Статья опубликована в журнале «Экономика труда»3 / 2015
DOI: 10.18334/et.2.3.607

Мероприятия по социальной защите работников (по материалам Кабардино-Балкарской Республики)

Гамбердова Аза Умаровна, старший преподаватель кафедры «Менеджмента», Астраханский государственный университет, Россия

Measures aimed at social protection of the employees (evidence from Kabardino Balkar Republic) - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 33

Тезисы:
► в целях более эффективного проведения мероприятий, направленных на развитие системы социального партнерства, в республике сделан значительный шаг по реализации законодательной базы
► главную роль при развитии социальных партнерств играют общественные соглашения
► максимальное число коллективных соглашений заключено в организациях народного образования (97%), сферы здравоохранения (90%) и области культуры (88%)
► реализации комплекса мер по обеспечению социальной поддержки пожилых граждан и инвалидов, ветеранов всех категорий уделяется большое внимание
► в регионе сформирована единая, дифференцированная система защиты, которая обеспечивает предоставление разнообразных льгот и гарантий семьям, имеющим несовершеннолетних детей
► несмотря на ряд предпринимаемых мер по росту уровня жизни семейств, одной из актуальных проблем продолжает оставаться высокая степень безработицы
► с целью решения ряда проблем по безработице службами Центра занятости осуществляются ярмарки вакантных мест и учебных вакансий
► формирование квотируемых вакантных мест реализуется посредством средств предприятий-работодателей и других источников, которые не запрещены законами РФ и Кабардино-Балкарской Республики

Аннотация:
В статье рассмотрено понятие «Социальная защита работников», разработан комплекс мероприятий, направленных на совершенствование работы по социальной защите работающих, исследованы основные параметры благосостояния населения, зависящие от принимаемых мер по социальной защите населения.

JEL-классификация: G22, J28, R10

Цитировать публикацию:
Гамбердова А.У. Мероприятия по социальной защите работников (по материалам Кабардино-Балкарской Республики) // Экономика труда. – 2015. – Том 2. – № 3. – С. 183-198. – doi: 10.18334/et.2.3.607

Успех социально-экономических преобразований во многом зависит от поддержания мира, стабильности, баланса интересов всех членов общества.

Поэтому в Кабардино-Балкарской Республике одной из приоритетных социальных задач является забота о работающем человеке, которая реализуется через систему социального партнерства.

В целях более эффективного проведения мероприятий, направленных на развитие системы социального партнерства, в республике сделан значительный шаг по реализации законодательной базы, обеспечивающей регулирование трудовых отношений (Архипенко, 2006; С. 34).

В республике принят и реализуется Закон КБР от 26.06.2008 № 50‑РЗ «О социальном партнерстве в сфере труда в Кабардино-Балкарской Республике» [1]. В марте 2008 г. был заключен и утвержден трехсторонний договор между Правительством КБР, Союзом работодателей региона и Объединением организаций профсоюзов КБР на 2008–2010 гг. Разработан и утвержден план мероприятий по его выполнению.

Также продолжают действовать и отраслевые трехсторонние соглашения, регулирующие социально-трудовые отношения на отраслевом уровне. В течение 2008 г. в регионе спроектировано, заключено и отмечено 15 отраслевых тарифных договоров между соответствующими республиканскими комитетами профсоюзов, выступающими от лица рабочих, и отраслевыми союзами (советами) работодателей, которые представляют работодателей отраслей.

В городах и районах области осуществляется работа по осуществлению заключения двухсторонних и трехсторонних контрактов между властями районов (городов) и межотраслевыми советами профсоюзов, а также между отраслевыми районными объединениями (советами) работодателей. В 2008 г. было сформировано 43 подобных соглашения.

Главную роль при развитии социальных партнерств играют общественные соглашения. Как раз в коллективное соглашение, заключенное между работодателем и персоналом, переходит вся группа условий и обязательств, присутствующих в республиканских, отраслевых и территориальных соглашениях.

В общем за 2008 г. в организациях региона заключено 1513 коллективных контрактов, в которые включено более 116, 7 тыс. чел. По-прежнему наибольшее число коллективных соглашений заключается в организациях, которые относятся к муниципальным (54,1%) и государственным (22,7%) видам собственности. Непростой остается обстановка с заключением коллективных контрактов в организациях частных и смешанных форм собственности. Доля заключенных коллективных соглашений на них составила 18,3% от всеобщего количества предприятий, которые заключили коллективные соглашения [2].

Отраслевое исследование показало, что максимальное число коллективных соглашений заключено в организациях народного образования (97%), сферы здравоохранения (90%) и области культуры (88%). Минимальное число организаций заключили коллективные контракты в бытовой сфере обслуживания (38%), торговой деятельности и общественном питании (45%).

Одним из приоритетных направлений работы в 2008 г. стал переход работников бюджетной сферы на новые системы оплаты труда.

В рамках реформирования оплаты труда работников бюджетной сферы разработаны и приняты Правительством КБР постановления:

– от 19 августа 2008 года № 196-ПП «О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных казенных и бюджетных учреждений Кабардино-Балкарской Республики» [3];

– от 7 ноября 2008 года № 247-ПП «О минимальных окладах по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Кабардино-Балкарской Республики» [4];

– от 28 ноября 2008 года № 271-ПП «О Положении об оплате труда работников государственных учреждений социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики» [5].

Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений утверждены разработанные Министерством труда и социального развития КБР «Положение о тарифном регулировании оплаты труда работников предприятий и организаций материальной сферы экономики КБР на 2008 г.» и рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на республиканском и местном уровнях.

В 2008 г. проводилась работа и в сфере охраны и государственной экспертизы условий труда. Разработан, одобрен постановлением Правительства КБР от 15 июля 2008 г. № 159-ПП и принят Парламентом КБР 18 декабря 2008 года Закон КБР «Об охране труда в Кабардино-Балкарской Республике». Разработан и утвержден План мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях социальной сферы на 2008–2010 гг. Создан и по итогам полугодия обновляется банк данных по аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях республики. Проведена работа с организациями, осуществляющими аттестацию рабочих мест по условиям труда, на предмет подтверждения аккредитации измерительных лабораторий и обучения сотрудников.

В 2008 г. была проведена 121 экспертиза. Совместно с Государственной инспекцией труда в КБР Объединением организаций профсоюзов КБР проведены 22 проверки. В ходе проверок выявлено более 600 нарушений.

На современном этапе развития общества реализации комплекса мер по обеспечению социальной поддержки ветеранов всех категорий, пожилых граждан и инвалидов уделяется большое внимание.

Уровень жизни семейств, имеющих детей, определяется в первую очередь общим экономическим положением в РФ, а также ситуацией и в самой Кабардино-Балкарской Республике [6].

Понимая данные проблемы, а также, учитывая важность государственного содействия для уровня жизни семей, в регионе сформирована единая, дифференцированная система защиты, которая обеспечивает предоставление разнообразных льгот и гарантий семействам, имеющим несовершеннолетних детей.

Так, на 1 января 2011 года были поставлены на учет в органы труда и социального развития региона 21164 многодетные семьи, имеющие трех и более детей до 18 летнего возраста.

В соответствии с действующим федеральным и республиканским законодательством в Кабардино-Балкарской Республике семьям, которые воспитывают несовершеннолетних детей, включая многодетных, оказываются следующие меры социальной помощи.

На основе Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»:

– назначается и выплачивается единовременное пособие женщинам, которые встали на учет в медучреждениях в начальные сроки беременности в сумме 438,87 руб.;

– назначается и выплачивается единовременное пособие при появлении на свет ребенка в сумме 11703,13 руб.;

– назначается и выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в следующих величинах:

·   2194,34 рубля по уходу за первым ребенком и 4388,67 рубля по уходу за вторым ребенком и последующими детьми неработающим лицам, ухаживающим за ребенком;

·  40% от средней заработной платы (доход, денежное довольствие) по рабочему месту за последний период, составляющий двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу начала отпуска по уходу за ребенком, – лицам, которые подлежат обязательному социальному страхованию;

– назначается и выплачивается единовременное пособие в ситуации, когда происходит передача ребенка на воспитание в семью, в сумме 11703,13 рубля;

– назначается и выплачивается единовременное пособие беременным женщинам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в сумме 18533,13 рубля;

– назначается и выплачивается ежемесячное пособие на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в сумме 7942,77 рубля [7].

На основе Закона КБР от 17.08.1996 № 21-РЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства»:

– назначается и выплачивается единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 2542,16 рубля (этот вид пособия выплачен 11967 получателям);

– назначается и выплачивается ежемесячное пособие на ребенка в сумме 89,03 рубля, когда средний доход на человека в семье не превосходит размер прожиточного минимума, определенного по республике (такое пособие назначено 26949 людям на 48912 детей);

– назначается и выплачивается ежемесячное пособие по уходу за детьми до достижения ими трехлетнего возраста в сумме 292,88 рубля (выплаты производятся 9466 женщинам на 9595 детей);

– назначается и выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в сумме 1171,5 рубля (511 человек получают этот вид пособия);

– назначается и выплачивается единовременное пособие в случае передачи детей в семьи на воспитание (усыновление, установление опеки (попечительство), передача на воспитание в приемные семьи детей, которые остались без родителей) в сумме 2542,16 рубля [8].

Начиная с 1 января 2009 г. все разновидности государственных пособий для семей с детьми, которые предусмотрены законодательством республики, каждый год подвергаются индексации с учетом планируемого темпа инфляции на текущий период.

Также предоставляется право на материнский капитал семьям, где родился (либо усыновление) второй, третий или последующий ребенок, причем родился не ранее 1 января 2007 года, в сумме 365698,4 рубля на основе Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [9].

Семьи, которые воспитывают трех и более несовершеннолетних детей либо имеют на воспитании детей-инвалидов до 18 лет, по заявительному принципу получают:

– ежемесячную денежную компенсацию на оплату ЖКУ (жилищно-коммунальные услуги);

– субсидию на оплату жилищных и коммунальных услуг, когда сумма затрат семьи на оплату ЖКУ превышает размер, соответствующий предельно допустимой части затрат граждан на оплату ЖКУ в общем доходе семьи, равную в КБР 18%.

Процесс обеспечения жильем семейств, имеющих детей, включая молодые семьи региона, посредством оказания материальной помощи за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета республики и бюджетов муниципальных образований, осуществлялся в 2010 году в рамках исполнения республиканской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике на 2007–2010 годы», которая была утверждена Законом Кабардино-Балкарской Республики от 19 сентября 2007 года № 64-РЗ «О республиканской целевой программе «Обеспечение молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике на 2007–2010 годы» [10].

Набор правил по представлению молодым семьям определенных социальных выплат с целью приобретения (строительства) жилья в сумме 40% расчетной цены жилья регламентируются постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285.

Последовательность создания списка молодых семей, участвующих в программе, а также Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья (60%) в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, утверждены постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 декабря 2008 года № 291-ПП. Социальные выплаты предоставлялись при помощи выдачи определенных свидетельств, в которых указано право на приобретение социальной выплаты на получение (строительство) жилья [11].

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по осуществлению программы назначено Министерство строительства и архитектуры региона.

За 2010 год были утверждены:

– список молодых семей – кандидатов на приобретение социальных выплат в 2010 году по республике и список молодых семей, которые вошли в резерв на приобретение социальных выплат в 2010 году (приказ Министерства строительства и архитектуры КБР от 5 августа 2010 года № 55);

– разделение средств федерального бюджета и республиканского бюджета республики между администрацией муниципальных областей и городских округов региона, принимающих участие в исполнении Программы (Приказ Министерства строительства и архитектуры КБР от 14 сентября 2010 года № 65).

Было сформировано и оформлено 88 бланков свидетельств о правах на приобретение социальных выплат на получение (постройку) жилья в общем размере 36159,69 тыс. рублей, включая средства федерального бюджета в сумме 27268,92 тыс. рублей; республиканского бюджета – 4445,385 тыс. рублей; бюджетов муниципальных образований – 4445,385 тыс. рублей.

В 2010 году часть бюджетов в совокупной стоимости жилья, учитывающая определенную социальную норму, рассчитывалась из соотношения: 30,0% – федеральный бюджет, 5,0% – республиканский бюджет, 5,0% – местный бюджет [12].

Срок осуществления молодыми семьями приобретенных свидетельств составляет девять месяцев.

Процесс перечисления средств федерального бюджета и республиканского бюджета КБР на осуществление программы реализовывалось на основе соглашений, подписанных с властями муниципальных областей и городских округов региона.

На 1 января 2011 года количество молодых семей, осуществивших свидетельство, было равно 30 семьям, то есть 34,1% от количества выданных. Осуществление свидетельств до сегодняшнего дня продолжается [13].

Реальное освоение бюджетного капитала на 1 января 2011 года составило за счет:

– бюджета РФ – 8695,44 тыс. рублей (31,9% от плана);

– бюджета республики – 1449,9 тыс. рублей (32,6% от плана);

– бюджетов муниципальных образований – 1223,7 тыс. рублей (27,5% от плана).

Принятые законодательные акты позволили довольно результативно применять средства бюджета, назначаемые на осуществление Программы – ликвидировали вероятность нецелевого употребления бюджетных средств, осуществили обеспечение прозрачности применения средств бюджетов, обеспечили государственный контроль последовательности расчета величины и отпускание субсидий; осуществить адресный подход процесса предоставления средств бюджетов, вероятность привлечения молодыми семействами собственного и заемного капитала с целью получения жилья или постройки личного жилья.

На сегодняшнее время функционирует новое постановление Правительства КБР от 4 февраля 2011 г. № 27-ПП «О Республиканской целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике» на 2011–2015 годы» – республиканская целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике» на 2011–2015 годы» [14].

С целью обеспечения жильем молодых семейств и молодых экспертов, живущих в сельских местностях, в 2010 году по целевой программе республики «Социальное развитие сел Кабардино-Балкарской Республики до 2013 года» была направлена сумма в размере 99,1 млн рублей из бюджета РФ и 37,5 млн рублей из бюджета республики. Осуществили улучшение жилищных условий 204 семейства (людей), включая 117 молодых семейств и 87 специалистов молодого возраста.

Несмотря на ряд предпринимаемых мер по росту уровня жизни семейств, одной из актуальных проблем продолжает оставаться высокая степень безработицы, которая, в свою очередь, оказывает негативное воздействие на состояние семейств, имеющих детей; также существует проблема обеспечения работой женщин.

За 12 месяцев 2010 года за помощью при поиске подходящего рабочего места в службы Центра занятости обратились 22,5 тыс. чел. женского пола, из них было трудоустроено 7 тыс. чел.

В 2010 году 32,0 тыс. граждан, признанных в установленном порядке безработными, были назначены социальные выплаты, в том числе пособие по безработице – 31,4 тыс. безработных граждан, что на 38,7% и 36,8% меньше, чем в 2009 году соответственно [15].

Стипендия в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости назначена 3691 гражданину (в 2009 году – 3049 людям).

Материальная помощь оказана 1132 безработным гражданам (в 2009 году – 1420 гражданам).

Досрочная пенсия оформлена 272 людям, в 2009 году – 236 [16].

Средний размер пособия по безработице в республике по состоянию на 01.01.2011 составил 1996 руб. (по состоянию на 01.01.2010 – 1884 руб.), что на 5,9% выше по сравнению с прошлым годом. Повышение среднего размера пособия по безработице произошло в связи с увеличением численности безработных граждан, получающих пособие по безработице, исходя из среднего размера заработной платы.

С целью решения ряда проблем по безработице службами Центра занятости осуществляются ярмарки вакантных мест и учебных вакансий, которые представляют собой эффективную форму деятельности службы Центра занятости с гражданами в процессе оказания ряда дополнительных услуг по поддержке в трудоустройстве. В 2010 году центрами занятости города и районов было сформировано и реализовано 35 ярмарок вакантных мест и образовательных рабочих мест [17].

Актуальным курсом работы с безработными женщинами является профориентация и профессиональное образование. Здесь активно применяются профессиональные консультанты, помогающие всем обратившимся женщинам открыть собственные предпочтения и советующие им ряд профессий, учитывая их личные особенности и профессиональные навыки. За отчетный 2010 год профессионально-ориентационные услуги были оказаны примерно 13 тыс. женщин, на профессиональное переобучение по профессиям швеи, парикмахера, маникюрши, визажиста-стилиста, секретаря и прочие было направлено 1894 чел.

С целью предоставления ряда дополнительных гарантий безработным гражданам, которые испытывают сложности в процессе поиска работы, реализуется активная деятельность по помощи на временное трудоустройство данных людей.

За 12 месяцев 2010 года по программе временного трудоустройства людей, которые испытывают определенные трудности в процессе поиска работы, было устроено на работу 116 одиноких и многодетных лиц женского пола, которые воспитывают детей несовершеннолетнего возраста и детей-инвалидов.

Для женщин, которые имеют некоторые проблемы при трудоустройстве, создается общественная деятельность в целях финансовой помощи в форме временного заработка. Тут возможно назвать следующие разновидности работ: осуществление озеленения и благоустройства территорий, исполнение сезонных работ в сельскохозяйственном секторе и прочее. За январь–декабрь 2010 года в общественной деятельности активно приняли свое участие 2126 неработающих женщин.

С целью обеспечения осуществления ряда дополнительных гарантий труда некоторым категориям людей, которые испытывают некоторые трудности в процессе поиска работы, посредством определения квоты для зачисления на трудовую деятельность принят Закон КБР от 10 апреля 2008 года № 19-РЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы» [18] (введен президентом республики).

На основе Закона категориями граждан, которые испытывают трудности при осуществлении поиска работы и для которых реализуется квотирование мест работы, считаются проживающие в КБР:

1) лица, имеющие инвалидность, и на основе индивидуальной программы реабилитации имеют показания к трудовой деятельности;

2) лица несовершеннолетнего возраста от 14 до 18 лет (включая детей-сирот, выпускников детских домов, детей, которые остались без родительской опеки).

Квоты при приеме на работу лиц, имеющих трудности в процессе поиска работы, устанавливаются предприятиям вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности с количеством рабочих больше ста человек и назначаются для:

– людей с инвалидностью – 2% по отношению к среднесписочному числу работников;

– лиц несовершеннолетнего возраста от 14 до 18 лет (включая детей-сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без опеки родителей) – 2% к среднесписочному количеству рабочих.

Также Законом установлено, что наименьшее число особенных вакантных мест для трудоустройства лиц с инвалидностью определяется Правительством КБР для каждого предприятия в границах определенной квоты для осуществления приема на рабочие места лиц-инвалидов.

Процесс приема на работу лиц при помощи определенной квоты реализуется организацией-работодателем по назначению служб Центра занятости с учетом ряда предложений соцзащиты, служб по делам молодежи, общественных учреждений инвалидов или самостоятельно [19].

На основе положений Закона предприятие-работодатель должно ежегодно формировать или выделять вакантные места на основе определенной квоты.

Работодатели имеют право приобретать от служб Центра занятости сведения, необходимые для исполнения установленных квот, а также должны предоставлять службам занятости следующее:

1) информацию о среднесписочном составе рабочих на предприятии и о движении рабочих мест, на которые выделены квоты, – ежегодно;

2) сведения при увольнении работника с квотируемого рабочего места – в течение 10 дней со дня, когда было принято решение об увольнении.

На основе федерального законодательства уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР в области занятости:

– формируется база данных об имеющихся вакантных местах с целью дальнейшего трудоустройства кандидатов в счет определяемых квот;

– направляются на предприятия граждане, испытывающие сложности при осуществлении поиска работы, с целью трудоустройства в счет назначенной квоты;

– осуществляется контролирование реализации квот;

– осуществляется выдача непременных для реализации указаний о ликвидации нарушений законодательства в сфере занятости и настоящего Закона;

– составляются протоколы о нарушениях работодателей, которые отказались принимать на работу кандидатов в счет определенной квоты и не предоставили информацию, предоставление которой предусмотрено законодательными актами о квотировании [20].

Обнаружено, что формирование квотируемых вакантных мест реализуется посредством средств предприятий-работодателей и других источников, которые не запрещены законами РФ и Кабардино-Балкарской Республики.

Так, социальную защиту мы можем определить, как систему законодательной, социально-экономической и морально-психологической гарантий, которые обеспечивают достойный и социально приемлемый уровень качества жизни гражданина. Главные институты социальной защиты граждан – это государство, профсоюзы и прочие социальные союзы. Наряду с этим социальная защита формируется на базе социальных гарантий, которые закреплены со стороны законодательства.

В наше время в Кабардино-Балкарской Республике создаются комплексные программы общественного развития, в которых содержатся разделы демографических проблем. Их разрешение обязано содействовать дальнейшему развитию граждан с минимальными демографическими утратами.



[1] Закон Кабардино-Балкарской Республики от 26.06.2008 № 50-РЗ «О социальном партнерстве в сфере труда в Кабардино-Балкарской Республике».

[2] Занятость и безработица: 2008 – I полугодие 2009 г. (2009; С. 17). Нальчик: Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по занятости населения.

[3] Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19.08.2008 № 196-ПП «О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных казенных и бюджетных учреждений Кабардино-Балкарской Республики».

[4] Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 07.11.2008 № 247-ПП «О минимальных окладах по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Кабардино-Балкарской Республики».

[5] Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28.11.2008 № 271-ПП «О Положении об оплате труда работников государственных учреждений социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики».

[6] Социальное положение и уровень жизни населения Кабардино-Балкарской Республики (2008; С. 29). Нальчик: Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по занятости населения.

[7] Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 28.07.2012).

[8]Закон Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.1996 № 21-РЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» (ред. от 05.02.2008).

[9] Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ред. от 28.07.2012).

[10] Закон Кабардино-Балкарской Республики от 19.09.2007 № 64-РЗ «О республиканской целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике на 2007–2010 годы» (ред. от 22.07.2008).

[11] Социальное положение и уровень жизни населения Кабардино-Балкарской Республики (2008). Нальчик: Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по занятости населения.

[12]Отчет об осуществлении органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в 2009 г. (2009). Режим доступа: http://www.pravitelstvokbr.ru

[13] Занятость и безработица: 2008 – I полугодие 2009 г. (2009; С. 57). Нальчик: Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по занятости населения.

[14] Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 04.02.2011 № 27-ПП «О республиканской целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике» на 2011–2015 годы» (ред. от 19.04.2011).

[15] Закон Кабардино-Балкарской Республики от 15.03.2003 № 32-РЗ «Об утверждении республиканской целевой программы «Социальное развитие сел Кабардино-Балкарской Республики до 2013 года».

[16] Данные сайта Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по занятости населения.

[17] Там же.

[18] Закон Кабардино-Балкарской Республики от 10.04.2008 № 19-РЗ РЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы».

[19] Данные сайта Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по занятости населения.

[20] Болуев, Н.М. (2008). Мониторинг законодательной деятельности Парламента Кабардино-Балкарской Республики в 2008 году (Доклад Парламента Кабардино-Балкарской Республики; С. 26). Нальчик.


Источники:
Архипенко, С.А. (2006). Социальная защита работников предприятия. В книге Материалы Х региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». Ставрополь: СевКавГТУ.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 26.06.2008 № 50-РЗ «О социальном партнерстве в сфере труда в Кабардино-Балкарской Республике».
Занятость и безработица: 2008 – I полугодие 2009 г. (2009; С. 17). Нальчик: Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по занятости населения.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19.08.2008 № 196-ПП «О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных казенных и бюджетных учреждений Кабардино-Балкарской Республики».
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 07.11.2008 № 247-ПП «О минимальных окладах по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Кабардино-Балкарской Республики».
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28.11.2008 № 271-ПП «О Положении об оплате труда работников государственных учреждений социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики».
Социальное положение и уровень жизни населения Кабардино-Балкарской Республики (2008; С. 29). Нальчик: Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по занятости населения.
Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 28.07.2012).
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.1996 № 21-РЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» (ред. от 05.02.2008).
Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ред. от 28.07.2012).
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 19.09.2007 № 64-РЗ «О республиканской целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике на 2007–2010 годы» (ред. от 22.07.2008).
Социальное положение и уровень жизни населения Кабардино-Балкарской Республики (2008). Нальчик: Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по занятости населения.
Отчет об осуществлении органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в 2009 г. (2009). Режим доступа: http://www.pravitelstvokbr.ru
Занятость и безработица: 2008 – I полугодие 2009 г. (2009; С. 57). Нальчик: Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по занятости населения.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 04.02.2011 № 27-ПП «О республиканской целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике» на 2011–2015 годы» (ред. от 19.04.2011).
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 15.03.2003 № 32-РЗ «Об утверждении республиканской целевой программы «Социальное развитие сел Кабардино-Балкарской Республики до 2013 года».
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 10.04.2008 № 19-РЗ РЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы».