Источники формирования интеллектуального капитала, его использование и оценка

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В настоящее время основным источником богатства нации становятся не капитал, труд или природные ресурсы, а знания. Собственно знания человека, получаемые в течение всей его жизни, формируют его интеллектуальный капитал. Следовательно, в современном обществе именно интеллектуальный капитал становится основой богатства нации. Знания индивида накапливаются и получают направление своего развития в рамках сформированной национальной системы образования. Сфера образования является необходимой средой формирования и развития интеллектуального капитала. Данный капитал воспроизводится именно в сфере образования, и стремление граждан к образованности является одним из важнейших факторов его сохранения и приумножения.

Ключевые слова:

интеллектуальный капитал, капитал
Цитировать публикацию:
Источники формирования интеллектуального капитала, его использование и оценка – С. 815-832.

Istochniki formirovaniya intellektualnogo kapitala, ego ispolzovanie i otsenka. , 815-832. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В настоящее время основным источником богатства нации становятся не капитал, труд или природные ресурсы, а знания. Собственно знания человека, получаемые в течение всей его жизни, формируют его интеллектуальный капитал. Следовательно, в современном обществе именно интеллектуальный капитал становится основой богатства нации. Знания индивида накапливаются и получают направление своего развития в рамках сформированной национальной системы образования. Сфера образования является необходимой средой формирования и развития интеллектуального капитала. Данный капитал воспроизводится именно в сфере образования, и стремление граждан к образованности является одним из важнейших факторов его сохранения и приумножения. Однако, несмотря на столь важную и значимую роль интеллектуального капитала в обществе, в современной науке еще не выработано единого подхода к рассмотрению сущности этого вида капитала.

Исходным моментом в исследовании интеллектуального капитала является теория человеческого капитала, которая сформировалась в современных условиях развития экономической мысли и науки. А именно человеческий капитал включает в себя капитал здоровья, трудовой, интеллектуальный, организационно-предпринимательский, культурно-нравственный, социальный, бренд-капитал, структурный капитал и, наконец, организационный капитал. Однако наиболее адекватным и эффективным видом человеческого капитала является интеллектуальный капитал [15]. Как отмечал известный американский экономист, разработавший институциональную теорию корпораций, Дж. Гэлбрейт: «доллар, вложенный в интеллект человека, часто приносит больший прирост национального дохода, чем доллар, вложенный в железные дороги, плотины, машины и другие капитальные блага. Образование становится высокопроизводительной формой капитальных вложений».

Ныне интеллектуальный капитал определяет конкурентоспособность экономических систем и является ключевым ресурсом их развития. В процессе создания, трансформации и использования интеллектуального капитала участвуют все субъекты рыночных отношений, а, именно коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации. Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал определяет экономическую мощь нации, ее благосостояние. Успешное социально-экономическое развитие любой страны зависит от открытости общества для импорта разнообразных знаний, идей и информации, а также способности экономики продуктивно их перерабатывать.

В современном мире фирма или организация – это не столько производитель товаров и услуг, сколько генератор знаний, идей и информации. Работники в своей деятельности накапливают, обновляют, дополняют, перерабатывают и используют знания; организации, где работают такие сотрудники, становятся обучающимися, а инновации становятся источником вновь созданной стоимости. Интеллектуальный капитал, в отличие от физического или финансового капитала, становится устойчивым конкурентным преимуществом [14].

При переходе от доиндустриальной и индустриальной к постиндустриальной стадии развития общества изменяются также и конкурентные преимущества организаций и государств. На смену природным ресурсам в индустриальном обществе, где в качестве доминирующих факторов производства выступают труд и капитал, сегодня приходят знания и интеллектуальный капитал. В современной конкуренции решающую роль играет не столько население и доступ к рынкам, сколько качество и интенсивность непрерывного обучения людей и организаций. При этом доминирующей сферой экономической активности становится не сельское хозяйство или промышленность, а сфера услуг, особенно интеллектуальных.

Переход к новому обществу, в котором интеллектуальный капитал становится ведущим фактором общественного производства, знаменует переход к новой структуре стоимости потребительских товаров и услуг. Это выражается в изменении структуры стоимости всех материальных продуктов. Для многих видов продукции большая часть стоимости создается на стадии маркетинга, сбыта и НИОКР, а также в процессе планирования, транспортировки, продажи и обслуживания. Сегодня источниками новой добавленной стоимости в значительной мере являются дизайн, контроль качества, маркетинг и обслуживание [13].

Современное производство – это во многом деятельность ума, т.е. воздействие со стороны инженеров, бухгалтеров, конструкторов, дизайнеров, специалистов по персоналу, сбыту и маркетингу, экспертов по информационным сетям. Во многих организациях все большая часть полученного эффекта является результатом применения специальных знаний, широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами и контрагентами [10].

Большое внимание определению и исследованию сущности категории «интеллектуальный капитал» оказывают ученые на современном этапе развития рыночной экономики. Это широко известные разработки зарубежных авторов Э. Брукинга, Л. Эдвисона, Т. Бьюзена, Г. Минса, Д. Шнайдера, Ричарда Р. Нильсона и Сиднея Дж. Уинтера, А. Сливостки, Д. Моррисона и др. Основоположниками данной категории в России можно считать Л.С. Шаховскую, Б.Б. Леонтьева, В.И. Иноземцева, С.А. Ленскую и др.

При проведении небольшого обзора существующих точек зрения сущность интеллектуального капитала как экономической категории можно определить, как систему отношений различных экономических субъектов по поводу рационального, устойчивого его воспроизводства на основе прогрессивного развития науки в целях производства конкретных товаров, услуг, дохода, повышения жизненного уровня решения проблемы неравномерности мирового и регионального развития на основе персонифицированных экономических интересов субъектов [17].

Интеллектуальному капиталу присуща более высокая ступень развития по сравнению с уже известными функциональными формами капитала, критерием чего является более устойчивый уровень экономического роста общества, эффективности его структур. Интеллектуальный капитал, развиваясь на основе предшествующих форм капитала, вбирает в себя их основные свойства и одновременно имеет собственное содержание, определяемое спецификой его функций [15]:

  • наличие и прогрессивное развитие интеллектуальной собственности;
  • становление креативного типа мышления работников, предпринимателей, научных деятелей, управляющего персонала, формирующего и реализующего основные модели воспроизводства каждой конкретной экономической системы и их совокупности;
  • преимущественное формирование в данной системе капитала интеллектуального центра, охватывающего постепенно всю совокупность факторов производства, распределения, обмена и потребления.
  • Главная функция интеллектуального капитала – существенно ускорять прирост массы прибыли за счет формирования и реализации, необходимых предприятию систем знаний, вещей и отношений, которые, в свою очередь, обеспечивают его высокоэффективную хозяйственную деятельность. В частности, интеллектуальный капитал предприятия определяет качество его системы управления [3].

    Именно интеллектуальный капитал задает темп и характер обновления технологии производства и его продукции, которые затем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке. «Интеллектуальный капитал – это система капитальных устойчивых интеллектуальных преимуществ данной компании или фирмы на рынке» [12].

    Современными формами материализации интеллектуального капитала сегодня являются материальные факторы производства, труда – патенты, лицензии, ноу-хау, модели, программы и т.п., находящие растущее применение во всех сферах жизнедеятельности общества и его субъектов.

    Интеллектуальный капитал постепенно обретает собственную оригинальную форму движения, системообразующим элементом которого является наука. Он осуществляет завершенный процесс движения, формируя, дополняя, реализуя себя как систему. Значительная часть цикла движения интеллектуального капитала связана с расходованием инвестиционных средств, но отдача происходит не сразу. Только на стадиях материализации капитала создаются возможности окупаемости затрат, получения прибыли [6].

    Интеллектуальный капитал связан с качественными свойствами рабочей силы. Для рождения интеллектуального капитала недостаточно одного творческого потенциала. Базой его формирования являются следующие характеристика индивида [11]:

  • природные качества (здоровье, психофизиологическая устойчивость и т.д.) и соответствующее воспитание, давшее индивиду возможность и желание упорно, дисциплинированно трудиться, систематически работая над собой;
  • профессиональная подготовка и квалификационный уровень, сочетающийся с неуклонной работой над его повышением;
  • поиск новых решений, постоянное повышение уровня, расширяющее горизонт знаний и мышления;
  • чувство хозяина.
  • Интеллектуальный капитал – это система характеристик, определяющих способность человека, то есть качество рабочей силы индивидуума, совокупного работника предприятия, фирмы корпорации, страны, материализуемое или проявляющееся в процессе труда, который создает товар, услуги, прибавочный продукт в целях их воспроизводства на основе персонифицированного экономического интереса каждого субъекта, их совокупности [17].

    Интеллектуальным капиталом в современных условиях могут обладать люди любых профессий, способные к творческому мышлению, ибо их капиталом становится способность к неординарным поступкам и действиям. Но посвятить себя научной или какой-либо другой интеллектуальной деятельности они решают только тогда, когда они могут ожидать от этого выгоды, как денежной, так и морально-психологической, превосходящей выгоды простых носителей рабочей силы.

    Носителями интеллектуального каптала можно назвать профессионалов, наделенных уникальными и трудно заменимыми способностями, значимость которых для общества лучше всего оценивается в условиях рынка.

    Именно в рыночном обществе неравенство людей в их интеллектуальных способностях наиболее резко бросается в глаза. Разрыв между тем, что на самом деле представляет собой человек и его имеющиеся успехи, с одной стороны, и тем, что он думает о своих возможностях и достижениях, с другой стороны, безжалостно обнажается [10].

    Одной из первых коммерческих организаций, которая на практике применила концепцию интеллектуального капитала и предприняла попытку измерить отдельные его составляющие, стала шведская компания «Скандия». Начиная с 1996 в своем годовом отчете она представляет собственный интеллектуальный капитал, который по ее интерпретации, состоит из человеческого, организационного и потребительского капитала. Величина интеллектуального капитала в компании определяется как разница между рыночной оценкой стоимости компании и ее физическими активами. Именно данное представление основных составляющих интеллектуального капитала и данная терминология являются весьма распространенными в научной литературе (Б.Б. Леонтьев [12] и Л. Эдвинсон разделяют точку зрения своих многочисленных коллег-ученых о структуре интеллектуального капитала), посвященной проблемам формирования и использования интеллектуального капитала [10].

    Существует и другой подход, согласно которому интеллектуальный капитал рассматривается как более широкая категория, чем человеческий капитал. А именно, интеллектуальный капитал состоит из человеческого, организационного (структурного) и потребительского (клиентского) капитала [4].

    В данной интерпретации человеческий капитал – это часть интеллектуального капитала, имеющая непосредственное отношение к человеку. Он представляет собой знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культуру труда. Данный капитал важен при проведении инноваций и любого обновления [10].

    Организационный (структурный) капитал – это часть интеллектуального капитала, имеющего отношение к организации в целом. Сюда входят процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, оргструктура, патенты, бренды, культура организации, отношения с клиентами. Данный вид капитала контролирует использование человеческого капитала в организационных системах, преобразуя информацию. Организационный капитал – это собственность компании, поэтому он может быть объектом купли-продажи [10].

    Для формирования организационной составляющей интеллектуального капитала все большее значение в современных организациях придается информационным технологиям, которые в определенной мере формируют организационный капитал.

    По оценкам Brunswick UBS Warburg, объем российского рынка информационных технологий в 2001 году превысил отметку в 34 млрд. долларов (это примерно на 25% больше, чем в 2000 г.). Основными заказчиками на рынке информационных технологий стали государственные учреждения (40-45% от общего объема рынка), крупные компании (45-50%) и средний бизнес (5-15%). Сегодня рынок информационных технологий развивается быстрее, чем другие отрасли российской экономики. На Западе, а особенно в США, на родине передовых информационных технологий, эти показатели примерно одинаковые, и разницы между заказами государственных учреждений, крупных, средних и мелких предприятий практически нет.

    На сегодняшний день Россия обладает большим количеством свежих и современных примеров по формированию интеллектуального капитала. Совсем недавно холдинг «Силовые машины», который объединял российских производителей энергетического оборудования, в определенном смысле прошел по пути формирования организационного капитала. А именно, осуществляя внешнеторговые операции, холдинг не стал создавать собственную торговую марку, а купил организацию с уже раскрученной – «Энергомашэкспорт» [13]. Таким образом, объектом купли-продажи становятся также и нематериальные активы – другими словами, интеллектуальный капитал в чистом виде. На покупке внешнеторговой организации холдинг не остановился, он стал создавать свою сервисную компанию, т.е. расширять свою инфраструктуру. Таким образом, происходит инвестирование в организационный капитал, который в будущем станет причиной дальнейшего прироста интеллектуального капитала холдинга.

    Потребительский (клиентский) капитал – капитал, складывающийся из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Потребительский капитал формируют, главным образом, для создания такой структуры, которая позволит потребителю продуктивно общаться с персоналом компании [10].

    С этой структурной составляющей интеллектуального капитала связано, кроме клиентов, фирменного наименования, каналов сбыта, лицензионных и других договоров, все шире распространяющееся понятие брендов. Бренд качественно отличается от обычной рекламы. Такая торговая марка резко повышает вероятность того, что покупатели не будут испытывать необходимость в мучительном выборе из числа конкурирующих товаров. Не случайно, поэтому в ряде компаний (HP, Samsung, Pioneer, Colgate, Sony, Bentley, Mercedes, Microsoft и т.п.) в сфере высшего руководства существует специальная должность директора по торговой марке. Именно этот директор нацеливает управление на то, чтобы развитие торговой марки способствовало укреплению конкурентоспособности всей фирмы в целом [16].

    Человеческий, организационный и потребительский капитал должны взаимодействовать друг с другом. Нельзя инвестировать в каждый из них по отдельности, если хочешь, чтобы они поддерживали друг друга, создавая синергетический эффект. Именно в этом случае, происходит перекрестное влияние одних видов нематериальных активов на другие.

    Инвестирование – это важная предпосылка производства интеллектуального продукта. Для формирования и развития творческих способностей одних лишь инвестиций недостаточно. Процесс инвестирования – это осознанная и целенаправленная деятельность самого носителя этих качеств, домохозяйства и всего общества. Интеллектуальный капитал создается как в общественном секторе экономики посредством рыночного механизма, так и в личном, в том смысле, что затраты труда и усилий по саморазвитию и самосовершенствованию играют решающую роль в этом процессе. Эти затраты неизбежно включаются затем в общественные затраты, как движение всего воспроизводственного процесса, ибо накопленный запас знаний, умений и иных производственных качеств человека может быть реализован и может получить оценку только в обществе посредством активной деятельности их обладателя [10].

    Таким образом, рассматривая категорию интеллектуального капитала через призму человеческого капитала, приходим к следующему выводу.

    Интеллектуальный капитал воплощен в запасе и потоке знаний, творческих (креативных) способностей, опыте решения инновационных проблем, культуре и мотивации умственного труда, используемых производительно и повышающих доходы человека, фирмы и общества. Индивидуальный интеллектуальный капитал неотделим от личности специалиста, инноватора, и воплощается в объектах производительно используемой интеллектуальной собственности и авторских прав. Интеллектуальный капитал фирмы включает специфические нематериальные активы, используемые для обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ [15].

    Основные источники образования и накопления интеллектуального капитала представлены в рисунке 1.

    Рис. 1. Источники и формы интеллектуального капитала

    На предприятиях проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, осуществляется инновационная деятельность. Все это ведет к накоплению корпоративной интеллектуальной собственности. Каждый сотрудник компании лично или в составе творческих проектных групп участвует в инновационной деятельности, формируя персональную интеллектуальную собственность.

    Функционирование интеллектуального капитала характеризуется рядом существенных особенностей:

  • Формирование интеллектуального капитала требует значительных инвестиций. В наукоемких отраслях деятельности инвестиции в НИОКР могут достигать 40-45% всех инвестиционных затрат на инновации, а наукоемкость продукции колеблется от 10 до 43% объемов продаж [8].
  • Дополнительные инвестиции в интеллектуальный капитал не имеют предела активности. Разработка и освоение кардинальных научно-технологических решений может давать длительный и возрастающий сетевой эффект от расширения шлейфа инноваций в других отраслях [6].
  • Интеллектуальный капитал специалиста или фирмы требует разработки особых форм учета, оценки, возмещения, спецификации и защиты прав собственности по сравнению с физическим капиталом [2]. Экономический механизм оборота интеллектуального капитала в России пока не отработан, что ведет к огромным и часто невосполнимым потерям для страны [15].
  • Вместе с тем любое предприятие – часть органической системы общества. Через предприятие осуществляется воспроизводство общества, но одновременно общество - основа воспроизводства предприятия. Это двуединые субъекты, все элементы которых взаимодействуют, причем данный процесс противоречив и требует выявления равновесия, условий и срока его действия [17].

    Особой организационной формой проявления результата воспроизводства интеллектуального капитала является общество и характеристика эффективности осуществления данного процесса – интеллектуальный потенциал общества.

    Интеллектуальный потенциал общества – это совокупная способность общества к освоению и осмыслению мира, накопленный им объем научной и культурной информации, системы производства, передачи знаний, а также соответствующая совокупность рабочей силы, способная принимать, перерабатывать, использовать, воспроизводить и передавать информацию [15].

    Интеллектуальный капитал отдельных людей и нации в целом определяет место, занимаемое государством в мировых экономических отношениях, его вес и конкурентоспособность.

    С точки зрения технологической совокупности, интеллектуальный капитал нации представляет собой создание обществом определенных материально-технических условий для формирования и развития производительных способностей людей. На развитие совокупного интеллектуального капитала страны непосредственно влияют такие факторы, как затраты на образование, науку, культуру, здравоохранение, охрану окружающей среды, улучшение условий труда, инвестиции в производство и сферу сбыта.

    Различия в понимании источников и форм проявления интеллектуального капитала порождает разнообразные подходы к его идентификации и оценке [3]. Достаточно полный обзор методов оценки интеллектуального капитала представлен К.Э. Свейби на его персональном сайте (www.sveiby.com). Он выделяет 25 методов оценки интеллектуального капитала, сгруппированных в 4 категории.

    Методы прямого измерения интеллектуального капитала – Direct Intellectual Capital methods (DIC). К этой категории относятся все методы, основанные на идентификации и оценки в деньгах отдельных активов или отдельных компонентов интеллектуального капитала, после того, как оценены отдельные компоненты интеллектуального капитала или даже отдельные активы, выводится интегральная оценка интеллектуального капитала компании, а также ее работников. При этом совсем не обязательно складывать оценки отдельных компонентов. Могут применяться и более сложные формулы.

    Методы рыночной капитализации – market Capitalization Methods (MCM). Вычисляется разность между рыночной капитализацией компании и собственным капиталом ее акционеров. Полученная величина рассматривается как стоимость ее интеллектуального капитала или нематериальных активов.

    Методы отдачи на активы – Return on Assets methods (ROA). Отношение среднего дохода компании до вычета налогов за некоторый период к материальным активам компании – ROA компании – сравнивается с аналогичным показателем для отрасли в целом. Чтобы вычислить средний дополнительный доход от интеллектуального капитала, полученная разность умножается на материальные активы компании. Далее путем прямой капитализации или дисконтирования получаемого денежного потока можно получить стоимость интеллектуального капитала каждого специалиста компании.

    Методы подсчета очков – Scorecard Methods (SC). Идентифицируются различные компоненты нематериальных активов или интеллектуального капитала, генерируются и докладываются индикаторы и индексы в виде подсчета очков или как графы. Применение SC методов не предполагает получение денежной оценки интеллектуального капитала. Эти методы подобны методам диагностической информационной системы.

    Оценка отдельных элементов интеллектуального капитала обладает определенной спецификой. Интеллектуальный капитал, заключенный в умении и квалификации работников, со временем только прирастает; патенты, наоборот, очень быстро теряют свою стоимость; у потребительского капитала также есть свои подводные камни, его обесценивающие, - это, например, переключение потребителя на конкурента [3].

    Человеческий капитал, как элемент интеллектуального капитала, оценивается путем капитализации заработной платы. Именно по этой методике базируются оценки оттока человеческого капитала из России. Например, в 1990-х годах отток специалистов из России составил около 50 тыс. чел. в год, а средняя заработная плата высококвалифицированного специалиста на Западе составляет в среднем 50 тыс. долл. США. Исходя из данного условия, каждый специалист оценивается в 0,5 млн. долларов. Тогда примерная экономическая оценка утечки мозгов из России составляет 25 млрд. долларов в год, что сравнимо только с суммой оттока денежного капитала [4].

    Для оценки человеческого капитала можно воспользоваться показателем продолжительности жизни. На сегодняшний день из всех стран ОЭСР, а также стран Центральной и Восточной Европы в России самая большая вероятность не дожить до 60 лет.

    Следующие показатели относятся к оценке качества образования. В последние годы Россия характеризуется весьма низким уровнем затрат на образование. Если сравним затраты России на образование в % к ВНД (валовый национальный доход) с другими странами, то увидим, что наша страна стоит в одном ряду с Перу, Парагваем, Египтом в непочетной III группе. Затраты этих стран составляет 3,2% от ВНД. Даже у Зимбабве расходы составляют 3,4% ВНД. Тогда как у стран Западной Европы эта цифра составляет 4,6%. Самые высокие расходы на образование по миру несут Венгрия, Аргентина, Польша, Малайзия и Мексика [18]. В то же время динамика расходов на образование в России достаточно оптимистичная. Если тенденция сохранится, то есть надежда в обозримом будущем приблизиться к передовым странам.

    По количеству ученых и инженеров, занятых в сфере НИОКР (в расчете на 1 млн. населения), - Россия находится в числе лидеров. Этот показатель на сегодняшний день составляет 3 481 человек [4]. Больше это количество только в Норвегии, Исландии, Швеции, Швейцарии, США, Японии, Финляндии и Сингапуре. Эти страны в последние годы устойчиво ассоциируются с высоким уровнем интеллектуального капитала. Однако за последние годы этот показатель в России уменьшился, по некоторым экспертным оценкам он уменьшился не менее чем в 2 раза.

    Стратегия развития на основе знаний требует наличия развернутых систем образования, охватывающих все более широкие слои населения. Необходимо, чтобы эти системы обеспечивали рост доли высококвалифицированных специалистов в составе рабочей силы, создавая благоприятные условия для непрерывного образования граждан. Особенно важно, чтобы эти системы способствовали развитию творческого начала и гибкости в целях развития их способности постоянно адаптироваться к меняющимся требованиям экономики, а также содействовали международному признанию квалификаций и степеней, присужденных учебными заведениями в отдельных странах.

    Экономика, основанная на знаниях, предъявляет более высокие требования к уровню квалификации рабочей силы. В странах ОЭСР в последние годы растет доля работников с высшим образованием, равно как и экономическая отдача от высшего образования. В развитых странах доля взрослого населения, имеющего высшее образование, в период с 1975 по 2000 год возросла с 22 до 41%, т.е. почти в 2 раза [4]. Но даже при таком значительном росте доля работников с высшим образованием оказывается недостаточной для удовлетворения растущего спроса на них. Дефицит покрывается импортом квалифицированных специалистов из стран-доноров.

    При оценке следующего элемента интеллектуального капитала - потребительского капитала, могут применяться такие показатели, как открытость по отношению к разным культурам, языковые навыки (этот показатель важен для возможности обмена идеями, людьми, а также вовлеченность в общемировые процессы, осуществление культурных обменов и т.д.). Применительно к стране в целом потребительский капитал можно измерять с помощью инвестиционных рейтингов, анализируя состав экономических контрагентов, а также оценивая имидж страны и ее экономики. Проблема улучшения имиджа России начала заявлять о себе с середины 1990-х годов. Именно тогда крупные российские корпорации столкнулись с тем, что западные инвесторы отрицательно реагировали как на скандальную репутацию самих компаний, так и на ухудшавшуюся репутацию России в целом. Что интересно, об имидже России впервые в нашей стране задумались российские брокеры. Инициатива участников фондового рынка начать профессиональную работу над образом нашей страны симптоматична. Так как фондовый рынок всегда наиболее чувствителен к информации и тенденциям в экономике. Однако различные проекты по созданию положительного образа страны за рубежом предлагаются и рассматриваются по сей день. Усилия по повышению конкурентоспособности России могут получить значительный результат в том случае, если укрепляются контакты между инициаторами проекта и властью. Власть в данном случае, надо рассматривать не только как заказчика проекта, но и как непосредственного субъекта, который транслирует как в российское общество, так и в мир образ России [4].

    К организационному капиталу в современной научной литературе относят и такое относительно новое понятие, как социальный капитал.

    Социальный капитал – это общественные институты, разделяемые людьми ценности, отношения людей между собой, а также к другим явлениям, которые управляют взаимодействиями людей и вносят свой вклад в ход общественного экономического и социального развития [19].

    Этот капитал формируется на микроуровне (домашние хозяйства, микрорайон, небольшой населенный пункт), мезоуровне (регион, где действуют различные ассоциации, возникает взаимодействие бизнес-структур и объединений) и макроуровне. Именно макроуровень признается институционализмом как ведущий фактор экономического роста стран. Социальный капитал на своих 3 уровнях взаимно дополняет друг друга. При этом он не даст значимого эффекта, если один из его уровней развит недостаточно. Социальный капитал содействует экономическому развитию, прежде всего потому, что он снижает трансакционные издержки. Действительно, локальные сети взаимодействия между людьми снижают цену информации и делают ее более доступной, особенно в той ее части, которая касается цен на производимые продукты, относительно рынков и новых возможностей, прежде всего в экономической части. Распространенность локальных систем и высокая степень доверия способствуют более быстрому и эффективному принятию коллективных решений и стимулируют совместные эффективные действия. Активность людей на микроуровне, а также уровень общественного доверия сильно коррелирует с результатами экономического развития.

    Относительно самостоятельными показателями оценки организационного капитала на уровне страны являются показатели инвестиций в гражданские НИОКР, регистрация патентов, количество новых компаний в сфере высоких технологий (биотехнология, программирование, создание программного обеспечения и пр.) [3]. Затраты на НИОКР (% от ВВП) в России составляют 1,0%, в то время как в Швеции – 3,8, в Японии – 3,0, в Финляндии – 3,4, в Израиле – 3,6% [4].

    Существует показатель, который измеряет интеллектуальный капитал страны в целом – это доля экспорта высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта [3]. В России эта доля составляет 8%, в то время как в США и Нидерландах – 32%, в Ирландии – 48%, в Сингапуре – 60%, В Мексике – 32% [4].

    Таким образом, оценивать интеллектуальный капитал можно с количественной и качественной точки зрения. Показатели оценки интеллектуального капитала можно разделить на интегральные количественные финансовые показатели и на показатели характеристики отдельных составляющих интеллектуального капитала. Причем оценки отдельных составляющих интеллектуального капитала также имеют как количественный, так и качественный характер.

    Оценка интеллектуального капитала может проводиться в рамках одной организации, региона, или народного хозяйства в целом. Это особенно важно для выявления стратегических направлений социально-экономического развития национальных экономик стран, осуществляющих переход к обществу, основанному на знаниях, в сторону постиндустриального общества.

    Исследования интеллектуального капитала позволяют более глубоко оценить роль и значение сферы образования, однако этим изучение не ограничивается. На данном этапе развития общества большое внимание уделяется современному рынку труда, как ориентиру дальнейшего развития системы образования.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключик к успеху в новом тысячелетии / Перевод с англ. – СПб: Питер, 2001.
    2. Варфломеева Ю.А. Мирохозяйственные аспекты управлению интеллектуальной собственностью // Внешнеторговое право. – 2005, №2.
    3. Джамаи Е.В., Бендиков М.А. Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения // Менеджмент в России и за рубежом. – 2004, №4.
    4. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. – Глава 7. Интеллектуальный капитал. – 2006. - // http://www.window.edu.ru.
    5. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. – СПб: СПбУЭФ, 1994.
    6. Иванюк И.А. Воспроизводство интеллектуального капитала в современных маркетинг-системах. – М.: Наука, 2004.
    8. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / Рук. авт. колл. В.М. Макаров, А.Е. Варшавский. – М.: Наука, 2004.
    9. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. – М.: Academia–Наука, 1998.
    10. Интеллектуальный капитал – стратегический потенциал организации / Под ред. А.Л. Гапоненко, Т.М. Орловой. – М.: Логос, 2003.
    11. Кочеткова А. Формирование человеческого капитала // ВВШ. – 2004, №11.
    12. Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. – М.: Издательский центр «Акционер», 2002.
    13. Пуха Ю., Коляда С. Бизнес на коротком поводке //http: // www.ione.ru.
    14. Сваровский Ф. Секретное оружие // Ведомости. – 2000. – 28 августа.
    15. Смирнов В.Т., Сошников И.В., Романчин В.И., Скоблякова И.В. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование. – Машиностроение-1, Орел, Орел ГТУ, 2005.
    16. Черныш М. Россия держит марку // Сообщение. – 2000, №5.
    17. Эскиндаров М.А. Развитие корпоративных отношений в российской современной экономике. – М.: Республика. – 1999.
    18. The Little Green Data Book: 2005/ Состояние окружающей среды – статистический справочник Всемирного Банка / Пер. с англ. – М.: Издательство Весь Мир, 2005.
    19. Understanding and Measuring Social Capital: A Multidisciplinary Tool for Practitioners. Wash. D.C. 2002.