State and private partnership as a factor of Russian industrial enterprises’ innovative potential growth

Молчанов А.Б.

Journal paper

(РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 / November, 2010

Please, cite as:
Molchanov A.B. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak faktor povysheniya innovatsionnogo potentsiala rossiyskikh promyshlennyh predpriyatiy // Kreativnaya ekonomika. – 2010. – Tom 4. – № 11. – S. 117-123.

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=15263747
Cited: 3 by 07.12.2023

Abstract:
The article is devoted to the problem of industrial enterprises’ innovative potential growth under economical instability. The author specifies the definition of industrial enterprises’ innovative potential, reveals the basic issues, preventing its development, and justifies the influence of state and private partnership on the innovative potential development.

Keywords: innovative activity, industrial enterprises, state and private partnership, innovative potential, synergetic effect, indices of state and privatepartnership influence on innovative potential development



Переход России к инновационному развитию предполагает поиск направлений активного использования накопленного инновационного потенциала и определение возможностей, путей и форм его развития и совершенствования.

Однако серьезные финансовые проблемы, которые испытывают российские промышленные предприятия в течение последних лет, ограничения экономического роста, в том числе из-за недостаточности внимания со стороны государства к продвижению инноваций в реальный сектор экономики и слабого спроса на инновации не позволяют им достичь необходимых инновационных целей с помощью только лишь одних рыночных механизмов.

Нужна ли господдержка?

Проведенный анализ состояния инновационного потенциала национальной экономики России подтверждает в целом вывод о характерном для большинства российских предприятий общем низком уровне инновационного потенциала и инновационной активности, как для этапа радикальных рыночных реформ, так и для времени экономического подъема страны. Как свидетельствуют статистические данные, в 2007 году доля инновационной продукции в объеме производства инновационно активных предприятий в целом по машиностроению составила 15,9%. В последние годы отмечается стагнация роста инновационной активности предприятий. Так, удельный вес российских предприятий, осуществляющих технологические инновации в общем числе предприятий промышленного производства в 2006-2008 гг., колеблется в пределах 8,9-9,3 %, что намного ниже показателей не только инновационных лидеров – Германии (70%), Канады и Новой Зеландии (65%) но и большинства государств Центральной и Восточной Европы (20-40%) [1].

Среди основных причин, ограничивающих развитие инновационного потенциала промышленных предприятий, следует выделить:

  • неудовлетворительное состояние макроэкономической среды и отсутствие обоснованной единой государственной стратегии промышленного развития;
  • значительный разрыв между оптимальным (для обеспечения конкурентоспособности бизнеса) и фактическим уровнем инновационных расходов, который еще более усилился в результате финансово-экономического кризиса;
  • низкий внутренний спрос на инновации из-за недостатка инвестиций и собственных финансовых средств, неприемлемых условий кредитования.
  • В этой связи особое значение приобретает вектор государственной поддержки промышленных предприятий, в том числе на основе принципов государственно-частного партнерства (ГЧП), направленный на развитие и укрепление их инновационного потенциала за счет обновления и модернизации производства и широкого внедрения новых технологий при определяющей роли инновационной активности предприятий.

    О государственной поддержке…

    При рассмотрении проблемы влияния фактора ГЧП на повышение уровня инновационного потенциала российских промышленных предприятий необходимо уточнить его сущность. По нашему мнению, инновационный потенциал промышленного предприятия можно определить как комплексный оценочный показатель, который может быть охарактеризован через основные его элементы, включающие в себя сложившийся объем ресурсов предприятия, а также возможность его расширения за счет внешних источников с целью повышения инновационной активности и получения планируемого синергетического эффекта. Отличительная особенность такого понимания инновационного потенциала промышленного предприятия состоит в том, что в качестве одной из основных целей его развития определено повышение инновационной активности. Инновационная активность предприятия – это, прежде всего его способность к постоянному использованию и развитию инновационного потенциала и быстрой реакции на меняющиеся потребности и условия внешней среды. Таким образом, анализ инновационного потенциала и инновационной активности предприятий должен включать в себя как оценку приоритетов в направлениях использования имеющихся собственных средств, так и привлечение дополнительных финансовых источников, в том числе за счет различных форм прямой и косвенной государственной поддержки.

    На сегодняшний день прямая государственная поддержка инновационной деятельности в форме ГЧП является одним из важнейших инструментов развития сферы исследований и разработок в развитых западных странах. Так, например, во Франции в 2002 году на проекты ГЧП приходилось 78% прямого финансирования исследований и разработок по сравнению с 37% в 1998 году. Правительство Нидерландов зарезервировало на 2003–2010 годы 805 миллионов евро на финансирование ГЧП в стратегически важных сферах [2].

    В России ГЧП становится значимой составляющей государственной инновационной политики, которая присутствует не только во всех программных, стратегических документах, но и в конкретных практических действиях по финансовой поддержке проектов, субъектов инновационной деятельности, объектов инновационной инфраструктуры. Глобальный финансово-экономический кризис 2008 года вновь породил дискуссию на тему парадигмы экономического развития и роли ГЧП в инновационном развитии российской экономики.

    Государство целенаправленно стимулирует различные формы ГЧП с целью аккумулирования ресурсов на приоритетных направлениях развития и создании условий для привлечения частного бизнеса к сотрудничеству на принципах государственно-частного партнерства. В этих целях применяются различные формы, методы и организационные схемы ГЧП для обеспечения инновационного развития предприятий и укрепления их инновационного потенциала.

    В настоящее время создаются необходимые элементы для формирования современной модели непрерывного инновационного процесса с использованием механизмов ГЧП (институты инновационного развития и технологическая инфраструктура в виде площадок для размещения проектов), которая призвана повысить эффективность управления инновационными процессами на предприятиях комплексного решения задач по коммерциализации и трансферу технологий, инкубирования малых и средних инновационных предприятий.

    Особенности ГЧП

    Анализ особенностей и функций ГЧП позволяет характеризовать его как особый ресурс, обладающий синергетическим эффектом в результате влияния на инновационный потенциал промышленных предприятий. Одним из наиболее существенных эффектов синергии является экономия на НИОКР, издержках производства, приобретении инновационных технологий, экспертизе проектов и административных расходах. Оценка синергетического эффекта (СЭ) от участия промышленных предприятий в ГЧП на определенный момент времени может осуществляться по формуле:

    ОСЭt = СЭМt + СЭУt + СЭНt + СЭРt + СЭЭt,

    где ОСЭt – общий синергетический эффект в момент времени в результате реализации механизмов ГЧП;

    СЭМt – синергия от эффекта ресурсного взаимодополнения;

    СЭУt – синергия за счет улучшения управления и устранения неэффективных бизнес-процессов;

    СЭНt – синергия за счет снижения налогообложения;

    СЭРt – синергия за счет снижения рисков в результате участия государства в финансировании наиболее рискованных стадий инновационных проектов;

    СЭЭt – синергия за счет проведения независимой государственной экспертизы проектов.

    Выделение ГЧП в качестве одного из основных факторов развития инновационного потенциала предприятий определяется его ролью и значением в национальной инновационной системе. Очевидно, что в посткризисный период в связи с существующими финансовыми трудностями и в условиях достаточно жесткой конкуренции на рынке, роль ГЧП в повышении уровня инновационного потенциала промышленных предприятий и устойчивости их развития будет возрастать.

    В этой связи, по нашему мнению, возникает объективная необходимость введения для оценки уровня инновационного потенциала промышленных предприятий показателей, отражающих влияние ГЧП на развитие инновационного потенциала и его составляющих. К ним можно было бы отнести, прежде всего, показатели, которые определяют долю выделяемых в рамках ГЧП государственных средств (на финансирование НИОКР, приобретение лицензий на новые технологии и технические решения у российских научных организаций, предоставление преференций предприятиям – резидентам производственно-технологической инновационной инфраструктуры и др.), в общем объеме финансирования предприятием исследований и разработок.

    Вывод

    Прямая государственная поддержка инновационной деятельности российских промышленных предприятий в форме ГЧП, особенно в условиях экономической нестабильности, становится не только одним из главных факторов развития и повышения уровня их инновационного потенциала и инновационной активности, но и важным инструментом, обеспечивающим синергетический и мультипликативный эффект, измеряемый показателями реализации стратегии инновационного развития предприятий и коммерциализации инновационной продукции.


    Страница обновлена: 14.05.2024 в 14:07:27