Создание общероссийского центра молодежного (студенческого) предпринимательства

Забелин П.В., Федцов В.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (41), Май 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Забелин П.В., Федцов В.Г. Создание общероссийского центра молодежного (студенческого) предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 5. – С. 108-111.

Аннотация:
Стабилизация экономики страны является, в том числе, важнейшим условием и для реализации молодежной (студенческой) политики в области предпринимательства. В качестве одной из основных задач современного этапа развития России выступает, в частности, развитие инфраструктуры малого и среднего молодежного бизнеса.

Ключевые слова: развитие предпринимательства, молодежное предпринимательство

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Стабилизация экономики страны является, в том числе, важнейшим условием и для реализации молодежной (студенческой) политики в области предпринимательства. В качестве одной из основных задач современного этапа развития России выступает, в частности, развитие инфраструктуры малого и среднего молодежного бизнеса.

Развитие молодежного (студенческого) предпринимательства в стране целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

‑ первоочередное развитие передовых наукоемких и информационных технологий;

‑ защита прав собственности;

‑ выравнивание условий конкуренции;

‑ улучшение информационного обеспечения молодежного (студенческого) предпринимательства;

‑ реформирование налоговой системы;

‑ постоянный контроль за экологической ситуацией, создание малых молодежных предприятий по внедрению экологически чистых и ресурсосберегающих технологий;

‑ создание условий для получения молодыми предпринимателями необходимого стартового капитала.

Эффективное развитие рыночной экономики в стране во многом определяется ликвидацией «входных барьеров» для молодых предпринимателей.

В молодежной среде нередко можно встретить выразителей новых бизнес-идей. К сожалению, ее представители, стремящиеся найти призвание в предпринимательской деятельности, зачастую либо обладают малым стартовым капиталом для открытия собственного дела, либо не имеют даже первоначальных средств для этого. Поддержка молодежного (студенческого) предпринимательства в стране, таким образом, имеет приоритетное значение для российской экономики.

Можно утверждать, что молодежная (студенческая) предпринимательская инициатива является одним из основных факторов, с помощью которых возможно обеспечить экономическое процветание нашей страны. Чем больше молодых людей захотят и смогут заниматься малым и средним предпринимательством, тем более весомым будет их вклад в экономику страны. Поэтому государственным структурам необходимо всячески помогать молодым предпринимателям на первом этапе их деятельности, а не мешать, как это происходит в настоящее время.

К примеру, развитие молодежного (студенческого) предпринимательства сдерживается непродуманной системой налогообложения, отсутствием льгот и т.п. Следует также отметить, что «большие» банки не горят желанием работать с малым бизнесом, а «малые» банки не имеют финансовых средств для кредитования даже передовых наукоемких молодежных бизнес-проектов.

В настоящее время проблемами, сдерживающими развитие молодежного (студенческого) предпринимательства в стране являются:

‑ отсутствие специальных мер государственной поддержки;

‑ искаженная отраслевая структура малых предприятий;

‑ несовершенная система налогообложения;

‑ отсутствие механизмов финансово-кредитной поддержки и самофинансирования;

‑ административные, чиновничьи барьеры;

‑ отсутствие адресной методической, информационной, юридической, консультативной и учебно-образовательной поддержки.

Нерешенность этих проблем удерживает молодых людей – потенциальных предпринимателей - от реализации собственных возможностей в сфере малого бизнеса. К тому же, ситуация усугубляется и недостаточным уровнем развития малого бизнеса в стране. И как результат - государство не может создать требуемое количество рабочих мест для молодежи и выпускников высших и средних учебных заведений.

Отсюда следует, что развитие малого бизнеса и вовлечение в него молодежи (студентов) требует создания в стране соответствующих благоприятных условий. К примеру, в России разработана Федеральная программа государственной поддержки предпринимательства, в которой предусматривается первоочередное вовлечение молодежи (студенчества) в следующие отрасли:

1) агропромышленный комплекс и переработка сельхозпродукции;

2) малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления;

3) малую строительную индустрию;

4) транспорт;

5) дорожное хозяйство и придорожный сервис;

6) почтово-информационный сервис;

7) инновационную сферу;

8) общественное питание и сферу услуг.

Конечной целью этой программы является решение следующих задач:

1) формирование экономически активного поведения молодежи (студентов) как формы приобщения их к малому предпринимательству;

2) формирование у молодежи (студентов) предпринимательского образа мышления, навыков и мотиваций в отношении малого бизнеса;

3) создание новых и расширение деятельности существующих предприятий малого бизнеса за счет привлечения их к выполнению государственных заказов;

4) создание новых рабочих мест для молодежи;

5) создание инфраструктуры поддержки молодежного (студенческого) малого бизнеса (методическая, образовательная, правовая и др. помощь);

6) формирование корпоративного сознания и повышение культуры молодежного (студенческого) малого бизнеса;

7) установление и расширение международных связей с зарубежными молодежными (студенческими) организациями со схожими задачами, проведение взаимообменов.

Молодежное (студенческое) предпринимательство, как видно из вышеприведенных суждений, должно занимать особое положение в структуре государственной молодежной (студенческой) политики. Однако на самом деле развитию молодежного предпринимательства в России мешают чиновничий произвол и вымогательство, недостаток знаний (из-за отсутствия массовой, общедоступной и постоянно действующей системы молодежных (студенческих) предпринимательских подготовительных структур), несовершенное хозяйственное законодательство, отсутствие источников первоначального капитала.

Изучение трудностей, возникающих на пути развития молодежного предпринимательства, позволит создать условия для оказания квалифицированной методической и практической помощи, в которой молодые предприниматели очень и очень нуждаются (особенно в области юриспруденции, экономики, психологии). Одним из примеров такой поддержки является создание общероссийского Центра молодежного (студенческого) предпринимательства, организатором которого выступает Институт русского предпринимательства (Россия, г. Москва).


Страница обновлена: 17.04.2024 в 08:35:25