Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2003

Развитие инновационной фирмы: стратегия «вложенных проектов»

Ламанов Алексей Владимирович, канд. социол. наук, президент ФПО «Новые транспортные технологии», Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 20

Аннотация:
Предметом нашего исследования является динамика развития инновационного бизнеса современной России. Известно, что научные обобщения часто принимают форму моделей, то есть схем, упрощенно описывающих сложные явления. В нашем случае также предпринимается попытка смоделировать частную, но достаточно типичную схему развития инновационного предприятия. Прежде чем анализировать конкретный эмпирический материал, имеет смысл обратиться к наиболее известным схемам инновационного развития.
Цитировать публикацию:
Ламанов А.В. Развитие инновационной фирмы: стратегия «вложенных проектов» // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 7. – С. 26-33.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Предметом нашего исследования является динамика развития инновационного бизнеса современной России. Известно, что научные обобщения часто принимают форму моделей, то есть схем, упрощенно описывающих сложные явления. В нашем случае также предпринимается попытка смоделировать частную, но достаточно типичную схему развития инновационного предприятия. Прежде чем анализировать конкретный эмпирический материал, имеет смысл обратиться к наиболее известным схемам инновационного развития.

Большинство экономических моделей, в которых технологические изменения являются значимыми переменными, разработаны в рамках макроэкономического направления, то есть моделируемые системы отражают уровень национальных экономик. Так, в работах П. Ромера, Р. Лукаса, П. Хоувитта, К. Мэнкью, Д.Уэйла и др., появившихся во второй половине 80-х годов, были заложены принципиально новые идеи, присваивающие эндогенный (внутрисистемный) статус технологическому развитию в многофакторных конструкциях экономического роста. Данное направление впервые стало учитывать имманентно присущие инновациям параметры, например, параметр человеческого капитала, понимаемый как совокупность всех производительных качеств работника – знаний, навыков, мотивации и энергии. Описательная способность моделей оказалась весьма велика, поскольку они с успехом отражали динамику экономического развития современных экономик, базирующихся на интенсивном научно-техническом прогрессе [1].

В то же время, микроэкономические модели, схематизирующие поведение не экономик в целом, а единичных предприятий, фирм, не столь активно разрабатывали тематику инновационного развития, поскольку основные усилия были сосредоточены, в основном, на производственных функциях и получении прибыли предприятием [2]. Вместе с тем, проникновение идей из моделей широкого масштаба в локальные микромодели активно осуществляется в последнее время. Например, в следующей микроэкономической модели динамика развития малого предприятия описывается на базе аппарата производственных функций типа Кобба-Дугласа, однако при этом допускается, что малое предприятие наряду с текущей технической деятельностью осуществляет и реализацию научно-технических проектов. Инновационная деятельность в рамках производственной  по мысли авторов является одновременно трудосберегающим (научно-технический прогресс по Харроду) и капиталосберегающим фактором (научно-технический прогресс по Солоу) [3].

В данной работе мы не претендуем на создание математической модели, тем не менее, без опоры на математический аппарат, предпримем попытку описательного схематизирования одной из версий развития современного российского инновационного бизнеса.

Акцентируя внимание на моменте становления и развития нового инновационного бизнеса России, мы заимствовали из макроэкономических теорий динамический аспект, то есть учет стадийности и последовательности инновационного развития. До недавнего времени экономические теории интеллектуальной собственности рассматривали инновации как изолированные события без опоры на будущие новшества. Учет их взаимосвязи наиболее полно представлен в «кумулятивном» подходе Сюзанны Скочмэ [4], интегрировавшем целый ряд предшествующих идей,  согласно которому начальный успех может поощрить дальнейшее развитие технологии, если потенциал совокупных исследований компенсирует сопутствующие инвестиционные издержки. В такой ситуации начальное изобретение может служить стартовым основанием для множества последующих.

Развитие первоначальных новшеств имеет самые различные проявления: более поздние изделия могут основываться на усовершенствовании предыдущих версий изделий, сокращении стоимости производства ранее созданных изделий, применении более ранних базовых технологий, усовершенствовании их инструментальных возможностей и т.д. В целом Скочмэ выделяет следующую последовательность шагов:

1) от фундаментальных исследований к прикладным;

2) через последовательное улучшение к совершенствованию изделия (подъем по «лестнице качества»).

Как нам кажется, макроэкономический подход с успехом может реализоваться и на микроуровне. Очевидно, что инновационный рост (как в рамках макро-, так и микросистем, к которым относится инновационная фирма) опирается на последовательное наращение знания в виде новых продуктов и технологий. Развитие частного инновационного предприятия легко описывается параметрами кумулятивной (собирательной) макромодели.

Выделенная последовательность присутствует и в стратегиях инновационной деятельности. Инновационные исследования и разработки в рамках фирмы, как правило, не делятся на фундаментальные и прикладные. Тем не менее, можно сделать разделение на изобретения «прорыва» и последующие изобретения. Если на первой стадии становления фирмы идет создание «широких плеч» (по Скочмэ), то есть принципиальных разработок, формирующих профильность предприятия, то на стадии развития уже гораздо большее значение имеет подъем по «лестнице качества», то есть совершенствование уже созданных ранее разработок. Развивая это положение, мы заметили, что формы последовательности могут быть самыми разнообразными, и часто продиктованы целым набором воздействующих факторов внешней и внутренней среды предприятия.

Опишем одну из наиболее экономичных моделей, которая позволила решить вопрос дефицита средств для инвестиций и повысить устойчивость фирмы в условиях ускоренного развития. В качестве конкретного случая рассматривается инновационная фирма, специализирующаяся на имортозамещающих инновационных разработках в области транспортного машиностроения. Рост и укрепление позиций фирмы были напрямую увязаны с осуществлением инновационной деятельности, поскольку последняя с самого начала была ее основной специализацией. При этом успех коммерциализации инновационных разработок во многом предопределился разновидностью кумулятивной стратегии, условно названной нами стратегией «вложенных проектов».

Смысл стратегии состоит в «иерархическом» составлении инвестиционного портфеля, встраивании начального (освоенного) проекта в последующие, более крупные. Конечной целью логично выстроенных и связанных между собой мелких проектов являлась разработка и изготовление принципиально новых для отечественной железной дороги пригородных электропоездов. Поэтапный характер создания нового концептуального поезда отражался в прохождении следующих последовательных ступеней:

‑ пробное изготовление отдельных деталей;

‑ изготовление отдельных узлов;

‑ изготовление модулей, состоящих из множества узлов;

‑ полный капитально-восстановительный ремонт с заменой старых деталей, узлов и модулей на новые;

‑ концептуальный электропоезд;

‑ новые серии поездов: дизельный, скоростной и т.д. (Рис. 1).

 

Рис1. «Вложенные проекты» инновационной деятельности фирмы

 Уже на стадии создания проекта первого поезда, названного «концептуальным», были интегрированы все предыдущие проекты и разработки. Сумма новшеств, полученных и коммерциализированных на предшествующих стадиях инновационного процесса (более 150 новшеств), переросла в принципиально новое и качественное явление. Концептуальный электропоезд явился рубежным проектом развивающейся инновационной организации, выводящим ее на уровень крупного машиностроительного бизнеса.

 Рассмотрим преимущества данной стратегии в нескольких наиболее важных аспектах.

1. Временной аспект

Важным вопросом при принятии решений о реализации инвестиционного проекта является определение допустимого временного интервала, в течение которого осуществляемые инновационные разработки экономически целесообразны. Без применения стратегии «вложенных проектов» целевая разработка поезда(ов) осуществлялась бы, по оценке экспертов, как минимум десять лет. При отсутствии серьезных государственных инвестиций столь длительный срок ресурсоемкого проекта нереален даже для крупного предприятия. В данном же случае, благодаря имеющимся и уже коммерциализированным разработкам, организация разработала принципиально новый поезд в течение двух лет, сделав тем самым инвестиционный проект весьма привлекательным для отраслевых инвесторов.

2.Инвестиционный аспект

Поэтапность инновационной деятельности предполагала инвестирование каждого промежуточного этапа на возвратной основе. Возвращаемые средства, в свою очередь, направлялись на финансирование новых прикладных разработок. К моменту прохождения полного цикла начальной продукции - деталей и узлов, текущая импортозамещающая деятельность достигла точки безубыточности и стимулировала старт новых, более крупных проектов. При этом стоимость последующих разработок снижалась за счет накопленного инновационного капитала, а в отдельных случаях буквально уменьшалась на стоимость выполненных ранее разработок (за вычетом дальнейшего совершенствования продукции). Таким образом, была решена главная экономическая задача - достижение максимального эффекта от промежуточных (поэтапных) инвестиций.

3. Технологический аспект

В случае долгосрочного целевого проекта необходимо было регулярно подвергать ревизии часть технологических идей. При ускорившихся темпах мирового развития длительный временной лаг разработок заставил бы продвигаться вперед с многочисленными возвращениями к своим началам, что существенно увеличило бы итоговые затраты на НИОКР. Система поэтапно «вложенных» разработок более рациональна и подчиняет процесс работы над главным проектом как технологической, так и рыночной логике. Составные элементы нового генерального изделия тестируются в процессе рыночной адаптации, перманентно совершенствуются, при этом новые направления более логично привязаны к предыдущим стадиям.

4. Продуктовый аспект

Выход на уровень создания поездов не отменяет все предыдущие продуктовые стадии. Модульный принцип предполагает равноправное использование отдельных фрагментов инновационной деятельности, причем не только на этапе разработок, но и на стадии реализации. Стратегия маркетологов фирмы состоит в том, что почти 90 процентов всего содержимого состава – новые узлы, устройства и приборы, а также колесные пары и конструкция головной части – могут тиражироваться и поставляться в любой модульной конфигурации для последующей сборки в заводских или деповских условиях. То есть создав поезд из ранее коммерциализированных составных элементов, фирма оставляет на рынке эти же «составные» как равноправный продукт, диверсифицируя тем самым свою продукцию в рамках одной и той же специализации.

5. Рыночный аспект

Маркетинговые усилия, предпринятые на первом этапе развития фирмы, дают немалый эффект на последующем, поскольку рыночная ниша (в данном случае, естественная монополия) и потребители (структурные единицы МПС) остаются те же. Специфичность и узость рынка характерна не только для нашей инновационной фирмы, но и для большинства изготовителей высокотехнологичной продукции. В условиях целевого спроса рекламная кампания ориентирована на сугубо профессиональную, а не массовую аудиторию и имеет длительный диапазон действия. Со временем начинает действовать и приносить рыночные дивиденды прочий социальный и экономический капитал: репутация, качественное продажное и послепродажное обслуживание, финансовая дисциплинированность и т.п.

6. Кадровый аспект

Благодаря последовательному развитию фирмы в одном направлении, повышается уровень специализации и квалификации кадрового состава. Для сотрудников НИОКР постоянное обучение заключается в интенсивном наращивании знаний по специальности, более глубоком освоении железнодорожной специфики, умении создавать комплексные изделия (узлы-модули-поезд); для квалифицированных рабочих – освоение новейших технологий, последовательно вводимых в производственный процесс.

Таким образом, выгоды от реализации стратегии «вложенных проектов» имеют комплексный характер, затрагивающий разные стороны деятельности организации. В целом, такая модель развития фирмы позволяет достичь кумулятивного эффекта по многим направлениям экономической деятельности.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Нуреев Р.М. Экономика развития. Модели становления рыночной экономики. - М., 2001. – С.137-147.
2. Математическая модель деятельности малого инновационного предприятия. Явление 'скрытого' банкротства // Препр. Ин-т прикл. мат. РАН. 2001, N 82. С. 1-30.
3. Егорова Н.Е., Хачатрян С.Р., Маренный М.А Дифференциальный анализ развития малых предприятий, использующих кредитно-инвестиционный ресурс // Аудит и финансовый анализ, 2000, №4 (см. пункт 5: «Модель динамики инновационно-ориентированного малого предприятия»).
4. Scotchmer Suzanne. Standing on the Shoulders of Giants:Cumulative Research and the Patent Law, Journal of Economic Perspectives 5(1), Winter 1991, 29-41; Сumulative Innovation in Theory and Practice /GSPP Working Paper 240, U.C., Berkeley, February 1999 (http://ist-socrates.berkeley.edu/~scotch/).