Статья опубликована в журнале «Экономика труда»4 / 2015
DOI: 10.18334/et.2.4.1903

Влияние социальной мобильности на эффективность реструктуризации угольной отрасли Украины

Ярембаш Александр Игоревич, кандидат технических наук, доцент кафедры инновационного менеджмента и управления проектами, Донецкий государственный университет управления, г. Мариуполь, Украина

The Impact of Social Mobility on the Effectiveness of Coal Industry Restructuring in Ukraine - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 31

Тезисы:
► массовое закрытие шахт привело к депрессивному состоянию шахтерских муниципальных образований и целых регионов Донбасса
► одним из основных факторов, определяющих негативные социальные изменения в жизни работников отрасли, является социальная мобильность
► к основным факторам, которые влияют на изменение количества уволенных с шахты работников, относятся доля промышленного производства шахты в промышленном производстве города; заработная плата; уровень безработицы в муниципальном образовании; рентабельность производства; производительность труда
► методический подход к прогнозированию социальной мобильности состоит в группировании шахт, которые подлежат закрытию, по значению среднего коэффициента изменения кадровой структуры предприятия
► коэффициент изменения кадровой структуры предприятия характеризует интенсивность динамики ее изменения; экономическая целесообразность использования такого коэффициента при принятии решения о закрытии убыточных угледобывающих предприятий заключается в возможности получения экономического эффекта

Аннотация:
В статье предложена блок-схема принятия решений о закрытии угольных шахт. Разработан методический подход к определению очередности ликвидации предприятий угольного комплекса с учетом изменений кадровой структуры предприятия.

JEL-классификация: G33, J65, M50

Цитировать публикацию:
Ярембаш А.И. Влияние социальной мобильности на эффективность реструктуризации угольной отрасли Украины // Экономика труда. – 2015. – Том 2. – № 4. – С. 227–240. – doi: 10.18334/et.2.4.1903

Введение

Массовое закрытие шахт, без надлежащего финансирования проектов и программ преодоления его негативных социально-экономических последствий, на уровне проектных показателей как самой затратной и важной в общей структуре затрат привело к депрессивному состоянию шахтерских муниципальных образований и целых регионов Донбасса [1].

Основной причиной этого явления стал низкий уровень трудоустройства работников, высвободившихся с закрываемых предприятий.

Так, в среднем процент фактически трудоустроенных уволенных шахтеров составляет 10,27%, а по некоторым дирекциям УГКР – всего 1,72% (Горловская дирекция) или 4,87% (Димитровская дирекция).
По Краснодонской, Енакиевской, Кировской и Селидовской дирекциям процент трудоустроенных не превышал 7,3%, а по Торезской дирекции вообще практически не было трудоустройства в государственные учреждения (0,21%).

Ликвидация предприятий угольной промышленности привела к значительным социальным изменениям в жизни работников отрасли и жизнеобеспечении населенных пунктов, в которых угледобывающие предприятия являются градообразующими.

Одним из основных факторов, определяющих эти изменения, является социальная мобильность (Гадецький, 2005).

Результаты исследования

Социальная мобильность означает перемещение человека (группы людей) в более высокую или низкую социальную прослойку (вертикальная мобильность) или изменение своего места работы (горизонтальная мобильность).

Социальная мобильность характеризуется направлением, разновидностью и дистанцией социальных перемещений людей в обществе. Такое явление среди работников предприятий угольной области на протяжении 1996–2014 гг. было значительным (таблица 1).

Таблица 1

Динамика изменения штата работников угольной отрасли
Донецкой и Луганской области

Год

Средняя численность персонала отрасли,
тыс. чел.

Принято, чел.

Выбыло

всего,

чел.

в том числе по причинам

текучесть кадров

сокращение штатов

другие
причины

1996

331,3

70345

104633

64945

6583

33105

2001

292,6

64125

71336

47771

3933

19632

2006

239,1

41543

61740

43538

3358

14844

2011

211,6

47754

58289

38088

2992

17209

2014

178,1

46595

54639

37284

869

16486

Резкое сокращение средней численности персонала отрасли за время реструктуризации обусловлено большим количеством закрытых шахт.

Таким образом, благодаря резкому колебанию численности рабочих угольных шахт Донбасса возникли объективные причины для того, чтобы усилились социальные изменения в положении работников угледобывающих предприятий. Эти изменения лучше всего характеризует горизонтальная социальная мобильность. В таблице 2 представлен анализ социальной мобильности по Донецкому и Луганскому регионам за 18 лет.

Таблица 2

Анализ социальной мобильности в угольной области
Донецкой и Луганской областях за 1996–2014 гг.

Год

Общий коэффициент мобильности, %

Разность между прибывшими и выбывшими работниками области, чел.

Частица выбывших через текучесть работников от общего количества выбывших, %

1996

52,82

-34288

62,07

2001

46,3

-7211

66,97

2006

43,19

-20197

70,52

2011

50,08

-12531

69,96

2014

56,84

-8044

68,24

 

За эти годы общий коэффициент мобильности в среднем составляет 47,4%, а за период реструктуризации угольной промышленности – 48,7%.

Наблюдается постоянное отрицательное сальдо между прибывшими и выбывшими работниками области, особенно в 1996 и в 2000 гг. За период реструктуризации эта разность в среднем составляет 14818 чкл. Такая отрицательная динамика связана с множеством трудностей функционирования угольных шахт в условиях нестабильной рыночной экономики Украины.

Большое количество выбывших из-за текучести кадров (на протяжении всего периода выше 60%) не содействует стабилизации работы угольного комплекса Донбасса.

Таким образом, реструктуризация угольной промышленности выявила важнейшие, ранее скрытые проблемы, которые мешают нормальному развитию рыночной экономики в шахтерских регионах, среди которых особо важное место занимает один из показателей социальной мобильности – текучесть кадров (одной из основных форм которой является увольнение по собственному желанию).

К основным факторам, которые влияют на изменение количества уволенных по собственному желанию с шахты (что определяют текучесть), относятся доля промышленного производства шахты в промышленном производстве города; заработная плата; уровень безработицы в муниципальном образовании; рентабельность производства; производительность труда.

Эти факторы подразделяются на:

внутренние, которые подвергаются внутрипроизводственному регулированию (заработная плата, рентабельность, производительность труда);

внешние, для изменения которых нужны решения на уровне муниципального образования (доля предприятия в промышленном производстве муниципального образования и уровень безработицы в нем).

Учет и анализ факторов позволяет осуществить прогнозирование уровня безработицы и определить направления стратегического управления им в конкретном населенном пункте.

Важную роль в повышении эффективности анализа и диагностики негативных социально-экономических последствий закрытия шахт играет совершенствование методики оценки социальных последствий реструктуризации.

Исследование подтвердили, что уровень затрат на решение социальных проблем для отдельных шахтерских поселений различен и зависит от многих факторов, к которым относятся:

- отдаленность населенного пункта, на территории которого находится ликвидируемое предприятие, от крупных экономически развитых муниципальных образований;

- наличие свободных вакансий для трудоустройства на предприятиях альтернативных отраслей (не относящихся к угольной промышленности в т. ч. в негосударственном секторе экономики);

- отдаленность от соседних шахт, количество свободных рабочих мест и размер средней заработной платы и условий работы на них.

Учет этих факторов в процессе принятия решения о закрытии угледобывающего предприятия позволит более точно прогнозировать уровень затрат на решение социальных проблем.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что закрытие шахт в Донецкой и Луганской областях по принципу их убыточности привело к значительному ухудшению демографической и социально-экономической обстановки в монопромышленных городах Донбасса (Гребенкин, Ярембаш, 2011).

Уменьшение количества производственных предприятий (в основном в угольной отрасли) ухудшило наполнение местных бюджетов.

Из-за сложной ситуации в угледобывающих регионах Донбасса в среде незанятого трудоспособного населения усилился процесс миграции (одной из разновидностей горизонтальной мобильности).

Возникает необходимость в методическом подходе к прогнозированию мобильности работников угольной промышленности, особенно для территорий, где шахты являются градообразующими предприятиями.

Количество таких населенных пунктов в Донецкой и Луганской областях составляет на настоящий момент более 60% от общего количества муниципальных образований.

Методический подход состоит в группировании шахт, которые подлежат закрытию, по значению среднего коэффициента убытия (Kу) за определенный период и значению коэффициента изменения кадровой структуры предприятия икс), рассчитываемого как разность между коэффициентом пополнения п) и коэффициентом убытия (Kу)):

Кикс = п)(Kу)                                                   (1)

Данный коэффициент характеризует интенсивность динамики изменения кадровой структуры предприятия.

Экономическая целесообразность использования такого коэффициента при принятии решения о закрытии убыточных угледобывающих предприятий заключается в возможности получения экономического эффекта, который можно рассчитывать следующим образом (Гадецький, 2005):

Зпрогн = Ззакр (1 + Кикс)                                        (2)

Ззакр =                                                   (3)

 = (С1 + С2 + С3 + С4 + С5) / Дсоц                         (4)

Е = Зпрогн Зпрогн = ЗзакрЗзакр (1 + Кикс) = Ззакр (-Кикс)              (5)

где

Зпрогн прогнозируемые затраты на реализацию проекта закрытия шахты при учете коэффициента изменения кадровой структуры предприятия икс), млн грн;

Ззакр базовые затраты при реализации проекта закрытия шахты, млн грн;

Зфi – элементы проектных затрат, млн грн;

С1 – единовременные пособия, млн грн;

С2 – компенсации на период трудоустройства, млн грн;

С3 – компенсации пенсионерам, млн грн;

С4 – средства на выплату денежной помощи по безработице, млн грн;

С5 – средства на создание новых рабочих мест для высвобождаемых работников, млн грн;

Дсоц – доля социальных затрат, связанных с влиянием коэффициента изменения кадровой структуры предприятия икс) в общей структуре затрат на ликвидацию шахты, %;

Е – экономический эффект от сокращения социальных выплат при закрытии шахты, млн грн.

Такой подход, во-первых, разрешает оценить эффективность влияния мобильности работающих в угольной промышленности на процесс закрытия угледобывающих предприятий и, во-вторых, дает возможность разработать направления повышения эффективности реструктуризации угольной промышленности. Это свидетельствует о комплексности предложенной методики.

Оценка влияния мобильности рабочих угольной промышленности на эффективное закрытие угледобывающих предприятий проводилась на основе комплексного плана социальной защиты (социальная защита работников шахты при ее ликвидации), утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.06.1997 № 623.

Для расчета использовались следующие виды затрат: выплата единовременного пособия, выплата выходного пособия и затраты на создание новых рабочих мест. Они зависят от количества уволенных шахтеров и могут уменьшаться в зависимости от значения коэффициента структурной мобильности. Их доля от общей проектной стоимости в среднем составляет 26,9%.

Суть предлагаемой оценки влияния мобильности рабочих угольной промышленности на эффективное закрытие угледобывающих предприятий заключается в том, что сумма средств по всем направлениям затрат (связанных с численностью) умножается на средний (за последние годы работы шахты – 5–10 лет) коэффициент изменения кадровой структуры предприятия икс).

Направления повышения эффективности реструктуризации угольной промышленности базируются на возможности прогнозирования численности работников шахты с учетом естественной текучести персонала.

Для шахт, которые подлежат ликвидации, нужно использовать принцип очередности их закрытия – в первую очередь должны закрываться шахты, для которых коэффициент изменения кадровой структуры предприятия икс) на протяжении нескольких лет будет минимальным (от -0,15 к -0,05).

Кроме прогнозирования мобильности работников шахт важными являются вопросы процессов принятия решений относительно целесообразности закрытия убыточных шахт с одновременным решением социальных проблем. 

Процесс усовершенствования принятия таких решений нужно начинать с обоснования информационного обеспечения процессов принятия решения о целесообразности закрытия шахты, которое заключается в дополнении (к базовой документации по данному вопросу) материалами, которые отображают не только технологическую работу и экономическое состояние угледобывающего предприятия, но и показывают взаимосвязь шахты с населенным пунктом, в котором она находится.

Чтобы в список закрывающихся шахт не попало предприятие, ликвидация которого принесет больший убыток государству, региону и муниципальному образованию, чем его дальнейшая производственная деятельность, при принятии решения о закрытии угледобывающей шахты необходимо учитывать информацию, которая характеризует: 

1.    уровень безработицы по населенному пункту, в котором расположено потенциально закрывающееся угледобывающее предприятие, на момент рассмотрения вопроса о закрытии (для прогноза возможностей трудоустройства уволенных из шахты рабочих);

2.    доля промышленного производства шахты в материальном производстве населенного пункта (для оценки уровня по фактору «градообразующее предприятие»);

3.    социальную мобильность работников шахты минимум за последние пять лет работы к моменту рассмотрения вопроса о закрытии.

Исходя из важности учета такой информации, при принятии решения о целесообразности закрытия шахт необходимо, чтобы местные органы власти имели право на запрет или отсрочку закрытия шахт, которые  расположены на их территории и являются градообразующими.

На рисунке представлена блок-схема принятия решения о закрытии шахты, в которой учтены недостатки базовой государственной процедуры принятия решения о ее целесообразности.

К основным недостаткам относятся:

- отсутствие детальной оценки эффективности мероприятий по закрытию шахт и индивидуального подхода к решению вопроса их ликвидации;

- формальное взаимодействие региональных, муниципальных и отраслевых органов управления в процессе реструктуризации;

- отсутствие учета информации, которая характеризует влияние шахты на социально-экономическую обстановку в населенном пункте, к которому территориально относится  угледобывающее предприятие.

Таким образом, основными критериями, по которым государство должно принимать решение о закрытии угледобывающего предприятия, являются:

- уровень убыточности шахты;

- низкий уровень коэффициент изменения кадровой структуры предприятия икс) на протяжении продолжительного периода времени (5–10 и больше лет);

- величина стоимости проекта и размер экономии с учетом коэффициента изменения кадровой структуры предприятия;

- доля производства угледобывающего предприятия в промышленном производстве территории, к которой относится шахта;

- уровень безработицы;

- уровень миграции;

- структура доходов жителей;

- структура населения города, в котором находится убыточная шахта.

Рисунок. Блок-схема принятия решений по закрытию шахт

Так, расчеты по оценке эффективности планов закрытия шахт с учетом влияния мобильности работников свидетельствуют о том, что в случае закрытия, например, градообразующего предприятия города Новогродовка – шахты «Россия» (Красноармейский район Донецкой области) экономический эффект при использовании в расчете коэффициента изменения кадровой структуры предприятия икс) в 7,6 раза ниже, чем при ликвидации «Шахты им. Куйбышева» города Донецка, а проектная стоимость в 3,24 раза выше, чем при ликвидации «Шахты им. Куйбышева» (в 2004 г. началась ликвидация – сухая консервация – этой шахты). Такие же соотношения можно наблюдать и по сдаче шахт, что подтверждено результатами исследования.

Таким образом, существует определенная эффективность учета влияния социальной мобильности (а именно коэффициента изменения кадровой структуры предприятия) работников угольной промышленности на принятие решения о закрытии угледобывающих предприятий и на определение очередности ликвидации особо убыточных, неперспективных предприятий и организаций угольной отрасли.

Выводы

1.    Определены особенности и причины возникновения социальных изменений в положении населения угледобывающих регионов и муниципальных образований; обоснована важность учета социальной мобильности как одного из основных факторов, который определяет жизненный уровень населения в период социально-экономических изменений, появившихся в результате неудовлетворительной реализации мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Ярембаш, 2012).

2.    Определены факторы, которые активно и пассивно влияют на динамику изменения численности персонала шахт, и характер их влияния на нее.

3.    Выявлен и учтен новый показатель, который характеризует социальную мобильность работников угледобывающих предприятий – коэффициент изменения кадровой структуры предприятия.

4.    Предложена блок-схема принятия решения о закрытии угледобывающего предприятия. Обоснован и дополнен перечень информации, которая необходима органам государственной власти при управлении реструктуризацией угольной промышленности страны и принятии решения о закрытии нерентабельных угольных шахт. Предложены подходы относительно очередности закрытия предприятий угольного комплекса.

5.    Разработаны методический подход к прогнозированию мобильности работников шахты и методика оценки влияния мобильности работников угольной промышленности на эффективное закрытие угледобывающих предприятий.



[1] Ворхлик, И.Г., Стрельников, В.И., Ярембаш, И.Ф. (2004). Технология закрытия (ликвидации) угольных шахт. Донецк: Норд-Пресс.


Источники:
Гадецький, В.Г. (2005). Соціальні наслідки реструктуризації підприємств вугільної промисловості (Автореф. дис. ... канд. економ. наук: 08.06.01). Донецьк.
Гребенкин, С.С. Ярембаш, А.И. (2011). Анализ социально-экономических последствий ликвидации угольных шахт Донбасса и пути их преодоления. В книге Проблемы современного государственного управления (Т. ХІІ). Донецьк: ДонДУУ.
Ярембаш, А.И. (2012). Проблемы и направления создания проектов и программ преодоления негативных социально-экономических последствий закрытия угольных шахт. В книге Управление проектами: состояние и перспективы (С. 245–247). Николаев: Издательство НУК.