Общая характеристика инновационной деятельности экономических систем

Батьковский А.М.

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (3), Июнь 2012

Цитировать:
Батьковский А.М. Общая характеристика инновационной деятельности экономических систем // Экономические отношения. – 2012. – Том 2. – № 1. – С. 3-9.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=30549295
Цитирований: 54 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье исследован методологический подход к общей характеристике инновационной деятельности экономических систем. Решение данной проблемы способствует повышению качества управления их инновационной деятельностью. Рассмотрены вопросы государственного регулирования инновационного развития экономических систем и предложена модель данного развития.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационное развитие, экономические системы, моделирование



Можно сформулировать следующее определение термина «инновационная деятельность» — это процессы создания, освоения и распространения новых или усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления. Следовательно, инновационная деятельность включает в себя:

  • научную деятельность;
  • деятельность по воплощению разработок в продукт, технологию, изготовление опытного образца;
  • деятельность по внедрению (применению) этого продукта и технологии, а так же промышленное производство.
  • По мнению многих авторов к инновационной относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, включая:

  • маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей;
  • информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм;
  • поиск новаторских идей и решений;
  • партнера по внедрению и финансированию инновационного проекта [1].
  • Поскольку инновационная деятельность осуществляется в системе научно-исследовательских проектно-конструкторских, производственных, маркетинговых и других структур, их цели обуславливают особенности её осуществления, а также материально-технического, кадрового, финансового информационного обеспечения. Помимо этого, специфика функционирования таких структур определяется содержанием конкретного этапа инновационного процесса. Поэтому развернутое определение инновационной деятельности как объекта управления должно включать, с нашей точки зрения, два аспекта. Во-первых, инновационная деятельность — это совокупность процессов производственного и непроизводственного характера, обеспечивающих постоянное совершенствование производства в результате роста общественных потребностей на базе взаимосвязанного поступательного развития науки и техники, объективных экономических законов и закономерностей развития экономических систем. Во-вторых, — это совокупность действий, обеспечивающих высокий уровень использования инновационного потенциала экономической системы, необходимый и достаточный в конкретный период времени для создания, коммерциализации и эксплуатации новых продуктов, позволяющих получить новое качество производства и жизнедеятельности.

    Как объект управления, инновационная деятельность представляет собой очень обширную область, охватывающую совокупность сложных и неоднородных явлений и процессов. С теоретической и с практической точек зрения очень важно дать четкую формулировку инновационной деятельности как объекта управления. Отчасти, необходимость этого обусловлена тем, что зачастую инновационная деятельность полностью отождествляется с научно-техническим прогрессом. Если под инновационной деятельностью понимать только процессы по ускорению научно-технического прогресса при создании новой техники и передовой технологии на базе использования достижений фундаментальной науки, проведения поисковых и прикладных научно-исследовательских работ с целью удовлетворения конкретной потребности народного хозяйства, то нельзя получить полного представления о ней как объекте инновационного управления [2].

    Предложенное выше определение отражает суть инновационной деятельности как объекта государственной инновационной политики, соответственно, нельзя согласиться с тем, что в некоторых случаях понятия «инновационная деятельность» и «государственная инновационная политика» отождествляются [3]. С нашей точки зрения, инновационную политику целесообразно рассматривать как комплекс мер, приемов и средств достижения целей инновационной деятельности, позволяющих наиболее полно реализовать их с учетом интересов конкретных экономических систем.

    Эффективное осуществление инновационной деятельности невозможно без соответствующего механизма реализации её целей и задач. Основным элементом такого механизма, позволяющим оценить принципиальную возможность осуществления инновационной деятельности, является инновационный процесс. В большинстве исследований инновационных процессов в рыночной экономике эти вопросы рассматриваются в двух основных направлениях [4]. Первое направление (получившее, в частности, своё развитие в исследованиях Р. Нельсона и С. Винтера) связано с воздействием рыночных сил на деятельность субъектов инновационной деятельности. В рамках данного направления особое внимание фокусируется на процедурах присвоения ими части дополнительной прибыли от реализации новшеств, на конкуренцию в области технологических разработок, на отбор наиболее эффективных процессов и продуктов [5]. Второе направление рассматривает проблему регулирования инновационных процессов со стороны государства, и используемых при этом механизмов: прямое финансирование НИОКР, государственные и ведомственные стандарты, государственные закупки высокотехнологичных товаров и др.

    Практика показывает, что увеличения притока финансовых средств в научно-технологическую сферу можно добиться, лишь повысив её экономическую отдачу, превратив науку в эффективный инструмент формирования научно-технологического уровня промышленного сектора экономики, прогрессивной эволюции его производственной структуры, роста производительности труда, обновления фондов. Очевидно, что для этого инновационная деятельность должна сопровождаться коммерциализацией результатов исследований и разработок и доведением их до вида готовых товаров (услуг), пользующихся рыночным спросом. Мировой опыт показывает, что рынок не всегда может и должен являться тем компасом, по которому следует определять направления инновационного развития экономических систем. Использование только рыночного механизма в инновационной сфере ограничивает отбор перспективных направлений, учет тенденций развития и их тупиковых направлений.

    Инновационная деятельность органично связана с производством и потреблением, а инновационные структуры входят в состав разветвленной сети социальных и политических институтов. Ключевыми субъектами рыночных отношений при осуществлении инновационной деятельности являются:

  • обладатели прав на интеллектуальную собственность (изобретения, ноу-хау и т.п.);
  • инвесторы, финансирующие создание и использование интеллектуальной собственности, а также промышленный выпуск новой продукции;
  • предприятия, осуществляющие инновационную деятельность;
  • органы государственного управления и контроля;
  • потребители продукции или услуг;
  • конкурирующие производители, выпускающие конкурентную продукцию или услуги на основе собственных разработок или других аналогичных объектов интеллектуальной собственности;
  • экономические субъекты, несанкционированно использующие объекты интеллектуальной собственности в своих коммерческих интересах, а также выпускающие поддельную продукцию.
  • На рынке инновационной продукции или услуг, как и на других рынках, происходит постоянное столкновение интересов субъектов инновационной деятельности. При этом инновационная деятельность в России обладает рядом особенностей. В целом она характеризуется значительным научно-техническим потенциалом и низким результирующим показателем инновационной активности. Многообразие конфликтов, возникающих в процессе инновационной деятельности в России требуют общего изменения ситуации, а не системы ограниченных мер. В настоящее время единственным гарантом радикальных преобразований в этой сфере может стать государство, создав условия для перманентного инновационного процесса на рыночных принципах, регулируя его адекватно меняющейся обстановке. Кроме того, только средствами государственного воздействия можно изменить условия для инновационной деятельности (усовершенствовать законодательную базу, защитить интеллектуальную собственность, государственную и коммерческую тайну, определить перспективные направления исследований и разработок, приоритетные для нации и экономики страны, создать условия для инвестирования в промышленное производство).

    Основными составляющими государственного регулирования инновационной деятельности являются:

  • косвенное стимулирование развития науки и освоения её достижений в государственном и частном секторах хозяйства с помощью налоговой, амортизационной, антимонопольной, патентной, внешнеторговой политики, а также путём поддержки малого бизнеса;
  • прямое государственное стимулирование НИОКР, распределение государственных ресурсов (заказов, грантов, кредитов) между различными сферами научных исследований и разработок в зависимости от структуры государственных научных приоритетов, а также выполнение исследований и разработок в государственных научных центрах;
  • поддержание благоприятного инновационного климата в экономике и инфраструктуры обеспечения исследований и разработок, включая национальные службы патентования и лицензирования, стандартизации, сертификации, статистики, научно-технической информации, аналитические центры для изучения зарубежного опыта, подготовки прогнозов научно-технического развития и формирования на их основе системы национальных научных приоритетов.
  • В то же время необходимо понимать, что разработка и реализация данных мероприятий ограничены комплексом проблем, решение которых необходимо для создания благоприятной среды для инновационной деятельности. В первую очередь, это законодательная база, включающая законы и нормативные акты, регулирующие отношения участников инновационного процесса, права собственности государства, разработчиков и инвесторов.

    Очевидно, что государство должно быть заинтересовано в сохранении своего научно-технического потенциала. Основным средством достижения этой цели является инновационная деятельность, которая способна обеспечить занятость учёных и изобретателей, использовать потенциал отраслевой и академической науки и предотвратить отъезд специалистов за рубеж. Активная инновационная политика при этом должна основываться на выборе наиболее перспективных проектов и базисных инноваций, способных впоследствии создавать предпосылки для технологических прорывов, в связи с чем существенно возрастает роль долгосрочного прогнозирования и оценки приоритетов в научно-технической политике государства.

    Кроме того, государственное регулирование играет важную роль для обеспечения открытости инновационной деятельности, проведения её в рамках мирового инновационного процесса, обеспечения конкурентоспособности продукции при условии патентной защищенности, для активизации процессов инвестирования и международного сотрудничества в сфере предпринимательства. В целях интенсификации инновационного процесса, таким образом, необходимы меры государственной поддержки и регулирования. Данные меры включают разработку стратегии инновационного развития с учётом современного состояния и перспектив развития любой экономической системы, мировой и отечественной науки и технологии, а также преимущественное самообеспечение при рациональном использовании финансовых ресурсов государства, кадрового и научно-технического потенциала и при политически обоснованном обращении к сотрудничеству с зарубежными инвесторами и партнерами.

    Система мероприятий государственной поддержки и регулирования инновационной деятельности должна включать комплекс мотивационных мер, стимулирующих инновационное предпринимательство и создающих среду, благоприятную для инновационной деятельности экономических систем:

  • создание и развитие сети руководящих, координирующих, инвестирующих, информационных и посреднических органов и соответствующей инфраструктуры, обеспечивающих реализацию стратегии инновационного прорыва и адаптивной к изменяющимся условиям;
  • подготовку проектов нормативно-правовых документов, обеспечивающих реализацию решений высших органов государственного управления по переходу к инновационному пути развития;
  • выбор приоритетных направлений, форм и объёмов прямого или косвенного финансового стимулирования инновационной деятельности (налоговые, амортизационные и другие льготы, прямые инвестиции, кредиты);
  • соблюдение прав участников инновационной деятельности;
  • создание и предоставление комплекса услуг, обеспечивающего доступность информации предприятиям и частным лицам, участвующим в инновационном процессе, а также системы информационного обеспечения, включающей банки данных правовой, административной, технологической, лицензионной и маркетинговой информации;
  • проведение соответствующих разъяснительных кампаний в средствах массовой информации, правовое, финансовое, информационное и административное обучение управленческого персонала и начинающих участников инновационного бизнеса.
  • Сопровождаемый резким спадом производства и платежеспособного спроса период экономических преобразований был ознаменован также беспрецедентным падением уровня инновационной активности. Так, если в конце восьмидесятых годов количество инновационно-активных предприятий колебалось в пределах 60‒70%, то с началом рыночных реформ их число снизилось втрое-вчетверо и продолжило снижаться, упав в конце XX века до 5% (в развитых странах эта доля обычно превышает 70%). В то же время более чем на порядок сократились расходы на НИОКР в объёме ВВП, значительно снизились показатели общей эффективности экономики: энергоёмкость производства увеличилась на треть, а производительность труда на эту же величину снизилась [6].

    Предположим, что экономическая система производит продуктов, каждый из которых начинал производиться в момент времени и имел свой жизненный цикл. Пусть экономическая система в году производит продуктов. Тогда можно ввести понятие годового валового продукта экономической системы () и представить его в виде [7]:

    (1)

    Если допустить, что в момент производство продукта (самой старой из имеющихся у системы разработок) прекращается и появляется новый продукт, то верно следующее соотношение:

    (2)

    где: — темп подготовки к производству нового продукта; — норма выбытия старого продукта в момент , т.е. происходит переход на производство нового продукта.

    Время от времени, в связи с ограниченным жизненным циклом выпускаемых продуктов, экономическая система должна менять структуру своей деятельности. Для этого ей необходим инновационный потенциал . Если , то экономическая система идёт по пути эволюции, расширяя и обновляя производство, при возникают проблемы её адаптации к потребностям рынка. В этот период экономическая система предпринимает попытку реализовать новый продукт (технологию) , что требует привлечения внешних инвестиционных ресурсов, поскольку её возможности на данном этапе значительно снижаются.

    Инновационное развитие экономической системы происходит в определенном диапазоне, границы которого задаются объёмом денежной массы, потребляемой ею в единицу времени , и величиной отдачи на вложенные средства . Нижняя граница данного диапазона задаётся взаимосвязанными функциями и , а верхняя — и . Границы диапазона выступают функциями и других базовых переменных, характеризующих инновационный потенциал экономической системы.

    Будем считать, что потенциал прогнозируемых инновационных изменений задается величиной издержек , требуемых для преобразования экзогенных правил:

    (3)

    Тогда функцию преобразования системы можно записать в виде:

    (4)

    где: — производство продукции (или совокупный доход) экономической системы на одного занятого; — функция, описывающая изменения человеческого капитала системы; — функция изменения основного капитала, — технологическая функция.

    Развитие экономической системы выражается в расширении её производственных мощностей, росте прибыли, зарплаты её сотрудников и т.д. Поэтому:

    (5)

    где:— производственное множество экономической системы, представляющее собой совокупность всех наборов выпускаемой им продукции; — множество применимых в качестве ресурсов, доступных экономической системе наборов продуктов; — время.

    Мировая практика свидетельствует, что экономический кризис и депрессия преодолеваются внедрением инноваций, создающих новые производственные возможности, освоение которых обеспечивает переход к росту экономики. Зачастую именно в условиях экономического спада и депрессии в странах с развитой рыночной экономикой наблюдается увеличение инновационной активности в перспективных направлениях и рост производства принципиально новых товаров. Подобные условия способствуют движению капитала из традиционных производств в новые, поскольку инвестиции в нововведения оказываются менее рискованным, чем продолжение инвестирования в сложившихся направлениях.


    Источники:

    1. Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий: Утверждены распоряжением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г., № 1764-р.
    2. Устинов В.А. Управление инновационной деятельностью в процессе создания новой техники, ос-воение производства новой продукции. - М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1995. - 80 с.
    3. Повышение инновационной активности экономики России / Институт экономики. - М., УОП ИЭРАН, 1994. - 212 с.
    4. Батьковский А.М. Управление инновационным развитием предприятий радиоэлектронной про-мышленности. – М.: ОнтоПринт, 2010. – 248 с.
    5. Nelson R.R., Winter S. G. An Evolutionary Theory of Economic Change // The Belknap Press, Cam-bridge, 1982.
    6. Глазьев С.Ю. Переход к инновационной экономике - условие будущего развития России // Иннова-ции, № 3-4, 2000
    7. Батьковский А.М., Булава И.В., Кравчук П.В. и др. Методология и инструментарий управления инновационной деятельностью экономических систем в условиях транснационализации экономики и её неустойчивого посткризисного развития / Под редакцией Батьковского А.М. – М.: МЭСИ, 2010. – 360 с.

    Страница обновлена: 30.01.2024 в 17:44:07