Факторы, влияющие на стоимость инвестиционного банка

Братов А.Б.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 16 (Август 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Братов А.Б. Факторы, влияющие на стоимость инвестиционного банка // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 16. – С. 2551-2564. – doi: 10.18334/rp.16.16.613.

Аннотация:

В статье проводится анализ факторов, воздействующих на стоимость инвестиционного банка. Автор классифицирует факторы на группы и подгруппы, что помогает более детально рассмотреть детерминанты изменения стоимости инвестиционного банка. Рассмотренная классификация факторов может оказать помощь при построении модели стоимости инвестиционного банка.

Ключевые слова: стоимость, факторы, регулирование, клиентская база, сфера деятельности, инвестиционный банк

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Факторы, влияющие на успех деятельности любой компании и определяющие ее стоимость, зависят не только от сферы деятельности организации, но также и от внешней среды, в которой работает организация, и внутренней среды, состава работников, их квалификации, общей организации их работы (Батурина, Перевозчиков, 2008; Бобрышев, Иванова, Макарова, Шепурова, 2008; Валдайцев, 2012; Гирько, 2006; Ефименко, 2009; Леонов, Перевозчиков, 2008; Михеев, 2008; Новиков, 2012; Онищук, 2010; Соколова, 2007; Харисова, Хасянзянов, 2006; Bessen, 2009; Black, Love, Rachinsky, 2006; Fang, Noe, Tice, 2009; Fissel, Goldberg, Hanweck, 2006; Kwan, 2003; Li, Yan, Sun, 2014; Lin, Su, 2013; McConnell, Servaes, Lins, 2008; Thomsen, Pedersen, Kvist, 2006; Yang, Lu, Zhou, 2014). Таким образом, любая компания находится под действием внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на перспективы возможного развития и определяющих ее стоимость.

Если рассматривать уровни внешней среды, то самым верхним уровнем являются макроэкономические условия развития экономики, которые прямо или косвенно оказывают влияние на все компании, располагающиеся на территории Российской Федерации. На следующем уровне факторы, влияющие на сферу деятельности организации, в нашем случае – это инвестиционный банкинг. Основными направлениями деятельности инвестиционного банка являются:

- Привлечение капитала;

- Биржевая торговля;

- Консалтинговые услуги.

Еще одним фактором, влияющим на стоимость инвестиционного банка, является регулирование со стороны государства. Инвестиционная деятельность банков влияет на мировую экономику и играет важную роль в функционировании рынка капиталов. Учитывая значимость инвестиционной деятельности банков, не удивительно, что инвестиционный банкинг стал предметом государственного регулирования. Интенсивный регуляторный надзор со стороны Правительств стран требует дополнительных затрат на соблюдение юрисдикции (как со стороны выплаты налогов, так и найма специалистов), что в итоге влияет на денежные потоки фирмы и на ее стоимость.

Помимо внешней среды, которая не зависит от деятельности самой организации, на фирму влияет и ее внутренняя среда. Инвестиционный банкинг является высоко конкурентным рынком, а ключом к успеху фирмы является его персонал. Многие инвестиционные банки нанимают, мотивируют и стараются сохранить у себя лучшие таланты. Особую роль играет создание эффективной организационной структуры, которая определяется степенью взаимодействия (отношение) с клиентами, качеством риск-менеджмента и степенью налаженности информационной сети. От деятельности персонала также зависит развитие продуктового ряда и степень использования современных технологий, что влияет на эффективность работы фирмы, ее модернизацию, способность быть конкурентоспособной и привлекательной для клиентов. Еще один фактор, зависящий от стратегической деятельности персонала инвестиционного банка, который влияет на стоимость и является одним из экономических рычагов банка, это его географический охват. Ну и, наконец, деловая репутация (брэнд) банка и его клиентская база, представляющая собой результат долгой упорной деятельности персонала банка, одним или парой слов существенно повышающая или снижающая стоимость инвестиционного банка.

Таким образом, набор детерминантов, влияющих на формирование стоимости инвестиционного банка, представляют следующие группы:

Внешние факторы:

- макроэкономические условия развития экономики;

- сфера деятельности организации;

- степень регулирования инвестиционно-банковской деятельности.

Внутренние факторы:

- эффективность организационной структуры;

- развитие продуктового ряда и использование современных технологий;

- клиентская база;

- географический охват;

- деловая репутация.

Внешние факторы

В части анализа макроэкономического условия развития экономики нужно указать на нехватку источников первоначального предложения инвестиционных ресурсов. Уровень доходов населения, несмотря на его рост, остается невысоким, как и общий уровень богатства. Размер сбережений, принимающих созидательную форму, ограничивается нерешенностью проблем асимметрии информации, существующих в сфере инвестиционных отношений в России. Рестрикционную роль по отношению к ним играют и высокие системные риски, как политического, так и экономического плана. Все это означает, что довольно значительное снижение остроты кризиса доверия населения к посредникам рынка ссудного капитала носит весьма неустойчивый характер и негативные изменения в поведении владельцев сбережений в случае неблагоприятного развития событий могут произойти крайне быстро.

Приведем основные макроэкономические факторы, влияющие на развитие инвестиционной деятельности в России:

- уровень иностранных инвестиций;

- отток капитала за рубеж;

- уровень инфляции;

- уровень роста ВВП;

- уровень транзакционных издержек;

- объем сбережений в иностранной валюте (тезаврация);

- ставка ссудного процента и ее динамика;

- уровень неопределенности экономической ситуации в стране.

Инвестиционная привлекательность России существенно снизилась. Ведение бизнеса в России все еще осложняется целым рядом нерешенных политических, законодательных и административных вопросов. Высокий уровень коррупции и недостатки законодательства продолжают ограничивать российский потенциал в области привлечения ПИИ [1].

Для развития инвестиционной деятельности в России необходимо:

1. Уменьшение административных барьеров за счет снижения уровня бюрократии и повышения эффективности законодательства и прозрачности системы регулирования предпринимательской деятельности.

2. Сотрудничество в инновационной сфере за счет развития проектов в области НИОКР между зарубежными и российскими компаниями и укрепления партнерства между университетами и производственными предприятиями.

3. Повышение инвестиционной привлекательности регионов за счет обеспечения более сбалансированного развития западной и восточной частей России, реализации государственных программ по развитию регионов и разработке программ, учитывающих региональные особенности, для более активного привлечения инвесторов.

4. Совершенствование бизнес-образования за счет проведения инновационных программ совместно с зарубежными университетами и расширения списка специальностей, по которым ведется обучение на российских факультетах бизнеса.

Сфера деятельности организации

Инвестиционно-банковский бизнес сложный, охватывающий широкий диапазон различных услуг, разработанных для обслуживания широкого спектра клиентов во всем мире. Однако генерируемый инвестиционными банками денежный поток определяется в основном деятельностью в перечисленных уже выше трех направлениях:

Привлечение капитала. На практике банки выкупают бумаги у эмитента с небольшой скидкой к цене IPO [2], зарабатывая на этой разнице. Спрэд андеррайтера или «брутто спред» – общая сумма комиссионного вознаграждения андеррайтера [3], рассчитываемая в процентном отношении к общему объему выпуска ценных бумаг. Традиционно процент комиссии составлял 7% от сделки в США, в Европе – 3–3,5%. Но с увеличением конкуренции между инвестиционными банками ставка комиссионного вознаграждения снижается. К примеру, в сделке Alibaba скидки и комиссионные андеррайтерам составили 1,2% от суммы размещения. Отметим, что потенциальный денежный поток, генерируемый в данном направлении, зависит от количества компаний, которые будут размещать ценные бумаги в ближайшие годы (доли участия банка в этих размещениях) и от уровня скидок и комиссионных вознаграждений, который банк устанавливает при заключении сделки.

Биржевая торговля представлена брокерско-дилерской деятельностью инвестиционных банков. К брокерским услугам относится покупка или продажа ценных бумаг по поручениям клиентов. Также брокер может проконсультировать своего клиента касательно той или иной ценной бумаги и дать совет о ее приобретении или продаже. Для этого брокеры анализируют рынок (ценных бумаг, товарный рынок, валютный рынок) для выявления и прогнозирования тренда цен на тот или иной актив [4]. Денежный поток, формируемый в данном направлении, зависит от уровня брокерской комиссии. Брокерская комиссия – вознаграждение, выплачиваемое брокеру за исполнение сделки, определяемое на основе количества ценных бумаг и/или их стоимости. Часто брокерские услуги оплачиваются по шкале, установленной биржей [5]. Таким образом, определение потенциального денежного потока (влияния на стоимость компании) зависит от количества сделок, которые будут совершены в течение года.

Дилерская деятельность подразумевает собой совершение сделок купли-продажи от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством исполнения сделок по объявленным ценам [6].

От осуществления своей деятельности дилер может получать доход в виде:

- спреда (разница между заявленными ценами покупки и продажи);

- комиссий;

- платы за консультации и предоставление информации [7].

Спрогнозировать будущие денежные потоки от брокерско-дилерской деятельности, в особенности ее влияние на стоимость инвестиционного банка, довольно сложно, поскольку зависит от объема и уровня сделок, волатильности рынка, уровня информационной освещенности.

Консалтинговые услуги. Консалтинг – это управленческое консультирование по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности, оказываемое внешними консультантами для решения той или иной проблемы [8]. Инвестиционные банки оказывают в основном услуги в сфере финансового консалтинга, а именно консультирование по вопросам корпоративных слияний и поглощений. Оценивая уровень стратегической рациональности совершаемой транзакции, банк развивает структуру сделки и предлагает метод финансирования своим клиентам. Возможность получения доходов в данном направлении определяется общей ситуацией на рынке M&A, решениями ФАС на проведение сделок, опытом банка в участии сделок M&A и его деловой репутацией. Инвестиционные банкиры в общем случае осведомлены о желании клиента на проведении сделки, следовательно, для определения возможного денежного потока необходимо рассчитать прогнозируемую комиссионную ставку за консультационные услуги, а также определить размер и сложность проводимой сделки.

Помимо основных направлений в сферу деятельности инвестиционного банка входит также управление активами, инвестиционными фондами, пенсионными фондами, эндаумент-фондами. Это направление привлекает частных инвесторов и различные крупные организации, аккумулируя немалую долю прибыли инвестиционных банков. Вознаграждение управляющей компании (УК) зависит от условий договора заключенного с клиентом. Вознаграждение может быть установлено как процент от стоимости чистых активов (СЧА), при увеличении активов фонда увеличивается и доход компании. Размер процента колеблется от 1 до 4% в зависимости от размера фонда и сложности управления, в среднем составляет 2–2,5%. Часто в договоре устанавливается дополнительная плата управляющему в виде «Вознаграждения за успех», если годовой инвестиционный доход фонда превышает обговоренную планку доходности.

Регулирование со стороны государства

Фирмы, оказывающие инвестиционные услуги, в большей части подвержены регулированию со стороны государственных органов во всем мире, хотя степень регулирования варьируется от страны к стране. Государственное воздействие на инвестиционные процессы подразделяется на три формы: правовой, административный и экономический. Правовая форма играет первостепенную роль, так как любое регулирующее воздействие государства должно быть законодательно установлено.

Для этого нам нужно выяснить, что такое инвестиционный банк. В федеральных законах не прописано понятие «инвестиционный банк», однако мы знаем, что согласно статье 7 ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций [9]. Следовательно, инвестиционным банком может именоваться кредитная организация, специализирующая свою деятельность на фондовых операциях. Это значит, что деятельность компании, именующей себя инвестиционным банком, находится под влиянием законодательных и правовых актов, регулирующих деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг.

Такими нормативными документами являются:

- Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», № 39-ФЗ;

- Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», № 395-1 ФЗ;

- Инструкция Банка России от 03.12.2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков»;

- Положение ЦБ РФ от 28.09.2012 №387-П «О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска»;

- Приказ ЦБ РФ от 25.07.1996 №02-259 «Об утверждении Правил ведения учета депозитарных операций кредитных организаций в РФ».

Однако деятельность инвестиционного банка больше сопряжена с деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, чем с банковской деятельностью. Если в инвестиционную группу, чьи дочерние организации ведут профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, входит коммерческий банк, то такая инвестиционная группа де-факто является инвестиционным банком. В этом случае нормативные документы, влияющие на деятельность коммерческих банков, будут касаться ее только частично, но на ее деятельность будут влиять другие законодательные и правовые акты, регулирующие деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг:


УК
Брокеры, Дилеры
Постановление от 30.06.2003 г. № 395
Приказ от 5 апреля 2011 г. № 11-7/пз-н
Постановление от 18.02.2004г. № 04-5/пс
Указание от 3 декабря 2013 г. № 3132-У
Приказ от 12 мая 2011 № 11-19/пз-н
Приказ от 10 ноября 2009 г. № 09-45/пз-н
Указание Банка России от 25.07.2014 г. № 3349-У
Приказ от 15 июня 2005 № 05-21/пз-н
Приказ от 22 июня 2005 № 05-23/пз-н
Указание Банка России от 18.04.2014 г. № 3234-У
Приказ от 3 апреля 2007 г. № 07-37/пз-н
Постановление от 28 ноября 2002 г. № 845
Приказ ФСФР от 24 мая 2012 г. «Об утверждении положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг», № 12‑32/пз‑н.

Учитывая немалое количество законодательных и правовых актов, не удивительно, что специалисты инвестиционных банков должны быть хорошо подготовленными юристами, что требует инвестиционных вложений от компании.

Отметим, что государственное регулирование может оказаться как сдерживающим, так и стимулирующим фактором. К примеру, привлечение капитала на фондовый рынок законодательным путем может послужить стимулирующим фактором для развития инвестиционной среды, что даст возможность увеличить денежные потоки инвестиционным банкам.

Внутренние факторы

Среди внутренних факторов, влияющих на величину стоимости инвестиционного банка, особую роль играет создание эффективной организационной структуры. Эффективность организационной структуры определяется следующими факторами:

- степень взаимодействия (отношение) с клиентами;

- качество риск менеджмента;

- степень налаженности информационной сети.

Менеджеры по работе с клиентами обязаны быть высококвалифицированными экспертами и иметь ясное понимание финансовых и стратегических задач клиента, специалисты банка консультируют генеральных и финансовых директоров по корпоративным стратегическим вопросам (к примеру, как повысить стоимость компании), зачастую это приводит к сделкам по слиянию и поглощению, где клиент продает или покупает компанию. Также банковские специалисты помогают компаниям достичь оптимальной структуры капитала, где впоследствии клиент проводит трансакции по выпуску долевых или долговых ценных бумаг либо выкупает их обратно. Таким образом, глубокое понимание финансовых проблем компании, а также задач, с которыми сталкиваются корпоративные клиенты банка, позволяют банковским специалистам в полной мере использовать ресурсы банка, а также решить проблемы клиента, выступая при этом ключевым звеном.

Традиционная функция риск-менеджмента – постоянный контроль операций по сбору данных, отчетности и анализа. Сбор данных: риск менеджмент обеспечивает получение всеми частями организации «единой версии правды». Сбор данных должен быть стандартизирован и упрощен (без потери гибкости, необходимой для реагирования на изменения в бизнесе). Отчеты должны быть не загромождены несущественными деталями, позволять принимать эффективные бизнес-решения, а также быть своевременно доступными для принятия торговых и управленческих решений. Анализ: риск-менеджмент должен быть способным изучить последствия неожиданных и/или чрезвычайных событий, в применяемые модели должны быть внесены соответствующие изменения и подвержены стресс-тестированию.

Согласно мнению зарубежных исследователей, финансовые рынки не могут функционировать эффективно, если агенты с ценной информацией не могут продать ее тем, кто в ней нуждается (Morrison, Wilhelm, 2007; P. 10). Часто инвестиционные банкиры выступают связывающим звеном между теми, кто заинтересован в получении (покупке) информации, и теми, кто желает ее продать. Созданное таким образом информационное пространство позволяет инвестиционному банку улучшить эффективность проведений транзакций своих клиентов и не только клиентов. Успешное комбинирование трех факторов (степень взаимодействия с клиентами, качество риск-менеджмента, степень налаженности информационной сети) позволяет инвестиционному банку первым быть в курсе событий, мгновенно реагировать и извлекать максимальную пользу.

Развитие продуктового ряда и использование современных технологий

В XXI веке клиенты хотят мгновенный доступ к своим счетам, что делает беспроводные сети и доступ в Интернет важными инструментами. Использование приложений, работающих на облачных вычислениях, а также веб-сайты социальных медиа и мобильных устройств, помогает клиентам инвестиционного банка легче управлять своими инвестициями. Используя данные, полученные от использования технологии, компания может более оперативно реагировать на потребности клиентов и быстро создавать новые предложения. Технология также позволяет более оперативно реагировать на изменения на рынке, давая конкурентное преимущество перед другими компаниями финансовых услуг, которые реагируют медленно. Также инвестиционные банки полагаются на передовые технологии фронт-офиса [10] для обеспечения высокой скорости торговли. До сих пор первоначальные выгоды от этой деятельности были столь велики, что сложность и неэффективность торговых операций и систем часто упускалась из виду. Но всё меняется. Самые эффективные банки в настоящее время используют технологии фронт-офиса в своих новаторских методах в качестве источника увеличения денежных потоков и стоимости своего бизнеса.

В инвестиционном банковском секторе, по мнению экспертов, особое значение приобретает устойчивая деловая репутация (брэнд) банка. Репутация имеет большую ценность, поскольку риски в инвестиционном бизнесе особенно высоки. Деловая репутация банка представляет собой объективно сформировавшуюся совокупность мнений о нем представителей заинтересованных сторон, так или иначе связанных с данной финансовой структурой. Она складывается на основе совокупности информации о том, каким образом и какими методами строит свое поведение банковская структура в определенных ситуациях. Безупречная деловая репутация способствует устойчивому положению и оказывает непосредственное влияние на величину стоимости банка. Отметим, что еще один значимый фактор роста стоимости инвестиционного банка, который находится в тесной взаимосвязи с предыдущим фактором – присутствие устойчивой клиентской базы. Наличие долгосрочных отношений с клиентами служит одной из важнейших составляющих нематериальных активов любого бизнеса. Без всякого сомнения, инвестиционный банк, как клиенториентированный бизнес, находится в непосредственной зависимости от его клиентской базы [11]. Чтобы стать успешным инвестиционным банкиром, необходимо обладать отличными коммуникативными навыками, ежедневно сотрудники инвестиционных банков ведут переговоры с клиентами, их бухгалтерами, консультантами, адвокатами, трейдерами и прочими контрагентами. Отметим, что многие клиенты, как правило, тщательно обучены, уважаемы и часто вспыльчивы, и инвестиционный банкир должен знать, как правильно вести переговоры. Работающие не первый год сотрудники часто взаимодействуют с руководящим персоналом (генеральные директоры, финансовые директоры), при взаимодействии с клиентом, у которого не редко имеется многолетний опыт в отрасли, инвестиционный банкир должен убедить его в том, что банк может найти решение проблемы, с которой столкнулся клиент, улучшить эффективность работы его компании или увеличить ее стоимость.

Географический охват. Инвестиционные банки пытаются расширить свое глобальное присутствие. Однако, некоторые инвестиционные банки предпочитают сосредоточиться на нескольких местах, вместо глобального присутствия. К примеру, испанские банки завоевали лидирующие позиции в Латинской Америке и все связанные с этим преимущества, в то время как другие европейские банки пытались присутствовать везде и не смогли добиться значительной доли рынка ни в одной местности. К тому же глобальное присутствие обусловлено сложностью управления и выполнением работ, связанных с постоянно растущим числом нормативных актов, поскольку каждая страна вводит свои местные правила, тем самым разрывая связь между местной дочерней организацией и ее материнской компанией.

Тем не менее, глобальное присутствие по-прежнему необходимо для поддержания статуса «уровня-1 ИБ». К тому же, создание банков, оперирующих в мировых масштабах, несомненно, обеспечивает им ряд преимуществ по сравнению с их локальными конкурентами. У транснациональных инвестиционных банков более значительная клиентская база, они в состоянии обслуживать транснациональных клиентов; у них более широкий охват рынков и отраслей; они предоставляют более полный спектр услуг; им доступны финансовые и человеческие ресурсы иностранных государств. Итогом этого служит то, что эффективность их деятельности неуклонно повышается за счет вертикальной и горизонтальной интеграции, эффекта масштаба.

Заключение

Стоимость инвестиционного банка зависит от множества факторов, поскольку его деятельность связана не с определенной отраслью, а с рынком в целом, к тому же, в поисках дополнительного капитала и с учетом глобализации многие инвестиционные банки ведут мультистрановую деятельность. В данной статье были выделены основные факторы, определяющие как успешность деятельности инвестиционного банка, так и его стоимость. Внешняя и внутренняя среда играет равнозначно важную роль в деятельности инвестиционного банка. Подъем макроэкономической ситуации в стране не окажет существенного влияния на стоимость инвестиционного банка без должного улучшения работы со стороны персонала банка для преодоления ею конкурентной среды, наращивания новой клиентской базы и повышения уровня узнаваемости бренда.

[1] ПИИ – прямые иностранные инвестиции.

[2] IPO – первая публичная продажа акций акционерного общества, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции, неограниченному кругу лиц. Источник: Первичное публичное предложение акций (IPO) (2013, 28 октября) // РИА Новости.

[3] Андеррайтер – юридическое лицо, которое осуществляет руководство процессом выпуска ценных бумаг и их распределения.

[4] Определение слова «Брокер» // Википедия.

[5] Кураков, Л.П., Кураков, В.Л., Кураков, А.Л. (2004). Экономика и право: словарь-справочник. М.: Вуз и школа.

[6] Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

[7] Определение слова «Дилер» // Википедия.

[8] Горемыкина, Т.К., Осипенкова, О.Ю. (2007). Международные стандарты аудита (С. 179). М: Издательство МГИУ.

[9] Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

[10] Фронт-офис — общее наименование группы подразделений или процессов в организациях, отвечающих за непосредственную работу с клиентами, заказчиками (коммуникацию с клиентами, получение и ввод для последующей обработки документов от клиентов, предоставление клиенту информации, обзвон и рассылка клиентам информационных сообщений, обработка входящих звонков).

[11] Топсахалова, Ф.М-Г. (2010). Инвестиции. М.: Академия Естествознания.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:40:33