Статья опубликована в журнале «Экономические отношения»1 / 2011

Экономические отношения государства и предприятий радиоэлектронной промышленности в процессе их инновационного развития

Батьковский Александр Михайлович, кандидат экономических наук, профессор АВН, действительный член (академик) АПВЭиФ. Начальник научно-исследовательского отделения комплексного экономического анализа и прогнозирования развития радиоэлектронного комплекса ОАО «ЦНИИ «Электроника», Россия

Economic Relation Between State and Radioelectronic Enterprises in The Process of Their Innovation Development - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 20

Аннотация:
Формирование механизмов инновационного развития радиоэлектронных предприятий (РЭП) является следствием политических и социальных отношений и условий, складывающихся в обществе. Изучение опыта создания и функционирования аналогичных механизмов в развитых странах позволяет утверждать, что роль государства в решении данной задачи чрезвычайно велика. Она заключается, в первую очередь, в формировании эффективной научно-промышленной политики в высокотехнологичном секторе экономики, в правильном определении её приоритетов, стратегии и механизмов воплощения, которые должны быть сконцентрированы на технологическом обновлении производственного аппарата предприятий РЭП, на удовлетворении потребностей рынка в продукции высокого научно-технического уровня.
Цитировать публикацию:
Батьковский А.М. Экономические отношения государства и предприятий радиоэлектронной промышленности в процессе их инновационного развития // Экономические отношения. – 2011. – Том 1. – № 1. – С. 10-22.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Формирование механизмов инновационного развития радиоэлектронных предприятий  (РЭП) является следствием политических и социальных отношений и условий, складывающихся в обществе. Изучение опыта создания и функционирования аналогичных механизмов в развитых странах позволяет утверждать, что роль государства в решении данной задачи чрезвычайно велика. Она заключается, в первую очередь, в формировании эффективной научно-промышленной политики в высокотехнологичном секторе экономики, в правильном определении её приоритетов, стратегии и механизмов воплощения, которые должны быть сконцентрированы на технологическом обновлении производственного аппарата предприятий РЭП, на удовлетворении потребностей рынка в продукции высокого научно-технического уровня.

Переход предприятий РЭП на траекторию устойчивого инновационного роста настоятельно требует, чтобы научно-промышленная политика стала основой государственной концепции долгосрочного социально-экономического развития страны. Научно-промышленная политика, имея главными целевыми ориентирами повышение экономической эффективности хозяйственной деятельности и увеличение ее объемов, должна направляться на модернизацию предприятий РЭП, сохранение и преумножение их научно-технического и интеллектуального потенциала, ресурсо- и энергосбережение. Ядром данной политики должна стать система мер, обеспечивающих прогрессивные структурно-технологические сдвиги на предприятиях РЭП, позволяющие создавать конкурентоспособную продукцию, производимую на предприятиях самого передового (по современной хронологии — пятого) технологического уклада. Известно, что вытеснение и замещение старых укладов новым стимулирует экономический рост, а сохранение и тем более уменьшение, как это наблюдается в России, доли старых укладов в экономике страны, неизбежно приводит к замедлению технологических сдвигов и темпов ее роста, снижению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках и их вытеснению оттуда [2].

Сложность трансформационных сдвигов в РЭП проявляется не только в том, что перестройка и упорядочение его структуры требуют реформирования системы управления или создания новой, с последующим встраиванием субъектов хозяйствования в новую систему управления. Главная сложность — в адаптации производств к требованиям рынка и условиям хозяйствования в режиме расширенного воспроизводства и технологического обновления производства. Это должна обеспечить соответствующая научно-промышленная политика государства. Те трудности, которые встречают предприятия РЭП на пути своего реформирования, свидетельствуют об отсутствии у государства четкой и перспективной научно-промышленной и инновационной политики, одной из главных задач которой должно быть эффективное управление располагаемыми ресурсами развития, свертывание старых технологий и перепрофилирование освобождающихся ресурсов в новые сферы производства. Для реализации этих целей необходимы как формирование стратегий развития предприятий РЭП, предусматривающих усиление их инновационной активности, концентрацию ресурсов на ключевых направлениях научно-технического прогресса, формирование научно-производственных структур, способных конкурировать на внутреннем и внешнем рынке, так и мотивационно действующие организационно-экономические механизмы создания и распространения нововведений. Для внедрения таких механизмов нужны соответствующие ресурсы, законодательное обеспечение и опытные кадры, а также различные меры стимулирования этой важной деятельности. Поэтому на первых порах инерционно может продолжать действовать механизм распространения инноваций за счет административного ресурса, поскольку преобладающая доля инновационно-активных предприятий РЭП находится в государственной собственности (полно­стью или частично), и государство же может в посткризисный период оказывать им свою поддержку в необходимых объемах (наличными ресурсами или различными преференциями).

Масштабами ресурсов, направляемых на развитие научно-технической и технологической сферы, можно характеризовать только потенциальные возможности предприятий РЭП вести инновационную деятельность. Использование же данных возможностей определяется приоритетами научно-промышленной политики, методами организации и управления исследованиями и разработками, превращения их в нововведения. В дальнейшем необходимо создание полноценной и действенной правовой среды взаимодействия государственных научных организаций и промышленных предприятий РЭП с негосударственным предпринимательским сектором при проведении исследований и разработок и освоении их результатов.

Оптимальная диверсификация — один из факторов повышения эффективности деятельности предприятий РЭП. Важным направлением их адаптации к меняющимся экономическим условиям, к сокращению или изменению спросовых ограничений является оптимальная диверсификация разработок и производств, изменение их специализации. Необходимо создать экономические предпосылки для энергичной диверсификации научно-производствен­ного потенциала предприятий РЭП, доведя долю профильной продукции в общем объеме производства до 25‒35%, как на большинстве аналогичных американских фирм. В России она выше из-за недиверсифицированности многих предприятий ОПК. Это стало одной из основных преград на пути обеспечения их устойчивого развития. Наиболее остро проблема недиверсифицированности технологической структуры предприятий ОПК проявилась, например, в космической промышленности при снижении уровня государственного заказа и финансирования, т.к. около 80% её мощностей были заняты только профильной продукцией [3]. В условиях посткризисного развития они оказались избыточными. Узкая специализация производств на некоторых предприятиях ОПК в условиях действия некоторых экзогенных факторов (таких, например, как практически непрекращающийся процесс принятия международных обязательств по взаимному ограничению деятельности в той или иной области, частые внутриполитические коллизии и связанные с ними колебания в государственных потребностях), от воздействия которых оборонно-промышленный комплекс в целом, и радиоэлектронный комплекс в частности, не застрахован, всегда будет ослаблять экономическую устойчивость его предприятий и обрекать их на повышенную чувствительность к изменениям в структуре и объемах государственного заказа и в конъюнктуре рынка. Отсечение производства продукции массового спроса от наукоемких технологий, тенденция к чему прослеживалась в русле реструктуризации радиоэлектронной промышленности, обрекало эту продукцию на неконкурентоспособность и лишало предприятия РЭП мощного источника собственных финансовых ресурсов. В США и в развитых государствах Европы картина иная. В этих странах в 30‒50 отраслях одновременно действуют крупнейшие концерны. Например, среди ста ведущих компаний Англии многоотраслевых — 96, в Италии — 90, во Франции — 84, в ФРГ — 78. Отсюда — внушительная  мощь и конкурентоспособность данных компаний [4].

Зарубежный опыт свидетельствует, что необходима активная структурная перестройка российского РЭП на основе создания и объединения его предприятий, исходя из требования диверсификации разработок и производства и, следовательно, повышения их финансовой устойчивости при резких изменениях военно-технической политики или конъюнктуры рынка. Именно поэтому пути пошли крупнейшие корпорации во всем мире. Например, корпорация «Рокуэлл интернешнл» в 90-е гг. смогла заместить снижение объема продаж авиационной техники быстрым ростом выпуска электроники, доведя ее до 40% своего торгового оборота. В результате электронное производство вышло на первое место по объему продаж, что привело к изменению специализации корпорации с аэрокосмической на электронную. Другая крупнейшая аэрокосмическая корпорация «Локхид» также резко увеличила выпуск электронной продукции, доведя ее до 50% всего оборота корпорации [5]. Американские корпорации являются крупнейшими в мире производителями и экспортерами космической техники. Своевременно проведенная в 90-е гг. прошлого столетия диверсификация аэрокосмической промышленности США позволила ей вступить в новую фазу освоения наукоемкой продукции при сохранении и наращивании потенциала космических исследований и разработок.

Для оживления и модернизации российского РЭП требуется в разумных пределах усилить регулирующую функцию государства в экономике. Действенное применение государственных регулирующих инструментов могло бы помочь аккумуляции и целевой направленности части доходов от экспорта энергоносителей и сырья для формирования исходной финансовой базы и инфраструктуры инновационной модернизации РЭП. Эта мера не подразумевает передела собственности. Речь идет об определенном кредите ресурсопроизводящих отраслей государству в результате пересмотра системы их налогообложения. Сильным препятствием на пути научно-технического прогресса был часто совершенно необоснованный административный запрет на использование так называемых технологий двойного применения в гражданском производстве. Известно, что на Западе подобные разработки в своем абсолютном большинстве в обязательном порядке подвергались рассекречиванию по истечению определенного срока (как правило, до 5 лет).

Поддержка и раскрытие возможностей предприятий РЭП, направленных на усиление стимулирования их инновационной деятельности, могут осуществляться различными мерами и их сочетаниями. К конкретным мерам укрепления ресурсной (в первую очередь финансовой, организационной, нормативно-правовой) базы предприятий РЭП на цели своего развития в посткризисный период можно отнести следующие.

 Льготное налогообложение и кредитование: исключение из налогооблагаемой базы полностью или частично той части полученного дохода, которая идет на инвестиции в собственное технологическое развитие предприятий РЭП, то есть на новые разработки и техническое перевооружение; предоставление потребителям продукции предприятий РЭП целевых инвестиционных налоговых кредитов, в том числе и синдицированных, на условиях их возврата; перечисление части доходов предприятий РЭП не в доходную часть федерального бюджета, а на специальные счета их развития; освобождение (полностью или частично, на определенное время) предприятий РЭП от уплаты налогов в федеральный или местный бюджеты в случае, если эта мера противодействует спаду производства, способствует сохранению и созданию новых рабочих мест; установление для предприятий РЭП, обладающих крупной научно-экспериментальной базой в общей структуре основных производственных фондов, такого порядка налогообложения основных фондов, землепользования и т.д., который позволял бы им направлять дополнительные финансовые ресурсы в инвестиции в основной капитал, поддерживая тем самым конкурентоспособность создаваемой ими продукции на внутреннем и внешнем рынках.

 Бюджетное дотирование: предоставление целевых бюджетных дотаций предприятиям РЭП, осуществляющим перспективные разработки и производство наукоемкой продукции для государственных военных нужд.

Таможенное регулирование (таможенные преференции): таможенная защита внутреннего рынка для тех предприятий РЭП, которые способны на качественно новой основе заполнить внутренний рынок высокотехнологичной продукции гражданского назначения российскими образцами своего производства (в первую очередь это касается электроники, бытовой техники и оргтехники); снижение таможенных пошлин или освобождение от них на ввозимое высокотехнологическое оборудование, не производимое в нашей стране, но необходимое для модернизации предприятий РЭП.

 Эффективная амортизационная политика: использование нелинейной (прогрессирующей) шкалы амортизационных списаний, при которой большая часть стоимости приобретенных предприятиями РЭП основных средств списывается в начальный период их эксплуатации (не позднее срока их морального износа); отнесение ускоренных амортизационных списаний на финансовые результаты деятельности предприятий РЭП с соответствующим уменьшением налогооблагаемой прибыли; усиление контроля и ужесточение санкций за нецелевое использование амортизационных средств.

Совершенствование системы ценообразования на продукцию, создаваемую предприятиями РЭП: установление и применение правил полной капитализации затрат на НИОКР, включая затраты на приобретение лицензий, патентов и т.п., для поставок продукции вне рамок государственного заказа.

 Законодательная защита предприятий РЭП и их прав интеллектуальной собственности (государственный протекционизм): поддержка различных форм производственно-финансовой интеграции предприятий РЭП; оказание протекционистской поддержки продвижению создаваемой ими конкурентоспособной продукции на мировом рынке.

Нормативно-правовое регулирование и администрирование:  разрешение предприятиям РЭП, находящимся в государственной собственности, реализации в установленном порядке излишних ликвидных запасов технологического оборудования и площадей в целях собственного развития; предоставление предприятиям РЭП отсрочек по уплате налогов в случае задержки оплаты выполненного государственного заказа; создание на коммерческой основе государственной сети (с правом последующей приватизации) инновационно-внедренческих и информационных центров для передачи и распространения разработок предприятий РЭП в области новых технологий в других отраслях российской экономики; вытеснение устаревших технологий, используемых предприятиями РЭП с помощью установления государством нормативных сроков их использования, исходя из целей ресурсосбережения, экологии и т.п.;  изменение действующего порядка процедуры банкротства предприятий РЭП, поскольку это часто разрушает сложившуюся в радиоэлектронном комплексе технологическую кооперацию; установление порядка, гарантирующего предприятиям РЭП, обладающим наиболее важными, так называемыми критическими и ключевыми технологиями, определенную долю прибыли от их использования создаваемой на их базе продукции, используемой высоко прибыльными коммерческими организациями (например, операторами систем связи, навигации и т.п.); формирование и стимулирование платежеспособного спроса на товары и услуги, создаваемые предприятиями РЭП, как основы восстановления их финансового, кадрового и научно-производственного потенциала; предоставление негосударственным предприятиям РЭП прав на результаты исследований и разработок, полученных по финансируемым государством программам НИОКР или ФЦП; расширение области использования предприятиями РЭП различных финансовых технологий, таких, например, как лизинг, венчурные фонды и др.

Патентно-лицензионная деятельность в целях распространения нововведений: передача некоторым предприятиям РЭП лицензий на новые разработки «в долг», на условиях возмещения затрат из их будущей прибыли или на других взаимно согласованных условиях; развитие сети организаций технологического лицензирования, обслуживающей предприятия РЭП в целях передачи результатов их исследований и разработок в различные отрасли экономики России;  определение и указание в заданиях на новые исследования и разработки по оборонной тематике возможности «двойного» (военного и гражданского) применения полученных результатов, а также сведений о будущей утилизации создаваемой предприятиями РЭП продукции.

Участие в проектах, результаты которых имеют «двойное» применение: селекция оборонных исследований и разработок, имеющих «двойное» применение, и доработка (переработка) технической документации для многоцелевого использования полученных предприятиями РЭП результатов в гражданской сфере; создание системы распространения научно-технических и технологических новшеств, стимулирование передачи более совершенных технологий «двойного» применения из оборонно-промышленного комплекса в гражданское производство.

Более активная адаптация предприятий РЭП к региональным условиям их деятельности: стимулирование закрепления высококвалифицированных кадров на предприятиях РЭП, их переподготовка, обучение и привлечение молодых специалистов для работы по новым технологиям.

Страхование рисков инновационной деятельности предприятий РЭП: включение в стоимость инновационных проектов, осуществляемых предприятиями РЭП, страховых взносов, как платы за риски при их реализации.

Стимулирование инновационной деятельности предприятий РЭП: использование самых различных мер стимулирования инновационной деятельности предприятий РЭП на всех этапах жизненного цикла разработки и производства наукоемкой продукции, включая фундаментальные исследования.

Перечисленный набор средств поддержки предприятий РЭП необходимо, с нашей точки зрения, подкрепить государственными мерами поддержки российской экономики в посткризисный период на макроуровне, такими как оздоровление финансовой системы и приведение банковской ставки процента за кредит к приемлемому для долгосрочных инвестиций уровню, проведение реформы налоговой системы в интересах отечественных товаропроизводителей, приближение валютного курса рубля к его реальной покупательной способности и др.

В рыночной экономике движущая сила развития предприятий РЭП — конкуренция, которая заставляет предприятия выбирать более совершенные способы деятельности, гарантирующие им выгодную позицию на рынке, ее удержание или расширение. Каждое предприятие РЭП, как субъект хозяйствования, определяет стратегию своего развития, сообразуясь, во-первых, с общими для всех правилами поведения, устанавливаемыми законодательно, во-вторых, с собственными интересами, целями и возможностями и, в-третьих, с теми позициями на рынке, которые предоставляет конкурентная борьба.

Необходимость модернизации предприятий РЭП в посткризисный период путем перехода на инновационный путь их развития требует создания системы четкого взаимодействия всех участников научно-инновационной деятельности в радиоэлектронном комплексе и механизмов их функционирования, адекватных поставленным целям. Главным звеном этой системы является государство, основными задачами которого являются: определение научно-технических и технологических приоритетов в условиях ограниченности ресурсных средств; выработка инновационной и научно-промышленной политики, отражающей взаимные интересы научных организаций, промышленных предприятий и инвесторов; непосредственно бюджетное финансирова­ние так называемых базисных ин­новаций, то есть проведения крупномасштабных исследований и разработок и доведения их результатов до практического применения; создание условий для эффективного функционирования рынка высокотехнологичной продукции.

Приоритеты научно-технологической и промышленной политики государства должны определяться исходя из оценки вклада тех или иных направлений научно-технического прогресса и предприятий РЭП в экономический рост, повышение уровня общественного благосостояния и обеспечение оборонной достаточности. Проблема выбора приоритетов является комплексной, многокомпонентной. Одна её составляющая является методологической и касается формирования (установления) системы критериев, правил, принципов, процедур оценки и обоснований отбора наиболее значимых и перспективных направлений научно-технологического развития предприятий РЭП. Другая составляющая — обеспечивающая — заключается в создании наиболее эффективных механизмов достижения целей предприятий РЭП, определенных приоритетными направлениями их деятельности, включая механизмы адаптивного управления и ресурсного обеспечения. Обратная связь необходима для постоянной и непрерывной коррекции самих приоритетов в процессе эволюции технологий и потребностей. И, наконец, третья компонента — реализационная — заключается в непосредственном воплощении путей и способов достижения поставленных целей в системе производства и доведения его результатов до потребителей продукции, создаваемой предприятиями РЭП.

Важным является вопрос о роли государства в его взаимоотношениях с предприятиями РЭП при определении приоритетов их развития. Понятно, что диктат в отношении производителей в рыночной экономической среде невозможен. Государство должно иметь и уметь применять инструменты доминирующего влияния на ситуацию в радиоэлектронном комплексе. В посткризисный период государство не в состоянии выделять значительные ресурсы на исследования и разработки, превращение их в инновационные продукты. Следовательно, необходима четкая фиксация границ и областей государственных интересов и коммерческих интересов предприятий РЭП с последующей концентрацией ограниченных государственных ресурсов на тех направлениях, где позиции предприятий РЭП особенно сильны и существуют реальные возможности их укрепления и дальнейшего развития, а также на тех новых направлениях, развитие которых имеет для страны критическое значение.

Эти области, также как и состав приоритетных направлений развития предприятий РЭП, не могут оставаться неизменными в течение длительного периода. Задача государственной научно-промышленной политики состоит не столько в составлении и утверждении перечней приоритетов в области высоких технологий, сколько в создании эффективной системы регулирования и самоорганизации высокотехнологичных предприятий, в том числе, входящих в радиоэлектронный комплекс. Общественные потребности, трансформируемые в рыночный спрос, должны и будут непосредственным образом влиять на приоритеты стратегии развития предприятий РЭП в посткризисный период. Вопрос состоит в том, как соразмерить рыночную стихию с долговременными интересами общества и государства.

Для этого требуется действующая система уточнения приоритетов на каждом этапе развития предприятий РЭП с учетом достигнутых результатов и их потенциальных возможностей. Формирование системы приоритетов является комплексной задачей, при решении которой должны быть учтены многие факторы: внешнеполитическая ситуация, национальная безопасность, состояние российской и мировой экономики, состояние экологии, образования, региональные проблемы, социальная стабильность и т.п. Приоритеты научно-промышленной политики на федеральном уровне должны согласовываться с интересами регионов страны, учитывать региональные научно-промышленные ориентиры - такие, как формирование региональных межотраслевых научных и производственных комплексов, программы адаптации и перепрофилирования предприятий РЭП, сотрудничество регионов между собой и т.д.

Располагая ресурсами, государство может регулировать приток и использование инвестиций, содействовать улучшению внутреннего инвестиционного климата, обеспечивать формирование механизмов многоканального финансирования научно-технической деятельности предприятий РЭП. При этом ориентиром этой деятельности должна служить государственная долгосрочная стратегия научно-технологического развития экономики России, обеспечивающая получение конкурентоспособных преимуществ в тех областях, где географические и климатические факторы, а также капиталоемкость и материалоемкость продукции играют менее существенную роль. Прежде всего, это высокотехнологичные производства в радиоэлектронном комплексе, использующие научно-технические заделы и накопленный опыт развития. Для своевременной корректировки государственных приоритетов научно-технологического развития необходима комплексная система прогнозирования приоритетных направлений развития науки и технологий. Эти приоритеты должны определять технологическую структуру российской экономики на период не менее 5‒10 лет.

Государственная поддержка технологического роста предприятий РЭП должна осуществляться главным образом в рамках реализации целевых стратегических проектов или государственных программ создания новых систем вооружения и военной техники. Реа­лизация таких программ должна предусматривать внедрение в практику государственного регулирования организационно-правовых механизмов государственного и предпринимательского партнерства в радиоэлектронном комплексе. Даже располагая ресурсами, государство должно постепенно переходить в посткризисный период от практики прямого финансирования научно-технологической сферы его деятельности к косвенным методам регулирования её развития, обеспечивая предоставление государственных гарантий инвесторам, формируя эффективные механизмы передачи результатов НИОКР, выполненных за госбюджетные средства, в промышленность.

Фундаментальные и поисковые исследования на ряде наиболее приоритетных направлений, определяющих основы технологического развития предприятий РЭП и уровень обороноспособности страны, должны получать прямую финансовую поддержку государства. Главным предметом внимания государства и предприятий РЭП должна быть конкурентоспособность наукоемких производств. К государственным приоритетам и объектам непосредственной поддержки в научно-инновационной сфере, к основным чертам и свойствам модели её развития следует отнести следующие: содействие развитию научно-инновационной инфраструктуры предприятий РЭП — уникальных объектов научно-экспериментальной базы, информационного обеспечения исследований и разработок и сетей коммуникаций, обмена научно-технической информацией, гибких организационных структур, содействующих их инновационному развитию; участие государства в формировании крупных научно-производственных комплексов, региональных инновационных сетей и кластеров, позволяющих концентрировать научный и производственный потенциал предприятий РЭП на всех стадиях инновационного цикла и обеспечивать их эффективное развитие в посткризисный период; поддержка создания и использования двойных технологий, взаимная передача которых из одного сектора экономики в другой призвана обеспечить использование технологических заделов и возможностей предприятий РЭП в интересах всей российской экономики; участие в подготовке и развитии трудовых ресурсов, способных работать в инновационной экономике, воспринимать, генерировать, осваивать, создавать и эффективно продвигать инновации на рынок. Модернизация предприятий РЭП не произойдет, если не будут предприняты меры по привлечению и закреплению в них молодых ученых и специалистов, способных обеспечить эффективную реализацию всего инновационного цикла; закрепление прав предприятий РЭП на результаты своей научно-технологической деятельности в интересах обороны и национальной безопасности, которые государство само будет доводить до промышленного применения в других отраслях российской экономики. В иных случаях именно предприятия РЭП, разрабатывающие наукоемкую продукцию гражданского назначения, должны обладать исключительными правами на результаты своей научно-технологической деятельности.

Научные работы фундаментального характера, проводимые некоторыми предприятиями РЭП должны координироваться, с нашей точки зрения, Российской академией наук. Основными рычагами государственного регулирования научно-технологической деятельности предприятий РЭП должны стать государственный бюджет и государственный заказ на НИОКР, наукоемкую продукцию и услуги, реализуемые в рамках государственных контрактов. При этом как в первом, так и во втором случае должен предусматриваться строгий государственный контроль эффективности и целевого характера расходования средств. Сформированное в соответствии с перечисленными требованиями вербальное представление модели научно-технологической деятельности предприятий РЭП направлено на коммерциализацию их научно-технологического потенциала, создание новых систем вооружений и военной техники, а также продукции гражданского назначения.

Государственное регулирование научно-технической деятельности предприятий РЭП в посткризисный период следует признать необходимым, однако центр тяжести в решении проблемы соотношения государства и рынка нужно перенести на аспекты их взаимной дополняемости, а не противопоставления одного другому. В этом процессе особое значение приобретает создание системы финансирования научно-технической деятельности предприятий РЭП в посткризисный период, составные части которой могут иметь различное экономическое содержание. В нее должны быть включены, по нашему мнению, как обычные кредитные инструменты, программно-целевые субсидии и контракты, так и различные венчурные фонды, которые могут обеспечить весьма значительное финансирование исследований. Следует исходить из того, что взвешенная политика государства в этой сфере увеличивает роль и эффективность рыночных инструментов в экономике, способствует развитию конкуренции и таким путем создает новые возможности для дальнейшего развития и модернизации предприятий РЭП.

При этом в посткризисный период нужно стремиться к более значительному вводу рыночных механизмов в общий процесс экономического регулирования деятельности предприятий РЭП с тем, чтобы достичь поставленных перед ними целей с наименьшими издержками для потребителей и налогоплательщиков. Хозяйственный механизм в радиоэлектронном секторе должен изменяться в направлении совершенствования и уточнения программ научно-технического развития, включая разработку специальных мероприятий в области создания и реализации новых прогрессивных производственных технологий. Для этого необходимо проводить разработку систем прогнозирования затрат, необходимых для достижения предприятиями РЭП поставленных перед ними целей. При этом роль государства должна быть существенной в оценке возможных прямых и побочных последствий от полученных при этом результатов в случае их осуществления.

В особенности это относится к решению насущных проблем модернизации предприятий РЭП в связи с устареванием их основных фондов, износ которых на некоторых предприятиях достиг 80%. Для того чтобы решить эту задачу нужно разработать специальную программу импорта сложной техники на льготных условиях, которая даст предприятиям РЭП возможность не только обновить производство, но и приобрести новейшие образцы современных технологий. Некоторые другие инструменты государственной поддержки инновационной деятельности предприятий РЭП в современных условиях включают конкурсный отбор научно-технических проектов как способ создания конкурентной среды и повышения эффективности лимитированных финансовых ресурсов и государственная аккредитация научных организаций как метод избирательного финансирования приоритетных инноваций.

Эффективность механизма научно-технологического развития предприятий РЭП напрямую зависит от арсенала инструментов прямой и косвенной поддержки их инновационной деятельности. Причем, в последнее время наблюдается четкая тенденция разделения в этой области сфер влияния государства и рыночных сил. Прерогативой государства являются образование и фундаментальные исследования, крупномасштабные исследования и разработки в области обороны и национальной безопасности, бизнес же берет на себя до 70% затрат на прикладную науку и технологии, обеспечивающих главным образом завершающие стадии распространения и коммерческого использования научно-технических и технологических достижений предприятий РЭП.

Арсенал средств поддержки инновационной деятельности предприятий РЭП достаточно большой. Например, усиление действия рыночных сил для повышения практической значимости научных исследований может быть связано с коммерческим подходом к внедрению научных достижений путем расширения масштабов их патентования и лицензирования. В качестве значительного фактора в этом направлении следует рассмотреть возможность увеличения масштабов венчурного предпринимательства, поскольку рост объема рискованных инвестиций и количества специализированных инновационных фирм способен быстро обеспечить возрастание запросов крупных предприятий РЭП в разработке новшеств и выполнении некоторых этапов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Симптоматично, что США — мировой инновационный лидер - является лидером в масштабах финансирования высокотехнологичного бизнеса путем развития венчурных фондов. В широком аспекте выполнение отдельных задач инновационной деятельности предприятия РЭП сторонними организациями позволяет уменьшать его производственные издержки, повышать качество изделий, сберегать средства на строительстве новых зданий и сооружений, закупке машин и механизмов и на найме дополнительного персонала. Очень важно также, что такие взаимоотношения приводят к преодолению изолированности предприятия РЭП в его деятельности и, как следствие, к переходу к прогрессивным методам управления производством.

Устойчивость функционирования предприятий РЭП в посткризисный период во многом должна быть обусловлена, как это уже отмечалось ранее, четкой работой национальной финансовой системы. Государство путем использования финансово-кредитных рычагов способно оказать существенное влияние на темпы и направления развития предприятий РЭП. Государственные финансы имеют большое значение в регулировании их деятельности, стимулировании экономического роста и реализации социальных про­грамм. Для предприятий РЭП особую важность представляет поддержание достаточно высокого объема государственных затрат на проведение НИОКР.

Используя финансовые механизмы, государство имеет возможность воздействовать на формирование основного капитала (средств производства) предприятий РЭП посредством осуществления целенаправленных инвестиционных программ. Также государственные средства могут быть направлены в форме субсидий, дотаций и кредитов предприятиям радиоэлектронной промышленности в це­лях поддержки производства новой продукции и разработки новых технологий.

Важную роль в стимулировании инновационной деятельности предприятий РЭП в посткризисный период будет играть налоговая политика, проводимая государством в отношении производства продукции военного и гражданского назначения, создаваемой на данных предприятиях. В частности эффективным способом повышения инновационной активности предприятий РЭП является использование методов экономического стимулирования нововведений, основанных на сравнении затрат и полезного эффекта от перехода к новой технологии, использования нового материала и т.п. В качестве конкретных мер стимулирования данной деятельности с целью модернизации предприятий РЭП в современных условиях можно использовать: налоговые скидки на амортизационные отчисления и ускоренную амортизацию для проектов, открывающих новые направления развития предприятий РЭП в потреблении, технике или ресурсосбережении. Этот метод позволяет предприятиям РЭП снизить затраты в первые годы периода отдачи с капитала и повысить их заинтересованность в своей модернизации. Расчеты показывают, что применение ускоренной амортизации повышает чистый дисконтированный доход (ЧДД) от реализации инновационных проектов на 5‒6% [5]; налоговые скидки на инвестиции и текущие расходы предприятий РЭП в ходе реализации инновационных проектов. Здесь могут применяться льготы двух видов: полное освобождение от налогов в течение определенного срока (2‒3 года) или скидки в начале периода реализации проекта с последующим повышением налоговой ставки с целью компенсации недобора налоговых сборов; налоговые скидки в течение первой половины срока реализации инновационного проекта с последующим повышением базовой налоговой ставки во второй половине этого срока с тем, чтобы не изменить общую сумму выплачиваемых фирмой налогов, дает возможность увеличить ЧДД на 8‒9%. Совместное применение метода ускоренной амортизации и стимулирующей налоговой политики способствует увеличению чистого дисконтированного дохода на 10‒11% [1]; улучшение условий инвестирования инновационной деятельности предприятий РЭП путем снижения кредитных ставок и, в частности, ставки рефинансирования. Это делает капитал более доступным, а инвестирование менее рискованным, что в свою очередь, сказывается на снижении ставки сравнения и повышении оценки эффективности инновационных проектов, осуществляемых предприятиями РЭП.

Большое значение в модернизации предприятий РЭП должны играть, с нашей точки зрения, страховые организации, которые в данном процессе играют посредническую роль, создавая его финансовую основу. Дело в том, что многие инновационные проекты характеризуются, как это отмечено ранее, весьма высоким уровнем риска и их осуществление невозможно без надежной страховой гарантии. Как правило, рынок страховых услуг предоставляет большой выбор различных страховых вариантов. При этом конкретный выбор страховой компании и страховых планов осуществляется страхователем самостоятельно. Такая система страхования имеет в основном рыночный характер, причем в ней принимают участие фирмы различных размеров: от небольших страховых компаний до специализированных подразделений крупных компаний, имеющих многоотраслевой характер. Также в этой среде действуют и некоммерческие страховщики, которые выполняют довольно крупные объемы операций, а также индивидуальные страховщики, товарищества, акционерные общества.

Таможенная политика как часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров, является важнейшим составным элементом механизма научно-технологического развития предприятий РЭП. Высокие таможенные пошлины часто используются для ограничения импорта ряда изделий, которые могут конкурировать с продукцией, производимой внутри страны. Однако их слишком широкое применение создает опасность для развития свободной конкуренции, что особенно нежелательно для разработки и внедрения прогрессивных производственных технологий и новой продукции.

 В связи с этим в настоящее время применяются различные структуры ставок таможенных тарифов. Простые (одноколонные) тарифы предусматривают применение единой ставки к то­варам данного типа, независимо от страны производства. Сложные (многоколонные) тарифы включают несколько ставок на один и тот же товар в зависимости от страны его происхождения. При этом используется разделение ставок на автономные, конвенционные и автономно-конвенционные.

Автономные ставки устанавливаются государством в одностороннем порядке, конвенционные — в соответствии с договорами, заключенными между странами. Как правило, ставки конвенционного тарифа оказываются ниже ставок автономных. Применение автономно-конвенционных тарифов позволяет государству гибко изменять ставки на ввозимые товары в зависимости от изменения содержания торговых соглашений со странами-импортерами и характера импортируемых товаров. Заключение подобных соглашений и их неукоснительное выполнение может существенно влиять на деятельность предприятий РЭП. Таким образом, институциональная среда в инновационной сфере деятельности предприятий РЭП может быть представлена разными организационно-хозяйственными укладами, причем, как показывают результаты анализа, наблюдается растущая дифференциация форм их хозяйственной организации и деятельности путем взаимопроникновения, переплетения, создания различных форм взаимодействия между партнерами, принадлежащими к разным хозяйственным укладам.

Экономическое пространство радиоэлектронной промышленности становится более сложным благодаря созданию вертикально и горизонтально интегрированных образований и структур гибридного типа, сочетающих свойства и особенности предприятий различных укладов с целью устранения недостатков и усиления преимуществ каждой из этих форм. Анализ особенностей научно-технического развития радиоэлектронной промышленности в посткризисный период свидетельствует, что он представляет собой сочетание организаций и предприятий различных форм собственности, разных размеров и назначения. Такая структура обладает хорошими возможностями для определения производителями наиболее выгодных организационных решений и способов разработки прогрессивных производственных технологий, а связи с потребителями позволяют найти наиболее эффективные способы их реализации.

Согласно современным научным представлениям, задача ускорения научно-технического прогресса должна решаться путем сочетания действий на двух основных направлениях экономического развития субъектов хозяйствования: организации эффективного рынка, в том числе его инновационного сегмента; осуществления централизованно управляемой структурной трансформации экономики на основе создания благоприятных условий для широкого распространения прогрессивных технологий и свертывания устаревших производств.

Проблема обеспечения эффективности функционирования предприятий РЭП в долгосрочном плане, связанная с необходимостью обеспечения прогрессивных технологических сдвигов в них, должна решаться, по нашему мнению, путем комбинирования рыночного и централизованного регулирования их деятельности.

  

Вывод

Успешное решение всех рассмотренных в данной статье  вопросов возможно только при обеспечении финансовой устойчивости предприятий радиоэлектронной промышленности. Поэтому данная проблема приобрела важнейшее значение при решении проблемы инновационного развития предприятий РЭП в условиях посткризисного развития экономики страны.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Батьковский А.М., Божко В.П., Тельнов Ю.Ф. и др. Стратегия развития рос¬сийских предприятий в со¬временный период: теория и методология / Под редакцией Ю.Ф. Тельнова и В.П. Божко. – М.: МЭСИ, 2009. ‒ 451 с.
2. Глазьев С.Ю. Технологические сдвиги в экономике России // Экономика и математические ме-тоды, 1997. Т. 33. Вып. 2
3. Bazaraa M. Nonlinear Programming Theory and Algorithms // Bazaraa M. / Shrali H. 2nd ed. Wiley. New York. 1993.
4. Grupp H. Science and High Technology of EU countries / Cambridge Journal of Economics. 2005. Vol. 19. N 1.
5. The Global Competitiveness Report 2007-2008. World Economic Forum, Geneva, Switzerland, http://www.weforum.org/en/media/Latest Press Releases).