Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Журкина Т.А.1, Коротеев В.П.1
1 Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 18 (Сентябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Журкина Т.А., Коротеев В.П. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 18. – С. 3023-3028. – doi: 10.18334/rp.16.18.1948.

Аннотация:

Стабильно высокая прибыль – результат грамотного управления и слаженной деятельности всех подразделений предприятия. Устойчивое получение прибыли невозможно без детального анализа составляющих производственного потенциала предприятия, выявления результатов роста производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости. Увеличение разрыва между ценой и себестоимостью реализованной продукции способствует росту прибыли и повышению уровня рентабельности. В современных кризисных условиях важно оперативно управлять прибылью предприятия, стараясь как минимум получать запланированную прибыль.

Ключевые слова: рост прибыли, повышение уровня рентабельности, факторы роста прибыли, резервы роста прибыли, мероприятия по освоению выявленных резервов

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Рост прибыли – это заслуга грамотного управления, слаженной хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. Устойчивое получение прибыли невозможно без оптимизации производственной деятельности предприятия, причем немаловажную роль играют внешние объективные и субъективные факторы, влияние которых не всегда удается спланировать и на основе этого минимизировать (Читая, 2006). Только стабильно высокая прибыль предприятий различных форм собственности и специализации позволяет своевременно пополнять доходную часть государственного бюджета по средствам налоговых изъятий, что способствует финансированию различных социальных программ и, как следствие, росту деловой активности государства.

Прибыль без сомнения играет важную роль в деятельности каждого предприятия, так как с ее ростом расширяются финансовые возможности для расширенного воспроизводства, увеличения оборотных средств и внутрихозяйственных фондов накопления. Прибыль – основной показатель качества работы предприятия, ее роста можно добиться путем расширения производства и повышения качества реализованной продукции, при оптимизации процесса, основанного на экономии затрат на производство продукции.

В процессе анализа прибыли и уровня рентабельности предприятия необходимо детально анализировать производственный потенциал предприятия с целью выявления возможности лучшего использования его компонентов, выявления возможности сокращения объема используемых производственных ресурсов при неизменном объеме производства. При этом особое внимание необходимо уделить рассмотрению факторов, влияющих на сумму выручки и прибыли, определению резервов роста производства и реализации продукции, снижению ее себестоимости (Зубарева, 2015).

Резервы увеличения прибыли определяют по следующим источникам ее поступления: за счет увеличения объема реализованной продукции, снижения ее себестоимости, улучшения качества реализованной продукции и сроков ее реализации, улучшения структуры реализованной продукции, снижения себестоимости реализационных услуг, вспомогательных и обслуживающих производств [1].

Нами проведен анализ финансовых результатов предприятия на примере ООО «Агротех-Гарант Березовский» Рамонского района Воронежской области. Данное предприятие является крупным предприятием Рамонского района Воронежской области, специализация его зерно-свекловичная, анализируемое предприятие ведет свою деятельность неинтенсивно. Уровень рентабельности производственной деятельности в 2014 году составил 28,4%, что несколько выше, чем в 2013 году. ООО «Агротех-Гарант Березовский» – платежеспособное предприятие, имеет устойчивое финансовое положение.

План по прибыли от продаж в 2014 на анализируемом предприятии выполнен, причем чистой прибыли получено больше, чем запланировано, на 3094 тыс. руб., следует отметить, что в сравнении с прошлым годом чистая прибыль повысилась на 2043 тыс. руб.

В анализируемом предприятии имеется резерв для увеличения продаж зерна за счет реализации сверхнормативного остатка зерна и подсолнечника в количестве 273 ц и 1937 ц соответственно. Сделанные нами выводы основываются на анализе материального баланса, причем рассматриваются все культуры и виды продукции, производимые на предприятии [2].

Наши расчеты показали, что по зерну и подсолнечнику план по выручке от реализации не выполнен (за счет уменьшения количества реализованной продукции и снижения цены реализации) на 1,3 млн руб. и 8,7 млн руб. соответственно. Отрицательные от­клонения не только указывают на потери, но и говорят о наличии резервов увеличения выручки за счет цен, количества товарной продукции в натуре и по сумме увеличения товарности. Так, по­тери выручки за счет снижения фактической цены реализации против плана по нашим расчетам составили 618 тыс. руб. (по зерну) и 7 млн руб. по подсолнечнику, за счет уменьшения количества реализованной продукции анализируемое предприятие потеряло 664 тыс. руб. по зерну и 1,6 млн руб. по подсолнечнику. Отрицательное отклонение за счет цен является резервом увеличения выручки. По сахарной свекле рост выручки относительно плана составил 5,5 млн руб., в том числе за счет роста цен 1,5 млн руб. и за счет увеличения количества реализованной продукции 4 млн руб.

Согласно нашим расчетам, можно сделать вывод, что по всем товарным культурам имеются значительные резервы роста выручки за счет увеличения объемов производства данных видов культур. Этот резерв выручки составил 11,5 млн руб., в том числе 3,2 млн руб. по зерну, 5,5 млн руб. по сахарной свекле, 2,9 млн руб. по подсолнечнику.

За счет совместного влияния трех факторов (увеличения количества реализованной продукции, снижения внутрихозяйственного потребления и роста цены до запланированного уровня) в анализируемом сельхозпредприятии нами подсчитан резерв увеличения выручки в сумме 23,9 млн руб., причем 13 млн руб. по подсолнечнику.

Проведенные расчеты свидетельствуют о выполнении плана получения прибыли по подсолнечнику, хотя и наблюдалось отрицательное влияние цены и количества реализованной продукции. По зерновым план был не выполнен на 443 тыс. руб., а по сахарной свекле – на 1,2 млн руб. По зерну недовыполнение плана произошло за счет уменьшения количества реализованной продукции и снижения цены реализации, а снижение себестоимости относительно плана повысило прибыль на 317 тыс. руб. По сахарной свекле невыполнение плана по реализации связано с резким ростом себестоимости 1 ц продукции.

В анализируемом предприятии имеются значительные резервы роста прибыли – 17,8 млн руб., причем он сформирован за счет резерва увеличения прибыли по зерну, сахарной свекле и подсолнечнику на 5,2 млн руб., 5,3 млн руб. и 7,3 млн руб. соответственно.

Проведенные нами расчеты показали, что уровень рентабельности отрасли растениеводства в 2014 году составил 46,1%, что на 30,8 процентных пунктов выше плана, хотя уровень рентабельности зерна ниже запланированного на 0,6 процентных пункта.

С целью освоения выявленных резервов роста прибыли и повышения уровня рентабельности анализируемому предприятию необходимо стремиться к лучшему ведению производственной деятельности. Основными путями достижения этой цели могут быть: рост объемов реализации продукции по средствам роста количества произведенной продукции, снижения себестоимости реализованной продукции на основе комплексной и грамотно продуманной экономии затрат, при этом важно совершенствовать процесс производства продукции с целью повышения ее качества, расширения ее ассортимента в соответствии с требованиями рынка. Оптимизация сроков реализации позволит реализовывать продукцию по более высоким ценам, особенно это актуально для сезонной продукции. При этом необходимо сопоставить затраты на хранение продукции, ее транспортировку с приростом прибыли в результате ее реализации в оптимальные сроки [3].

Отделу продаж следует обратить внимание на максимальное удовлетворение потребностей покупателей, необходимо сформировать систему скидок для постоянных и оптовых покупателей. Управленцам-маркетологам необходимо рассчитать емкость рынка, что позволит снизить риск выпуска излишнего объема продукции, затоваривания склада, роста затрат на хранение готовой продукции и, как следствие, роста производственного цикла. Необходимо внимательно подходить к процессу реализации продукции и выбору покупателей. Тщательный и оперативный анализ платежеспособности покупателей позволит вовремя выявить возможные сложности с оплатой поставленной продукции, что в свою очередь может повлечь снижение финансовой устойчивости предприятия. В современных кризисных условиях мы рекомендуем реализовывать продукцию на условиях предоплаты.

С целью повышения объема проданной продукции на основе освоения новых рынков анализируемому предприятию рекомендуется применять рекламу и расширение дилерской сети. Проведения презентаций новой продукции, различного рода тематических праздников позволит предприятию найти более выгодных партнеров и охватить большую покупательскую аудиторию (Чаплыгин, 2014).

Увеличение разрыва между себестоимостью и ценой реализованной продукции, как известно, способствует росту прибыли и повышению уровня рентабельности. Снижение себестоимости является важной задачей предприятия. Своевременный тщательный анализ структуры затрат на производство продукции позволит оперативно отслеживать ее изменения, например, регулировать факторы, повлекшие рост трудоемкости продукции снижение ее качества.

Заключение

В современных рыночных условиях важно оперативно управлять прибылью предприятия, стараясь получить как минимум запланированную прибыль. Особое внимание необходимо уделять оптимизации распределения прибыли с точки зрения эффективности предпринимательской деятельности. Следует отметить, что предприятие должно сфокусировать свою производственную деятельность на реализации другой, не менее важной цели – обеспечении ликвидности и платежеспособности предприятия, что возможно на основе оперативного отслеживания рыночной ситуации, финансового положения покупателей и условий реализации продукции.

[1] Сурков, И.М. (2011). Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций. Воронеж: Воронежский ГАУ.

[2] Сурков, И.М. (2012). Экономический анализ деятельности сельскохозяйственных организаций (С. 32, 103-142). М.: КолосС.

[3] Сурков, И.М. (2008). Управленческий анализ в сельскохозяйственных предприятиях (С. 59-66). Воронеж.


Страница обновлена: 29.03.2024 в 05:27:01