Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»16 / 2015
DOI: 10.18334/rp.16.16.620

Эффективность рынка электроэнергетики как фактор экономического развития России

Макаров Иван Николаевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов, Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия

Макаров Олег Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов, Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия

The effectiveness of electricity market as a factor of economic development of Russia - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 31

Аннотация:
Авторами рассмотрена историческая роль и значение электроэнергетики, а также динамика развития энергетической отрасли. В статье проведен анализ причин, приведших энергетическую отрасль к современному состоянию. В качестве основных проблем выделены высокий уровень износа генерирующих мощностей и, во многом, использование устаревших технологий генерации энергии. Однако основной проблемой энергетики страны с точки зрения ее народнохозяйственного значения является необходимость привлечения значительного объема инвестиций с целью развития генерирующих мощностей до уровня, позволяющего эффективно обеспечивать энергетические потребности инновационного экономического роста России.На основании проведенного анализа делается вывод о необходимости строить энергетическую политику страны, ориентированную, главным образом, на развитие генерирующих мощностей и сетевой энергетической инфраструктуры посредством привлечения частных инвестиций, с целью исключения возможных инфраструктурных ограничений социально-экономическому развитию регионов страны. 
Цитировать публикацию:
Макаров И.Н., Макаров О.А. Эффективность рынка электроэнергетики как фактор экономического развития России // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 16. – С. 2651-2662. – doi: 10.18334/rp.16.16.620

Введение

Электроэнергетический сектор России - один из проблемных секторов промышленности, транспорта и сельского хозяйства страны. Его проблемы создают проблемы для развития экономики России в целом. Развитие электроэнергетики в России является стратегически важным направлением, а актуальность развития данной отрасли бесспорна (Кудрин, 2010; Сердюков, 2010; Шевелева, 2008; Шлычков, 2010; Aizenberg, 2014; Hammons, 2006; Korppoo, Luukkanen, Vehmas, Kinnunen, 2008; Marchenko, Solomin, 2004; Palamarchuk, Podkovalnikov, Voropai, 2001; Vasileva, Viljainen, Sulamaa, Kuleshov, 2015; Xie, Shang, Yang, Yi, 2014; Zeigarnik, 2006).

Широко известно, что общая и удельная электроэнерговооруженность определяют производительность труда и уровень развития страны, ибо электроэнергетика является стержнем всех видов человеческой деятельности. Необходимо учитывать, что поскольку «конкурентоспособность любого объекта представляет собой сложный многоаспектный показатель, который характеризуется совокупностью критериев, отражающих уровень выполнения своих функций на конкурентном рынке (Каширина, Рыбина, 2015; Goncharova, Rybina, 2014)», электроэнергетика во многом определяет конкурентоспособность и скорость роста экономики любой страны, в том числе и российской, значительную долю которой составляют энергоёмкие отрасли.

В настоящее время Россия производит электроэнергии в 5 раз меньше, чем Китай, и в 4 раза меньше, чем США, не достигая уровня производства электроэнергии советского времени (1990 год).

Причина такого положения в том числе заключается в «низком КПД» отрасли, то есть в высоких непроизводственных расходах.

Общая структура расходов в конечной цене электроэнергии складывается из следующих составляющих:

-                   производство топлива (работа угольных разрезов и шахт в более 70%);

-                   электротехническая промышленность (производство и ремонт турбин, электрогенераторов и др.);

-                   работа электростанций;

-                   распределительная система РАО ЕС (в основном, доход акционеров).

Доля последнего пункта составляет 5/6 цены, то есть производственные затраты - это менее, чем 17% стоимости электроэнергии для потребителя. При таком распределении на рост отрасли остаются относительно незначительные средства. При подобном продолжении «развития» отрасли Россия не сможет обеспечить конкурентоспособное развитие промышленности в общем.

Электроэнергетический комплекс ЕЭС России в настоящее время составляют порядка 700 генерирующих станций, каждая мощностью свыше 5 МВт. Общая установленная мощность электростанций энергетического комплекса страны на конец 2012 года составляла 223 070,83 МВт. Увеличение установленной мощности электростанций ЕЭС России за счет вводов нового, а также модернизации действующего генерирующего оборудования электростанций составило 6 460,5 МВт. Ввод новой мощности в 2012 году на электростанциях ЕЭС России с учетом электростанций промышленных предприятий составил 6 134,31 МВт. Выведено из эксплуатации 1 911,37 МВт неэффективного и устаревшего генерирующего оборудования. Ежегодно все станции вырабатывают около одного триллиона кВт∙ч электроэнергии. В 2012 году электростанции ЕЭС России выработали 1 053,4 млрд. кВт•ч (на 1,23% больше, чем в 2011 году). Сетевое хозяйство ЕЭС России насчитывает более 10 700 линий электропередачи класса напряжения 110 – 1150 кВ. [1]

В 2014 году установленные мощности электростанций по ЕЭС России росли в основном за счет вводов ТЭС по ДПМ (65% от всех вводов), остальной прирост обеспечили вводы блока АЭС (1 ГВт) и двух блоков ГЭС (в сумме - 1,5 ГВт). В 2014 году прирост мощностей в ЕЭС России составил 6 ГВт (+3% к 2013 году), с 2008 по 2014 год - 21,8 ГВт (+10,4%). Всего по России мощности выросли с 2008 по 2014 год на 23 ГВт. Износ основных фондов в электроэнергетике не превышает средний показатель по всем отраслям экономики. В 2013 году износ составил 34% по производству ЭЭ, 43% по передаче и 35% по распределению, но наблюдается тенденция к росту по всем направлениям.

Во многих странах, в том числе в России, два последних десятилетия ознаменовались начавшимися процессами реструктуризации рынка электроэнергетики. Реформирование электроэнергетики в России проходило дважды: первый раз – после распада Советского Союза, второй берет начало с 2001 года.

В советский период развитие электроэнергетической отрасли происходило высокими темпами, но с развалом СССР наступила пора спада производства электроэнергии. Из таблицы 1 следует, что спад производства начинается сразу с 1991 года и далее только наращивает темпы.

Таблица 1

Динамика производства электроэнергии в России в период 1970-2000 гг. [2]

Год

Производство электроэнергии, млрд кВтч

Абсолютное отклонение к предыдущему периоду, млрд кВтч

Относительное отклонение к предыдущему периоду, %

1970

470

-

-

1980

805

335

71,28

1990

1082

277

34,41

1991

1068

-14

-1,29

1992

1008

-60

-5,62

1993

957

-51

-5,06

1994

876

-81

-8,46

1995

860

-16

-1,83

1996

830

-30

-3,49

1997

824

-6

-0,72

1998

820

-4

-0,49

1999

844

24

2,93

2000

870

26

3,08

Наибольшее сокращение наблюдается в 1994 году. С 1997 года ситуация с выработкой электроэнергии постепенно выравнивается и с 1999 года начинается увеличение производства электроэнергии.

Второй этап реформ начался в период роста производства электроэнергии. Основной целью проведения реформы в электроэнергетике было обеспечение надежного и бесперебойного электроэнергоснабжения потребителей, стимулирование притока инвестиций в электроэнергетику и, как следствие этого, повышение эффективности предприятий в отрасли и обеспечение общего ее развития (более подробно цели и задачи определены в постановлении Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации»). Достичь поставленных целей предполагалось путем создания конкурентоспособных оптовых и розничных рынков путем отделения конкурентной части рынка (производство электроэнергии и розничная торговля) от регулируемых монополией операций (передача и распределение электроэнергии).

29 мая 2003 года РАО ЕЭС приняла концептуальную стратегию на период с 2003 по 2008 год, которая стала известна, как «5+5 стратегия». В ней были изложены процедуры реструктуризации РАО ЕЭС, определены основные принципы и процессы реструктуризации электроэнергетического сектора. В июне 2003 года Правительство установило собственный план действий по реструктуризации рассматриваемого рынка на период с 2003 по 2005 гг. Таким образом, параллельные корпоративные и государственные процессы были приведены в движение, дополняя друг друга, действуя независимо.

В 2001 году, как уже говорилось ранее, Правительство Российской Федерации приняло основное распоряжение касаемо реструктуризации энергетического рынка в РФ. В документе содержится программа мероприятий, определяющих концепцию реформы в электроэнергетической отрасли в России. В 2003 году Государственная Дума приняла пакет документов касаемо реформы: ФЗ «Об электроэнергетике», «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период» и изменения к существующим ФЗ. Данные законодательные акты заложили основу нового рынка электроэнергетики и правового регулирования функционирования в новых рыночных условиях.

До реформы правовое регулирования рынка электроэнергии (мощности) состояло из закона о регулировании цен в данной сфере и нескольких подчиняющихся ему нормативно-правовых актов. В условиях жесткого регулирования со стороны государства этого было достаточно. Реформа привела к усложнению в законодательстве и к увеличению регулирующих органов. В настоящий момент существует около сотни подзаконных актов, которые относятся к данной сфере регулирования. Основными из них являются: документ, содержащий основы регулирования оптового рынка электроэнергии (мощности), принятый постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года и Постановление правительства № 530 от 31 августа 2006 года «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии». Эти два основных законодательных акта регулируют оптовый и розничный рынки электроэнергии.

Также глобальные изменения произошли и в контрактном регулировании сделок купли/продажи на рынке электроэнергии (мощности). Новая система контрактов, основанная на общих положениях гражданского законодательства и специальных положениях законодательства о рынке электроэнергии, стала развиваться в ходе реформирования. Сложность контрактного регулирования продиктована тем, что сам рынок и структура его участников усложнились, появились субъекты технологической и коммерческой структур рынка. Наиболее сложное правовое регулирование на оптовом рынке электроэнергии (мощности), что связано с наличием на нем множества участников, регуляторов, секторов и подразделений рынка (подробнее структура ОРЭМ будет описана далее). Также на ОРЭМ большую роль играют правила и указы НКО «Совет рынка», в состав которой входят все участники оптового рынка.

На данный момент рынок электроэнергетики в России состоит из двух – оптового и розничного рынков энергии и мощности. Больший интерес представляет ОРЭМ, так как, хотя и на розничном рынке происходит либерализация цен, но данный процесс скорее производный от процесса либерализации оптового рынка, чем самостоятельный, так как нерегулируемые цены лишь отражают стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке в рамках предельного уровня нерегулируемых цен, который определяется на основании ежемесячно публикуемых АТС данных о средней стоимости единицы электроэнергии, сложившейся на оптовом рынке, плюс государственный тарифы на транспортировку, сбытовую надбавку и надбавки за услуги АТС и РАО ЕЭС.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 529 (ред. от 27.06.2013 года) были введены новые правила функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности). Согласно данному постановлению, на рынке была введена система регулируемых договоров между продавцами и покупателями. Система носила такое название потому, что цены на электроэнергию в рамках такого рода договоров регулировались Федеральной службой по тарифам.

Изначально регулируемые договора заключались на полный объем производства и потребления электроэнергетики. Но так как одной из целей реформы рынка была либерализация цен, то постепенно объемы электрической энергии, продаваемой по регулируемым ценам, снижались.

Таким образом, к началу 2011 года вся электроэнергия в полном объеме должна была поставляться по нерегулируемым ценам, но это решение было пересмотрено. На данный момент договоры по регулируемым ценам заключаются только в отношении электроэнергии и мощности, поставляемых населению, приравненным к населению группам потребителей, а также гарантирующим поставщикам, контролируемым МРСК Северного Кавказа. При этом важным условием является то, чтобы для производителя общий объем энергии, реализованной по регулируемым договорам, не превышал 35% от всего проданного объема [3].

В независимости от регулирования и законотворчества постепенно объемы производства электроэнергии увеличивались и к 2007 году достигли 1 трлн кВтч, что отражено в таблице 2. Далее следовало постепенное планомерное увеличение объемов производства с незначительными спадами в 2010 и 2013 гг. Незначительное сокращение 2010 года можно объяснить отголосками кризиса 2008 года.

На 1 июля 2015 года уже произведено 534,6 млрд кВтч, что больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, но меньше аналогичного периода 2013 года.

В 2007 году, в год начала масштабных реформ в электроэнергетике, планировалось, что темпы роста потребления электроэнергии в России будут составлять от 4,1 до 5,2% в среднем в год до 2020 года. Это потребовало бы ввода 33,2 ГВт новой мощности только в период до 2010 года (включительно) и совокупных инвестиций порядка 3 трлн руб. (в базовом сценарии). Однако по итогам 2014 года производство электроэнергии в России составило 1059 млрд. кВт∙ч (по данным сайта http://www.minenergo.gov.ru/ производство электроэнергии в России составило 1056,7 млрд кВт∙ч), что близко к значению показателя 2013 года, а с 2006 по 2014 год среднегодовой темп роста производства электроэнергии составил 1,2% (по данным Росстата). Как отмечается в ряде исследований, прогнозы в Генсхеме строились на основе высоких темпов роста потребления электроэнергии, фактически наблюдаемых в 2006 году; ставки также были сделаны на ожидание высоких темпов экономического роста и существенный прирост потребности в электроэнергии в бытовом секторе. Реформаторы также руководствовались необходимостью привлечения инвесторов, что было проще сделать, пообещав значительные перспективы развития российской энергетики. Несмотря на то, что в период 2000–2012 годов (за исключением 2009 года) в России действительно наблюдались довольно высокие темпы экономического роста от 3 до 8%, этого все же было недостаточно для достижения запланированного прироста потребления электроэнергии. Для того чтобы добиться таких темпов роста, с каждым дополнительным процентным пунктом ВВП должен был бы происходить рост потребления электроэнергии на 0,5–1%; фактически же долгосрочная эластичность спроса на электроэнергию по ВВП за рассматриваемый период составляла примерно 0,3–0,35. Действительно, по итогам 2014 года видно, что прогнозы были завышены. Фактический рост производства электроэнергии в рассматриваемый период происходил на фоне замедляющихся темпов роста экономики и промышленного производства, а также стабильной численности населения. Данные факторы и объясняют достаточно скромные темпы роста производства электроэнергии. [4]

В августе 2011 года пресс-служба Минэнерго РФ заявила, что модернизация российской энергетической отрасли требует инвестиций в объеме не менее 11,1 триллиона рублей в ближайшее десятилетие.

«На выполнение программы модернизации потребуется 11,1 триллиона рублей. Источниками финансирования программы являются, прежде всего, кредитование по льготным ставкам (не более 8%) в государственных банках на возвратной основе, запуск механизмов оптового рынка мощности с использованием конкурсных процедур, средства от приватизации государственных пакетов в генерирующих и электросетевых компаниях», - таким образом, электроэнергетика превращена в спекулятивную систему типа биржи, что естественным образом закрепило власть спекулянтов над производителями, делая их бесправными заложниками системы и не давая никаких шансов на развитие, а потребителя поставила перед фактом высочайших цен на электроэнергию, диктуемых перекупщиками. [5]

Таблица 2

Динамика производства электроэнергии в России в период 2001-2014 гг. [6]

Год

Производство электроэнергии, млрд кВтч

Абсолютное отклонение к предыдущему периоду, млрд кВтч

Относительное отклонение к предыдущему периоду, %

2001

887

17

1,95

2002

888

1

0,11

2003

915

27

3,04

2004

930

15

1,64

2005

952

22

2,37

2006

974

22

2,31

2007

1000

26

2,67

2008

1018

18

1,80

2009

1040

22

2,16

2010

1037

-3

-0,29

2011

1053

16

1,54

2012

1054

1

0,09

2013

1045

-9

-0,85

2014

1056,7

11,7

1,12

Таким образом, для привлечения масштабных инвестиций в электроэнергетику России, особенно в условиях растущего спроса на инвестиции, увеличивающейся конкуренции за их получение между различными странами и компаниями, обострившегося мирового кризиса ликвидности, необходимо повышать инвестиционную привлекательность отрасли.

Заключение

К созданию условий для инвестирования в электроэнергетику необходимо подходить комплексно.

Условия для инвестирования в электроэнергетику России должны не только привлекать инвесторов в отрасль, но и поощрять электроэнергетические компании вкладывать средства в инвестиционные проекты - нужны дополнительные гарантии выполнения инвестиционной программы электроэнергетики новыми собственниками, в первую очередь, при переходе к целевой модели рынка.

Чтобы генерирующие компании смогли реализовать инвестиционную программу отрасли и не ухудшить свои финансовые показатели, необходимы действенные меры, сдерживающие увеличение стоимости сооружения новых генерирующих мощностей, включая активизацию антимонопольной работы на рынке энергомашиностроительной продукции, разработку программы поддержки развития отечественного машиностроения. Нужны дополнительные меры со стороны государства для генерирующих компаний и по смягчению последствий такого удорожания, касающиеся, например, снижения или отмены ввозных пошлин на оборудование, предоставления льгот по налогу на имущество, развития рынка для распределения дополнительных издержек между производителями и потребителями.

Управление инвестиционной привлекательностью предприятий отрасли необходимо осуществлять нам федеральном, региональном и местном уровнях. Это предполагает целенаправленное воздействие органов государственной власти, региональных властей, муниципалитетов и акционеров предприятия для того, чтобы предприятие могло привлекать внешних инвесторов на базе реализации соответствующего комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности.



[1] Раздел «Основные показатели» // Сайт Министерства энергетики Российской Федерации.

[2] Источник: составлено автором по: Электроэнергетика России (2014). В книге Теоретические основы электротехники и электроники. Режим доступа: http://www.bourabai.kz/toe/rusenergy.htm

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике») (ред. от 04.09.2015).

[4] Энергетический бюллетень (2015), 24.

[5] Модернизация электроэнергетики в РФ требует 11 триллионов рублей до 2020 г – Минэнерго (2011, 26 августа) // Информационно-аналитический портал «Нефть России».

[6] Источник: составлено автором по: Электроэнергетика России (2014). В книге Теоретические основы электротехники и электроники. Режим доступа: http://www.bourabai.kz/toe/rusenergy.htm; Раздел «Статистическая информация» // Сайт Министерства энергетики Российской Федерации