Транспортно-логистический комплекс Южного федерального округа. Первые итоги работы Таможенного союза

Кокра Ю.В.

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (2), Декабрь 2011

Цитировать:
Кокра Ю.В. Транспортно-логистический комплекс Южного федерального округа. Первые итоги работы Таможенного союза // Экономические отношения. – 2011. – Том 1. – № 2. – С. 48-52.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=30549294

Аннотация:
В данной статье говорится о Таможенном союзе России, Беларуси, Казахстана. Указаны выгоды от формирования единого таможенного пространства, какие экономические задачи решены, какие еще предстоит решить.

Ключевые слова: таможенный союз, Таможенный кодекс, центры электронного декларирования ФТС России, таможенно-логистический терминал, транспортно-логистический комплекс ЮФО, стратегии развития транспорта до 2030 года



С 1 июля 2010 г. был запущен Таможенный союз (ТС) в составе России, Беларуси и Казахстана. Главное достижение союза — это создание единой таможенной территории и связанная с этим поэтапная отмена таможенного контроля на российско-белорусском и российско-казахстанском участках границы. Однако если российско-белорусское сотрудничество в таможенных вопросах прошло длительный исторический путь (с 1995 г.), то практическая реализация российско-казахстанского взаимодействия в таможенной сфере началась с 1 июля 2010 г.

В первую очередь есть явные выгоды от формирования единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. По оценкам российских экспертов в области международной логистики формирование ТС позволило решить следующие задачи:

  • сформировалась Единая таможенная территория (ЕТТ), с сохранением государственных границ стран-участниц ТС;
  • дан серьезный импульс взаимной торговли, так как внутри ТС исчезли таможенные барьеры и дополнительные затраты на брокеров и оформление экспортных деклараций;
  • увеличен до 4-х месяцев срок подачи деклараций, ранее он был 15 дней. Это дополнительная отсрочка для бизнеса, выходящего на новые рынки сбыта;
  • сокращен нормативный срок выпуска товаров в свободное обращение;
  • теперь не применяются в рамках ТС для стран-участниц меры нетарифного регулирования, такие, как требования лицензий, разрешений, соблюдения квот к участникам ВЭД;
  • на ЕТТ между странами-членами ТС можно беспошлинно перемещать как товары собственного производства, так и иностранные товары, выпущенные в свободное обращение в одной из стран-участниц ТС, при наличии соответствующих документов.
  • Но вопросы, связанные с реализацией положений Таможенного кодекса ТС, возникают. Так, на состоявшемся 29 октября 2010 г. в г. Ростов-на-Дону «круглом столе», организованным Комиссией по вопросам транспорта и экспедирования ТПП Южного федерального округа, Статс-секретарь — заместитель Министра транспорта РФ Сергей Аристов отметил, что принятый Таможенные кодекс ТС глобальных проблем для транспортного комплекса не создал. И сейчас стоит главная задача — обеспечить свободный проход товаров через границы. Например, таможенники продавили решение, по которому контейнеры в Таможенном кодексе ТС считаются транспортным средством. В результате, при прохождении контейнера через границу от перевозчиков на него требуют все документы как для транспортного средства. В частности, контейнер должен иметь паспорт транспортного средства. Вопросы возникают, но они решаемы.

    За первые сто дней функционирования ТС объем взаимной торговли вырос на 25‒30%. Наиболее впечатляющий рост показал товарооборот между Беларусью и Казахстаном — за десять месяцев 2010 г. товарооборот странами составил 419,3 млн. долл., что по сравнению с прошлым годом говорит о 97,8% увеличении показателя.

    Этот фактор необходимо использовать для увеличения транзитного потенциала России, если говорить о Южном федеральном округе, то увеличение транзитного потока грузов невозможно без развития инфраструктуры. Региональная транспортно-логистическая система должна включать в себя сеть терминально-логистических комплексов и межотраслевых информационных логистических порталов.

    На Юге России необходимо объединить усилия автомобильных перевозчиков, портовиков и железнодорожников для создания в крупных транспортных узлах (Новороссийск, Ростов-на-Дону и Астрахань) современных интермодальных логистических центров, обладающих в режиме реального времени информацией обо всех составляющих транспортного процесса, необходимыми полномочиями по координации грузопотоков и соответствующей материально-технической базой (накопительные терминалы, резервные площадки, подвижной состав и т.п.).

    Югу России необходимы крупные инфраструктурные инвестиции. Большим центром перевалки грузов должен стать аэропортовый комплекс «Южный хаб» (г. Ростов-на-Дону). Этот проект по-своему уникален для современной России, в которой пока не сложилась система хабов. Так, по оценкам российских и французских специалистов строительство Южного хаба вблизи г. Ростов-на-Дону позволит сэкономить до часа лётного времени на евро-азиатском транспортном плече.

    Задержка грузов в российских портах значительно превышают среднеевропейские нормы. Эксперты Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC) рассчитали, что каждый день задержки (пребывание) товара в пути от ворот завода до порта снижает объем экспорта страны приблизительно на 1%. Российскому экспорту на прохождение к порту и оформление формальностей требуется в среднем 29 дней, Китаю и Чили — 20 дней, в Европе менее 10 дней.

    В целом в Южном Федеральном округе наблюдается динамика роста, но для дальнейшего повышения эффективности работы транспорта, осуществляющего перевозки внешнеэкономических грузов, и сокращения сроков доставки грузов также необходимо активизировать работу по обустройству пунктов пропуска через государственную границу РФ. Пока в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, большинство пунктов пропуска работают по временной схеме.

    Существующая Концепция таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе, призвана во многом решить задачу организации эффективной логистики товаротранспортных потоков. В рамках Концепции таможенные органы приступили к практическому созданию таможенно-логистической инфраструктуры. Уже функционирует таможенно-логистический терминал (ТЛТ) «Темрюкский» в регионе ответственности Краснодарской таможни. С января 2011 г. начинает полноценное функционирование ТЛТ «Новошахтинский», на котором будет размещаться таможенный пост «Несветайский» Ростовской таможни. В этом же году планируется реализовать проекты ТЛТ «Донецкий» и «Волошинский» в регионе деятельности Миллеровской таможни. Федеральной таможенной службой России одобрено предложение ФГУП «РОСТЭК» о создании ТЛТ «Самбек» с введением его в строй в 2012 г. На этом универсальном комплексе будут проходить «таможенную очистку» товары, ввезенные через автомобильные пункты пропуска, а также Морской порт Таганрог Таганрогской таможни.

    Развитие транспортно-логистической инфраструктуры в регионе, интеграционные процессы в рамках ТС, широкое внедрение современных информационных технологий предопределяют меры по модернизации и оптимизации структуры таможенных органов. За прошедшие полтора года в структуре Южного таможенного управления (ЮТУ) ликвидированы 16 таможенных постов, значительная часть таможенных органов реорганизована.

    По данным ЮТУ ФТС России, объемы импорта превысили уровень прошлого года в 1,4 раза (10,2 млрд. долл.). Перечисления от импортных операций увеличились на 31% (69,3 млрд. руб.). За десять месяцев 2011 г. таможенными органами ЮТУ в федеральный бюджет перечислено 103 млрд. руб. таможенных платежей, что составляет 102% от установленного значения (экспорт — 111% — 26,7 млрд. руб., импорт — 99,1% — 74,6млрд. руб.).

    Темпы совершения импортных операций опережают показтели 2010 г., однако докризисный уровень не достигнут.

    В принятой Стратегии развития транспорта до 2030 г. предусмотрен пакет высокоэффективных товаро-транспортных технологий. Министерство транспорта РФ планирует определить регионы для апробации пилотных высокоэффективных логистических технологий и обеспечивающей их инфраструктуры.

    Учитывая выгодное географическое положение Ростовской области и регионов, входящих в Южный федеральный округ, принципиально важно войти в число регионов по апробации пилотных высокоэффективных логистических технологий.

    Как и предполагалось, первые месяцы работы ТС потребовали реальной координации работы многих министерств и ведомств. Профильные ведомства Беларуси и России уже подготовили проект плана по формированию объединенной транспортной системы на 2011‒2012 гг. Об этом заявил министр транспорта России Игорь Левитин на встрече с премьер-министром Беларуси Сергеем Сидорским. «Мы сделали проект плана по формированию объединенной транспортной системы на 2011‒2012 гг. и будем просить правительства Беларуси и России утвердить этот план. Мы начинаем смотреть реформирование наших транспортных комплексов, унификацию тарифной политики и выходить на совместные проекты», — сказал Игорь Левитин. Российский Министр транспорта отметил, что аналогичное соглашение Россия готовит к подписанию и с Казахстаном.

    Функционирование ТС в рамках ЕврАзЭС обусловило активизацию ввоза в Россию товаров, происходящих из Казахстана. На долю этой страны в осуществлении импортных операций до 1 июля приходилось около 9% стоимости импортных операций со странами СНГ. Если среднемесячные объемы первого полугодия оценивались в 34 тыс. тонн, то в третьем квартале в 2,2 раза больше — более 75 тыс. тонн, что составило бы к уплате 376 млн. руб. таможенных платежей.

    Вывод

    Преобразования таможенного регулирования, связанные с функционированием ТС, на текущем этапе находятся в активной фазе. В частности, в 2011 г. в государствах-членах ТС изменились правила декларирования товаров, а 1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Белоруссии отменен таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза [1].


    Источники:

    1. С сегодняшнего дня снимается таможенный контроль внутри Таможенного союза России, Бе-лоруссии и Казахстана // ИТАР-ТАСС. – 2011. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://www.itar-tass.com/c13/177231.html.
    2. Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.regnum.ru/
    3. Электрон. дан. – Режим доступа: http://yutu.customs.ru
    4. Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.mintrans.ru

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:17:51