Статья опубликована в журнале «Экономические отношения»1 / 2011

Целевые комплексные программы в СССР и в РФ

Петров Михаил Николаевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства, Санкт-Петербургский институт машиностроения (ЛМЗ-ВТУЗ), Россия

Голдаков Роман Николаевич, аспирант, Санкт-Петербургский институт машиностроения (ЛМЗ-ВТУЗ), Россия

Target Comprehensive Programs in USSR and Russian Federation - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 65

Аннотация:
В статье приведен обзор комплексных целевых программ в СССР и Российской Федерации, их классификация по эффективности, а также анализ причин невыполнения и рекомендации по проведению организационно-методической работы при разработке целевых комплексных программ.
Цитировать публикацию:
Петров М.Н., Голдаков Р.Н. Целевые комплексные программы в СССР и в РФ // Экономические отношения. – 2011. – Том 1. – № 1. – С. 31-38.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Понятия «цель» и «управление», ориентированные на достижение цели, содержались еще в работах древних философов. Великие творения разума и рук человеческих, такие как, водопровод в Риме, пирамиды Хеопса в Египте, архитектурные постройки в Южной Америке, Великая китайская стена и многое другое, не могли быть созданы без заранее продуманных проектов и последовательно выполняемых программ. Несомненно, они были.

Но воплощены они были либо в устной форме, либо отдельными фрагментами в графической. Документального оформления они, как правило, не имели. Официально документально оформленные программы, как инструменты планирования будущего и управления им, появились в начале XX в.

В капиталистических странах они присутствовали в виде государственных программ, а в Советском Союзе — как целевые программы развития отдельных отраслей народного хозяйства ВСНХ (Высший Совет Народного Хозяйства). Первой такой программой принято считать План ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России), разработанной в 1920 году. А уже в 1921 г. появился и главный плановый орган страны — госплан СССР.

План ГОЭЛРО — эта первая в истории страны долгосрочная комплексная программа развития народного хозяйства огромной державы и повышения эффективности ее производства. Именно этот план заложил теоретические основы программно-целевого планирования и практически подтвердил его действенность, как института формирования плановых решений и их реализации.

Первый пятилетний план разрабатывался по методическим принципам плана ГОЭЛРО и предусматривал создание базы черной металлургии, машиностроения, энергетики, добывающих предприятий-комбинатов.

Это стало ядром 1-й пятилетки и получило название «Программа индустриализации». Укрупненный перечень Государственных программ развития индустриальной базы СССР и РФ приведен в табл. 1.

Целевая установка программы намечала создание индустриальной базы, которая превратила бы страну из импортирующей машины и оборудование  в страну, производящую их.

Во имя достижения этой программной цели — индустриализации — были намечены:

  • перевод ведущих отраслевых промышленностей на рельсы крупной машинной индустрии;
  • преимущественное развитие производства средствами производства;
  • создание тяжелой индустрии по всей территории СССР;
  • осуществление промышленного строительства.

За десятки лет развития и совершенствования программно-целевого планирования и управления целевыми программами, специалистами предлагались варианты их классификаций.

Но встречавшиеся при этом трудности привели к тому, что общепринятая классификация до сего времени не создана. Это происходит потому, что каждая целевая программа, с одной стороны очень индивидуальна, а с другой — настолько многофакторна, что отнесение ее к какому-то одному, конкретному виду спорно.

Любая современная целевая программа несет в себе и экономическую, и научно-техническую, и социальную, и другие составляющие.

Однако для совершенствования методологии программно-целевого планирования и управления необходимо классифицировать все многообразие целевых программ по ряду типичных, классификационных признаков, таких как:

  • по виду целей;
  • по объекту действий;
  • по масштабу вкладываемых средств;
  • по уровню принадлежности;
  • по периоду времени.

Такой вариант классификации может быть предложен на рис. 1.

       

Рис. 1. Классификация Целевых Комплексных Программ

 

 

Таблица 1

Перечень целевых комплексных программ в СССР и в РФ

Период выполнения

Содержание государственной ЦКП

Отрасль промышленности или регион страны

Достигнутые результаты

Положительные

(план)

Отрицательные

(итог)

1920‒1930 гг.

План

ГОЭЛРО

Подъем народного хозяйства и повышение эффективности производства на основе электрификации России

Заложены методические основы программности и комплексности первых двух пятилеток индустриализации

1930‒1935-1940 гг.

Создание второй угольно-металлургической базы на востоке страны

Черная металлургия Урала, угольная промышленность Кузбасса, тяжелая промышленность

Целевая направленность и территориальная структура программ, база добывающей и тяжелой промышленности создана

Сами программы не были документально оформлены полностью

1945-1950 гг.

Восстановление разрушенного войной народного хозяйства СССР

Запад СССР, Центральные районы, Украина, Кавказ

В короткие сроки были восстановлены гидроэлектростанции, комбинаты тяжелой промышленности, заводы и фабрики, развернуто жилое строительство

1958‒1961 гг.

Космическая программа по запуску первого в мире искусственного спутника Земли и человека

НИИ, КБ, проектные институты, производственные объединения и заводы СССР

Впервые в мире: запущен искусственный спутник Земли и первый человек,Ю. Гагарин, полетел в космос

1957‒1967-1972 гг.

Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (БАМ)

Сибирско-Дальневосточный транспортный регион строили все республики

Строительство отдельных участков продолжится до2016 г.

Начало строительства –1938 г.

Основное строительство –2006 г.

Мало рентабельно

1960‒1970 гг.

Механизация и автоматизация ручного и тяжелого физического труда

В промышленности всех республик СССР

Замена тяжелого физического труда рабочих машинами и автоматами

Не выполнена

1960‒1970 гг.

Формирование территориально- производственных комплексов (ТПК)

Западно-Сибирский ТПК (нефть и газ), Курский ТПК (минеральные ресурсы), Братско-Илимский ТПК (энергетика, химия), Ямало-Ненецкий ТПК (газ)

Обеспечение СССР сырьевыми ресурсами, а также экспорт

Выполнены с небольшими задержками по срокам

1980‒2000 гг.

Комплексная программа научно-технического прогресса на 20 лет

Большинство  отраслей промышленности в разных регионах страны

Повышение качества, конкурентоспособности продукции

Не выполнена

1960‒1970 гг.

Подъем и освоение целинных и залежных земель. Развитие нечерноземной зоны РСФСР. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства

Казахстан

Нечерноземная зона РСФСР

Центральные районы, Украина, Ставропольский край

Получение больших урожаев зерновых культур, обеспечение хлебопродуктами населения, укрепление сельского хозяйства

Выполнена

Не выполнена

Не выполнена

1981‒1983 гг.

1984‒1990 гг.

1990‒2000 гг.

Энергетическая программа

I этап – газ, уголь, нефть

II этап – ядерная энергетика, НТП в ТЭК

Топливно-энергетический комплекс

20-22% капвложений от всех вложений в народное хозяйство,

экономия затрат в 1,5 раза превысит капиталовложения

Не выполнена (инвестиций мало, итог  не получен)

1982‒1990 гг.

Продовольственная программа (капвложений выделено 230,0 млрд руб. на период 1982-1985 гг. 460,0 млрд руб. на период 1986-1990 гг.

Развитие агропромышленного комплекса, рост сельхозпродукции, замена импортных продуктов питания

На 20-30% рост сельхозпродукции, повышение производительности труда в сельском  хозяйстве в 1,5 раза

Не выполнена (вложения ресурсов малы, нет контроля использования)

1985‒2000 гг.

Химизация производства

Химическая промышленность, нефтехимическая промышленность, минеральные удобрения

Рост химпродукции:

в1990 г. – в 1,3 раза к1985 г.

в2000 г. – в 2,5 раза

Не выполнена (ресурсы не определены и не выделены)

1985‒2000 гг.

Подъем машиностроения – создание нового поколения машин и оборудования

Машиностроение (энергетика, химия, транспорт и др.)

Рост капиталовложений – в 2 раза. Подъем технического уровня  – в 1,5 раза

Не выполнена (не обеспечена ресурсами и конкретными заданиями)

1986‒2000 гг.

Развитие производства товаров  народного потребления и услуг

Легкая промышленность, машиностроение, приборостроение, сфера услуг

Рост ТНП:

к1990 г. – на 30-40%

к2000 г. – в 2-3 раза

Не выполнена (ресурсы не выделены, задания не установлены)

Многолетний опыт разработки и реализации целевых комплексных программ в Советском Союзе и в нынешней России, позволяет сделать следующие выводы:

1. Начиная с первой целевой государственной программы электрификации советской России, ГОЭЛРО, в 20-х гг. и в последующие годы XX в., индустриализация страны и подъем сельского хозяйства стали возможны в такой короткий срок только благодаря программно-целевому планированию и самоотверженному труду народа;

2. После Великой Отечественной войны восстановление разрушенного народного хозяйства велось с использованием программно-целевого метода планирования и управления. За несколько лет были достроены и пущены в эксплуатацию крупнейшие гидроэлектростанции, заводы и фабрики, развернуто по всей стране жилищное строительство, сельское хозяйство переведено на машинную основу;

3. В 50‒60-х гг. XX в. отчетливо стала проявляться тенденция к формированию комплекса Государственных целевых программ:

  • отраслевого назначения;
  • космически-оборонного;
  • территориально-производственного назначения.

4. Конечно, не все они выполнялись полностью, своевременно и качественно. По степени эффективности (результатам) все целевые комплексные программы условно можно разделить на три группы:

1 группа — наиболее успешные программы: оборонно-космические (запуск 1-го искусственного спутника Земли, полет первого космонавта Ю. Гагарина на корабле «Восток», создание новых видов самолетов, подводных лодок и надводных кораблей, ракетной техники и стрелкового вооружения, танков;

  • территориально-производственные (создание Западно-Сибирского ТПК, Курского ТПК, Братск-Илимского ТПК, Ямало-Ненецкого ТПК);
  • освоение целинных и залежных земель в Казахстане.

2 группа — менее успешные программы: химизация народного хозяйства, энергетическая, строительство Байкало-Амурской магистрали;

3 группа — невыполненные программы: развитие Нечерноземной зоны, повышение эффективности сельскохозяйственного производства, механизация и автоматизация тяжелого физического труда, продовольственная программа, развитие производства товаров народного потребления, комплексная программа научно-технического прогресса на 20 лет и др.

Основными причинами невыполнения целевых комплексных программ в СССР и в России можно считать следующие:

  • методическое несовершенство и недостаточный организационный уровень программных разработок и процессов их реализации;
  • имеющиеся противоречия между господствующим отраслевым принципом планирования и формой отраслевого программирования. Отраслевое планирование довлело, а межотраслевые программы были лишь дополнением к отраслевым планам. Необходимые ресурсы выделялись в первую очередь на госплан, который имел силу закона;
  • нарушалось требование «Методического положения о разработке целевых комплексных программ», в котором предусматривалось до начала разработки пятилетних планов, обязательно составить перечень программ на очередную пятилетку;
  • необеспеченность ресурсами всех заявленных программ, из-за несбалансированности их объемов с объемами, запланированными государством на капитальные вложения в пятилетнем плане.

 

Вывод

Указанные организационно-методические упущения при разработке и практической реализации целевых комплексных программ  в Российской Федерации требуют решения нескольких кардинальных проблем:

  • разработки перечня критериев (показателей) и методики отбора хозяйственных и технико-экономических задач, решаемых только методом программно-целевого планирования и управления. Не прошедшие этот отбор задачи должны решаться другими способами;
  • разработки методики расчета всех необходимых ресурсов для выполнения программы и составления программных балансов;
  • разработки методики оценки эффективности целевой комплексной программы (включая экономический и социальный эффект) на стадии отбора и анализа.

Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Новиков Е.Д. Комплексные народно-хозяйственные программы / Новиков Е.Д., Самохин Ю.М. − М. : Наука, 1976.
2. Петров М.Н. Основы экономики и предпринимательства / Петров М.Н. − М. ; СПб. : ИД Герда, 2002.
3. Петров М.Н. Предприниматель и рынок / Петров М.Н. − СПб. : Союз, 2002.
4. Поспелов Г.С. Проблемы программно-целевого планирования и управления / Поспелов Г.С. − М. : Наука, 1981.
5. Райсберг Б.А. Программно-целевое планирование и управление / Райсберг Б.А., Лобко А.Г. − М.: Инфра-М, 2002.