Эволюция концепций логистики

Казарновский А.С., Новиков Д.Т., Проценко О.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (43), Июль 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Казарновский А.С., Новиков Д.Т., Проценко О.Д. Эволюция концепций логистики // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 7. – С. 58-60.

Аннотация:
Несмотря на большое число отечественных и зарубежных научных публикаций по логистике и значительный опыт ее использования в практике предпринимательства, следует признать, что наука логистика находится пока в стадии становления и развития. Это получает свое выражение в разных и довольно противоречивых концепциях о сущности логистики, используемых ею методах и сферах применения, об объекте и предмете исследования, а также взаимосвязи логистики с другими науками. Проведенный анализ существующих в российской экономической науке концепций логистики показывает, что они в значительной степени отражают различные эволюционные этапы ее развития, исторически обновленного под влиянием новых объективных процессов в мировой экономике.

Ключевые слова: логистика, концепция логистики

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Несмотря на большое число отечественных и зарубежных научных публикаций по логистике и значительный опыт ее использования в практике предпринимательства, следует признать, что наука логистика находится пока в стадии становления и развития. Это получает свое выражение в разных и довольно противоречивых концепциях о сущности логистики, используемых ею методах и сферах применения, об объекте и предмете исследования, а также взаимосвязи логистики с другими науками. Проведенный анализ существующих в российской экономической науке концепций логистики показывает, что они в значительной степени отражают различные эволюционные этапы ее развития, исторически обновленного под влиянием новых объективных процессов в мировой экономике.

В отечественной школе логистики можно обнаружить два нечетко различаемых методологических подхода к этой сравнительно новой для нас дисциплине, предопределяющих, в значительной степени, как направление дальнейших научных разработок, так и характер использования логистики в практике российского предпринимательства.

Согласно первому подходу, логистика ассоциируется с определенными сферами деятельности, преимущественно с общественным производством (материальным производством или реальным сектором и отраслями его производственной инфраструктуры: материально-техническим обеспечением и сбытом, производством, транспортом, связью, складированием, сбытом). При этом обязательно оговаривается тезис о существенном преобразовании указанных сфер деятельности, с одной стороны, под влиянием требований рыночной экономики, с другой – под воздействием собственно логистических форм и методов управления этими отраслями.

В результате традиционные виды деятельности как бы обретают новое содержание, которое и получает адекватное отражение в различных «видах» логистики. Так, закупочная деятельность трансформируется в «закупочную логистику» или «логистику снабжения», производственная – в «логистику производства», сбытовая деятельность – в «распределительную логистику», то же – с транспортной, складской деятельностью и т.д.

По этому же принципу переименовываются и перестраиваются соответствующие кафедры, создаются официально узаконенные учебники, изменяется понятийный аппарат. Традиционные экономические, управленческие и даже сугубо технологические категории, характерные для указанных сфер деятельности: операции, функции, задачи, издержки и сами реальные процессы по производству продукции и услуг, равно как и сами услуги, - названы теперь «логистическими». В свою очередь хозяйственные структуры или их подразделения, которые осуществляют подобные логистические задачи и функции, преобразуются в «логистические системы» различных уровней.

Признавая, что применение логистики не только в перечисленных, но и во многих других сферах деятельности приводит к существенному изменению ее содержания и конечных результатов, следует отметить определенную уязвимость рассмотренного подхода как с научной, так и с практической точек зрения.

В первой из конкурирующих концепций, зародившейся на Западе в середине ХХ века и нашедшей сторонников, в основном, из числа бывших специалистов-«снабженцев», обнаруживается стремление отождествить современные формы материально-технического обеспечения производственной и других видов деятельности, а также сбыт продукции с логистикой. Предметом же исследования становятся организационно-экономические основы формирования материальных и товарных потоков, традиционно соответствующих производственно-коммерческой деятельности этих подразделений, как «с», так и «без» использования логистических подходов. Неслучайно все бывшие кафедры экономики и организации материально-технического снабжения либо превратилось в кафедры логистики (коммерческой и др.), либо вовсе исчезли.

Указанная концепция является, на наш взгляд, малосодержательной и бесперспективной, поскольку:

во-первых, ориентируется на улучшение локальных результатов деятельности этих звеньев, безотносительно к конечному результату – уровню удовлетворения требований потребителей с минимальными издержками;

во-вторых, игнорирует современные достижения логистики в интегрированной производственной и материальной инфраструктуре;

в-третьих, способствует научной профанации логистической науки, придавая псевдоновизну тривиальным и устаревшим положениям экономики и организации снабжения и сбыта, прикрываясь иноязычным словом «логистика» со ссылками на семантику и историю использования этого слова в английском языке.

Таким образом, если на Западе процесс развития инфраструктурных отраслей и видов деятельности: материально-технического обеспечения, сбыта, дистрибьюции продукции и услуг, транспортно-складского и экспедиторского комплекса, систем энерго-, тепло- и водоснабжения и др., с самого начала базировался на достижениях логистики как метода и, в свою очередь, стимулировал развитие этой науки, то в России производственная инфраструктура формировалась и долгое время функционировала и развивалась без таких логистических преобразований. Поэтому их автоматическое причисление к логистике только по определению и якобы по аналогии с зарубежным опытом (хотя и за рубежом есть сторонники этой концепции), не только некорректно, но и бесперспективно, поскольку не нацеливает на конкретную и содержательную программу мероприятий по действительному использованию современных форм и методов логистики в этой сфере.

Между тем, именно эта ошибочная концепция логистики получила наиболее широкое распространение не только среди практиков, но и в научной среде. Это выражается, в частности, в том, что многочисленные исследования и разработки, связанные с совершенствованием и развитием производственной инфраструктуры, ее отдельных отраслей и видов деятельности, автоматически приписывались логистическим преобразованиям, использующим одноименную сферу их осуществления, ошибочно называемую «логистикой».

Вторая концепция, продолжая считать главным объектом своего исследования материальные и товарные потоки, делает предметом исследования сквозную организационно-аналитическую оптимизацию всей совокупности этих потоков в рамках производственной и материальной инфраструктуры (снабжения, сбыта, транспорта, складского хозяйства, связи, информационного и финансового обеспечения и др.).

Эта концепция является более прогрессивной, поскольку отражает новый этап эволюции всех составляющих производственной (материальной) инфраструктуры, объективно подготавливая и подводя управление ими к логистической идее. Здесь объективные предпосылки актуальности и целесообразности логистического подхода выступают как следствия глобальных интеграционных тенденций в мировой экономике и постепенной переориентации на рынок потребителей.

Окончание следует


Страница обновлена: 25.03.2024 в 20:15:07