Статья опубликована в журнале «Жилищные стратегии»1 / 2015
DOI: 10.18334/zhs.2.1.278

Эволюция законодательства в области формирования и реализации государственной жилищной политики

Прокофьев Константин Юрьевич, доцент кафедры "Организация строительства и управление недвижимостью", кандидат экономических наук, Псковский государственный университет, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 35

Аннотация:
В статье проведены: анализ и систематизация положений федерального законодательства РФ и законодательства субъектов РФ в сфере разработки и реализации жилищной политики, а также - исторический анализ, систематизация и типологизация методов государственной поддержки обеспечения граждан жильем за период более чем 20 лет. Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Грант № 15-32-01232 а(2).
Цитировать публикацию:
Прокофьев К.Ю. Эволюция законодательства в области формирования и реализации государственной жилищной политики // Жилищные стратегии. – 2015. – Том 2. – № 1. – С. 29-52. – doi: 10.18334/zhs.2.1.278

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Уже более 20-ти лет с начала 1990-х гг. в России проводится реформа жилищной сферы. Жилищная реформа является неотъемлемым компонентом экономической стратегии России и отражает общие тенденции социально-экономического развития страны. Особая роль жилища в жизни граждан обуславливает необходимость постепенного реформирования и выдвигает жилищную реформу на одно из приоритетных направлений государственной политики [2].

Под государственной жилищной политикой понимается воздействие государства через государственные и муниципальные органы с помощью нормативно-правового регулирования, бюджетных и налоговых механизмов на всю совокупность жилищных отношений, включая финансирование и строительство жилья, его содержание, управление, владение, распоряжение и использование [9].

Федеральная жилищная политика преследует следующие основные цели:

— развитие строительства жилищного фонда, отвечающего потребностям различных групп населения;

— обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема безопасного и комфортного жилищного фонда потребностям населения;

— обеспечение социальной защиты малоимущих граждан в жилищной сфере путем обеспечения социальных гарантий и предоставления жилых помещений по договорам социального найма;

— создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования;

— обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере;

— развитие базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов;

— развитие конкуренции в сфере строительства жилого фонда и управления им;

— осуществление подготовки территорий для нового жилищного строительства;

— создание условий формирования эффективных рынков жилья и земельных участков.

Направления государственной жилищной политики отражаются как в федеральных законодательных и нормативно-правовых актах, так и в региональных.

Начало первому этапу жилищной реформы положил принятый в 1991 г. Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которым активизировался процесс приватизации государственного и муниципального жилищного фонда. Согласно данному закону основным инструментом по внедрению рыночных отношений в жилищную сферу стала приватизация, а целью государственной жилищной политики - создание слоя частных собственников.

Процесс разделения собственности на государственную и муниципальную был запущен Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

К 1 января 2013 года жилищный фонд в Российской Федерации имел структуру, представленную на рис. 1.

Рисунок 1. Структура жилищного фонда Российской Федерации

Из данного рисунка видно, что к 1 января 2013 года доля частного жилищного фонда составляла более 85%.

Темпы приватизации жилых помещений представлены на рис. 2.

Рисунок 2. Темпы приватизации жилищного фонда в Российской Федерации

Из данного рисунка видно, что к концу 2013 года доля приватизированного жилищного фонда выросла до 78%.

Далее, в 1992 г., был принят Закон РФ от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», который действовал вплоть до вступления в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации. Данный закон определил основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, установил общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.

Целью федеральной жилищной политики, согласно Закону «Об основах федеральной жилищной политики» стали являться: обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан; осуществление строительства и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов; создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников); развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере; развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства.

В целях дальнейшего развития федеральной жилищной политики были приняты:

— Закон РФ от 29.05.1992 № 2872-1 «О залоге»;

— Постановление Правительства РФ от 20.06.1993 № 595 «О Государственной целевой программе «Жилище»;

— Указ Президента РФ от 29.03.1996 № 431 «О новом этапе реализации Государственной целевой программы «Жилище»;

— Указ Президента РФ от 29.03.1996 № 432 «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов»;

— Федеральный закон от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья»;

— Постановление Правительства РФ от 26 августа 1996 г. № 1010 «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию»;

— Указ Президента РФ от 28.04.1997 № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации»;

— Приказ Госстроя РФ от 11.12.1997 № 17-132 «Об утверждении нормативно-методических материалов по реализации Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации»;

— Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 № 102-ФЗ;

— Постановление Правительства РФ от 11.01.2000 № 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации» (вместе с «Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации», «Планом подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации»).

В этих документах предусматривались дальнейшая приватизация жилищного фонда, развитие рынка жилья, положено начало: созданию эффективной системы управления многоквартирными домами в соответствии с требованиями рыночных отношений, разгосударствлению эксплуатационных организаций, а также окончательному разграничению функций собственника и становлению института эффективного коллективного собственника в виде товарищества собственников жилья, развитию ипотечного жилищного кредитования и т.д.

Начало новому этапу в развитии государственной жилищной политики положило принятие Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002‑2010 годы».

Основной целью программы было комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Для достижения поставленной цели было предусмотрено решение следующих задач:

— создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;

— создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;

— обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями.

Реализация программы предусматривала 2 этапа: I этап - 2002 - 2005 годы; II этап - 2006 - 2010 годы, в том числе стадии реализации II этапа: 1-я стадия - 2006 - 2007 годы, 2-я стадия - 2008 - 2010 годы.

На первом этапе реализации Программы (2002 - 2005 годы) выполнялись следующие подпрограммы и мероприятия:

— подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 годы» (до 2003 года - федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты»);

— подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда»;

— подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации»;

— подпрограмма «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф»;

— подпрограмма «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса «Байконур»;

— подпрограмма «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации»;

— подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»;

— мероприятия по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;

— мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых.

За 2002 - 2005 годы: за счет средств федерального бюджета было обеспечено жильем 97,7 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, перед которыми имеются государственные обязательства Российской Федерации по обеспечению жильем; удалось обеспечить рост жилищного строительства (в 2004 году объем ввода жилья вырос на 13 процентов по сравнению с 2003 годом при целевом показателе Программы на первом этапе реализации - 3 процента в год); показатель доступности приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м семьей из 3 человек, исходя из среднего размера совокупных денежных доходов такой семьи, составил в 2004 году 3,9 года (для сравнения в 2001 году - 4,8 года); повысился уровень адресной поддержки населения, связанной с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг (в 2004 году - 13 процентам семей были предоставлены жилищные субсидии).

В ходе реализации данного этапа основным методом обеспечения граждан жильем было предоставление адресных субсидий на покупку жилья для отдельных категорий граждан.

На втором этапе реализации Программы (2006 - 2010 годы) выполнялись следующие подпрограммы и мероприятия:

— подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства»;

— подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»;

— подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»;

— подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»;

— мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

— мероприятия по реализации Концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 30 июня 2005 г.

В соответствии с паспортом программы на реализацию мероприятий ФЦП «Жилище» на 2002 – 2010 годы за весь период ее действия предусмотрено финансирование за счет средств федерального бюджета в сумме 354 032,57 млн. рублей, в соответствии со сводной бюджетной росписью с изменениями – 362 814,75 млн. рублей. Кассовое исполнение составило 305 966,1 млн. рублей, или 84,3% к сводным бюджетным росписям и 86,4% к паспорту ФЦП. Неисполненные назначения по средствам федерального бюджета за весь период реализации ФЦП составили 56 848,65 млн. рублей, или 15,7%.

В целом, по ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 годы из 17 целевых индикаторов и показателей не достигнуты плановые значения по 14 (82,3 %).

С 2002 по настоящее время в целях развития федеральной жилищной политики было принято множество законодательных и нормативно-правовых актов. Часть из них направлена на дальнейшее развитие системы ипотечного жилищного кредитования (Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»; Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»). Проблемы и перспективы развития ипотечного жилищного кредитования рассмотрены в множестве трудов таких ученых, как: Артемкина Е.В. [1], Коростелева Т.С. [8], Кулешова Л.В., Лапина Е.Н. [10], Савруков А.Н. [13], Сергиевская А.К. [14], Сидорова З.М., Сидоров В.П. [15], Theodore W. Tozer [19], Friedeman Roy [17], Dwight M. Jaffee, John M. Quigley [16] и т.д.

Принятие Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» позволило гражданам создавать добровольные объединение на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов. Данный закон определил правовые, экономические и организационные основы деятельности жилищных накопительных кооперативов по привлечению и использованию денежных средств граждан - своих членов на приобретение или строительство жилых помещений на территории Российской Федерации в целях передачи их в пользование и после внесения паевых взносов в полном размере в собственность членам жилищных накопительных кооперативов, а также установил гарантии защиты прав и законных интересов граждан - членов жилищных накопительных кооперативов.

Принятие Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» позволило упорядочить отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и ином объекте недвижимости, а также установило гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

Серьезным шагом на пути развития государственной жилищной политики было принятие в 2004 году нового Жилищного кодекса РФ, который вступив в силу в 2005 году. Новый жилищный кодекс регулирует отношения, связанные с: возникновением, осуществлением, изменением, прекращением права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями; выбором способа управления; пользованием общим имуществом собственников помещений; лицензированием деятельности управляющих организаций; проведением капитального ремонта и т.д.

Для реализации положений жилищного кодекса были приняты: Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» и т.д.

Принятие данных документов направлено на упорядочивание отношений, повышение эффективности, развитие конкуренции и т.д. в сфере управления многоквартирными домами.

Здесь также следует отметить, что в Жилищном кодексе Российской Федерации регулируется деятельность жилищно-строительных кооперативов, положительный опыт использования которых как в советское время, так и в современных условиях рассмотрен в трудах таких ученых, как: Власов С.А. [3], Гареев И.Ф. [4,5] и т.д.

Весной 2004 года в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент В.В. Путин сконцентрировал внимание на самых насущных для граждан страны проблемах - качестве и доступности медицинского обслуживания, образования, жилья - и наметил пути социальной модернизации.

Осенью 2005 года заявлено о национальных проектах в тех же сферах, в частности - в жилищной [7].

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» предполагает развитие правовой базы, бюджетную и организационную поддержку расширения спроса и предложения на рынке жилья и выполнения гособязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан. При этом национальный проект предусматривает меры, которые раньше не применялись в рамках федеральных целевых программ.

В целях содействия развитию жилищного строительства и формированию рынка доступного жилья, иному развитию территорий, урегулирования отношений, возникающих между органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также установления особенностей создания и деятельности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства как института развития жилищного строительства в 2008 году был принят Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

Постановлением Правительства РФ от 25.10.2012 № 1099 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса» были установлены категории граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, переданных в безвозмездное срочное пользование или аренду для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья.

Вопросам развития строительства жилья эконом-класса посвящены труды таких ученых и исследователей, как: Медяник Ю.В. [11], Моисеенко И.В., Носкова Е.В. [12] и т.д.

Основным механизмом реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» является федеральная целевая программа «Жилище».

На смену охарактеризованной выше федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 пришла ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы.

Основные цели Программы:

— формирование рынка доступного жилья эконом-класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности;

— выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

Основными задачами Программы являются:

— создание условий для развития массового строительства жилья эконом-класса;

— повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;

— обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями.

Суть данной программы раскрывается во входящих в нее подпрограммах и мероприятиях:

— подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»;

— подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»;

— подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»;

— подпрограмма «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации»;

— мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

— мероприятия по поддержке платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования, включая предоставление государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на поддержку системы рефинансирования ипотечного жилищного кредитования;

— научно-исследовательские работы.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 323 была утверждена государственная программа РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Основными целями данной программы являются:

— повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения;

— повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.

К основным задачам относятся:

— вовлечение в оборот земельных участков в целях жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса;

— реализация программы «Жилье для российской семьи»;

— содействие внедрению новых современных, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в жилищное строительство и производство строительных материалов, используемых в жилищном строительстве;

— развитие механизмов кредитования жилищного строительства и строительства коммунальной инфраструктуры;

— повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения;

— содействие формированию рынка арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;

— выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;

— предоставление государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям;

— повышение эффективности, качества и надежности поставки коммунальных ресурсов, в том числе путем привлечения долгосрочных частных инвестиций;

— обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами.

Суть данной программы раскрывается во входящих в нее подпрограммах:

— подпрограмма 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России»;

— подпрограмма 2 «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России»;

— подпрограмма 3 «Обеспечение реализации государственной программы», федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы; федеральная целевая программа «Чистая вода» на 2011 - 2017 годы.

В рамках ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг. и Государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» во всех субъектах РФ разрабатываются меры, направленные на развитие жилищного рынка, согласно которым должны быть достигнуты следующие результаты:

— обеспечен объем ввода жилья в 2015 году - 76 млн. кв. метров, в 2017 году - 93 млн. кв. метров, в 2020 году - 100 млн. кв. метров, в том числе годовой объем ввода жилья экономического класса: в 2015 году - 47,6 млн. кв. метров, в 2017 году - 61,4 млн. кв. метров, в 2020 году - 66 млн. кв. метров, из них в рамках программы «Жилье для российской семьи»: в 2015 году - 5 млн. кв. метров, в 2016 году - 6 млн. кв. метров, в 2017 году - 14 млн. кв. метров;

— к 2015 рост жилищной обеспеченности должен произойти с 22,4 кв. метра на человека в 2009 году до 25-27 кв. метра - в 2015 году, и 28 - 35 кв. метров - в 2020 году;

— доступность жилья должна вырасти, а коэффициент доступности жилья снизиться с 4,8 года в 2009 году до 2,5 года - в 2015 году, до 2,1 года - в 2017 году, до 1,8 года - в 2020 году;

На рис.3 представлена динамика среднегодового значения коэффициента доступности жилья.

Рисунок 3. Динамика среднегодового коэффициента доступности жилья

Из данного рисунка видно, что за рассматриваемый период доступность жилья возросла, а значение коэффициента доступности жилья снизилась более чем на 36%.

— доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, должна вырасти с 12% в 2009 году до 30% в 2015 году, до 40% в 2018 году, до 50 % к 2020 году;

— доля ввода жилья для цели сдачи в наем в общей площади ввода жилья в многоквартирных домах увеличится с 3,8% в 2015 году до 7,4% в 2017 году, до 9,4 % в 2020 году, что позволит сформировать рынок арендного жилищного фонда и развить сектор некоммерческого арендного жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;

— произойдет снижение средней стоимости 1 кв. метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности «строительство» (в % к уровню 2012 года): в 2015 году - 10,6%; в 2018 году - 20%; в 2020 году - 20%;

На рис.4 представлена динамика средней цены 1 кв.м всех типов квартир в РФ, а также квартир среднего качества (типовых) и улучшенного качества.

Рисунок 4. Динамика средней цены 1 кв.м жилья на первичном рынке

Из данного рисунка видно, что за период с начала 2012 года по конец 2014 года средняя цена по всем типам квартир увеличилась на 15,3% за рассматриваемый период, по квартирам среднего качества (типовым) - на 6,63%, по квартирам улучшенного качества - на 15,25%, то есть на данном этапе пока не удалось добиться снижения цены.

¾                         достигнут уровень соответствия жилищного фонда современным условиям энергоэффективности, экологическим требованиям, а также потребностям отдельных групп граждан (многодетные семьи, пожилые люди, инвалиды и др.);
¾                         повышена удовлетворенность населения РФ уровнем жилищно-коммунального обслуживания и т.д.

На рис.5 представлена динамика удовлетворенности населения качеством жилищно-коммунальных услуг.

Рисунок 5. Удовлетворенность населения качеством жилищно-коммунальных услуг в Российской Федерации

Из данного рисунка видно, что за рассматриваемый период удовлетворенность населения качеством жилищно-коммунальных услуг немного выросла, однако продолжает оставаться на достаточно низком уровне.

Здесь следует отметить, что Распоряжением Правительства РФ от 29.08.2012 № 1556-р был утвержден перечень мероприятий по формированию рынка доступного арендного жилья и развитию некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода. В число данных мероприятий вошли: Организация статистического наблюдения за рынком арендного жилья; внесение в устав открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» изменений, предусматривающих осуществление деятельности по развитию рынка арендного жилья, в том числе по рефинансированию ипотечных кредитов (займов) юридическим лицам на цели приобретения (строительства) жилья для сдачи его в наем и т.д.

Вопросам формирования рынка доступного арендного жилья и развитию некоммерческого жилищного фонда посвящены труды таких ученых и исследователей, как: Гареев И.Ф., Зарипова Н.М. [6], Wolfgang Amman, Julie Lawson [20] и т.д.

Исследования, проведенное рейтинговым агентством РИА РЕЙТИНГ [1], показало, что жилищные условия даже являющихся соседними субъектов РФ достаточно сильно различаются.

Жилищные условия населения оценивались на основании следующих показателей:

— общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя за исключением ветхого и аварийного фонда;

— доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными;

— удельный вес общей площади, оборудованной водопроводом;

— удельный вес общей площади, оборудованной водоотведением (канализацией);

— удельный вес общей площади, оборудованной горячим водоснабжением;

— уровень износа коммунальной инфраструктуры.

На рис.6 представлена динамика рейтинга жилищных условий в Псковской области и ее соседних субъектов среди всех остальных субъектов РФ.

Рисунок 6. Рейтинг жилищных условий в Псковской области и ее соседних регионов среди всех регионов РФ

Из данного рисунка видно, что Псковская область по состоянию жилищных условий располагается в общем списке чуть ниже середины как среди всех субъектов РФ, так и среди соседних регионов, причем за рассматриваемый период место в общероссийском рейтинге ухудшилось на 3 позиции.

В 2014 году стартовала новая госпрограмма «Жилье для российской семьи» (утв. Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 №404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи») по строительству жилья эконом-класса, участниками которой стали 45 субъектов РФ: Республика Алтай, Архангельская область, Брянская область, Новгородская область, Псковская область, Смоленская область, и т.д.

Реализация программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» осуществляется в 2014 - 2017 годах.

В рамках программы предусматривается ввод в эксплуатацию не менее 25 млн. кв. метров общей площади жилья экономического класса дополнительно к объемам ввода жилья, ранее запланированным государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

К жилью экономического класса в рамках программы относятся жилые помещения, которые соответствуют установленным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса и цена договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома (договоров купли-продажи) которых, а также цена государственных (муниципальных) контрактов на приобретение которых в расчете на 1 кв. метр общей площади таких жилых помещений не превышает минимальной из величин - 35 тыс. рублей или 80 процентов оценки рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади таких жилых помещений, проводимой в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В ряде регионов приняты нормативно-правовые акты как по комплексному улучшению жилищных условий (Постановление Администрации Псковской области от 28.10.2013 № 504
«Об утверждении Государственной программы Псковской области «Обеспечение населения области качественным жильем и коммунальными услугами на 2014-2020 годы» [2]), так и по отдельным направлениям:

¾           в части оказания содействия жилищно-строительным кооперативам по развитию жилищно-строительных кооперативов (Закон Саратовской области 31 мая 2012 года № 88-ЗСО «О содействии отдельным категориям граждан в улучшении жилищных условий через их участие в жилищно-строительных кооператива [3]; Закон Красноярского края от 11.12.2012 № 3-854 «Об установлении категорий граждан и оснований их включения в списки граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов» [4]; Постановление Правительства Свердловской области от 16.01.2013 № 4-ПП «Об утверждении Перечня отдельных категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительного кооператива, создаваемого в целях обеспечения жильем граждан в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», оснований включения указанных граждан в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены такого кооператива, и правил формирования таких списков» [5] и т.д.);

¾           по ипотечному жилищному кредитованию (Закон Пензенской области от 25.12.2003 № 564-ЗПО «Об ипотечном жилищном кредитовании в Пензенской области» [6], Постановление администрации Красноярского края от 13.01.2000 № 10-п «О создании Красноярского краевого фонда жилищного строительства»; Распоряжение Губернатора Новосибирской области от 29.05.2007 № 165-р «О создании открытого акционерного общества «Новосибирское областное агентство ипотечного кредитования» [7]);

¾           по жилищным сертификатам (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 № 1538 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О целевой Программе Санкт-Петербурга «Санкт-Петербургские жилищные сертификаты» [8]);

¾           по жилищному фонду коммерческого использования (Закон Приморского края от 06.07.2012 № 63-КЗ «О жилищном фонде Приморского края коммерческого использования» [9]; Закон Республики Коми от 04.03.2014 № 13-РЗ «О некоторых вопросах в области формирования и использования государственного жилищного фонда Республики Коми коммерческого использования» [10]);

¾           по государственной поддержке молодых семей (Закон Республики Башкортостан от 24.07.2002 N 350-з «О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан» [11]);

¾           по строительству жилья эконом-класса (Закон Тамбовской области от 29.01.2013 № 240-З «О правилах формирования списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, о порядке включения указанных граждан в эти списки» [12]; Постановление Правительства Забайкальского края от 19 декабря 2014 г. 697 «О приобретении жилья экономического класса на территории Забайкальского края» [13]).

Теперь, с учетом всего вышесказанного, можем произвести типологизацию основных методов государственной поддержки обеспечения граждан жильем:

— адресное финансирование отдельных категорий граждан (предоставление субсидий, ипотечного жилищного кредита или займа; компенсация части процентной ставки ипотечных кредитов; предоставление средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных кредитов или займов; компенсация части процентной ставки при заключении кредитных договоров (договоров займа) на получение целевых денежных средств для завершения строительства жилого помещения в многоквартирном доме; компенсация части стоимости объекта договора участия в долевом строительстве или в жилищно-строительном кооперативе, предоставление государственных жилищных сертификатов, предоставление возможности приобретения жилья эконом-класса и т.д.);

— административные методы (Принятие Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах», Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и других законодательных и нормативно-правовых актов как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, позволивших гражданам расшить инструменты приобретения жилья, защитить свои интересы как собственников и т.д.);

— предоставление отдельным категориям граждан государственного и муниципального жилищного фонда на льготных условиях (строительство доходных домов, предоставление существующих жилых помещений на условиях социального и коммерческого найма);

— адресная поддержка застройщиков (предоставление государственных гарантий Российской Федерации, субсидирование процентных ставок, компенсация части затрат при реализации проектов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой с целью развития строительства такого жилья, которое будет отвечать уровню платежеспособности населения и повышению доступности для него).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственная жилищная политика в Российской Федерации продолжает развиваться в направлении обеспечения доступности жилья для населения страны в соответствии с существующими потребностями, появляются новые и совершенствуются существующие методы господдержки, однако следует отметить, что подходить к реализации государственной жилищной политики, в том числе и на региональном уровне, необходимо с учетом не только образовавшейся ситуации, но и прогнозируемых тенденций.



[1] Официальный сайт ООО «Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг». Режим доступа: http://riarating.ru.

[2] Официальный сайт Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Режим доступа: http://jkh.pskov.ru/gosudarstvennaya-programma

[3] Официальный сайт Саратовской областной Думы. Режим доступа: http://www.srd.ru/index.php/component/docs/?view=zak&id=322&menu=508&selmenu=510.

[4] Официальный сайт Законодательного собрания Красноярского края: http://www.sobranie.info/lawsinfo.php?UID=10210.

 [5] Официальный сайт Правительства Свердловской области. Режим доступа: http://www.midural.ru/normative_documents/data_bank.

[6] Официальный сайт Законодательного собрания Пензенской области. Режим доступа: http://www.zspo.ru.

[7] Официальный сайт Правительства Новосибирской области. Режим доступа: http://www.nso.ru/page/2367.

[8] Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. Режим доступа: http://gov.spb.ru/norm_baza.

[9] Официальный сайт Законодательного собрания Приморского края. Режим доступа: http://www.zspk.gov.ru/laws/zakony/32306/

[10] Официальный портал Республики Коми. Режим доступа: http://law.rkomi.ru.

[11] Официальный сайт Государственного собрания - Курултай Республики Башкортостан. Режим доступа: http://www.gsrb.ru/ru/mop/legislation/support_young.

[12] Официальный сайт Тамбовской областной Думы. Режим доступа: http://www.tambovoblduma.ru.

[13] Официальный портал Забайкальского края. Режим доступа: http://www.забайкальскийкрай.рф.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241