Digitalization of modern companies: implementation opportunities and risks

Савельева Н.К.1, Макарова М.В.1
1 Вятский государственный университет, Russia

Journal paper

(РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 10 (October 2021)

Please, cite as:
Saveleva N.K., Makarova M.V. Tsifrovizatsiya sovremennyh kompaniy: vozmozhnosti realizatsii i riski // Kreativnaya ekonomika. – 2021. – Tom 15. – № 10. – S. 3755-3768. – doi: 10.18334/ce.15.10.113632.

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47167107
Cited: 17 by 07.12.2023

Abstract:
Within the framework of the study, the essence of the digitalization process in modern companies is considered. The main directions of transformation of the company's business processes in the conditions of digitalization are revealed. An attempt to systematize the main risks for companies in the process of digitalization has been made.

Keywords: digitalization, digital economy, modern companies, sustainability, economic security

JEL-classification: O31, O32, O33, L26, M21



Введение

Принято считать, что в настоящее время общество находится в состоянии 4-й промышленно-технологической революции, так называемой Индустрии 4.0, соответственно, экономика становится все более технологичной, цифровой и даже облачной. Именно цифровизацию считают основной частью архитектуры четвертой промышленной революции. Тренды цифровой экономики в корне меняют экономическую реальность, проникая во все бизнес-процессы современных компаний. Соответственно, есть основания полагать, что такого рода изменения могут существенно повлиять на состояние устойчивости современных компаний. Целью исследования является изучение сущности явления цифровизации, выявление основных ее направлений и рисков для современной компании.

На сегодняшний день происходит смена экономической картины: еще полвека назад передовыми компаниями были представители металлургии и тяжелой промышленности, машиностроения, сегодня же драйверами экономического развития выступают компании IT-сферы. Тенденция к цифровизации всех видов деятельности как логическому продолжению процессов автоматизации и информатизации отождествляет тем самым понятия цифровизации, Индустрии 4.0, диджитализации и цифровой экономики. В данном случае теряется экономическая составляющая тех изменений, которые происходят в современном мире.

Некоторые определения термина «цифровая экономика» рассмотрены в таблице 1.

Таблица 1

Определения термина «цифровая экономика»

Автор
Определение
М.Л. Калужский
Коммуникационная среда экономической деятельности в сети Интернет, методы и инструменты ее реализации [1] (Kaluzhskiy, 2014)
Т.А. Гасанов, Г.А. Гасанов
Это трансформация институциональной экономики, которая в процессе своего функционирования всесторонне и системно использует цифровые технологии в инновационном развитии страны с целью увеличения общественного богатства, повышения качества жизни людей и укрепления экономической безопасности страны [2] (Gasanov, Gasanov, 2017)
И.В. Алексеев
Цифровая экономика – это система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий [3] (Alekseev, 2016)
Н.В. Василенко
Тип экономики, характеризующийся активным внедрением и использованием цифровых технологий хранения, обработки и передачи информации во все сферы человеческой деятельности [4] (Vasilenko, 2017)
Источник: составлено авторами.

Очевидно, что цифровая экономика – понятие более широкое, и цифровизация – это ее инструментарий и инфраструктурная база.

Огромную роль в становлении цифровой экономики играют инновации. По результатам исследования Boston Consulting Group (BCG) ежегодно публикуется рейтинг 50 инновационных компаний мира. Проанализируем рейтинг 2020 года. Всего в списке фигурируют компании из 9 стран. 50% – компании из США, 30% – Старого Света и 20% – азиатские. Первые 10 позиций рейтинга рассмотрены в таблице 1.

Таблица 1

Первые 10 позиций рейтинга Boston Consulting Group (BCG) 2020 года [5]


Компания
Страна
Сфера деятельности
1
Apple
США
IT-технологии
2
Alphabet
США
IT-технологии
3
Amazon
США
Потребительские товары
4
Microsoft
США
IT-технологии
5
Samsung
Южная Корея
IT-технологии
6
Huawei
Китай
IT-технологии
7
Alibaba
Китай
Потребительские товары
8
IBM
США
IT-технологии
9
Sony
Япония
Потребительские товары
10
Facebook
США
IT-технологии
Источник: составлено авторами по данным Boston Consulting Group 2020 года.

Анализируя данные таблицы 1, можно сделать однозначный вывод, что передовыми инновационными компаниями являются компании, занимающиеся развитием технологий. Компания Apple стабильно занимает лидирующую позицию, а китайская компания Huawei поднялась на 42 строчки с 2019 года, инвестировавшая в прошлом году порядка 19 миллиардов долларов на разработки и инновации. Компании США работают по принципу создания глобальных цепочек создания стоимости, охватывая огромные территории, тем самым окупая затраты на объединение некоторых видов деятельности в долгосрочном периоде [6] (Saveleva, Sozinova, 2020).

К сожалению, российских компаний в данном рейтинге нет. Также российские компании значительно отстают по темпам цифровизации от западных. Рейтинг стран 2020 года по темпам цифровизации и цифровой конкурентоспособности, по мнению швейцарской бизнес-школы IMD, представлен в таблице 2. Рейтинг строится по трем критериям: технологии, знания и готовность к будущему.

Таблица 2

Рейтинг стран по цифровой конкурентоспособности 2020 года [7]


Страна
1
США
2
Сингапур
3
Швеция
4
Дания
5
Швейцария
6
Нидерланды
7
Финляндия
8
Гонконг
9
Норвегия
10
Южная Корея

США и данном рейтинге занимают лидирующую позицию. США – первая в мире страна по уровню номинального ВВП, наиболее влиятельная в политической и культурной сфере, а также в сфере научных разработок и инноваций.

Для России вызовы цифровой экономики воспринимаются в основном с точки зрения внедрения новых технологий, хотя в зарубежной практике процессы цифровизации рассматриваются шире. По результатам исследования ООО «КПМГ Налоги и Консультирование» [8], направленного на исследование цифровых технологий в компаниях РФ, отраслевой профиль компаний имеет вид рисунка 1.

Рисунок 1. Отраслевой профиль компаний РФ по внедрению цифровых технологий

Источник: исследования ООО «КПМГ Налоги и Консультирование».

Как видно из рисунка 1, для России, в отличие от Запада, не характерно лидерство компаний, внедряющий ИТ-технологии в темпах цифровизации бизнеса.

Крупные российские компании уже сделали первые шаги на пути к цифровой трансформации, но у большинства еще не разработаны комплексные программы цифровизации и запущены проекты по внедрению отдельных цифровых инструментов, часто не согласованных между собой.

На этом основании необходимо более широкое исследование дефиниции «цифровизация» с целью характеристики самого процесса и систематизации сопутствующих рисков.

Считается, что цифровизации предшествовали автоматизация, электронизация и информатизация [9] (Fraymovich, Vlasenko, Usov, 2021). Сравнительная характеристика данных процессов рассмотрена в таблице 3.

Таблица 3

Характеристика процессов научно-технического прогресса


Характеристика
Инструменты
Автоматизация
Применение саморегулирующихся технических средств и математических методов с целью освобождения человека от участия в процессах производства
Замена ручного труда машинным
Электронизация
Применение в материальном производстве достижений современной электроники (электронно-вычислительной технике, микроэлектроники и созданием новых поколений электронно-вычислительных машин)
ЭВМ
Информатизация
Процесс повышения эффективности применения информации в обществе с помощью перспективных информационных технологий, также процесс развития и превращения общества в информационное общество и главный фактор развития постиндустриального общества
Сотовая и электронная связь
Телефония
Электронная почта
Цифровизация
Внедрение современных технологий в различные сферы жизни и производства
Облачные технологии, массивы данных, цифровая бизнес-модель с элементами риск-ориентированного управления
Источник: составлено авторами.

Термины «автоматизация» и «цифровизация» часто отождествляют, что в корне не верно. Цифровизация – это не только процесс автоматизации производственных операций, сколько изменение самой бизнес-модели компании. Эффект цифровизации будет иметь место тогда, когда внедрение будет происходить на макроуровне, массово. Кулагина Н.А. отмечает, что любое институциональное изменение повлечет за собой не только пересмотр характера процесса, но и отношения между всеми задействованными в нем участниками [10] (Kulagina, Chepikova, Logacheva, 2021).

По мнению коллектива авторов, максимальный эффект от цифровой трансформации может быть достигнут от синергии аналоговой и цифровой среды с учетов всех рисков [11].

Цифровизация должна затрагивать все бизнес-процессы современной компании, соответственно, предполагается повышение их эффективности. Характеристика инструментов цифровизации и их влияние на некоторые бизнес-процессы компании рассмотрены в таблице 4.

Таблица 4

Цифровизация бизнес-процессов компании

Бизнес процесс
Цель цифровизации процесса
Инструменты
Технологический процесс
Создание единой цифровой сети технологических данных которая позволит:
- анализировать состояние оборудования;
- прогнозировать вероятность сбоя работы, необходимость замены оборудования
- предвидеть и предотвращать производственные простои
- автоматический расчет основных производственных показателей
Единая цифровая модель
Интеграция информационных систем, обеспечивающих обмен данными
Big Data
Цифровые двойники
Закупочная деятельность
- оптимизация процессов закупок
- проведение закупочных процедур, выбор оптимальных решений на основе искусственного интеллекта
- автоматизированные системы управления ресурсами
Технологии искусственного интеллекта
Big Data
Кадровое обеспечение
- развитие компетенций персонала
- электронное делопроизводство
-автоматизированная кадровая отчетность
Big Data
Управление рисками
- риск-ориентированное управление компанией на основе анализа больших данных
- формирование системы рисков с возможностью мониторинга рисков в режиме онлайн
- нивелирование рисков
Облачные технологии
Big Data
Финансы и экономика
- автоматизированное формирование отчетности
- автоматизированная система контроля отклонений от бизнес-планов
Big Data
Инвестиционная деятельность
- повышение прозрачности инвестиционных программ
- система контроля за реализацией инвестиционных программ
Big Data
Источник: составлено авторами.

Одним из наиболее распространенных инструментов цифровизации является Big Data – область IT-сферы, направленная на изучение, анализ, структурирование и обработку больших объемов данных (рис. 2).

Рисунок 2. Структурные элементы Big Data

Источник: составлено авторами.

Принципы работы с Big Data:

1. Система работы с неограниченным количеством данных должна быть расширяемой.

2. Отказоустойчивость – возможность работы систем при выводе из строя некоторой части оборудования без значительных последствий.

3. Принцип локальности данных.

Помимо ожидаемых положительных эффектов в части повышения производительности труда и эффективности бизнес-процессов компании следует отметить ряд рисков, которые могут возникнуть в процессе цифровизации современных компаний. Все риски компаний укрупненно можно разделить на внешние и внутренние, которые также разделены на подгруппы. Систематизация рисков современной компании в процессе цифровизации рассмотрена в таблице 5.

Таблица 5

Внешние и внутренние риски компании в процессе цифровизации

Внешние
Внутренние
Экономические
· разрыв связей с внешними рынками
· санкционные меры со стороны других стран
· Монополизация рынков, препятствие конкуренции
· высокие пошлины на импортные цифровые продукты
· Отсутствие средств, высокая стоимость кредитных продуктов
· Недостаточное инвестирование
Природного характера
· повреждение основного оборудования природными и стихийными явлениями
· сокращение природных топливно-энергетических ресурсов
· экологические
Интеллектуальные в области управления персоналом
· отток квалифицированных кадров
· недостаточная укомплектованность персоналом;
· критическое положение научно-проектного комплекса в отрасли
· оптимизация персонала, возможное сокращение рабочих мест
· повышение затрат на обучение, повышение квалификации специалистов, для работы с цифровыми инструментами
· консервативные принципы руководства
Технологические
· конкурентные преимущества импортных цифровых технологий,
· замедленное развития отечественного рынка цифровых продуктов
· риски в области охраны труда и производственного травматизма
· высокие затраты на приобретение и внедрение цифровых технологий
· низкий уровень автоматизации
Источник: составлено авторами.

Анализ рисков как элемент риск-ориентированного управления компанией направлен на ускорение процессов цифровизации и достижение поставленных стратегических целей. Эффективным инструментом выступает создание «центра компетенций», состоящего из специалистов – представителей различных структурных подразделений, совместно работающих над проектом цифровизации в конкретной компании. Выделены некоторые направления формирования стратегии цифровизации компании, направленные на максимизацию положительного эффекта:

1) формулировка целей, выбор конкретных показателей эффективности и их целевых значений в соответствии со стратегией компании;

2) планы управления рисками следует разрабатывать до начала реализации проектов цифровизации в компании;

3) четкое распределение ролей и обязанностей между структурными подразделениями компании;

На более глобальном уровне процессам цифровизации может способствовать соблюдение следующих «условий» формирования комфортного цифрового пространства:

1) эффективное регулирование сети Интернет и обеспечение общей его доступности, в том числе и в ценовом контексте;

2) формирование нормативно-правовой базы, контролирующей процессы монополизации цифрового рынка и вопросы кибербезопасности;

3) сотрудничество государств с целью создания глобального цифрового рынка и его регулирования на благо общества.

Заключение

Таким образом, в основе цифровизации лежит совершенствование единой технической политики компании с учетом необходимых изменений технологических и корпоративных процессов, разработки новых стандартов обслуживания. Опыт условий, которые создала пандемия коронавируса в 2020 году, доказал актуальность цифровизации: те компании, которые смогли адаптироваться к условиям пандемии и внедрить цифровые технологии в свою деятельность, незначительно снизили показатели эффективности и стабильности своей деятельности. Отмечается положительная тенденция внедрения цифровых технологий в условиях пандемии, многие компании ускорили темпы цифровизации и добились повышения лояльности потребителей.


References:

Alekseev I.V. (2016). Tsifrovaya ekonomika: osobennosti i tendentsii razvitiya elektronnogo vzaimodeystviya [Digital economy: features and trends in the development of electronic interaction]. Actual directions of scientific research: from theory to practice. (4-2(10)). 42–45. (in Russian).

Fraymovich D.Yu., Vlasenko K.A., Usov A.I. (2021). Vliyanie tsifrovoy transformatsii na innovatsionnoe razvitie promyshlennyh predpriyatiy [The impact of digital transformation on the innovative development of industrial enterprises]. Vestnik Yuzhno-Rossiyskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (NPI). Seriya: Sotsialnye ekonomicheskie nauki. (4). 188-194. (in Russian).

Gasanov T.A., Gasanov G.A. (2017). Tsifrovaya ekonomika kak novoe napravlenie ekonomicheskoy teorii [Digital economics as a new area of focus of the economic theory]. Regional problems of transforming the economy. (6). 4–10. (in Russian).

Kaluzhskiy M.P. (2014). Marketingovye seti v elektronnoy kommertsii: institutsionalnyy podkhod [Marketing networks in e-commerce: an institutional approach] (in Russian).

Kulagina N.A., Chepikova E.M., Logacheva N.A. (2021). Sistematizatsiya ugroz ekonomicheskoy bezopasnosti v usloviyakh tsifrovoy transformatsii [Systematization of threats to economic security in the context of digital transformation]. Economic sciences. (197). 128-134. (in Russian).

Saveleva N. K., Sozinova A. A. (2020). Formy i metody polucheniya konkurentnyh preimushchestv transnatsionalnyh (globalnyh) kompaniy v SShA [Forms and methods of obtaining competitive advantages of multinational (global) companies in the USA] Transformation of the socio-economic space of Russia and the world. 65-78. (in Russian).

Vasilenko N.V. (2017). Tsifrovaya ekonomika: kontseptsii i realnost [Digital economy: concepts and reality] Innovation clusters in the digital economy: theory and practice. 147–151. (in Russian).

Страница обновлена: 26.04.2024 в 20:41:18