Improving the mechanism of state support for entrepreneurship in the agricultural industry of Omsk oblast

Джамбулова Ш.Ж.1, Хайрулина Л.Р.1
1 Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Омск

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 17, Number 4 (February, 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Dzhambulova Sh.Zh., Khayrulina L.R. Sovershenstvovanie mekhanizma gosudarstvennoy podderzhki predprinimatelstva v agrarnom sektore Omskoy oblasti // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2016. – Tom 17. – № 4. – S. 531-542. – doi: 10.18334/rp.17.4.34991.

Abstract:
The article is devoted to improving the mechanism of state support for entrepreneurship in Omsk Oblast. The research subject is the analysis of social and economic development of rural areas of the region, climate conditions and their influence on the mechanism of state support for entrepreneurship. The purpose of this study is to develop measures aimed at improvement of the mechanism of state support for agricultural business in Omsk Oblast. For this purpose, it is necessary to analyze the legal base, identify the problems in the existing mechanism of state support for small, medium-sized and large business, and propose the directions for its improvement. The research was carried out using the methods of economic analysis, functional and structural analysis, and abstract and logic method. The conducted research allowed the authors to identify the key problems in social and economic development of rural areas, their impact on business activity, as well as the problems in the mechanism of state support for enterprises. Among the identified problems are: the difference between the types of rural areas, the presence of rural settlements of the 3rd and 4th types with unfavorable climate conditions, depressiveness of districts, negative development trends of small businesses, low level of social responsibility of businesses, and the local character of state support for entrepreneurship [7]. The authors proposed some variants of the mechanism of state support for enterprises in the region. Each variant includes the conditions of interaction between bodies of government, entrepreneurs, and rural residents; enhancing social responsibility of entrepreneurs for sustainable social and economic development of rural areas. The authors’ suggestions can be used at different levels of public administration to develop directions for state support, improvement of the methods for distribution federal subsidies among the regions, as well as to extend the opportunities of regions to sustain optimal and balanced development of entrepreneurship.

Keywords: agricultural sector, rural areas, small, middle sized and large business, state support for entrepreneurship



Введение

Кризисные явления на мировой арене вносят существенные коррективы в политическую и экономическую жизнь страны. Введение санкций со стороны части стран стали вызовом не только для руководства страны, но и для деловой среды, предпринимательской деятельности. Для российского предпринимателя открылись новые ниши, которые были заняты продуктами иностранных предприятий. В данных условиях правительством были приняты ряд неотложных мер по импортозамещению. Среди таких мероприятий можно назвать принятие ряда нормативных актов по развитию сельских территорий в регионах, повышению продовольственной безопасности страны. Одним из таких документов стала «Стратегия развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» [1] (далее – Стратегия). В документе важная роль в безопасности страны отводится развитию сельских территорий, в том числе направлениям государственной поддержки предпринимательства агропромышленного сектора.

Направления государственной политики в области регулирования социально-экономического развития сельских территорий и предпринимательства в АПК

Социально-экономическое развитие сельских территорий и предпринимательства в аграрном секторе находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Как известно, Стратегия является одним из основных направлений в реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года [2] (далее – Концепция). В нормативном акте указано, что «…Сельские территории Российской Федерации являются важнейшим ресурсом страны, значение которого стремительно растет в условиях углубляющейся глобализации при одновременном усилении значения природных и территориальных ресурсов в развитии страны…».

В документе обобщен положительный опыт реализации ранее принятых федеральных целевых программ и приняты основные направления дальнейшего социально-экономического развития страны, в том числе сельские территории. В таблице 1 обобщены основные нормативные акты, в рамках которых принята и реализуется Стратегия. Как видно из данной таблицы, руководство страны последовательно проводит политику по устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий. Всесторонняя оценка уровня развития сельских территорий, взаимодействия властных структур, предпринимателей и жителей сельских поселений определила политику в отношении государственной поддержки предпринимательства [10, 1].

Таблица 1

Обзор основных нормативных актов Правительства Российской Федерации по социально-экономическому развитию страны

Годы
Наименование нормативных актов
Содержание мероприятий
До 2013
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года»
Программные мероприятия, направленные на улучшение условий жизни на селе. В рамках программы реализованы мероприятия по улучшению жилищных условий, газификации села, обеспечению питьевой водой, сетью общеобразовательных учреждений, культурно-досуговых, фельшерско-акушерских пунктов, других медицинских учреждений, спортивных сооружений и пр.
До 2014
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»
В рамках нормативных актов, принятых до 2014 года, реализуются мероприятия по оказанию государственной поддержки предпринимателям, производящим сельскохозяйственную продукцию и продукцию ее переработки
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»
Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»
Источник: составлено авторами на основе нормативных актов Президента и Правительства РФ

На основе анализа социально-экономического состояния сельских поселений в регионах выработаны цели, принципы и задачи государственной политики в области их устойчивого развития, роли и места предпринимательства в данных процессах. Малое, среднее предпринимательство, крупный бизнес являются наиболее важной частью экономики страны, которые наполняют бюджеты разного уровня, обеспечивают занятость населения, позволяют решать другие государственные задачи [11]. В связи с чем одной из целей устойчивого развития сельских территорий стало развитие предпринимательства, точнее эффективная государственная поддержка предпринимательства в аграрном секторе [9].

По уровню социально-экономического развития, природно-климатическим условиям регионы страны поделены на четыре типа. Такой дифференцированный подход может быть применен не только к субъектам Российской Федерации, но и к отдельному региону. Очевидно, что подходы к государственной поддержке предпринимателей должны быть различными в каждом конкретном регионе, а также внутри конкретного региона [5, 2].

Особенности и направления государственной поддержки предпринимательства и ее роль в социально-экономическом развитии сельских территорий в Омской области

В данной статье изучен вопрос об особенностях социально-экономического развития сельских территорий в Омской области, его влияния на предпринимательскую деятельность, а также сделана попытка разработать направления государственной поддержки предпринимательства в аграрном секторе в регионе.

Регион обладает крупнейшим агропромышленным комплексом. В 2015 году объем производства сельскохозяйственной продукции вырос по сравнению с 2014 годом на 101,1%. При этом производство мяса и молока сократилось соответственно на 3,5% и 0,9% соответственно, яиц увеличилось на 7,4% [3].

Для Омской области характерен рост предпринимательской активности в аграрном секторе. Регион занимает лидирующее положение среди других регионов страны по объемам привлечений государственной поддержки. В 2015 году их объем увеличился в три раза по сравнению с 2014 годом. Из бюджетов разного уровня на развитие сельского хозяйства было привлечено в 2015 году 4,4 млрд рублей. Отмечается также высокая отдача от ассигнований (на 1 рубль инвестиций получено 4 рубля налоговых доходов) [4]. Омская область признана одним из серьезных регуляторов продовольственного рынка в Сибирском федеральном округе и в Российской Федерации. Ее продукция вывозится более чем в 60 регионов страны, страны СНГ, дальнего зарубежья. Наиболее востребованные виды продукции – сгущенное молоко и сыры [5].

По особенностям социально-экономического развития и природно-климатическим условиям можно отметить, что регион включает в себя все четыре типа территории. Южные, западные и восточные районы характеризуются как первый тип с преимущественно аграрной специализацией сельской местности, относительно благоприятными социальными условиями развития. Для пригородных районов (второй тип) характерны полифункциональная сельская экономика и благоприятные социальные условия развития сельских поселений [3].

Северные районы могут быть поделены на третий и четвертый типы сельских территорий по освоению, сельскохозяйственному использованию, потенциалу и ограничениям в развитии. Для данных территорий характерны социально-экономическая депрессия, неблагоприятные социальные и природно-климатические условия.

На характер социально-экономического развития, предпринимательской деятельности территорий Омской области существенное влияние оказывают ментальность населения. В северной части региона проживают коренные жители, исторически сформировавшие свои поселения. В южной половине региона сельские жители состоят из переселенцев из Поволжья, Украины, других регионов европейской части России. Ментальность жителей сельских поселений, как показывает практика, оказывает влияние на предпринимательскую деятельность [10]. Если в северных районах жители села склонны к ведению личных подсобных хозяйств, фермерских хозяйств в силу разбросанности поселений, природно-климатических условий, то во всех остальных районах области население в меньшей степени готовы к ведению индивидуального предпринимательства и предпочитают наемный труд. Как следствие, в таких сельских территориях преобладают сельскохозяйственные предприятия [4].

В настоящее время государственная поддержка предпринимателей в Омской области носит локальный характер. Не учитываются вопросы развития сельских территорий, не используются такие инструменты, как взаимодействие властных структур и предпринимателей, социальная ответственность бизнеса [2]. Известны примеры, когда крупный бизнес использует вахтовый метод привлечения рабочей силы, что негативно сказывается на социально-экономическом развитии сельских поселений. Село остается не привлекательным для проживания в силу низкого уровня социальных благ, таких как образование, здравоохранение, дороги, газификация и пр., что немаловажно для молодежи [6].

На рисунке представлена диаграмма развития предпринимательства в аграрном секторе Омской области за 2000–2014 годы. Из рисунка видно, что динамика развития сельскохозяйственных предприятий (крупного бизнеса) имеет темпы роста выше, по сравнению с личными подсобными хозяйствами и фермерскими хозяйствами. Между тем, если доля сельскохозяйственных организаций в 2000 году была чуть более 50% (50,19%), то в 2014 году стала 42,38% (табл. 2). Снижение доли сельскохозяйственных организаций произошло за счет роста доли фермерских хозяйств (5,90% – 2000 год и 14,14% – 2014 год). По каждому из типов хозяйств наблюдается неустойчивое развитие за исследуемые годы.

В большей степени это касается фермерских хозяйств. Одной из причин такой динамики является сложившаяся в настоящее время ситуация, когда фермеры, которые начали свою предпринимательскую деятельность в 90-е и в начале 2000 годов, пришли к тому возрасту, что им уже трудно вести свое хозяйство, а на смену им нет молодых предпринимателей. В 2014 году наметилась тенденция к снижению доли малого предпринимательства (личных подсобных хозяйств и фермерских хозяйств), что свидетельствует о наличии проблем в социально-экономическом развитии сельских территорий, недостаточности либо отсутствии социальной инфраструктуры, об оттоке молодежи [8].

Рисунок. Диаграмма развития предпринимательства в Омской области

за период с 2000 по 2014 годы

Источник: составлено авторами по статистическим данным

Росстата по Омской области [6]

Таблица 2

Динамика доли хозяйств сельских территорий Омской области за период 2000–2014 годов, %

Источник: составлено авторами по данным Росстата по Омской области: Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области. – Режим доступа: http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/omsk/ru/statistics/enterprises/agriculture/

Таким образом, можно сделать вывод о том, что малое, среднее предпринимательство, крупный бизнес в регионе находятся во взаимосвязи с социально-экономическим развитием сельских поселений, зависит от природно-климатических условий, ментальности населения. Немаловажное значение имеет социальная ответственность бизнеса. В агропромышленном секторе Омской области, как и в других регионах, получили развитие кооперативы разной направленности. Кредитные кооперативы, снабженческо-сбытовые, производственные кооперативы могут стать одним из инструментов в поддержке малого предпринимательства в аграрном секторе, а также для жителей села. Развитие кооперации имеет немаловажное значение в разработке механизма государственной поддержки предпринимательства.

В данных условиях механизм государственной поддержки предпринимательства в Омской области должен носить комплексный характер и включать в себя не только методы распределения бюджетных субсидий, но и условия взаимодействия властных структур с предпринимателями, социальную ответственность бизнеса, использования кооперации в обеспечении устойчивого развития сельских территорий Омской области.

Заключение

Для достижения целей Стратегии в устойчивом развитии сельских территорий в Омской области предлагается следующие варианты механизма государственной поддержки предпринимательства.

1. Инвестирование в крупные хозяйства на следующих условиях: крупный бизнес должен:

– осуществлять поддержку личных подсобных хозяйств, фермерских хозяйств в виде оказания различных услуг (зооветеринарных, инженерных, и др.), продажу семян, кормов, мяса, стройматериалов и др. по себестоимости либо по низким ценам.

– принимать участие в развитии социальной инфраструктуры (дороги, водоснабжение, газификация, здравоохранение, образование, культура и пр.).

Развивая крупный бизнес, возникает возможность использовать такие инструменты, как взаимодействие властных структур и бизнеса в решении вопросов социально-экономического развития сельских территорий, повышения социальной ответственности крупного бизнеса в сельских поселениях, его участия в социальных проектах. Недостаток данного варианта заключается в том, что для крупного бизнеса фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства, социальные проекты станут «балластом» и такая государственная поддержка будет их «настораживать».

2. Инвестиции направить на развитие кооперации (снабженческо-сбытовые, производственно-перерабатывающие и пр.). Финансирование осуществлять через кредитные кооперативы всем категориям хозяйств на расширение производства и освоение новых видов сельскохозяйственной продукции.

Снабженческо-сбытовые кооперативы (либо другие формы организаций) инвестировать для создания инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (мини перерабатывающие заводы, заготовительные организации, организации в виде оптовых складов для приобретения кормов, запчастей, семян и прочих материалов для малого бизнеса).

Кооперативы обеспечат поддержку малому предпринимательству в области зооветеринарных, инженерных услуг, услуг по налогообложению, бухгалтерскому учету, правовым вопросам и пр. Недостаток данного варианта заключается в том, что возникнут сложности в организации кооперативов. Вероятность того, что в кооперативы будут вступать малые предприниматели, мала.

3. Инвестировать в новые виды производства и переработки сельскохозяйственной продукции (овцеводство, овощеводство, сбор и переработка дикоросов и пр.). Для реализации данного проекта потребуется выявить потенциальные возможности каждого из районов Омской области.

Финансирование должно быть направлено:

– на организацию производства новых видов сельскохозяйственной продукции;

– на обучение и подготовку специалистов, которые потребуются в новых видах производства;

– на создание инфраструктурной среды осуществления новых видов производств;

– для овцеводства – создание минизаводов по переработке шерсти и шкур. В частности, мясо баранины имеет высокий спрос, а шерсть и шкуры не находят спроса, поэтому потребуется организовать производства по изготовлению изделий из шерсти овец, выделке шкур и пошиву из них дубленок.

4. Каждый из предложенных вариантов создаст условия для развития предпринимательства в сельских территориях региона, увеличивая налоговые доходы, а также обеспечивая занятость населения. Немаловажное значение имеет также создание дополнительных условий для взаимодействия властных структур и бизнеса, роста социальной ответственности предпринимателей на фоне государственной поддержки предпринимательства,в направлении устойчивого социально-экономического роста сельских территорий в Омской области.

[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 № 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года».

[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года».

[3] Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области.

[4] Минсельхоз России направит в Омскую область 2,5 млрд. рублей на реализацию инвестпроектов в сфере АПК [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. – 2016. – 11 января. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/news/news/show/46896.78.htm

[5] Омская область в числе девяти регионов страны примет участие в «молочных» интервенциях [Электронный ресурс] // Омская Губерния. – 2016. – 18 января. – Режим доступа: http://www.omskportal.ru/ru/government/News/2016/01/18/1453088619819.html

[6] Таблица «Продукция сельского хозяйства Омской области (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)» [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области. – 2015. – 9 октября. – Режим доступа: http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/omsk/resources/934679004e20f5b08f04cf3bf8d20d64/sh-prod-2014utv.htm


Страница обновлена: 19.05.2024 в 11:22:01