Совершенствование закрепляемости молодых кадров в аграрном секторе экономики региона

Белокопытов А.В.1
1 Смоленская государственная сельскохозяйственная академия

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2015)

Цитировать:
Белокопытов А.В. Совершенствование закрепляемости молодых кадров в аграрном секторе экономики региона // Экономика труда. – 2015. – Том 2. – № 4. – С. 255–266. – doi: 10.18334/et.2.4.1919.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=26255637
Цитирований: 49 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассмотрены проблемы закрепляемости кадров в аграрном секторе экономики. На основе социологических исследований и экономического анализа выявлены доминирующие факторы, определяющие высокую закрепляемость молодых сельскохозяйственных кадров. Автором отмечена взаимосвязь между социально-демографическими условиями и уровнем трудообеспеченности в АПК региона, предложены меры по совершенствованию кадрового обеспечения с учетом активной государственной поддержки отрасли.

Ключевые слова: аграрный сектор экономики, кадры, государственная поддержка, закрепляемость и трудообеспеченность кадров

JEL-классификация: R28, J43, Q10

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

На данном этапе состояние рынка труда в аграрном секторе экономики усугубляется сокращением числа занятых в сельском хозяйстве, снижением числа работающих специалистов, их качественного состава и профессионального уровня, демографической ситуацией, ухудшением социально-экономических условий и расширением спектра проблем в системе аграрного образования. Вопросы воспроизводства квалифицированных кадров для аграрного сектора экономики требуют усиления протекционистской политики и целенаправленной деятельности по реализации федеральных и региональных государственных программ.

Эффективность воспроизводства сектора экономики в значительной мере определяется кадровым потенциалом, а его формирование зависит от сложившейся демографической ситуации на селе (рисунок). За годы аграрных реформ и кризисных явлений в АПК она качественно ухудшилась: происходит старения кадров высшей квалификации, снижается техническая оснащенность аграрного сектора, наблюдается рост сельской безработицы, отток молодых специалистов, нивелируется престиж аграрных профессий, плохо функционирует система распределения и трудоустройства молодых специалистов [1].

Рисунок. Численность сельского населения Смоленской области [2]

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что основой формирования и использования аграрного кадрового потенциала, естественной основой количественного и качественного восполнения трудовых ресурсов, выступают демографические условия в сельской местности: рождаемость, смертность, миграции населения, генетический потенциал сельских территорий (Белокопытов, Кутузова, 2015). Все эти системообразующие показатели являются доминантами в определении направлений политики занятости населения, характеристики специфики формирования рынка труда.

Пассивная, вялотекущая социальная политика государства провоцирует дальнейшее сокращение численности сельского населения, наращивание негативных процессов воспроизводства сельского населения трудоспособного возраста (Шумаков, Ефимова, 2015).

В сложившихся условиях необходимо обоснование и разработка четких ориентиров решения проблем, среди которых:

- определение параметров и перспектив развития демографической ситуации;

- оценка тенденций и выявление рисков ухудшения демографической ситуации;

- выявление методов стабилизации социально-демографических условий устойчивого развития сельских территорий;

- разработка комплексных мер, направленных на интеграцию усилий со стороны всех административных уровней;

- восстановление и развитие государственной системы целевой контрактной подготовки специалистов с учетом потребностей регионального рынка;

- создание комфортных и гарантированных условий для выпускников, позволяющих трудоустроиться по специальности после обучения;

- совершенствование действующих и разработка новых предложений по социально-экономической поддержке выпускников на момент пребывания в статусе «молодой специалист»;

- модернизация системы материального и морального стимулирования труда, совершенствование профессионального развития и введения инновационных стимулирующих систем, аналогичных используемым в других отраслях [3].

Анализируя каждый из факторов, необходимо отметить, что материальная заинтересованность является главным мотивационным элементом рассматриваемой системы. В условиях неэффективно действующих механизмов социальной защиты, снижения благосостояния сельских жителей и ухудшения условий труда, деградации трудовых отношений материальное стимулирование выступает перспективной возможностью увеличения производительности труда. К сожалению, значимость отраслевого уровня оплаты платы в сложившихся условиях нивелируется. Заработная плата работников сельского хозяйства остается на низком уровне и не превышает 50–60% от среднего уровня по экономике региона.

Негативная тенденция сокращения трудовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий говорит о необходимости разработки мер по исправлению сложившейся ситуации. На наш взгляд, одним из перспективных направлений по улучшению ситуации, связанной с формированием высококвалифицированных кадров, является эффективное привлечение и закрепление молодых специалистов в аграрном секторе экономике.

Для обоснования направлений модернизации системы привлечения и закрепления молодых специалистов в сельском хозяйстве, по нашему мнению, необходимо проведение системного анализа профессионально-мотивационных потребностей молодых кадров, социально-экономических условий, предоставляемых работодателем и многоцелевой государственной поддержки.

В рамках оценки такого спектра системообразующих факторов потребностей молодых специалистов нами были опрошены более 300 студентов различных направлений и специальностей аграрного профиля вузов Смоленской области. Проведенные социологические исследования показали, что в системе мотивационных потребностей выпускников приоритетное значение имеет заработная плата в организации. Минимально необходимый уровень оплаты труда, который удовлетворял бы молодых специалистов составил 27 000 руб., что в 2,2 раза превышает сложившуюся в сельском хозяйстве. На второе и третье место были отнесены условия труда и престиж работы, необходимость самовыражения и самореализации поставлены на 4-ое место, к пятому и шестому были отнесены наличие собственного жилья и социальные гарантии, социально-бытовые условия выделены опрошенными на седьмое место. Необходимо отметить, что непосредственно взаимосвязанный с условиями труда показатель уровня технико-технологичности был поставлен на последнее место.

Продолжить свою профессиональную деятельность в соответствии с выбранной специальностью готовы только 18% респондентов, еще не определились с выбором последующего трудоустройства 40% и негативно к работе в сельском хозяйстве относятся 40% респондентов. Важно отметить неравномерность ответов на представленные вопросы. Выпускники, обучающиеся по направлениям, знания которых могут быть применены в других секторах экономики (менеджмент, экономика), не хотят продолжать свою профессиональную деятельность в сельском хозяйстве, 14% опрошенных намерены продолжить трудовую деятельность в АПК. Кроме этого, 36% выпускников специализированных сельскохозяйственных факультетов (агроинженерия, агрономия, зоотехния) готовы продолжить работу в сельском хозяйстве, что определяется узкоспециализированными знаниями и навыками, полученными в процессе обучения.

В результате социологического исследования были выявлены потребности выпускников при трудоустройстве и определены направления по привлечению молодых кадров в сельскохозяйственные отрасли производства:

1. Потребность в модернизации системы оплаты труда с учетом усиления материального стимулирования в первые годы молодых специалистов.

2. Совершенствование технологических процессов с привлечением высококвалифицированных кадров.

3. Развитие благоприятных социально-бытовых условий и повышения качества, а также уровня жизни на селе.

4. Формирование положительного образа и позитивной роли аграрного сектора экономики с целью создания благоприятного имиджа и подъема престижа села.

Вся совокупность выделенных региональных проблем не может быть решена предприятиями самостоятельно, а, как следствие, требуют поддержки государства. С целью выделения эффективных мер по оптимизации ситуации на рынке труда целесообразно рассмотреть государственную поддержку.

В Смоленской области реализуется ряд мер господдержки молодых специалистов. В рамках постановления администрации Смоленской области от 17.09.2012 № 640 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области» на 2013–2020 годы» реализуются мероприятия по кадровому обеспечению АПК. Молодым специалистам, работающим в сельскохозяйственном производстве, осуществляется ежемесячная выплата, трудоустроившимся в сельскохозяйственные организации – выплата единовременного областного государственного пособия в размере 100 тыс. рублей (таблица). Таблица Закрепление кадров на селе, подготовка специалистов и рабочих массовых профессий для сельскохозяйственных организаций [4]

Наименование мероприятия
Объем финансирования (млн рублей)
всего в 2013–2020 годах
в том числе по годам
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Выплата единовременного областного целевого пособия молодым специалистам, работающим в аграрном секторе экономики, в соответствии с нормативно-правовыми актами
25,1
2
2,1
2,1
2,8
3,2
3,8
4,2
4,9
Предоставление ежемесячных выплат молодым специалистам, работающим в аграрном секторе экономики, в соответствии с нормативно-правовыми актами
22
1,5
1,8
2
2,3
2,8
3,2
3,8
4,6
Подготовка высококвалифицированных кадров высшего звена и рабочих массовых профессий для сельскохозяйственного производства, повышение квалификации специалистов и рабочих массовых профессий, занятых в отраслях агропромышленного комплекса
27
0,5
1,5
2
2,6
3,7
4,2
5,5
7

Однако недостаточно рассматривать только денежные преференции государства, необходимо учитывать мероприятия, направленные на повышение престижа и улучшение социально-бытовых условий сельскохозяйственной отрасли.

В результате усиления социальных различий городского и сельского уровня жизни происходит разрушение потенциала деревни наряду с отставанием социального благополучия. Обеспечение жилищного фонда в сельской местности характеризуется троекратным отставанием от городского.

Выводы

Базируясь на действующих мероприятиях государственной поддержки молодых специалистов, нам представляется возможным скорректировать существующие элементы системы привлечения молодых специалистов, основанные на мероприятиях, действующих в регионе.

1. По нашему мнению, необходимо внедрить единовременную денежную выплату в размере 500 000 руб. для первоначального обустройства молодого специалиста. Это позволит не только повысить престиж квалифицированных сельскохозяйственных профессий, но и привести среднюю заработную плату к уровню, сопоставимому с уровнем заработной платы других отраслей экономики.

2. Видится актуальным улучшение социально-бытового благополучия молодых специалистов за счет увеличения норматива квадратных метров, приходящихся на молодого специалиста, и оплатой всей стоимости жилья за счет государства из бюджетных средств. По нашему мнению, стоимость сверхнормативной площади жилья может быть оплачена государством и предприятием-работодателем в размере 95% и 5% соответственно. В случае приобретения молодым специалистом жилья, соответствующего нормативной площади, целесообразным видится дотирование со стороны государства в части оплаты коммунальных услуг. Данное распределение позволит молодому специалисту снизить свои издержки на приобретение и обслуживание жилья, тем самым повысив качество жизни и мотивационный аспект закрепляемости на селе.

3. Синхронизация рынка образовательных услуг и сельскохозяйственных предприятий с целью оптимизации государственного целевого заказа на подготовку специалистов и создание для выпускников возможностей и гарантий трудоустройства по специальности после получения образования. Сегодня Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию отказался от целевой контрактной подготовки, что еще более снизило показатели закрепляемости молодых кадров, достигнув уровня менее 10%.

Систематические меры по поддержанию сельского хозяйства позволят изменить подход к сельскохозяйственному труду и его престижу. Видится рациональным рассмотрение перспектив развития и прогнозирования кадрового обеспечения сельскохозяйственных предприятий Смоленской области.

Эффективность сельскохозяйственной отрасли и дальнейшее наращивание производства сельскохозяйственной продукции возможны при оптимальном ресурсном обеспечении, в том числе и кадрового ресурса. Необходимым условием успешной реализации процессов импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации напрямую связано с развитием кадрового потенциала отрасли и в большей степени с их закрепляемостью.

[1] Сагайдак, А.Э., Третьякова, О.Г., Екайкин, А.Д., и др. (2009). Экономика и организация сельскохозяйственного производства. М.: КолосС.

[2] Сельское хозяйство Смоленской области, 2014 (2014). Псков: Смоленскстат.

[3] Певень, А.В. (2005). Проблемы сельской занятости и пути их разрешения. В книге Занятость на селе – индикатор экономического благополучия региона. Курск.

[4] Источник: Составлено автором на основе целевой областной программы: Долгосрочная областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области» на 2013–2020 годы, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 17.09.2012 № 640.


Источники:

Белокопытов, А.В., Кутузова, А.А. (2015). Воспроизводство трудовых ресурсов сельского хозяйства Смоленской области. Достижения науки и техники АПК, 29(4), 12–14.
Шумаков, Ю.Н., Ефимова, Л.А. (2015). Демографическая ситуация в сельской местности России. АПК: Экономика, управление, 5, 35–41.

Страница обновлена: 20.03.2024 в 10:01:46