Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2003

Социальные аспекты государственного регулирования предпринимательства на современном этапе

Вакуленко Руслан Яковлевич, кандидат экономических наук, доцент, Россия

Логинова И В, кандидат экономических наук, доцент Орловский государственный технический университет, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 24

Аннотация:
(Окончание. Начало в № 2/2003)
Самая главная функция государственного регулирования — создание режима наибольшего благоприятствования для использования потенциала зарождающихся подлинно предпринимательских структур. В основном бизнесом занимаются молодые люди, примерно 87 % из них в возрасте от 20 до 40 лет. Четко выраженной тенденцией возрастной динамики в сфере малого и среднего бизнеса является ускорение процесса омоложения за счет вытеснения лиц старше 40 лет предпринимателями до 30 лет при стабильном удельном весе бизнесменов в возрасте от 30 до 40 лет.
Цитировать публикацию:
Вакуленко Р.Я., Логинова И.В. Социальные аспекты государственного регулирования предпринимательства на современном этапе // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 5. – С. 98-101.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Окончание. Начало в № 2/2003

Самая главная функция государственного регули­рования — создание режима наибольшего благопри­ятствования для использования потенциала зарож­дающихся подлинно предпринимательских структур. В основном бизнесом занимаются молодые люди, примерно 87 % из них в возрасте от 20 до 40 лет. Четко выраженной тенденцией возрастной динамики в сфере малого и среднего бизнеса является ускорение процесса омоложения за счет вытеснения лиц старше 40 лет предпринимателями до 30 лет при стабильном удельном весе бизнесменов в возрасте от 30 до 40 лет.

Уровень образования бизнесменов значительно выше уровня образования трудоспособного насе­ления страны и примерно соответствует уровню высшего управленческого звена государственных предприятий. Численность лиц с высшим образованием, задействованных в  крупном  бизнесе, на 20% выше аналогичного показателя в сфере малого бизнеса и составляет, по данным исследований Российского института малого и среднего бизнеса, 85% от общего числа действующих в стране предпринимателей.

Материалы опроса показывают, что 80% бизне­сменов ранее были работниками умственного труда: из них служащими ‑ 34%, ИТР — 31%, научной и творческой интеллигенцией — 15%. Все эти данные необходимо учитывать при фор­мировании подлинного предпринимательского слоя. Конечно, при государственном регулировании процесса формирования цивилизованных деловых людей целесообразно учитывать не только по­тенциал уже действующих предпринимателей, но и создавать условия для использования деловых качеств тех, кто еще не занимается бизнесом, но обладает  качествами, которые позволяют заниматься реальной предпринимательской деятельностью. 

Государство может эффективно способствовать формированию групп настоящих предпринимателей, выполняя следующие условия:

а) обеспечивая экономическую свободу предпринимательства;

б) создавая четкие, равные правила игры во всем экономическом пространстве России; в) формируя экономический механизм стимулирования предпринимательства при помощи налоговой, кредитной, страховой, амортизационной и других научно обоснованных систем;

г) формируя эффективную систему образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации предпринимателей и т. д.

Важно реализовать еще один важнейший принцип государственного регулирования, который заключается в мотивационной направленности формирования и развития предпринимательства. Механизм государственного регулирования и поддержки должен обеспечивать:

‑ мотивацию инновационной, рисковой деятельности всех предпринимательских структур;

‑ ускоренное формирование эффективных предпринимательских структур в «точках роста» российской экономики в целом и по направлениям ее региональной структуры в частности;

‑ формирование современного предпринимательства прежде всего в сфере производства;

‑ формирование подлинных предпринимателей при помощи системы инновационных центров, технопарков, техноинкубаторов, бизнес-инкубаторов;

‑ формирование и ускорение развития подлинного предпринимательства в приоритетных функциональных комплексах народного хозяйства России: АПК, ТЭК, наукоемком машиностроении, конверсионном секторе ВПК, во всех сферах производственной, социальной и рыночной инфраструктуры;

‑ эффективную структурную перестройку народнохозяйственного комплекса и обеспечение оптимальной специализации производства с ориентацией на выпуск продукции, обладающей конкурентными преимуществами на мировом, российском, региональном и местном рынках;

‑ научное обеспечение современного предпринимательства;

‑ интеграцию поддержки сферы реального и продуктивного бизнеса со стороны государства на уровне федерации, регионов, предпринимательских структур, спонсоров;

‑ инновационное направление инвестиционного процесса во всех формах и структурах предпринимательства.

В современных российских условиях особенно важен мотивационный механизм привлечения инвестиций в предпринимательство. Для этого необходимо задействовать всю систему государственного регулирования: налогообложение, кредитование, амортизационную политику, страхование, систему федеральных и региональных законов, приватизацию, инфраструктуру, финансы коммерческих структур и т.д.

Мотивационный механизм должен стимулировать не просто вложение инвестиций в предпринимательские структуры, а инновационное воспроизводство в этих структурах. Отсюда одной из главных задач государственного регулирования является строгая селективно-стимулирующая направленность вложения инвестиций в наиболее эффективные инновационные программы и проекты.

Немаловажно добиться реализации принципа разделения и интеграции функций государственного регулирования предпринимательства между федеральной, региональной и местной службами. Разделение функций между этими службами определяется тем, каким потребителям и общественным интересам какого уровня служат те или иные формы и структуры предпринимательства.

Если инновационные предпринимательские структуры базируются на высоких технологиях, производстве таких товаров, которые обеспечивают конкурентное преимущество на международном и национальном рынках, важны для жизнеобеспечения населения страны в целом, государственная поддержка предпринимательства осуществляется преимущественно за счет ресурсов федерального уровня.  Регулирование и поддержка предпринимательских структур, от которых зависит экономическое развитие и жизнеобеспечение региона, гарантируется, прежде всего, регионом путем  мобилизации его ресурсов.

Максимальная интеграция федерального, регионального и местного регулирования достигается в тех случаях, когда предпринимательская инфраструктура формируется на базе общих целей и принципов. Результаты ее формирования оцениваются на основе общих критериев, источников федерального (регионального, местного) инвестирования и инвестирования направлений деятельности (в отдельности каждого). Но, тем не менее, всего этого недостаточно для реализации инновационных предпринимательских программ и проектов с целью получения от них в дальнейшем экономического или социального эффекта. Необходимо осуществлять научное обеспечение эффективного функционирования предпринимательских структур: технополисов, технопарков, инновационных центров, техноинкубаторов и т.д.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241