Статья опубликована в журнале «Глобальные рынки и финансовый инжиниринг»2 / 2015
DOI: 10.18334/grfi.2.2.539

Введение в микрофинансирование

Мамута Михаил Валерьевич, к.э.н., начальник Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности, Центральный банк Российской Федерации, Россия

Сорокина Ольга Сергеевна, ведущий эксперт Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности, Центральный банк Российской Федерации, Россия

Introduction to Microfinance Banking - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 49

Аннотация:
Статья дает базовое представление об основных принципах микрофинансирования как инструмента расширения финансовой доступности, истории становления микрофинансовой деятельности в России, текущем состоянии рынка микрофинансирования и перспектив его дальнейшего развития, в том числе с учетом его реформирования, планируемого регулятором в ближайшем будущем.
Цитировать публикацию:
Мамута М.В., Сорокина О.С. Введение в микрофинансирование // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. – 2015. – Том 2. – № 2. – С. 143-156. – doi: 10.18334/grfi.2.2.539

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Микрофинансирование – это деятельность, направленная на предоставление базовых финансовых услуг (выдача займов, сохранение сбережений и многое другое) людям, которые не могут претендовать на стандартные банковские финансовые услуги: бедному населению, начинающим предпринимателям, иммигрантам, женщинам и другим.

Уже очень давно используется инструмент благотворительности для помощи людям, которые сами не могут обеспечить свое финансовое благополучие. Но проблема благотворительности состоит в том, что у людей не создается должных стимулов для того, чтобы самим начать зарабатывать и тем самым прекратить получение бесплатной финансовой помощи. Получается замкнутый круг – бедным выделяются деньги, они их тратят, затем им же опять предоставляется помощь, так как они по-прежнему не могут себя обеспечить.

В 70-х годах 20 века началось активное развитие иного инструмента финансирования нуждающегося населения – микрокредитования. Людям, которые не могут претендовать на обычные финансовые услуги, специальные микрофинансовые организации предоставляют кредит (заем) для того, чтобы они начали развивать свое предпринимательское дело. Тем самым создаются условия для обеспечения возврата предоставленных средств, так как у людей есть мотив трудиться – вернуть кредит. Одновременно с этим решается задача помощи в выходе из неблагополучной финансовой ситуации. От благотворительных организаций больше не требуется постоянное предоставление денежных средств, так как микрофинансирование представляет собой самоокупаемую систему: кредиты, которые, в отличие от благотворительных средств, обладают характеристиками платности и возвратности.

Благодаря тому, что микрофинансирование самостоятельно окупается, данный инструмент борьбы с бедностью стал очень популярен в развивающихся странах. Но и развитые страны стали развивать данный подход для финансирования деятельности начинающих предпринимателей.

Микрофинансирование является ярким примером социального предпринимательства, предполагающего симбиоз социальной миссии с получением коммерческого эффекта. Технологии микрокредитования сводятся к предоставлению экономически оправданных для микрофинансового института набора финансовых и сопутствующих им нефинансовых услуг прежде всего населению с низким уровнем дохода, живущему в малых городах или сельской местности, а также руководителям микробизнеса, чтобы они, воспользовавшись этими услугами, могли обеспечить себе дальнейший рост как в плане личностного развития, так и в части расширения бизнеса и повышения качества жизни [1].

И здесь ниша микрофинансирования уникальна. Действительно, традиционные технологии кредитования не позволяют эффективно для банков масштабно работать с названными выше категориями клиентов ввиду повышенных рисков работы с ними (а при наличии достаточного спроса со стороны платежеспособных клиентов, банки предпочтут работать с последними). С другой стороны, неформальные ростовщики, добиваясь коммерческой выгоды, не получают социального эффекта. Предоставляя займы означенным выше группам клиентов, в целях обеспечения коммерческого эффекта, ростовщиками, как правило, изымается практически полностью полученный клиентами от использования заемных средств доход. Таким образом, ростовщики лишь закрепляют зависимость заемщика, подсаживают его на «кредитную иглу» и не позволяют развиваться [2].

Модель микрофинансирования предполагает использование специально разработанных процедур по оценке риска заемщика, наработаны собственные технологии предоставления и обеспечения возврата займов. Кроме того, работает дифференцированная по типам клиентов шкала процентных ставок, позволяющая заемщикам после погашения долга оставить часть доходов для собственного развития. При работе с клиентами используется персональный подход.

Еще в 2007 году [3] Президент Российской Федерации Д.А. Медведев объявил задачу по сокращению значительного на тот момент разрыва в доступности финансовых услуг приоритетной для своей Администрации, и с тех пор ее приоритетность сохраняется. В феврале 2014 года Банк России стал членом Альянса за финансовую доступность (Alliance for Financial Inclusion) в целях обмена опытом и внедрения лучших практик по повышению доступности финансовых услуг. В ноябре 2014 года было объявлено [4], что Российская Федерация присоединилась к «Декларации Майя», отражающей приоритеты и основные направления политики членов Альянса по повышению доступности финансовых услуг. Преимуществом «Декларации Майя» является возможность членов Альянса самостоятельно выбирать приоритеты повышения финансовой доступности в зависимости от экономического развития страны.

Микрофинансирование в России как раз несет в себе функции расширения финансовой доступности – достижения состояния финансового рынка, при котором дееспособное население страны, а также субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) имеют полноценную возможность получения финансовых услуг.

Деятельность по небанковскому микрокредитованию была начата в России в середине 1990-х годов международными НКО, а позднее этой деятельностью занялись российские НКО, государственные и муниципальные фонды поддержки малого и среднего предпринимательства, а также коммерческие компании. Большинство этих кредиторов выдавали займы микропредпринимателям, хотя коммерческие организации занимались также потребительским кредитованием. До 2010 года не существовало правового определения микрофинансовой (микрокредитной) деятельности, и организации выдавали займы в соответствии с положениями Гражданского кодекса, регулирующими деятельность по выдаче займов [5].

С 2007 года, когда президент Д.А. Медведев назвал сокращение разрыва в доступности финансовых услуг одним из приоритетов своей Администрации [6], Правительство стало уделять особое внимание мерам, направленным на развитие малого и среднего предпринимательства [7] (важного сегмента, не имеющего доступа к финансированию), включая принятие специального закона [8].

Вместе с тем многие существующие организации, занимающиеся выдачей микрозаймов, видели необходимость в более четком определении их правового статуса, поскольку различные органы власти нередко ставили под сомнение законность их деятельности. Хотя Гражданский кодекс дает право любому юридическому лицу выдавать займы, не было до конца ясно, может ли выдача займов быть единственным видом деятельности организации [9].

Сочетание этих двух взаимодополняющих тенденций: (1) стремления разработчиков политики расширить охват субъектов МСП финансовыми услугами и (2) стремления участников рынка к правовой ясности в отношении их деятельности по выдаче микрозаймов, – привело в 2010 году к принятию закона «О микрофинансовой деятельности» [10].

Деятельность микрофинансовых организаций воспринималась в качестве дополнения банковского сектора, поскольку микрофинансовые организации работали в сегментах, не занятых банками [11]. Согласно пояснительной записке к законопроекту, предусматривалось, что микрофинансовые организации, деятельность которых регулируется данным законом, будут иметь социальную направленность (такую, как выдача гражданам, в том числе безработным, займов на развитие собственного дела, приобретение оборудования, повышение квалификации работников, расширение спектра и повышение качества предоставляемых потребителям товаров и услуг) и выдавать займы «для малого бизнеса и населения, имеющего сложности с доступом к финансовым услугам» [12].

Правовые основы микрофинансовой деятельности в России определяются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» [13] (далее – Закон 151-ФЗ), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами.

Под микрофинансированием в Законе 151-ФЗ понимается деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 Закона 151-ФЗ, по предоставлению микрозаймов, то есть займов в сумме, не превышающей одного миллиона рублей. Право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 Закона 151-ФЗ имеют как микрофинансовые организации, созданные и осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом 151-ФЗ, так и кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и другие юридические лица: они осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность таких юридических лиц. Небанковские финансовые организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность, носят объединяющее название небанковских профессиональных кредиторов (далее – НПК).

В частности, особенности правового положения микрофинансовых организаций (МФО) определяет Закон 151-ФЗ, особенности правового положения кредитных потребительских кооперативов (КПК) – Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» [14] (далее – Закон 190-ФЗ) (не распространяется на сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы), особенности правового положения сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (далее – СКПК) – Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» [15].

Несмотря на то, что микрофинансовую деятельность в соответствии с Законом 151-ФЗ могут осуществлять не только МФО и КПК, но и кредитные организации, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и другие юридические лица, именно МФО и КПК представляют на текущий момент рынок микрофинансирования в России.

В соответствии с Законом 151-ФЗ микрофинансовая организация (далее – МФО) – юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Законом 151-ФЗ.

В соответствии с Законом 190-ФЗ кредитный кооператив / кредитный потребительский кооператив (далее – КПК) – добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков)

По состоянию на 31.03.2015 доля МФО в количественной структуре рынка НПК составляет 21.8% (3859 единиц); КПК – 20.1% (3544, в том числе в составе СРО КПК - 1632); СКПК – 9.7% (1708). Ломбарды лидируют и составляют 47.9% (8470) рынка НПК, тогда как жилищные накопительные кооперативы (еще одни поднадзорные НПК Банка России) составляют лишь 0.5% рынка. По итогам 2014 года совокупный объем рынка МФО, КПК и ломбардов составил порядка 131 млрд рублей: 57 млрд рублей, 53 млрд рублей и 21 млрд рублей соответственно [16].

На 01.04.2015 из 20 млрд рублей микрозаймов МФО субъектам МСП 12.9 млрд рублей составляет портфель микрозаймов, выданных государственными (региональными и муниципальными) МФО. Министерство экономического развития предоставляет субсидию региону, который на принципах софинансирования направляет данные средства в государственные (региональные и муниципальные) МФО [17].

Также АО «МСП Банк» реализует «Программу финансовой поддержки субъектов МСП», включающую предоставление льготного финансирования для банков, лизинговых и факторинговых компаний, микрофинансовых институтов (микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов первого и второго уровней). Особо следует отметить в рамках данной программы продукт микрокредитования (микрокредит до 3 млн рублей) субъектов МСП, реализуемый через банки, продукт микрофинансирования (микрозаем до 1 млн рублей) субъектов МСП, реализуемый через микрофинансовые организации и кредитные кооперативы первого и второго уровней. Поддержку МСП через микрофинансовые институты АО «МСП Банк» начал в 2009 году. На 01.04.2015 портфель микрокредитов в банках-партнерах программы составил 2411.7 млн рублей, портфель микрозаймов в МФО-партнерах программы – 953.0 млн рублей (на 01.01.2015 – 2337.0 и 1051.0 млн рублей соответственно) [18].

В сопоставлении с банковским кредитованием объемы рынка МФО, КПК и ломбардов остаются небольшими: порядка 0.3% от совокупного банковского портфеля (38374 млрд рублей на 01.04.2015), при том что количество МФО, КПК и ломбардов в 20 раз превышает количество кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций (824 на 01.04.2015).

На рынке микрофинансирования выделяются три обособленных сегмента (Таблица 1):

- микрозаймы субъектам МСП;

- «займы до зарплаты» физическим лицам (PDL); и

- микрозаймы физическим лицам на потребительские цели.

Целевая аудитория первых двух сегментов достаточно сильно отличается от типичных клиентов кредитных организаций. МФО во многом ориентированы на выдачу займов начинающим предпринимателям, а займы «до зарплаты» (к «займам до зарплаты» относятся займы физических лиц, удовлетворяющие двум критериям: сумма займа не превышает 45 тыс. рублей, а срок кредитования – не более двух месяцев) предполагают упрощенные процедуры.

Таблица 1

Размер рынка микрофинансирования и кредитной кооперации в 2014 году, млрд рублей

Дата

01.01.2014

01.07.2014

01.10.2014

01.01.2015

                                        Источник

  Показатели

Оценка Эксперт РА, РМЦ и НАУМИР (май 2014) [19] *

Оценка Банка России (май 2015) [20]

Оценка РМЦ и НАУМИР (октябрь 2014)**

Оценка Эксперт РА, РМЦ и НАУМИР (октябрь 2014) [21] *

Оценка РМЦ и НАУМИР (октябрь 2014)**

Оценка Банка России (май 2015) [22]

Оценка Эксперт РА

(март 2015) [23] *

Оценка Банка России (май 2015) [24]

Портфель МФО

39

46*

50** / 52

50* / 57

Портфель займов МФО

субъектам МСП

16 (42%)*

18 (39%)*

20 (40%)**

18.5 (37%)*

Портфель займов МФО для ФЛ («потребительские», не включая «займы до зарплаты» (PDL))

18 (45%)*

22 (48%)*

23 (46%)**

23.7 (48%)*

Портфель «займов до зарплаты» (PDL) МФО

5 (13%)*

6 (13%)*

7 (14%)**

7.6 (15%)*

Портфель КПК

34

36**

43

53

Портфель ломбардов

н/д

н/д

н/д

21

Количество клиентов ломбардов достигло 4.84 млн. человек, МФО – 2.49 млн, КПК – 1.24 млн. [25] Необходимо отметить, что, несмотря на то, что при формировании законодательного регулирования МФО планировалось, что услуги НПК будут «дополнять» банковские продукты, некоторые опросы клиентов МФО и КПК [26] все же показывают, что в разных регионах различная ситуация, но иногда до 100% клиентов МФО пользуются или пользовались кредитами от банков (в том числе и в сегменте субъектов МСП).

Во многом это связано с тем, что формирование сегмента займов «до зарплаты» (а именно в этом сегменте отмечается плохая кредитная дисциплина заемщиков, часто связанная с наличием «перекредитованности» у других кредитных и некредитных организаций) стало побочным эффектом принятия Закона 151-ФЗ. Большое количество организаций, предоставляющих займы физическим лицам и преследующих чисто коммерческие цели получения прибыли (а иногда и «сверхприбыли»), зарегистрировались как МФО только с позиции получения рекламных преимуществ – для привлечения клиента. Это стало возможным, потому что в законе при определении микрозайма используется только количественный показатель (1 млн рублей), без привязки к социальной миссии организации – например, оказание услуг начинающим предпринимателям или предпринимателям, которые не могут по разным причинам получить кредиты в банках, населению удаленных и труднодоступных территорий, сельскому населению, малообеспеченному населению, клиентам без кредитной истории или с проблемной кредитной историей и т.п.

Регулятор работает по этому вопросу с позиции защиты прав клиентов МФО и КПК и предоставления дополнительных преимуществ организациям, предоставляющим предпринимательские займы. Так, с 1 июля 2014 года действует Федеральный закон от 21.12.2013 № 353‑ФЗ «О потребительском кредите (займе)» [27] и Федеральный закон от 21.12.2013 № 363-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» [28]. Эти законы регулируют отношения участников микрофинансового рынка, возникающие в связи с предоставлением потребительских займов физическим лицам, и вносят некоторые ограничения на эту деятельность.

Напротив, регулятор пытается поощрить выдачу предпринимательских займов – например, через увеличение максимального размера предпринимательских микрозаймов (с 1 млн рублей до 3 млн рублей) и осуществления регулирования на принципе пруденциального регулирования с учетом риск-ориентированного подхода.

Относительно первой меры – увеличения максимального размера микрозайма – предложения поступали от самих участников рынка еще в 2014 году. Так, 8 мая 2014 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен Проект закона об изменениях в Закон 151-ФЗ, предлагающий увеличение предельной суммы микрозайма до 3 млн рублей [29]. Его инициатор – Законодательное Собрание Забайкальского края. 14.10.2014 данный законопроект был отклонен Государственной Думой ФС РФ [30].

Напомним, что несмотря на наличие определения «микрозайма», все МФО и КПК (так как в Законе 190-ФЗ понятия микрозайма вообще не существует) имеют право осуществлять другую деятельность, в том числе, предоставлять займы свыше 1 млн рублей. А п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона 151-ФЗ четко определяет, что микрофинансовая организация вправе осуществлять наряду с микрофинансовой деятельностью иную деятельность, в том числе выдавать иные займы в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами.  Единственным исключением здесь могут являться займы из федеральных и региональных средств в софинансирование федерального бюджета от региональных и муниципальных микрофинансовых организаций, на которые помимо федерального закона, применяются положения Приказа Министерства экономического развития РФ № 411 от 01.07.2014 (и ранние версии Приказа для полученных ранее бюджетных средств). На них действует ограничение максимального размера займа по программе микрофинансирования в размере 1 млн рублей. Ранее, до 2014 года, действовало ограничение и на срок – не более 1 года, сейчас срок увеличен до 3 лет. Таким образом, прямую выгоду от увеличения максимального размера микрозайма на предпринимательские цели смогут увидеть больше государственные МФО.

На текущий момент, 22 июня 2015 года, одобрение Совета по кодификации гражданского законодательства [31] получил законопроект Министерства финансов Российской Федерации [32], согласно которому предлагается увеличить максимальный размер микрозайма для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до 3 млн рублей.

Относительно второй меры Банк России планирует выделение определенных секторов с повышенным риском (например, МФО, занимающихся потребительским кредитованием, и МФО, привлекающих заемные средства физических лиц (организации, не привлекающие такие средства, предполагается выделить в категорию «микрозаемные организации»)). В отношении этих секторов с повышенным риском будут выстроены более высокие требования к их деятельности (например, в отношении МФО, занимающихся потребительским кредитованием, планируется введение повышенного требования к нормативу достаточности собственных средств). Кроме того, планируется реформирование имеющихся финансовых нормативов в целях приведения их к большей гибкости с учетом изменяющейся обстановки и возможностям пруденциального надзора, позволяющим выявлять риски на ранних этапах его появления.

Подводя некоторые итоги, нужно отметить, что микрофинансирование является перспективным инструментом, который обеспечивает доступ «финансово исключенным» слоям населения и предпринимателям к заемным средствам, выполняя при этом социальную функцию расширения финансовой доступности. Сектор микрофинансирования в России находится еще на этапе формирования, его потенциал далеко не исчерпан. Более того, в условиях ограничения в последнее время банковским сектором в России предоставления кредитов (в особенности субъектов МСП) сектор небанковских профессиональных кредиторов продолжает свой рост, частично восполняя недостаток заемных средств от банков.



[1] Российский микрофинансовый центр, Фонд Citi. (2012). Оценка социального воздействия российских МФО. Режим доступа: http://rmcenter.ru/

[2] Там же.

[3] Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации (2007, 5 ноября). Режим доступа: http://kremlin.ru/

[4] Maya Declaration: The AFI network commitment to financial inclusion (2014, November). Retrieved from: http://www.afi-global.org/

[5] Russian Microfinance Center, Bankable Frontier Associates. (2014) Финансовая доступность и связи с финансовой стабильностью, финансовой целостностью и защитой потребителей: Взгляд на российский опыт. Режим доступа: http://bankablefrontier.com/

[6] Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации (2007, 5 ноября). Режим доступа: http://kremlin.ru/

[7] Russian Microfinance Center, Bankable Frontier Associates. (2014) Финансовая доступность и связи с финансовой стабильностью, финансовой целостностью и защитой потребителей: Взгляд на российский опыт. Режим доступа: http://bankablefrontier.com/

[8] Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2015).

[9] Russian Microfinance Center, Bankable Frontier Associates. (2014) Финансовая доступность и связи с финансовой стабильностью, финансовой целостностью и защитой потребителей: Взгляд на российский опыт. Режим доступа: http://bankablefrontier.com/

[10] Там же.

[11] Там же.

[12] Пояснительная записка «К проекту Федерального закона № 359066-5 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

[13] Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (ред. от 29.06.2015).

[14] Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (ред. от 29.06.2015).

[15] Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (ред. от 20.04.2015).

[16] Мамута, М.В. (2015, 18 мая). Развитие рынка микрофинансирования: взгляд Банка России (Презентация на Конференции «Актуальные вопросы микрофинансирования: стратегии выживания и развития в современных экономических реалиях», Москва).

[17] Данные Министерства экономического развития Российской Федерации, предоставленные по запросу.

[18] Данные МСП Банка, предоставленные по запросу.

[19] Рейтинговое агентство RAEX. (2014, июнь). Обзор рынка МФО в 2013 году: Смена ориентиров. Режим доступа: http://www.raexpert.ru/

[20] Мамута, М.В. (2015, 18 мая). Развитие рынка микрофинансирования: взгляд Банка России (Презентация на Конференции «Актуальные вопросы микрофинансирования: стратегии выживания и развития в современных экономических реалиях», Москва).

[21] Рейтинговое агентство RAEX. (2014, октябрь). Рынок микрофинансирования в 1 полугодии 2014 года: период адаптации. Режим доступа: http://www.raexpert.ru/

[22] Мамута, М.В. (2015, 18 мая). Развитие рынка микрофинансирования: взгляд Банка России (Презентация на Конференции «Актуальные вопросы микрофинансирования: стратегии выживания и развития в современных экономических реалиях», Москва).

[23] Рейтинговое агентство RAEX. (2015). «Эксперт РА» (RAEX): портфель займов МФО за 2014 год вырос на 28%. Режим доступа: http://www.raexpert.ru/; Самиев, П.А. (2015, 18 мая). Рынок МФО в 2014 году: Притормозили (Презентация на Конференции «Актуальные вопросы микрофинансирования: стратегии выживания и развития в современных экономических реалиях», Москва). Режим доступа: http://www.rmcenter.ru/

[24] Мамута, М.В. (2015, 18 мая). Развитие рынка микрофинансирования: взгляд Банка России (Презентация на Конференции «Актуальные вопросы микрофинансирования: стратегии выживания и развития в современных экономических реалиях», Москва).

[25] Мамута, М.В. (2015, 18 мая). Развитие рынка микрофинансирования: взгляд Банка России (Презентация на Конференции «Актуальные вопросы микрофинансирования: стратегии выживания и развития в современных экономических реалиях», Москва); Данные по количеству МФО скорректированы.

[26] Например: Российский микрофинансовый центр, Фонд Citi. (2012). Оценка социального воздействия российских МФО. Режим доступа: http://rmcenter.ru/; Российский микрофинансовый центр, Финотдел, МСП Банк. (2013, октябрь). Рынок микрозаймов для малого и среднего бизнеса: банки vs. микрофинансовые организации. Режим доступа: http://arb.ru/

[27] Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (ред. от 21.07.2014).

[28] Федеральный закон от 21.12.2013 № 363-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» (ред. от 28.06.2014).

[29] Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в статьи 2 и 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

[30] Паспорт проекта Федерального закона № 516130-6 «О внесении изменений в статьи 2 и 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (в части увеличения максимального размера микрозайма)

[31] Дементьева, К., Искусова, А. (2015, 23 июня). Предприятиям увеличат микрокредиты. Газета «Коммерсантъ», 108, 8.

[32] Проект федерального закона от 01.04.2015 «О внесении изменений в статьи 2 и 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241