Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»20 / 2015
DOI: 10.18334/rp.16.20.2012

Эффективность создания совместного предприятия, как инструмента стимулирования развития отечественного предпринимательства на рынке дорожно-строительной техники

Кравцова Лидия Вадимовна, аспирант факультета экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Россия

The efficiency of joint business as an instrument for stimulating domestic entrepreneurship development in the market of road building equipment - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 37

Аннотация:
В настоящее время российский производитель дорожно-строительной техники находится в роли догоняющего по отношению к иностранному, в первую очередь, по причине отсутствия новейших технологий. Рынок сбыта российских предприятий ограничен территорией стран СНГ, что не позволяет вести экстенсивный рост сбыта и снижать себестоимость продукции. В данной статье предложено решение вышеуказанных проблем путем взаимовыгодной кооперации отечественных и иностранных производителей в виде создания совместного предприятия на территории России с целью привлечения иностранных инвестиций и технологий, а также совместной наработки опыта. Результаты проведенного исследования могут быть полезны не только отечественным предприятиям, но и иностранным компаниям (особенно китайским) на российском рынке дорожно-строительной техники.
Цитировать публикацию:
Кравцова Л.В. Эффективность создания совместного предприятия, как инструмента стимулирования развития отечественного предпринимательства на рынке дорожно-строительной техники // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 20. – С. 3553-3558. – doi: 10.18334/rp.16.20.2012

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Введение

В настоящее время российский производитель дорожно-строительной техники находится в роли догоняющего по отношению к иностранному, в первую очередь, в виду отсутствия новейших технологий. 

Одним из важнейших способов развития российского рынка дорожно-строительной техники является выход отечественного производителя на внешний рынок, который приведет к повышению объемов производства. Лучшее импортозамещение – это поддержка экспорта [1]. Для этого продукция должна быть конкурентоспособна, и уровень отечественных технологий должен быть сопоставим с уровнем мировых производителей, достичь который представляется возможным лишь за счет сотрудничества с иностранным производителем.

Увеличение объемов производства также необходимо в целях повышения качества производимой продукции и уменьшения её себестоимости. При работе на массовом конвейере производственный процесс более отлажен, технологичен и является менее затратным. На рисунке 2 представлена схема взаимозависимости объемов производства. К сожалению, выход из подобной ситуации российским производителям найти не удалось.

Таким образом, иностранные производители техники имеют конкурентное преимущество не только в виде технологий, но и по себестоимости производства продукции.

Рисунок 1. Схема развития отечественного производителя

дорожно-строительной техники

Источник: Составлено автором

Рисунок 2. Схема взаимозависимости объемов производства

и возможности выхода на мировой рынок

Источник: Составлено автором

Механизм продажи техники через дилерские сети или дочерние предприятия, конечным выгодоприобретателем которых являются иностранные производители, мешают расти отечественному производству дорожно-строительной техники, занятости, кадровой квалификации, пользовательской культуре, уровню технологичности производства, количеству инновационной продукции, российской экономике в целом.

Тема локализация иностранного производства на территории России является актуальной, поскольку дает следующие положительные эффекты: увеличение объемов продаж у российских производителей комплектующих, увеличение налоговых отчислений, создание новых рабочих мест. Однако локализация иностранного производства никак не способствует развитию и совершенствованию отечественных производителей.  

В последние годы наблюдается рост интереса отечественных предприятий к взаимодействию с зарубежными производителями дорожно-строительной техники. Компании пытаются найти точки взаимного интереса и совместного развития на российском рынке, однако экономическо-политические условия в России для подобного взаимодействия является недостаточным хорошими и стабильными для полноценного сотрудничества с основными ведущими иностранными предприятиями. Многие крупные иностранные компании прекращают инвестиции и сокращают свои расходы на освоение российского рынка. Так, например, многие традиционные участники не приняли участие в ежегодной международной выставке «Строительная техника и технологии», прошедшей в Москве в июне 2015 года (из них: VOLVO Trucks, JCB, Hyundai, Case). 

По результатам проведенного анализа российско-китайских торгово-экономических отношений, были отмечены как позитивные моменты, с одной стороны, выражающиеся в углублении сотрудничества по отдельным направлениям, однако наблюдаются и отрицательные моменты: в настоящее время происходит снижение товарооборота между странами. Тем не менее, делается вывод о том, что китайские производители дорожно-строительной техники являются наиболее перспективными партнерами для создания совместного российско-китайского предприятия.

Развитие отечественных производителей будет выражаться в увеличении объемов производства и доли экспорта России.

Кроме того, зарубежные партнеры привнесут в деятельность российских предприятий прогрессивный опыт управления производством и персоналом, что также позволит повысить квалификацию и опыт рабочих и инженеров. Кроме прочего, это способствует воспитанию нового поколения работников и производителей по всей стране, которые в будущем смогут самостоятельно наладить функционирование перевооруженного и модернизированного производственного предприятия, используя передовые технологии.

Также отмечается, что сотрудничество в форме создания совместного предприятия является взаимовыгодным (подробнее – на рис. 3).

Текущая макроэкономическая нестабильность дает возможность отечественным предприятиям вытеснить зарубежных производителей и занять их долю рынка. Запущенный процесс импортозамещения представляется не барьером, а дополнительным фактором поступательного развития отрасли дорожно-строительной техники. Активные государственные программы поддержки отечественного производителя и стимулирования передачи технологий от ведущих иностранных производителей на базе создания совместных предприятий в России, вместе с готовностью российских производителей учиться и инвестировать в свои предприятия, произведут необходимый экономический эффект. Однако необходимым условием, способствующим привлечению иностранных инвестиций и возможности кооперации, является обеспечение безопасности инвестирования и стабильности законодательной базы.

Рисунок 3. Возможности стратегического сотрудничества

Источник: Составлено автором

Заключение

Кооперация с зарубежными партнерами в виде создания совместных предприятий на территории России будет способствовать увеличению объема производства за счет новых технологий, обновления производственных площадей и повышения квалификации сотрудников, что положительно скажется на конкурентоспособности отечественных производителей не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Таким образом, будет развиваться экспортный сектор экономики страны, а также расширена сама товарная структура экспорта, используя естественную связь совместных предприятий с мировым рынком.

В настоящее время наблюдается рост заинтересованности российских производителей в кооперации с зарубежными. Однако, с введением санкций, прямая кооперация с иностранными партнерами оказалась затруднена, что, однако, не касается сотрудничества с предприятиями Китая.

При наличии стабильной законодательной базы и безопасности иностранных инвестиций в Россию, создание взаимовыгодных совместных предприятий даст тот необходимый стимул для развития отечественного предпринимательства на рынке дорожно-строительной техники.



[1] Директор Института проблем передачи информации РАН Александр Кулешов.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241