Positioning strategy for innovative educational projects

Мороз М.В.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Russia

Journal paper

(РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 4 (April 2021)

Please, cite as:
Moroz M.V. Formirovanie strategii pozitsionirovaniya innovatsionnyh obrazovatelnyh proektov // Kreativnaya ekonomika. – 2021. – Tom 15. – № 4. – S. 1319-1332. – doi: 10.18334/ce.15.4.111935.

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=45838256
Cited: 3 by 07.12.2023

Abstract:
The review of the most popular domestic innovative educational projects is carried out. The Russian features of innovative activity in the field of education are revealed. The legislative framework that regulates innovative activity in Russia is analyzed. The key principles of innovative educational projects are identified. The integral elements of the positioning strategy for an educational project implementing innovations are formulated. These key principles contribute to a clear identification of the innovation development vector in education and help determine the elements of a positioning strategy for similar market projects.

Keywords: innovations, educational projects, positioning strategy

JEL-classification: O31, O32, O33, I23



Введение

Система образования в каждой отдельной стране обладает специфическими особенностями и традициями [22] (Shabalina, Lavrentev, Krylov, 2020), которые, безусловно, необходимо учитывать. В последние годы, например, можно говорить о факте перехода к избытку образовательных ресурсов от их дефицита [9] (Klarin, 2020). Будучи результатом инновационного процесса, образовательный ресурс – тот самый элемент, с помощью которого можно заглянуть в будущее и узнать о тех проблемах, с которыми предстоит столкнуться, иными словами, «управлять будущим» [17, c. 16] (Klarin, 2020, р. 16). Внедрение подобных инновационных технологий не только способствует развитию познавательных навыков студентов и их творческого мышления, но и обеспечивает формирование компетенций [5, с. 56] (Drobashko, 2019, р. 56), роль которых в XXI веке велика как никогда, что подтверждается утвержденной Правительством Российской Федерации Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг. [16, с. 91] (Drobashko, 2019, р. 91).

В условиях современной экономики знаний образование становится все более значимым и решающим фактором для развития инноваций и инноваторов [4] (Bodina, 2020). Многим авторам свойственно обращаться к их описанию через модельный подход, например через модель Каинефин (Cynefin), другими словами, модели сложности социальных практик [29] (Van der Merwe, Biggs, Preiser et al., 2019). Так, субъектность педагогов и обучающихся проявляется посредством феномена «личного присутствия», а также на основе активной субъектной позиции [12, с. 202] (Pervushina, 2019, р. 202) и «открытого и закрытого профессионализма» [13, с. 94] (Pozdeeva, 2019, р. 94). А закон Гудхарта ставит как никогда актуальный для сферы инновационного образования вопрос: «Каким образом можно и нужно избегать превращения индикатора, показывающего определенное состояние, в направление развития» [3, с. 43] (Bebenina, 2018, р. 43).

Первые шаги России в направлении развития инноваций и наращивания инновационного потенциала на государственном уровне нашли отражение в Стратегии развития Российской Федерации до 2020 года [1]. Актуальные направления и приоритеты развития закреплены указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2] и подкрепляются распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р [1]. Декларирование подобного начинания на федеральном уровне привело к улучшению инновационной предпринимательской активности, сдвигам на уровне инфраструктуры и потребности в формировании комплексной национальной инновационной системы. Изменения наиболее обозримы через призму трех основополагающих акторов: государства, коммерческих институтов и высших учебных заведений.

Наиболее неоднозначными с точки зрения вклада в инновационное развитие из них являются высшие учебные заведения, поскольку одновременно они являются консерваторами в сфере образования и транслируют максимально традиционный подход, в то же время являясь источником высококвалифицированных специалистов, потенциальных инноваторов и их прорывных идей [6] (Itskovits, 2010). Многие из них прямо или косвенно способствуют возникновению инновационных проектов в сфере образования, столкнувшись с недостатком знаний для конкурентного участия на рынке труда.

В результате возникает множество альтернативных образовательных проектов, в той или иной мере компенсирующих недостатки классического образования. Находясь в условиях рыночной экономики, они вынуждены выигрышно проявлять себя в напряженной борьбе за внимание и лояльность потребителей. Исходя из этого, целью данного исследования является выявление элементов стратегии позиционирования, необходимых инновационному образовательному проекту для обеспечения качественной коммуникации с потребителем и эффективного отражения спектра удовлетворяемых потребностей в процессе оказания образовательной услуги. Научная новизна заключается в выявлении особенностей инноваций, внедряемых наиболее успешными образовательными проектами в России.

Постановка задачи

Для формирования общего понимания рынка инновационных образовательных проектов и их места на рынке образовательных услуг в рамках исследования проводится анализ рынка существующих инновационных образовательных проектов с целью выделить ключевые признаки, позволяющие им эффективно конкурировать и побеждать в конкурентной борьбе. Далее на основе полученных данных выявляются их стратегии позиционирования и формулируются ключевые и неотъемлемые элементы стратегии позиционирования инновационных образовательных проектов. В качестве результата выступает выявление особых специфических потребностей, которые удовлетворяют инновационные образовательные проекты.

Обзор рынка

Сфера образования претерпевает существенные структурные изменения, последние из которых перенесли динамику развития на качественно новый уровень. Отметим ряд факторов, оказавших существенное воздействие на уровень и особенности конкуренции в сфере образования:

- рыночные отношения вышли на новый уровень. Появились альтернативы традиционным институтам, методам и подходам в образовании, что привело к борьбе за право обучать;

- в 2003 г. российское образование перешло на Болонскую систему [1]. Попытка создать единое европейское образовательное пространство привела к глобализации конкуренции;

- новая парадигма развития человеческого капитала в контексте экономики знаний привела к появлению образовательных методик, устраняющих традиционные проблемы классического образования.

В рамках проведенного исследования были выявлены две основополагающие проблемы классического образования:

1) недостаток или полное отсутствие практических навыков у выпускников образовательных учреждений;

2) устаревание стандартов образования как формата, согласование и утверждение которых занимает весь жизненный цикл образовательной модели.

Потребность в качественных и востребованных на рынке знаниях, в сочетании с их быстрой изменчивостью и низкой гибкостью образовательных программ в традиционных учебных заведениях породили многообразие альтернативных подходов к обучению на разных уровнях. Первыми непрерывное увеличение показали коммерческие альтернативы традиционных институтов [15]. Тенденции в таблицах 1 и 2 показательны. В случае с общеобразовательными организациями конкуренция происходит на уровне содержания и подходов при эффективности формата образования, о чем свидетельствует положительная динамика количества и доли в общем числе общеобразовательных организаций.

Таблица 1

Количество общеобразовательных организаций в России [1], ед.

2000/01
2005/06
2010/11
2017/18
2018/19
2019/20
Всего, ед.
68804
63174
50793
41958
41349
40823
Государственные и муниципальные организации
68169
62448
50128
41103
40498
39966
Частные организации
635
726
665
855
851
857

В случае с высшими учебными заведениями можно отметить, что сам формат не выдерживает конкуренции, и передача знаний приобретает иные формы. Однако высшие учебные заведения оказывают существенное влияние на возникновение инновационных образовательных проектов [20].

Таблица 2

Число частных образовательных организаций высшего образования, ед.

Отчетная дата, год
Образовательные организации, всего
Образовательные организации, государственные и муниципальные
Образовательные организации, частные
Численность студентов, всего человек
Профессорско-преподавательский состав, всего человек
2013
969
578
391
5646671
319348
2014
-
-
-
5209019
299750
2015
896
530
366
4766479
279758
2016
818
502
316
4399487
260980
2017
766
500
266
4245885
245078
2018
741
496
245
4161672
236057
2019
724
495
229
4068327
229334
2020
705
492
213
4049333
223088
Источник: [21].

Сфера образования на протяжении последних десятилетий показывает не только динамичное развитие с точки зрения количества образовательных проектов, но и глобально расширяет свое присутствие, успешно переплетаясь с другими сферами, на стыке которых появляются инновации. Одним из примеров того, как можно реформировать традиционные институты среднего общего образования, является российский инновационный образовательный проект «Образ жизни», который создает среду для экспериментов, моделирующих профессиональную деятельность. В качестве основных ценностей проекта выступают обучение через практику, иммерсивные подходы и коммуникация как основа передачи знаний. Также в рамках реализуются различные программы, например:

- «Своя история» – бесплатный проект для школ, который обучает педагогов и школьных психологов проводить встречи с экспертами из разных областей знаний;

- профориентационные программы в формате лагерей, семинаров и лекций;

- коммерческие программы на заказ.

Стратегия позиционирования проекта: вдохновляющая среда для тех, кто хочет меняться и менять общество, площадка для проживания, обучения и работы над своими идеями [24].

Другой подход к подготовке педагогов нового образца реализован в общественной программе «Учитель для России». В ней обеспечивается сглаживание неравенства в качестве образования в разных регионах России. Программа дает возможность любому специалисту с оконченным высшим или педагогу с оконченным средним профессиональным образованием попробовать себя в роли школьного учителя. Программа создана выпускницами Санкт-Петербургского государственного университета и базируется на ценностях веры в потенциал каждого ребенка, принятия инаковости других, приверженности гуманистическим принципам в педагогике [19].

Стратегия позиционирования проекта: образовательный процесс с участием наших педагогов учит ребенка оперировать располагаемой информацией, сопоставлять, анализировать, общаться, сотрудничать, просить о помощи, когда она необходима, быть лидером в том, что успешно освоено.

Альтернативы традиционным институтам составляют онлайн-платформы, предлагающие быстрое освоение практических навыков по актуальным специальностям. Примером такого проекта является «Кодабра» ­– онлайн-школа программирования, видеоблогинга, моделирования и разработки для детей 10–17 лет [11]. Содержит порядка 36 курсов, по результатам каждого из которых ребенок может презентовать готовый проект. Проект исключительно коммерческий и уникален тем, что работает с учениками только в удаленном формате. Приоритетными ценностями являются проектная подготовка и погружение в специальность.

Стратегия позиционирования проекта: мы открываем для ребенка мир IT-технологий и цифрового творчества, вдохновляем на создание своих проектов.

Онлайн-платформа «Учи.ру» [2] позволяет применить индивидуальные подходы в образовании в рамках освоения школьной программы. Темп обучения зависит от способностей ученика и условий обучения, социальных и географических. Повторения и отработки адаптивны и появляются по мере необходимости. Действия ученика обрабатываются системой: при правильном решении ученика ждет награда, при неудаче – наводящие вопросы, возможность повторить упражнения и закрепить знания. Исследования, проведенные независимыми экспертами, подтверждают, что ученики, использующие платформу «Учи.ру», демонстрируют более высокие результаты по сравнению с остальными учащимися [25–27].

Стратегия позиционирования проекта: мы стремимся индивидуализировать подход к образованию, чтобы каждый мог получить результат.

Существуют и такие образовательные проекты, которые занимаются не только непосредственно образованием, но и разрабатывают средства для реализации инновационного образования. Компания BiTronics Lab является разработчиком образовательного оборудования, методических комплексов и программного обеспечения для школьников и студентов в области биологии, инженерно-биологических систем, нейротехнологий [28]. Компания создана выпускниками Московского физико-технического института. Ее уже поддержали Российская венчурная компания и Фонд содействия инновациям. Разработки нашли применение более чем в 200 образовательных организациях Казахстана и России. Проходит апробация образовательных проектов в Чехии и Испании.

Стратегия позиционирования проекта: компания стремительно развивается в направлении создания лучших в мире образовательных решений для школьников и студентов в сфере биологии, инженерно-биологических систем и нейротехнологий [28].

Ключевые принципы инновационных образовательных проектов

Проведенный обзор отечественных инновационных образовательных проектов позволяет выявить ключевые принципы, находящие отражение в лидирующих проектах. К ним можно отнести:

1) обучение перспективным технологиям (постоянно расширяющийся и обновляющийся набор объектов для изучения, регулярный мониторинг востребованности);

2) практико-ориентированное обучение (подход гибкий и комплексный, знания носят инструментальный характер, упор делается на навык, умение или иной ощутимый результат);

3) индивидуальный подход (темп обучения, подход к передаче знаний максимально подстраиваются под особенности ученика, учитывают его способности);

4) использование цифровых технологий (дополнение или замещение классических подходов к образованию, использование VR, AR и т.д.);

5) иммерсивные подходы (использование методов максимального погружения, имитации профессиональной среды).

Кроме того, не менее важным выводом является факт того, что наиболее успешные инновационные образовательные проекты [18, 19, 28] являются результатами работы выпускников ведущих университетов России и осуществляют свою деятельность при их экспертной и финансовой поддержке. То есть интеллектуальный и творческий потенциал, раскрывшийся в высшем учебном заведении, являются основополагающими механизмами, делающими человека способным к самореализации и инновациям в современном контексте [7, 8] (Karpova, 2003; Karpova, 1998).

Ключевые элементы стратегии позиционирования

Тенденции рынка образования не менее точно отражают формулировки стратегии позиционирования. В них присутствуют повторяющиеся элементы, которые схожим образом закрепляют место проектов на рынке образовательных услуг, наглядно представляют тренды развития отрасли. При рассмотрении наиболее успешных (выбор производился по результатам национальных конкурсов инновационных проектов России) инновационных образовательных проектов России были выявлены следующие элементы:

- знания

- индивидуализация подхода к образованию;

- разработка востребованных образовательных решений для школьников и студентов;

- мотивация;

- формирование вдохновляющей среды;

- работа над своими идеями, создание своих проектов;

- побуждение к цифровому творчеству, вдохновление на создание своих проектов;

- общество;

- ориентация на изменения в себе и в обществе;

- общение, сотрудничество, умение просить о помощи, когда она необходима;

- навык лидерства в том, что успешно освоено.

Примечательно, что не составляет труда структурировать поименованные в стратегиях позиционирования элементы. В целом усилия педагогов направлены на поддержание устойчивости, целостности и эффективности учебно-воспитательного процесса [10] (Nechaev, Ermakov, 2008). В то же время новые подходы к образованию способствуют вытеснению общегуманитарного знания, направленного на формирование личностного, критического подхода к знанию и жизни в целом, наполняя учебные программы формальным, перформативным, утилитарным содержанием [14] (Rozin, 2006). На основе полученных выводов, в свою очередь, можно говорить об особых специфических потребностях обучающихся, которые удовлетворяют инновационные образовательные проекты:

- в индивидуальном подходе;

- в качественном образовании;

- в реализации собственных идей, создании авторских проектов;

- в творчестве;

- в конструктивной коммуникации;

- в полезности (востребованности);

- в заслуженном лидерстве.

Заключение

В результате проведенного исследования можно говорить о том, что классические подходы в образовании не удовлетворяют полный спектр потребностей современных обучающихся. Как следствие, рынок экспериментирует с форматами и содержанием образования: появляются коммерческие альтернативы существующих образовательных институтов и совершенно новые формы. Одной из основных проблем классического образования является его академичность и невысокая мобильность, что приводит к возникновению альтернативных подходов к передаче знаний. Существующие в России конкурсы инновационных проектов на протяжении многих лет выявляли наиболее успешные и оригинальные из них. Они позволили посмотреть на рынок образовательных услуг более широко и увидеть место инновационных образовательных проектов в данной структуре. Выявленные ключевые принципы позволили четко обозначить вектор развития инноваций в образовании и перейти к выявлению элементов стратегии позиционирования каждого из рассмотренных проектов. Полученные элементы были структурированы и выявили три плоскости: компетентностную, мотивационную и гуманистическую. Таким образом, можно говорить о стремлении инновационных образовательных проектов не только повышать качество самих знаний и их подачи, но и ориентации на самореализацию и желание быть полезным обществу. Полный список потребностей, которые удовлетворяют инновационные образовательные проекты, подчеркивает актуальность soft skills, а также творческую и гуманистическую направленность инновационного образования.

[1] Образование в цифрах: 2020: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина, Н. Б. Шугаль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 120 с. – 200 экз. – ISBN 978-5-7598-2306-3 (в обл.).

[2] Платформа была разработана выпускниками Московского физико-технического института. Имеет офисы в Москве, Нижнем Новгороде и Ульяновске и представительства в 26 регионах.


References:

Bebenina E.V. (2018). Ispolzovanie reytingov universitetov kak indikatorov sostoyaniya i napravleniy razvitiya [Using university ranking systems as status and development indicators]. Pedagogika. (7). 43-51. (in Russian).

BiTronicsLab. Retrieved March 21, 2021, from https://bitronicslab.com

Bodina E.A. (2020). Innovatsionnye tekhnologii v otechestvennyh kontseptsiyakh pedagogiki iskusstva kontsa khkh - nachala khkhi vv [Innovative Technologies in the Art Pedagogy Russian Concepts of the Late XX – Early XXI Centuries]. Art Pedagogy. (1). 8-14. (in Russian).

Drobashko M.V. (2019). Innovatsionnye tekhnologii v prepodavanii ekonomicheskikh distsiplin [Innovative technologies in the teaching of economic disciplines]. Paradigma. (1). 53-58. (in Russian).

Itskovits G. (2010). Troynaya spiral. Universitety – predpriyatiya – gosudarstvo. Innovatsii v deystvii [The triple helix. Universities - enterprises - state. Innovation in action] Tomsk: Izd-vo TUSUR. (in Russian).

Karpova Yu.A. (1998). Innovatsii, intellekt, obrazovanie [Innovation, intelligence, education] M.. (in Russian).

Karpova Yu.A. (2003). Vvedenie v sotsiologiyu innovatiki [Introduction to the Sociology of Innovation] M.. (in Russian).

Klarin M.V. (2020). Vozmozhen li monitoring innovatsionnyh obrazovatelnyh praktik [Is it possible to monitor innovative educational practices?]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 1 (1(65)). 63-73. (in Russian).

Nechaev N.N., Ermakov V.G. (2008). Innovatsionnoe obrazovanie kak obekt pedagogicheskoy teorii [Innovative education as an object of pedagogical theory]. MSLU Bulletin. (539). 96-113. (in Russian).

Pervushina N.A. (2019). Semioticheskaya diagnostika uchebnyh prinadlezhnostey v epokhu neyropedagogiki [A semiotic diagnostics of study kits in the era of neuropedagogy]. Praksema. Problemy vizualnoy semiotiki. (4(22)). 194-205. (in Russian). doi: 10.23951/2312-7899-2019-4-194-205.

Pozdeeva S.I. (2019). Sovmestnaya deyatelnost i otkrytaya professionalizatsiya pedagoga kak kontseptualnye osnovy nastavnichestva [Joint activity and open professionalization of a teacher as a conceptual basis of mentoring]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. (6(28)). 91-96. (in Russian). doi: 10.23951/2307-6127- 2019-6-91-96.

Radaeva Yu.V. (2014). Edyuteyment kak sredstvo snyatiya yazykovogo barera [Edutainment as means of language barrier break (by example of culinary master-class)]. Philological Sciences. Issues of theory and practice. (1-1(31)). 157-160. (in Russian).

Rozin V. (2006). Obrazovanie v obnovlyayushchemsya mire [Education in a renewing world]. Alma mater (Higher School Herald). (6). 24-32. (in Russian).

Shabalina O.L., Lavrentev S.Yu., Krylov D.A. (2020). Upravlencheskiy konsalting v sfere obrazovaniya: traditsii i innovatsii [Management consulting in the sphere of education: tradition and innovation]. Vestnik of the Mari State University. 14 (3). 329-337. (in Russian). doi: 10.30914/2072-6783-2020-14-3-329-337.

Sokolova E.A., Khristoforova E.I. (2019). Konstitutsionno-pravovye osnovy deyatelnosti po povysheniyu finansovoy gramotnosti naseleniya [Constitutional law foundations of activities on increasing population’s financial literacy]. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. (2(56)). 89-94. (in Russian).

Surikova O.V., Pashkovich T.F. (2018). Innovatsionnyy protsess v uchrezhdeniyakh obrazovaniya [Innovation process in educational institutions] Minsk: Ser-Vit. (in Russian).

Van der Merwe S.E., Biggs R., Preiser R., et al. (2019). Making Sense of Complexity: Using Sense Maker as a Research Tool System. 7 (2). 25. doi: 10.3390/systems7020025.

Страница обновлена: 06.05.2024 в 00:56:31