Innovatsionnye sposoby obespecheniya investitsionnogo klimata kak usloviya ustoychivogo ekonomicheskogo razvitiya

Гайсин Н.М., Фатхиев А.М.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 11-1 / November, 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Gaysin N.M., Fatkhiev A.M. Innovatsionnye sposoby obespecheniya investitsionnogo klimata kak usloviya ustoychivogo ekonomicheskogo razvitiya // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2007. – Tom 8. – № 11. – S. 79-84.



С учетом зарубежного и отечественного опыта, в качестве основных инновационных способов формирования инвестиционного климата как условия экономического развития следует рассматривать: лизинг, венчурный капитал, первое публичное размещение акций и свободные экономические зоны.

Во многих странах лизинг стал одним из существенных рычагов технического перевооружения действующих предприятий и переоснащения строящихся. Актуальность развития лизинга в России, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес физически и морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т.д.) и острой нехваткой оборотных средств для обновления основных фондов и внедрения продуктов научно-технического прогресса. Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет финансов на модернизацию, и банком, который неохотно предоставляет этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств.

Как показывает мировой опыт, еще одним инновационным способом формирования инвестиционного климата и финансово-кредитного обеспечения экономического развития можно считать венчурный капитал.

Венчурный бизнес может кардинально изменить качество экономического роста, способствуя преодолению дефицита и дороговизны инвестиционных ресурсов. Венчурный бизнес создает новый тип инвестиционного механизма инновационной деятельности и повышает эффективность функционирования экономики в целом. По нашему мнению, преимущества венчурного предпринимательства должны использоваться на всех уровнях национальной экономики.

Положительный опыт использования венчурно­го капитала в США, странах Европы, Японии, Индии и т.д. фактически доказал, что венчурный бизнес развился в мощную мировую индустрию и зарекомендовал себя одним из наиболее действенных инструментов поддержки и развития перспективных отраслей экономики. Так, в Индии в результате инвестиций и поддержки венчурного бизнеса в области производства программных продуктов в начале 1990-х годов был получен огромный экономический эффект. Доходы от экспорта информационных технологий составили 2,7 млрд. долл. в 1999 г. и 4 млрд. долл. — в 2000 г. Годовой объем мирового рынка программных услуг уже сейчас достиг примерно 140 млрд. долл., и, по некоторым оцен­кам, к концу 2008 г. почти 1/3 его придется на долю Индии.

Говоря об опыте Республики Татарстан применительно к венчурному финансированию, следует сказать об активной работе госу­дарственной некоммерческой организации «Инве­стиционно-венчурный фонд Республики Татарстан».

Инвестици­онно-венчурный фонд совместно с реги­ональным венчурным фондом Республики Татарстан решают вопросы поддержки предприятий Татарстана, занимающихся внедрением высокона­учных, прорывных и рисковых проектов. Именно такие проекты были представлены на ярмарке «Инновации для устойчивого развития Республики Татарстан» в апреле 2007 г., в частности:

− инновационные образовательные технологии и межотраслевые кластеры;

− инновации в области инфраструктуры здравоохранения и социальной инфраструктуры;

− новые технологии защиты окружающей среды;

− инновации в области сельского хозяйства;

− новые ресурсосберегающие технологии;

− новые информационные технологии;

− инновации в медицинском оборудовании и т.д.

В последнее время в национальной экономике наблюдается повышенный интерес предприятий к такому способу финансово-кредитного обеспечения экономического развития как первое публичное размещение акций (Initial Public Offering - IPO). За 9 месяцев 2006 г. на российском рынке IPO было осуществлено 12 первичных публичных размещений акций общим объемом 13,648 млрд. долл., что говорит о значительном увеличении интереса отечественных предприятий к данному инструменту привлечения финансовых ресурсов.

Налицо интерес государства к IPO как к эффективному инструменту привлечения финансовых ресурсов в приоритетные отрасли экономики. Так, согласно Указу президента РФ, под­писанному 22 февраля 2006 г., в рамках ОАК будут объединены основные компа­нии российского военного и гражданско­го авиастроения. Корпорация в ближайшей перспективе планирует выход на фондовый рынок посредством проведения IPO.

Особое место, на наш взгляд, среди инновационно-институциональных форм обеспечения инвестиционного климата в условиях глобализации экономического развития занимают свободные экономические зоны (СЭЗ). Изучение мирового опыта создания свободных экономических зон имеет важное значение для их формирования в России. Только с июля 1990 г. по июнь 1991 г. было определено открытие 13 свободных зон, в последующем сокращенных до 11. Статус их был закреплен за 11 регионами общей площадью 1 млн. кв. км с населением 18,5 млн. чел. По географическому положению, потенциалу, профилю они соответствовали мировым аналогам, размещались главным образом в центре крупных экономических районов, в морских портах, железнодорожных узлах, имеющих удобную связь с внутренними районами страны, а также с внешним миром. В частности, СЭЗ были учреждены в Ленинградской, Кемеровской, Читинской, Сахалинской, Новгородской, Московской и Калинин­градской областях, Алтай­ском крае, Татарстане и др.

Общей чертой СЭЗ является создание благоприятных условий для осуществления различных внешнеэкономических операций. Исклю­чительное разнообразие функций отражается в обилии терминов, ко­торыми определяются эти явления современной экономики: свобод­ная таможенная зона, свободный порт, зона внешней торговли, экспортно-производственная зона, предпринимательская зона, зона свободного предпринимательства, промышленные порты, научные парки, технополисы и т.д. (около 30 названий). Каждый вид СЭЗ имеет свою специфику, каждая зона служит своему назначению и имеет право на существование наравне с другими. Для государства, создающего СЭЗ на своей территории, сами зоны не являются самоцелью. В большинстве случаев они органически вклю­чаются в общую стратегию национального экономического развития. Общая цель создания СЭЗ — способствовать решению наиболее важ­ных макроэкономических задач:

− ускорить темпы экономического роста;

− модернизировать промышленность;

− насытить внутренний рынок высококачественными товарами и услугами;

− обеспечить импортозамещающее производство для снижения зависимости внутреннего рынка от зарубежных поставок и дальнейшая ориентация на экспортно-ориентированное для расширения собственных рынков сбыта;

− включиться в развитие производств на базе нанотехнологий.

Нередко деятельность СЭЗ в группе стран ориентирована на выполнение отдельных стратегических задач, таких, как:

− повыше­ние конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках;

− отход от экспортно-сырьевой специализации в международ­ных связях;

− превращение зон в полигоны по апробированию новых методов хозяйствования;

− повышение степени интегрирования нацио­нальной экономики в мировое хозяйство.

Здесь также можно обратиться к положительному опыту Республики Татарстан, на территории которого успешно функционирует свободная экономическая зона «Алабуга», которая призвана способствовать интеграции российской экономики в систему международных связей, притоку в регион иностранных инвестиций, современных зарубежных технологий.

На основании вышеизложенного необходимо отметить, что в российской экономике на различных ее уровнях и в разных сферах постоянно происходят инвестиционные процессы, эффективность и интенсивность которых находится в прямой зависимости от наличия соответствующего инвестиционного климата и степени его благоприятности. Это обусловлено тем, что инвестиционный климат выступает, как объективное условие устойчивого экономического развития, которое должно опираться на соответствующее инвестиционно-инновационное обеспечение с его постоянным совершенствованием. В свою очередь, это будет способствовать успешности предпринимаемых прогрессивных преобразований и развитию России, а также трансформации отечественной экономики в инвестиционно-инновационную, обладающую реальной конкурентоспособностью на мировом рынке.


Страница обновлена: 19.05.2024 в 03:17:42