Первый опыт использования методологии проектирования бизнеса

Карапетян В.А.1, Рыжкова И.Л.1, Синяева О.Ю.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2015)

Цитировать:
Карапетян В.А., Рыжкова И.Л., Синяева О.Ю. Первый опыт использования методологии проектирования бизнеса // Лидерство и менеджмент. – 2015. – Том 2. – № 4. – С. 279-288. – doi: 10.18334/lim.2.4.2098.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=27656785

Аннотация:
Выполнен анализ различных методологий проектирования в России за разные периоды времени. Приведены основные принципы проектирования механизма управления. Так же в статье представлены первые законодательные акты, которые заложили основу предпринимательства в России.

Ключевые слова: бизнес-план, бизнес-процесс, методология, декомпозиция, бизнес-моделирование, бизнес-инжиниринг

JEL-классификация: L21, O21, N84, K22



Введение:

В большинстве своем, система производственных отношений, а именно отношения между индивидами в производственном процессе в связи с такими стадиями, как обмен, распределение и потребление вещественных благ, определяет сущность и содержание управления. Обращаясь к истории, 90-е года 20-го столетия были переломными для России по нескольким причинам:

-разрушены такие системы управления, как государственная и экономическая,

-возникло понятие частной собственности,

-вместо командно-административной экономики в стране начал развиваться капитализм, что привело к возникновению нового социального строя – предпринимательства.

Таким образом, именно предприниматели стали основной причиной развития и функционирования экономики. Всем известно, что любое изменение проектирования и анализа функций управления ведет за собой изменение структуры управления. Поэтому, проектирование и анализ являлись наиболее трудоемкой задачей, решаемой в условиях перестройки.

1. Начальное представление о проектировании.

Начальное представление об анализе, модернизации и автоматизировании проектирования организаций в СССР и за рубежом стало формироваться уже с начала 70-х годов.

В отчетном докладе 14-го съезда КПСС Л.И. Брежнев отметил, что «…за отчетный период была проделана большая работа в области совершенствования хозяйственного механизма... Вместе с тем жизнь, практика - а это лучше учителя - показывают, что мы не можем довольствоваться достигнутым. Совершенствование системы управления - не разовое мероприятие, а динамический процесс решения проблем, выдвигаемых жизнью...» [1]

Усовершенствование управления было необходимо по нескольким факторам:

-отмечался рост объемов производства в народном хозяйстве, что повело за собой увеличение численности управленцев; кроме того, у предприятий и организаций были вынужденные сокращения этих работников, поэтому нужно было найти баланс между этими тенденциями;

-так как увеличивался объем производства, перегружался аппарат управления;

-во время перестройки менялись и методы управления, что мешало принятию достаточно верных решений;

-ко всему прочему, необходимо было решать проблемы с согласованием целей и средств, которые выделялись на их достижения.

Таким образом, главной задачей, которая стояла перед руководителями, стала необходимость приведения хозяйственного механизма к новым условиям и задачам перестройки, а также к переходу на рыночную экономику.

2. Моделирование.

Перед тем, как перейти к разработкам методологий проектирования, раскроем само понятие моделирования. Термин моделирование имеет два значения, в зависимости от того, построена она или еще нет. Если модель уже была ранее построена, то под моделированием подразумевается процесс анализа функционирования системы, а именно, ее модели. Если же модели еще нет, что под моделированием понимают процедуру построения модели как некоторого образа оригинала, который отражает наиболее важные его свойства. [2]

До разработки методологий существовало много трактовок понятия хозяйственного механизма, каждое из которых отражало одну или несколько отдельно взятых характеристик, что являлось не пригодным для полного описания механизма управления. Из этого всего следовало, что стало необходимо углубление теории программно-целевого управления и формирование методологических основ совершенствования управления. Применение же таких данных должно было вывести на практическую основу проектирование конкретных механизмов управления.

Отметим основные принципы проектирования механизма управления: [1]

1) Политэкономические соответствия

2) Системности

3) Целенаправленности

4) Самоорганизация

5) Иерархичности

6) Организационной регламентации

7) Правовой регламентации

8) Организационного соответствия

9) Единообразия форм организационного воздействия

3. История развития.

В истории развития бизнес-моделирования, как концептуального подхода к управлению организацией, можно условно выделить четыре этапа:

I этап. [3], [4], [5]

В этот период впервые была осознана вся необходимость исследовать бизнес-процессы и действовать в соответствии с этими описаниями. Широкое применение стали получать блоки, таблицы, схемы, графики. Одной из самых известных методологий описания организаций стала методология структурного анализа и проектирования систем SADT (Structured Analysis and Design Technique). [6] Она была разработана Дугласом Т. Россом в 1969-1973 годах. Процесс моделирования в SADT включал в себя сбор информации об исследуемом объекте, документирование, структурирование и представление полученной информации в виде модели. После такого рода обработки информации прослеживался вполне определенный путь выполнения достоверной структурной декомпозиции, что являлось определенно ключевым моментом. (Декомпозиция- разделение моделируемой функции на функции-компоненты.) Таким образом уникальность данной методологии заключалась в наглядности.

В этом же этапе появляются подмножества SADT, а именно, методология функционального моделирования IDEF (Integration Definition For Function Modeling) [7] и диаграммы потоков данных DFD (Data Flow Diagrams). DEF представляло собой взаимно дополняющие друг друга методы моделирования различных аспектов деятельности организации.

Функциональное моделирование же получило большее распространение. Инициатором разработки данной методологии было Министерство обороны США.

*Рис.1. стандарт описания бизнес- процесса IDEF0*

За внешней простотой данной диаграммы скрывается суть бизнес-процесса - входящая и исходящая информация, источники и результаты процесса, что позволяет увидеть всю картину в целом. Следует отметить, что каждая из четырех сторон блока имеет строго определенное значение:

-левая сторона обозначает входы, т.е. те заготовки, что будут преобразованы;

-правая сторона - выход, т.е. конечный продукт;

-верхняя сторона - управление, т.е. какие требования необходимые к выполнению.

-нижняя сторона - механизм, т.е. какие ресурсы необходимы для исполнения процесса.

Методология IDEF0 нашла свое применение во многих сферах, но особенно успешно применялась в военных, коммерческих организациях. Цели и задачи были самыми разнообразными: от разработки программного обеспечения до управления финансами. Поэтому, несмотря на широкое информационное насыщение и сложные стандарт, IDEF0 активно используется в России по сей день. Более того, по ней существует большое количество книг и различных методических материалов.

II этап. [3], [4], [5]

Уже в 1980-х годах устанавливаются попытки дальнейшего усовершенствования методов описания деятельности организаций. Этому помогло введение в пользование сотрудниками персональных компьютеров, что значило дальнейшую автоматизацию бизнес-процессов. Было создано большое количество методологий для отображения деятельности организаций, составление каждой из которых зависело от целей, стоящих перед специалистами по автоматизации, и выполняла те или иные задачи, поставленные перед ними. Можно отметить самые популярные из них: IDEF1X (Integrated computer automated manufacturing DEFinition Extended, основанная на концепции «сущность-связь»), IDEF2 (на базе CPN – Color Petri Nets).

Так же появились первые законодательные акты, заложившие основу предпринимательства в России:

-Закон "Об индивидуальной трудовой деятельности", в 1987 г.

-Закон "О государственном предприятии" (распространенный на все предприятия с 1989 г.),

-Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании совместных предприятий с участием иностранного капитала (1987 г.);

Бизнес-план тоже был одной из важных частей заявки номинанта на участие в конкурсном распространении централизованных инвестиционных ресурсов. По результатам этого, постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1470, приложением №1 к Положению об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации был утвержден Макет бизнес-плана.

В организации может исполняться большое количество бизнес-планов. Чаще всего выделяются основные бизнес-планы, которые производят продукт, услугу и имеют какую-либо ценность для потребителей, и вспомогательные бизнес-планы, которые обеспечивают правильное функционирование основных бизнес-планов. Однако, есть сложности, которые связаны с описанием большого количества искусственных систем. Они объясняются тем, что эти системы иногда бывают слишком обширными и имеют множество внутренних и внешних взаимосвязей. Для осуществления бизнес-плана и последствий управленческих влияний на бизнес-план могут использоваться модели, которые описывают логику работы в его взаимосвязи с окружением.

III этап. [3], [4], [5]

Как ранее уже отмечалось, 90-е года XX века стали переломными для России, многие предприятия ушли с рынка, а бизнес - ориентиры и вовсе коренным образом изменились. Однако, параллельно с этим бизнес-моделирование постепенно превращалось в самостоятельное научно-прикладное направление. Стали появляться первые программные продукты, предназначенные для решения управленческих задач, разрабатывались новые правовые инструменты, регулирующие предпринимательскую деятельность. Постепенно возросло применение case-технологий для широкого круга задач бизнес- анализа. К тому же к концу 90х начала формироваться новая законодательная политика, в том числе для предпринимателей. Это все позволило оценить состояние «как оно есть сейчас» и «как должно быть на самом деле»

IV этап. [3], [4], [5]

С течением времени, бизнес-моделирование, подкреплённое отвечающим требованиям программным обеспечением, переросло в отдельную методологию менеджмента, получившую название "бизнес-инжиниринга". Его сущность заключается в анализе и усовершенствовании деятельности компании, с помощью массового использования ее бизнес-моделей.

Ныне присутствующая динамика модернизации внешней бизнес-среды приводит новые требования к проведению изменений, которые им соответствуют. Скорость проведения модернизаций во многом определяется вероятностями анализа того или иного аспекта функционирования организации, не зависимо от того, это бизнес-процесс или организационная структура. Существование навыков осуществления внутренних изменений, и их системное использование являются обязательным условием выживаемости и успешности организации. Таким образом, бизнес-моделирование - это инструмент, который помогает облегчить проведение внутренних изменений, находящихся на уровне, соответствующем сложности этой задачи.

Заключение.

Практика разработки технологии управления на предприятиях показывает, что это один из самых действенных способов усовершенствования управленческого труда. Методика управления должна разрабатываться специализированным подразделением на предприятии и быть под его контролем. Если подумать, то управленцев можно сравнить с инженерами-технологами: последние разрабатывают технологию на производство деталей, как и инженеры-организаторы прорабатывают технологию управления, а также берут на себя ответственность за установление методологий выполнения работ. Несмотря на то, что большинство методологий были разработаны в США, они нашли свое применение в России и были структурированы под российский ГОСТ. Со временем совершенствовались не только методологии, но и появлялись новые методы и инструменты управления. Это безусловно повлияло на структуру подразделений, на требование подготовки и функционал сотрудников.


Источники:

1. Методология и опыт проектирования технологии управления производством (1972). М.: Московский дом научно технической пропаганды им. Ф.Э. Дзержинского.
2. Лекция 9. Моделирование бизнес-процессов. Режим доступа: http://it-claim.ru/Education/Course/ISDevelopment/Lecture_9.pdf
3. Калянов, Г. Н. (2002). CASE-технологии. Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов (3-е изд.). М.: Горячая линия – Телеком.
4. Марка, Д., МакГоуэн, К. (1993). Методология структурного анализа и проектирования. М.: Метатехнология.
5. Р 50.1.028-2001 «Методология функционального моделирования».
6. Козлов, А.С. (2011). Проектирование и исследование бизнес процессов (4-е изд., стер.). М.: Флинта.
7. Методология функционального моделирования IDEF0 (2000). Режим доступа: http://www.nsu.ru/smk/files/idef.pdf

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:16:32