Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2003

Роль бюджета развития РФ в государственном инвестировании

Слипенчук Михаил Викторович, генеральный директор инвестиционной финансовой компании «Метрополь», Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 16

Аннотация:
Для активизации инвестиционных процессов в российской экономике законом «О Федеральном бюджете на 1998 год» был создан Бюджет развития Российской Федерации, формируемый в составе капитальных расходов федерального бюджета и используемый для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.
Цитировать публикацию:
Слипенчук М.В. Роль бюджета развития РФ в государственном инвестировании // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 5. – С. 3-7.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Для активизации инвестиционных процессов в российской экономике законом «О Федеральном бюджете на 1998 год» был создан Бюджет развития Российской Федерации, формируемый в составе капитальных расходов федерального бюджета и используемый для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.

В соответствии со статьей 99 Закона «О Федеральном бюджете на 1998 год» общий объем Бюджета развития (БР) составлял 16 380,4 млн. рублей. При этом основным источником его формирования были:

‑ связанные иностранные кредиты, получаемые под гарантии Правительства Российской Федерации;

‑ инвестиционные кредиты Международного банка реконструкции и развития (12 422,4 млн. рублей);

‑ ассигнования из федерального бюджета (1 200,0 млн. рублей);

‑ другие источники доходов федерального бюджета (включая его доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности) - 2 758,0 млн. рублей.

В конце 1998 года был принят самостоятельный федеральный закон «О Бюджете развития Российской Федерации». В нем были определены правовые и организационные основы формирования и расходования средств федерального бюджета, предназначенных для осуществления на конкурсной основе государственной поддержки инвесторов, финансирующих высокоэффективные инвестиционные проекты либо путем предоставления им государственных гарантий, либо путем непосредственного выделения им средств на условиях возвратности, платности и срочности.

Сегодня можно сказать, что в соответствии с законом средства Бюджета развития формируются за счет следующих источников:

- внутренних и внешних заимствований Российской Федерации на инвестиционные цели;

- части доходов федерального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности;

- доходов федерального бюджета от использования и приватизации объектов федеральной собственности, созданных в результате финансирования инвестиционных проектов за счет средств Бюджета развития;

- доходов федерального бюджета от ранее произведенных бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности;

- отчисления части поступлений в федеральный бюджет от размещения государственных ценных бумаг в доле, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

- 50 процентов сумм превышения фактически поступивших доходов от внешнеэкономической деятельности над доходами от указанной деятельности, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

- других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Денежные средства Бюджета развития аккумулировались на специальных счетах органов Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в учреждениях Центрального банка Российской Федерации. Денежные средства Бюджета развития направлялись на:

- финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе;

- исполнение обязательств Правительства РФ по предоставленным инвесторам государственным гарантиям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Отвлечение временно свободных денежных средств Бюджета развития на финансовые операции, не связанные с реализацией утвержденных инвестиционных проектов, не допускалось. Управление Бюджетом развития выполняло Правительство РФ. По его поручению оперативное управление осуществляли совместно Минэкономики РФ и Минфин РФ (Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. № 378 «Об оперативном управлении Бюджетом развития Российской Федерации»)

Управление БР заключается в выполнении следующих функций:

- проведение анализа, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий за счет средств Бюджета развития;

- обеспечение согласованного финансирования инвестиционных проектов за счет средств инвесторов и средств, выделяемых из федерального бюджета;

- предоставление инвесторам от имени Правительства Российской Федерации государственных гарантий за счет средств Бюджета развития.

Гарантии предоставлялись на конкурсной основе (см. «Порядок предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1470).

Предоставление инвесторам государственных гарантий за счет средств Бюджета развития и выделение им денежных средств на финансирование инвестиционных проектов за счет средств БР осуществляются при:

- более высоком относительно других инвестиционных проектов уровне отдачи в федеральный бюджет на каждый рубль предоставляемых государственных гарантий за счет средств Бюджета развития или выделяемых денежных средств на финансирование инвестиционного проекта за счет средств БР;

- наличии у заемщика собственных денежных средств в размере не менее 20 процентов полного объема финансирования инвестиционного проекта. А по крупным инвестиционным проектам ‑ более 50 миллионов долларов США ‑ не менее 10 процентов указанного объема;

- диверсификации риска государства с частным капиталом (наличие частных соинвесторов и кредиторов, готовых предоставить средства на финансирование инвестиционного проекта совместно с государством, в том числе, наличие у инвестора собственных средств, не покрытых государственной гарантией).

Выделение денежных средств за счет средств Бюджета развития осуществляется:

- путем кредитования отобранных на конкурсах инвестиционных проектов, обеспеченных собственными средствами инвестора и иными источниками финансовых ресурсов в дополнение к бюджетным средствам;

- посредством прямых инвестиций в имущество коммерческих организаций, осуществляющих инвестиционные проекты, при соответствующем увеличении доли государства в уставных капиталах этих организаций.

Контроль за исполнением Бюджета развития в части использования денежных средств и государственных гарантий за счет средств федерального бюджета осуществляется аналогично контролю за исполнением федерального бюджета. Отчет об исполнении Бюджета развития представляется в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации в составе отчета об исполнении федерального бюджета.

В 1999 году общий объем Бюджета развития, предусмотренный ст. 126 Закона РФ «О Федеральном бюджете на 1999 год», был утвержден в объеме 20 775,0 млн. рублей. Источники формирования остались прежними, и соотношение их не изменилось по сравнению с 1998 годом: связанные иностранные кредиты, получаемые под гарантии Правительства Российской Федерации, инвестиционные кредиты Международного банка реконструкции и развития (18 400,0 млн. рублей), ассигнования из федерального бюджета (2 375,0 млн. рублей).

Средства Бюджета развития Российской Федерации на 1999 год направлялись на следующие цели:

- финансирование экспортно-ориентированных, импортозамещающих и других инвестиционных проектов российских организаций - 18400,0 млн. рублей;

- поддержка экспорта высокотехнологичной продукции под заключенные контракты, реализация программ конверсии оборонного производства - 2000,0 млн. рублей;

- формирование уставного капитала Российского банка развития с последующим обязательным направлением в 1999 году этих средств в полном объеме на погашение кредиторской задолженности по высокоэффективным конкурсным инвестиционным проектам - 375,0 млн. рублей;

В марте 1999 года был создан Российский банк развития (РБР) - государственная кредитная организация в форме открытого акционерного общества, осуществляющая кредитование инвестиционных проектов, в том числе из средств Бюджета развития Российской Федерации. РБР стал агентом Правительства Российской Федерации по осуществлению инвестиций, в том числе, за счет средств Бюджета развития Российской Федерации, предоставляемых юридическим лицам на условиях возвратности, платности и срочности.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241