Статья опубликована в журнале «Лидерство и менеджмент»1 / 2014
DOI: 10.18334/lim.1.1.58

От редакции

Спивак Владимир Александрович, профессор кафедры "Управление персоналом",  Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, доктор экономических наук, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 35

Аннотация:
Редакционная статья
Цитировать публикацию:
Спивак В.А. От редакции // Лидерство и менеджмент. – 2014. – Том 1. – № 1. – С. 7-14. – doi: 10.18334/lim.1.1.58

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Уважаемые читатели!

Изменчивость современного мира поражает своей глубиной и темпами. На наших глазах творится история, происходят радикальные изменения в мировой политике и экономике, в мироустройстве, в социальной среде. Все изменения, так или иначе, соотносятся с деятельностью явных и скрытых лидеров: именно с их личностями связываются события мирового и локального масштабов. История делается руками людей, и ее ход осуществляется через людей, находящихся во главе социальных групп, народов, масс.

Практика показывает, что представление К. Маркса о пренебрежительно малом значении личности в истории не находит убедительного подтверждения в целом ряде случаев, а следовательно, не является всеобъемлющим. В политике почти всегда «Мы говорим — партия, подразумеваем…» ее лидера. Совершенно ясно, что исчезновение с арены того или иного лидера часто приводит к исчезновению его партии или, по крайней мере, к изменению ее курса, принципов, степени влияния и т.п. Политические движения, исторические события, история стран и народов как в прошлом, так и в настоящем обычно связываются с именами лидеров, действовавших в то время (Рим во времена Цезаря, Франция во времена Бонапарта). Целые эпохи зачастую определяются именами лидеров того времени, и сейчас всем очевидно, что смена лидеров чревата сменой направления развития и даже общественно-экономической формации. Более того, сейчас модно рассуждать на тему, что изменилось бы в истории России, если бы те или иные события в жизни тех или иных личностей не произошли или произошли бы по-другому. По крайней мере, на обыденном уровне признается, что все происходящее в жизни человека важно для него самого, а происходящее в жизни лидера важно и для его последователей.

В экономике успех (и неудача) той или иной компании также связывается с именем ее лидера. Он может быть председателем совета директоров, генеральным (главным исполнительным) директором, может быть одновременно и хозяином, и директором, но обычно в период своего нахождения у власти именно он персонифицирует организацию в целом, подбирает команду, определяет направления деятельности, ставит цели, определяет стратегию, способы достижения целей, организует достижение целей. Вы скажете: «Но ведь это делают менеджеры!». Да, но менеджеры — это наемные работники, специалисты в области общего управления организацией и его отдельных функций (финансы, производство, коммерция, маркетинг, бухучет, кадры, технология и т.д.), нанимаемые как раз хозяевами компании. По крайней мере, хозяева нанимают CEO, а уже он подбирает себе команду специалистов уровня топ-менеджеров, если хозяева ему делегируют соответствующие полномочия. В подборе менеджеров более низких уровней участвуют и имеют решающее слово менеджеры более высоких уровней. Итак, генеральное направление развития компании и ее персонификация — это скорее воплощение идей ее хозяев, лидеров, а реализация функций управления в указанном лидером направлении осуществляется наемными работниками — менеджерами. В организации лидер определяет менеджерский состав и направление развития, хотя в каждом конкретном случае отношения хозяев и менеджмента строятся по-разному.

Факторами успеха в современном бизнесе, наряду со множеством других, признаются такие: командная работа, высокое качество рабочей силы, лояльность персонала, минимум конфликтов, креативные методы решения проблем, прогрессивная организационная культура, инновационная направленность организации, компетентный менеджмент, владеющий методами влияния и вдохновения людей.

Что же мы видим в науке, какое внимание уделяет отечественная наука феномену лидерства при всей бесспорной значимости деятельности лидеров для существования и развития общества и его отдельных групп, включая организации в бизнесе?

Паспорт научной специальности по политическим наукам вообще не содержит понятие «лидерство».

В экономических науках лидерство рассматривается как одно из направлений исследования менеджмента, причем с такой детализацией: «10.18. Лидерство в организации. Типы и модели лидерства. Диалектика взаимосвязей лидера и последователей. Управление конфликтами. Типы конфликтов в процессах управления организацией, формы и методы их преодоления. Пути и методы предупреждения трудовых конфликтов и их разрешения».

Таким образом, в экономических науках, согласно паспорту научной специальности, лидерство есть одно из направлений менеджмента, и исследоваться в рамках этого направления, в основном, должны проблемы разрешения конфликтов в организациях.

В профессиональном стандарте по виду экономической деятельности «Управление (руководство) организацией» должностное лицо седьмого квалификационного уровня (генеральный директор, директор, управляющий, управляющий директор, исполнительный директор, руководитель организации) должно «проявлять лидерство: проявлять высокий уровень личной эффективности, умений межличностного взаимодействия; создавать условия для постоянных изменений и инноваций в организации; задавать собственным примером высокий уровень требований к добросовестному и честному исполнению своих обязанностей в организации». Согласитесь, довольно скромно и неконкретно о лидерских проявлениях генерального директора.

А как же быть с ключевой ролью лидеров в жизни и деятельности общественных, политических и социально-экономических организаций, которую все признают?

На наш взгляд, решающая роль лидерства как социально-психологического явления заслуживает внимания в соответствии с ее значимостью, специальных исследований, и не только в контексте менеджмента, а как самостоятельная область науки, жизни и деятельности людей, результаты которой играют определяющую роль, в том числе по отношению к менеджменту. Еще раз повторим: качество лидерства является ключевым фактором жизни и деятельности политических, социально-экономических и социально-психологических систем, поэтому заслуживает пристального внимания соответствующих направлений науки и практики. Неправомерно малое внимание в гуманитарных науках феномену лидерства (лидеры в организации — это люди, влияние которых на организацию непропорционально велико) составляет проблему, требующую решения.

Согласно одному из определений менеджмента, принадлежащему П. Друкеру, менеджмент — это достижение целей организации посредством других людей. Действительно, все в организации, начиная с замысла о ее создании, включая ее сущность, успехи, неудачи, длительность жизни, определяется людьми. Изначально цели организации определяет предприниматель и его команда, и они же, повторим, нанимают профессионалов в области управления для обеспечения достижения своих целей. Кроме того, управление людьми, т.е. социальное управление, может быть эффективным, если объекты управления воспринимаются адекватно их природе, их сущности. Ключевое и уникальное в человеке — его личность, его душа, поэтому методы влияния на поведение людей через душу, через личность относятся к категории социально-психологических методов. В менеджменте эти методы рассматриваются как равноправные, наряду с административно-правовыми и экономическими методами управления. Для лидера они являются предпочитаемыми, поскольку лидерство имеет социально-психологический генезис. Итак, лидерство соотносится с преимущественно социально-психологическими методами управления в организациях, которые обеспечивают влияние на трудовое поведение человека через учет его личностных особенностей, особенностей психики, т.е. через наиболее тонкие и высоко ценимые качества человека. Такое влияние требует разработки и применения адекватных социальных и психологических моделей работников и лидеров и специфических исследований в сфере психологии, социологии, социальной психологии, менеджмента и других гуманитарных наук. Это источники методов исследования лидерства.

Хозяйственная организация, бизнес-организация является большой и сложной социально-экономической системой, состоящей из множества взаимосвязанных элементов, возникающей и развивающейся в определенной среде, имеющей фило- и онтогенетические свойства. Поэтому исследование явления лидерства в организациях как явления, имеющего место в системе, требует системного научного подхода.

Единство аспектов организации — экономического и социального, рационального и эмоционального — требует единства управления ими, или, по крайней мере, учета влияния и возможностей, последствий принятия решения в одной сфере для другой.

По всей видимости, объект лидерства как относительно самостоятельной комплексной научной дисциплины — собственно лидерство как системное явление, личности лидеров, а также личности последователей лидера и ситуации, в которых лидеры реализуют свои цели и цели организаций.

Предмет исследований в области лидерства — поведение лидера, качества лидеров и их последователей, процесс принятия решений, отношения между лидерами и последователями, характеристики среды, ситуации.

В социально-экономических системах лидерство обеспечивает реализацию социального управления, формирование задающих рамок организации: миссии, стратегии, целей, видения будущего, принципов. Лидер привносит свое личностное представление о добре и правильности, особенности своей личности в «душу» и деятельность организации.

Лидер определяет организационную культуру, поведение организации, ее образ, имидж и репутацию, персонифицирует организацию. Поэтому правомерным было бы организационную культуру и организационное поведение рассматривать в контексте лидерства, а не менеджмента.

Если говорить о современном российском менеджменте, то превалирует мнение, что менеджеры не вполне компетентны, и это говорится на самом высоком уровне, особенно в том, что относится к социальному управлению. Объектом критики становятся не столько менеджеры-профессионалы внутри организаций, о которых общество не так-то много знает, и многие из которых вполне теоретически и практически состоятельны, а так называемые «эффективные менеджеры», занимающие высшие посты в государстве и экономике, перемещающиеся из кресла в кресло без учета профессиональной подготовки и компетентности в руководимой ими области. Особенно это касается социальной направленности управления в нашем социальном (согласно Конституции) государстве.

Здесь вопросы вызывает наличие такого качества, как владение лидером или менеджером компетенциями в той сфере деятельности, где он работает. Ведь достаточно распространена точка зрения, что достаточно быть так называемым «универсальным менеджером», который должен разбираться в проблемах любой отрасли или области деятельности, куда его поставили «на руководство». Вспомним директора дома культуры тов. Огурцова из кинофильма «Карнавальная ночь». Иногда создается впечатление, что такие «эффективные менеджеры» либо никогда не обучались современному менеджменту, либо обучались для управления в каких-то «не российских» условиях, что они не умеют системно мыслить и принимать обоснованные и убедительные решения. Их эффективность может быть признана с оговоркой «эффективен для себя». Одновременно с этим, и лидеры зачастую не владеют основами менеджмента.

И менеджерам, и лидерам необходимо владение основами познания реальности, проведения анализа происходящего, выявления тенденций, определения проблем, целеполагания, выработки критериев правильности решения, учета социальных факторов и интересов, организации эффективной деятельности и еще многим, что уже наработано и разрабатывается в науке и практике управления. Кстати, в науке «Менеджмент» имеется масса знаний, овладение которыми повысило бы компетентность любого лидера, и таких знаний много в психологии, социологии, социальной психологии, управлении персоналом, организационном поведении, культуре и др. Области пересечения у лидерства и менеджмента обширны, более того, в любом учебнике менеджмента есть раздел, рассматривающий концепции лидерства и практику их применения.

В настоящее время общепринятым можно считать представление, что лидер в организации — индивид, гармонично сочетающий в себе лидерские и менеджерские качества. Как менеджер, лидер организации реализует свои законные полномочия и статусную власть для эффективного решения организационных задач, а как лидер — использует силу личностного влияния на подчиненных. Таким образом, лидер организации имеет больше возможностей эффективно управлять организацией, чем просто менеджер или просто неформальный лидер, не имеющий статусной власти. Лидер в организации — это единство менеджера, реализующего законные полномочия и обладающего компетенциями определять, структурировать, контролировать, принуждать, поощрять, наказывать, и лидера, реализующего личный авторитет и обладающего компетенциями побуждать, увлекать, убеждать, ободрять, мотивировать, объединять [1]. Доказано, что менеджер, обладающий лидерскими качествами и применяющий их на деле, способен получить от подчиненных ему людей гораздо большую отдачу, если сумеет сформировать команду единомышленников и достичь синергетического эффекта, будь то физическая или умственная деятельность.

Для начала, в журнале «Лидерство и менеджмент» (ЛиМ) предполагается развернуть обсуждение ряда наиболее актуальных тем из следующего списка:

1.             Систематизация и согласование понятий лидера и лидерства

2.             Типология организаций и организационного поведения

3.             Типологии лидерства в организациях

4.             Соотношение менеджмента и лидерства в организациях, сочетание лидерского и менеджерского подходов

5.             Лидерство и организационная культура

6.             Компетенции лидеров: профессиональные, навыки системного мышления, этика лидера, эмоциональный и умственный интеллект, навыки командообразования и др.

7.             Факторы и методы влияния лидеров на поведение последователей

8.             Факторы убедительности и авторитетности лидеров

9.             Инструментарий социально-психологического воздействия лидеров

10.         Теории лидерства и практика их применения в России и за рубежом

11.         Процесс влияния лидеров на организацию и поведение соратников

12.         Образы организаций, формируемых лидерами, и их характеристики

13.         Ситуационные факторы поведения лидеров в организации

14.         Изменения в организациях и роль лидерства в их проведении

15.         Процессы формирования и поддержания продуктивной команды

16.         Теория и практика применения методов достижения креативных коллективных результатов и принятия креативных групповых решений

17.         Девиантное и конфликтное групповое и индивидуальное поведение в организациях и его корректировка со стороны лидера

18.         Распознавание типа ролевого поведения членов группы и его корректировка

19.         Специфика лидерства в разных ситуациях, организациях, на разных уровнях управления

20.         Значимость и особенности достижения лидерства в профессии

21.         Распознавание и развитие в организациях лидерских качеств, талантов к руководству.

Список тем для обсуждения может быть изменен с учетом предложений потенциальных авторов и читателей. На этой же основе предполагается сформировать более или менее постоянный состав рубрик.

В заключение приведем такое небесспорное определение лидерства:

Лидерство — форма проявления влияния на поведение людей, основанная на преимущественно социально-психологическом контакте и социально-психологических методах управления в достижении целей организации за счет гармонизации интересов организации и интересов последователей лидера и стремления к достижению синергетического эффекта. В этом контексте менеджмент — форма влияния на поведение людей, основанная преимущественно на административно-правовых и экономических методах управления для достижения целей организации. И лидер, занимающий руководящий пост, и менеджер должны владеть всеми методами управления людьми и уметь подобрать в каждом случае наиболее эффективный метод. Различия заключаются в приоритетах, отдаваемых ими тем или иным методам. Повторим, в идеале руководителем должен быть тот человек, который умело сочетает лидерство и менеджмент в одном лице.

главный редактор журнала «Лидерство и менеджмент»

В.А. Спивак



[1] Организационное поведение. (2004; С. 215-216). СПб: Питер.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241