Строительство детских деревень как инструмент решения социальных и экономических задач сельских районов

Гареев И.Ф.1, Салахиева Л.Р.1, Юнусов И.И.1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 19 (Октябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гареев И.Ф., Салахиева Л.Р., Юнусов И.И. Строительство детских деревень как инструмент решения социальных и экономических задач сельских районов // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 19. – С. 3351-3358. – doi: 10.18334/rp.16.19.1990.

Аннотация:

В данной статье рассмотрены детские деревни для детей-сирот, построенные на территории Российской Федерации и за рубежом. Предложен план застройки такой деревни в Республике Татарстан и особенности его функционирования. Сформулированная концепция может быть положена в основу комплексного освоения сельских территорий и решения вопроса воспитания детей-сирот. Результаты исследования будут интересны сельским муниципальным образованиям, заинтересованным в решении социальных проблем и обеспечении занятости населения.

Ключевые слова: сельские территории, детские деревни, дети-сироты, социальный объект, строительство на селе



Введение

По статистике, всего лишь 10% выпускников детских домов находят свое место в жизни, остальные 90% связывают свою жизнь с наркотиками, алкоголем, ведут преступный образ жизни. Это связано с проблемой социализации детей, оставшихся на попечении у государства. Попадая в дом ребенка, детский дом или интернат, дети оказываются в специфических условиях, которые и являются причиной данной проблемы (Иванова, 2014b).

Основные факторы, тормозящие процесс социализации воспитанников детских домов:

- изолированность от внешнего мира. Дети живут в замкнутом пространстве, где круг их общения – это такие же дети-сироты, по этой причине они отчуждены от внешней реальности и не знают, как в ней существовать;

- частая перемена окружения ребенка. Совсем маленьким ребенок поступает в дом ребенка, в 4 года его передают в детский дом, затем в интернат, при этом постоянно меняются воспитатели. Каждый раз ему приходится адаптироваться к новым условиям, к новым людям;

- отсутствие личного контакта со взрослым. Ребенок для воспитателя это всего лишь часть группы, поэтому он не имеет с ним тесного контакта, ребенку некому дать совет, оказать поддержку и помощь;

- дети не приучены к труду. Ребенок знает, что его накормят, оденут, обеспечат игрушками, у него просто нет необходимости самому что-то сделать для этого, он по закону не может быть привлечен к какой-то помощи при готовке, уборке и других делах. В итоге дети растут иждивенцами.

Под влиянием всех этих факторов формируется психология ребенка (Калинина, 2014). Вступив в самостоятельную жизнь, дети-сироты просто не знают, как жить в этом «чужом» мире. У них нет примера для подражания, нет цели, нет навыков труда (Иванова, Манойлова, 2014; Майорова, 2014).

Таким образом, можно сделать вывод, что современная система воспитания в государственных детских домах не справляется со своей задачей, поэтому возникает необходимость создания новой модели воспитания и обучения детей-сирот.

Практика строительства детских деревень

Одним из решений данной проблемы может быть строительство детских деревень. Это другая, принципиально отличающаяся от государственных детских домов, приближенная к семейной модель воспитания детей-сирот. Такая модель существует в 134 странах мира более 60 лет. Здесь дети получают возможность иметь семью, а не воспитателей; семейный дом, а не общие комнаты приюта; детство, а не хождение по «ступеням» государственных учреждений; общение с людьми из внешнего мира, а не изоляцию.

Данную модель предложил австрийский педагог Герман Гмайнер в 1949 году. Первую детскую деревню он открыл в австрийском городе Имст для детей, оставшихся без родителей во время Второй мировой войны. Желая помочь этим детям, педагог Герман Гмайнер обратился за помощью к соседям, которые его поддержали и собрали сумму, необходимую для открытия Ассоциации «Детской деревни-SOS» (SOS-Kinderdorf). Данная программа за 66 лет существования удостоилась большого количества наград и премий.

В России первая детская деревня начала свою деятельность в 1996 году в Томилино благодаря инициативе Брусковой Елены Сергеевны. На сегодняшний день такие деревни функционируют в 6 регионах РФ: в Томилино под Москвой, в Пушкине под Санкт-Петербургом, в Пскове, в Кандалакше в Мурманской области, в Вологде и Лаврово в Орловской области, в которых воспитывается более 400 детей. Руководство деревни берет под опеку детей из детских домов, при этом государство не перестает контролировать их.

Деревню располагают вблизи жилых районов, чтобы дети имели возможность контактировать с внешним миром, посещать общеобразовательные учреждения, различные секции, магазины, мероприятия (Лагойда, 2010).

На территории таких деревень находится 10-15 жилых домов; игровые и спортивные площадки; административное здание, где ведут свою деятельность директор, бухгалтер и педагоги.

Большую часть средств на существование детские деревни получают из благотворительных фондов. Каждому дому ежемесячно выдается определенная сумма денег, которую семья тратит по мере необходимости на еду, одежду, различные поездки и т.д.

В каждом жилом доме живут 6-8 детей, SOS-мама, SOS-тетя (няня) и иногда SOS-папа. Родных братьев и сестер стараются не разделять и заселяют в одном доме. На первом этаже, как правило, находится кухня, санузел и комната для совместного пребывания семьи; на втором - спальные для мальчиков и девочек, родительская комната, санузел и душ. В семье нет строгого распорядка дня. Дети вместе с sos-мамой готовят еду, ходят за продуктами, убираются и занимаются домашними делами (Иванова, 2014a). Они имеют возможность приглашать в гости друзей из школ или других домов. То есть обстановка в доме максимально приближена к семейной (Яковенко, 2012).

SOS-мамы, SOS-тети и SOS-папы отбираются из большого числа претендентов. Это должны быть люди с сильным характером, готовые полностью посвятить себя сиротам. Они должны стать семьей для этих детей, а не просто воспитателем, поэтому в течении 2-ух лет они проходят подготовку. Штат деревни составляет примерно 35 человек, для сравнения, в детском доме с таким же количеством воспитанников работают около 100 человек.

Концепция застройки детских деревень

Руководствуясь успешным зарубежным и отечественным опытом, актуально создание подобного комплекса в Республике Татарстан ввиду того, что 40% выпускников детских домов становятся преступниками, 30% - алкоголиками и наркоманами, 10% заканчивают жизнь самоубийством. При строительстве и эксплуатации такого комплекса в Республике Татарстан должны соблюдаться градостроительные, санитарно-технические и другие нормы, действующие в Российской Федерации.

Критерии, которым должна удовлетворять детская деревня:

- расположение в рекреационной зоне (близость лесопарковой зоны, отдаленность от промышленных зон);

- близость к жилой зоне, имеющей в своей инфраструктуре детские сады и школы (чтобы обеспечить детям-сиротам социализацию в общеобразовательных учреждениях) (Киселева, Соловьев, 2014);

- максимальное привлечение средств внебюджетных источников;

- соответствие документации всем предъявляемым к ним нормам и требованиям;

- наличие на территории деревни медицинского учреждения (проведение диспансеризации, регулярных медицинских осмотров и оказание первой медицинской помощи детям за счет средств соответствующего бюджета);

- поддержание чистоты и порядка территории (организация субботников, своевременный вывоз мусора);

- транспортная доступность (наличие автомобильной дороги, доступность общественного транспорта);

- организация досуга воспитанников (наличие игровых и спортивных площадок, различных секций и библиотеки);

- организация труда (наличие теплиц, огородов);

- поддержание здорового психологического климата (размещение в домах детей со схожими интересами, психологией, религией).

Для придания архитектурно-планировочной привлекательности, для удобства проживания детская деревня в Республике Татарстан будет разделена на следующие функциональные зоны:

- жилая зона (дома для проживания с прилегающим земельным участком для ведения садовых работ);

- административная зона (здание, в котором ведет свою деятельность административно-управленческий персонал, медицинские работники);

- культурно-досуговая зона (библиотека, различные секции, спортивные и игровые площадки);

- лесопарковая зона;

- пешеходная зона.

Важную роль в формировании конечного облика деревни играет озеленение и благоустройство всей территории.

Рекомендации по устройству детской деревни

При планировке и строительстве зданий на территории детской деревни необходимо подведение всех основных инженерных систем к каждому зданию комплекса: система горячего и холодного водоснабжения, система газоснабжения и отопления, электричество. По возможности должен быть организован собственный источник водоснабжения и отопления.

К материалам, используемым при строительстве и отделке, никаких особых требований не предъявляется, но несущие конструкции должны иметь длительный срок службы. Необходимо уделить особое внимание теплоизоляции, чтобы в ходе эксплуатации обеспечить комфортное проживание детям и минимизировать расходы на отопление.

Все жилые дома рекомендуется выполнить типовыми, и для обеспечения комфортного проживания большой семьи они должны быть не менее, чем двухэтажными. Чтобы создать уют и домашнюю атмосферу в них, стены должны быть оклеены обоями, потолки окрашены водоэмульсионной краской (возможно применение навесных или натяжных потолков). Каждый дом необходимо обеспечить всей необходимой мебелью и бытовыми приборами. Это должны быть дома, готовые для проживания большой семьи. Для каждой SOS-семьи необходимо выделение участка земли на придомовой территории, достаточного для ведения садовой и сельскохозяйственной деятельности (Савенкова, 2014).

Административное и культурно-досуговое здания также сдаются готовыми к эксплуатации и оснащенными всем необходимым инвентарем.

Вся территория комплекса должна быть огорожена и охраняема, чтобы посторонние не имели свободного доступа в деревню. От входа до каждого здания будут проложены освещенные асфальтированные дорожки.

Дальнейшая жизнь выпускников детской деревни

Детская деревня дает возможность для проживания детям-сиротам, не достигшим 18 лет. Затем государство должно обеспечить выпускников собственным жильем. Возможность посещения деревни и общения со своей SOS-семьей остается, в любое время ребенок сможет вернуться в «родное гнездо».

После ухода из деревни, как и после детского дома и приюта, совершеннолетние сироты сталкиваются с различными трудностями, одна из которых трудоустройство. Проект, предложенный главой Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан Т.М. Абдуллиным, направленный не только на обеспечение сирот жильем, но и работой, является одним из направлений решения проблемы. Эта программа также призвана обеспечить рабочей силой сельхозпредприятия.

Суть проекта: сироте предоставляется индивидуальный дом с баней, с помещением для сельхозинвентаря и помещением для ухода за животными на территории сельской местности, при этом сельхозпредприятие должно взять на себя функцию опекуна и на основании трудового договора обеспечить его работой. Ежемесячный платеж за жилье будет составлять 500 рублей. Впервые этот проект был реализован в Набережных Челнах. На сегодняшний день для сирот открыто 166 вакансий в сельской местности. Для приученных к труду выпускников детской деревни этот проект дает возможность быстрого трудоустройства.

Заключение

Детская деревня является уникальным проектом для Республики Татарстан. Как показывает российская и зарубежная практика, выпускники таких заведений сильно отличаются от выпускников обычных детских домов: они более приспособлены к труду и жизни в целом, менее замкнуты и враждебны к окружающему миру. Это говорит о том, что данная система воспитания детей-сирот является более эффективной, гуманной и перспективной. Более того, в результате данной формы воспитания Республика Татарстан получит дополнительный приток недостающей рабочей силы, особенно в сельскохозяйственной деятельности.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:27:51