАГС в работе общественных объединений и структур органов власти взаимодействующими с НКО.

    3.Бизнес
    Учебная деятельность
    3.1
    Оказание консалтинговых услуг по заказу учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций.
    3.2
    Обучение по программе повышения квалификации «Современные технологии управления организацией».
    3.3
    Проведение выездных занятий на базе предприятий работодателей.
    3.4
    Проведение бесплатных методических семинаров для руководителей предприятий и бизнес структур.
    3.5
    Участие представителей реального сектора экономики в работе государственной аттестационной комиссии.
    3.6
    Участие ПАГС в реализации Президентской программы переподготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства России «Менеджер XXI века».
    3.7
    Организация практик студентов зарубежных вузов на предприятиях и организациях области.
    3.8
    Проведение мастер-классов для студентов «Дорога к успеху».
    Научно-исследовательская деятельность
    3.9
    Проведение прикладных научных исследований по заказу бизнес-структур.
    Внеучебная деятельность
    3.10
    Работа студенческого агентства по содействию в трудоустройстве «Комильфо».
    3.11
    Организация стажировок преподавателей ПАГС в партнерских бизнес-организациях.
    3.12
    Работа Саратовского регионального отделения Межрегиональной общественной организации «Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам».

    4.Власть

    Учебная деятельность
    4.1
    Проведение выездных занятий на базе органов государственной и муниципальной власти Саратовской области
    4.2
    Внедрение программы повышения квалификации «Информационные технологии в государственном управлении. Развитие электронного правительства»
    4.3
    Организация зарубежных стажировок для муниципальных служащих Приволжского федерального округа

    Научно-исследовательская деятельность
    4.4
    Участие представителей органов государственной и муниципальной власти, а также предприятий-работодателей в работе государственной аттестационной комиссии
    4.5
    Разработка обще академической темы: «Развитие социальной ответственности и партнерских отношений между государством, гражданским обществом и бизнесом» (Тема утверждена Ученым советом ПАГС, протокол № 1 от 30.01.2009 г.).
    4.6
    Проведение международного круглого стола «Конституционное право в современной России»
    4.7
    Проведение фундаментальных и прикладных исследований в области государственного и муниципального управления, социально-политического мониторинга, анализа и прогнозирования социальных и политических процессов в регионе на базе Центра информационно-аналитического и социологического обеспечения государственной службы.
    4.8
    Оказание методической, консультационной, информационной поддержки органов государственной власти и местного самоуправления в вопросах развития.
    работы
    Деятельность центра методического обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления.
    4.9
    Работа Центра независимой правовой экспертизы.
    4.10
    Прикладные научные исследования по вопросам эффективности государственного и муниципального управления и развития местного самоуправления. В рамках реализации целевой программы
    «Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2009–2012 гг.».
    4.11
    Проведение Всероссийской научно-практической конференции:
    «Город в современном пространстве: культура, политика, экономика, право».
    4.12
    Проведение Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых: «Вызов третьего тысячелетия: прогнозы, оценки, практика».

    Внеучебная деятельность
    4.13
    Регулярные стажировки студентов и преподавателей ПАГС в органах государственного и муниципального управления Саратовской области и других регионов Приволжского федерального округа.
    4.14
    Участие преподавателей ПАГС в составе комиссий по вопросу кадров и государственной службы Правительства Саратовской области, Саратовской областной Думы, Управления ФАС России по Саратовской области, аттестационной комиссии Саратовской таможни Федеральной таможенной службы РФ; являются членами Советов: Экспертного совета Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Саратовской областной Думы.
    4.15
    Работа саратовского регионального отделения клуба
    «4 ноября». Консультация кандидатов на выборы в студенческий совет
    Проведение ежемесячных парламентских дебатов для первокурсников. Межвузовские дебаты. Тренинги по улучшению публичного выступления.

    Реализация данной программы позволит существенно повысить показатели учебной, научной и финансовой деятельности университетов, вменить систему непрерывного образования и повышения квалификации для населения, увеличить показатели интеллектуальной составляющей общества, создать конкурентоспособную предпринимательскую среду в ареале университета, что неизменно скажется на показателях экономического роста региона и благосостоянии его граждан.

    Приоритетное направление в современных условиях реформирования системы высшей школы должно быть направлено на необходимость опережающего формирования инфраструктуры инновационного образования. Существенно поднять уровень вузовской науки, обеспечив ее связь с экономикой, стратегически возможно за счет развития такой инновационной инфраструктуры, как общественно – активные формы ВУЗов, которые предусматривают разработку порядка получения вузами средств, аккумулированных в результате интегрированного участия государства, бизнеса, некоммерческих организаций, гражданского общества в программах ВУЗа; развитие центров трансфера технологий, создаваемых на базе научных центров, высших учебных заведений и отраслевых институтов; реализацию многоуровневой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования, науки и промышленности.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Паспорт Федеральной Целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы [Текст] Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568.