Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»16 / 2015
DOI: 10.18334/rp.16.16.611

Бюджетно-налоговые инструменты государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Засько Вадим Николаевич, д-р экон.наук, профессор кафедры проблем рынка и хозяйственного механизма, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия

Шакирова Джамиля Юнусовна, канд.экон. наук, заместитель декана факультета налогов и налогообложения, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия

Budget and fiscal instruments of state support for small and medium-sized enterprises - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 39

Аннотация:
В статье описаны меры государственной поддержки предпринимательства в России в условиях кризиса в сфере налогообложения. Раскрыты критерии отнесения субъектов к малому и среднему предпринимательству в России и за рубежом. Дана характеристика действующему состоянию предпринимательства в РФ. Исследованы вопросы налогового стимулирования предпринимательства за рубежом.
Цитировать публикацию:
Засько В.Н., Шакирова Д.Ю. Бюджетно-налоговые инструменты государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 16. – С. 2529-2542. – doi: 10.18334/rp.16.16.611

Введение

В современных условиях трудно переоценить роль малого бизнеса в сохранении основ рыночной экономики, в том числе производстве товаров и услуг, создании новых рабочих мест, стимулировании совокупного спроса, повышении инвестиционной привлекательности национальной экономики, появлении и внедрении инноваций и научно-технических новинок. Но в то же время, как показывает опыт развития стран с рыночной экономикой, существование малого бизнеса невозможно без государственной поддержки в силу его финансовой и экономической неустойчивости, высокого уровня риска, присущего направлениям деятельности.

Государственная поддержка малого бизнеса имеет множество форм, направлений и инструментов, но среди них особенно выделяется направления, связанное с налогообложением (Бурова, 2014; Гладышева, Горошко, Мигунова, 2014; Дегтярев, 2008; Желтоносов, Щеблыкина, 2007; Карташова, 2012; Никаноров, Кауп, 2014; Пекарская, 2014; Свиридова, Тарасова, 2015; Филиппов, 2002; Buettner, 2001; Chang, 1988; Cho, 2014; Du, Harrison, Jefferson, 2014; Haufler, Norbäck, Persson, 2014; Koga, 2003; Lin, 2006; Yang, Huang, Hou, 2012). У государства есть две возможности снижения налогового бремени для субъектов малого предпринимательства: введение особых льгот для них в общий режим налогообложения или создание специальных налоговых режимов, применение которых создает более щадящие условия налогообложения.

Современный финансовый кризис, вызванный, в том числе, сложившейся геополитической обстановкой, оказал негативное влияние на малое предпринимательство, положение которого усугубилось наряду с общими негативными тенденциями в экономике. Кроме того, при управлении финансовыми потоками в малых предприятиях часто не оказывается должного внимания рискам, в том числе налоговым, анализу внутренней и внешней финансовой среды, что также отрицательно сказалось на его развитии. Объемы финансирования основных федеральных программ финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014 году (только средства федерального бюджета) составили 83,73 млрд рублей (годом ранее – 52,51 млрд). То есть произошел рост.

На 1 января 2014 года в Российской Федерации зарегистрировано 5,6 млн субъектов малого и среднего бизнеса. Индивидуальных предпринимателей среди них – 62,8%, микропредприятий – 32,7%, малых предприятий – 4,2% и 0,3% предприятий средней консолидации.

По данным ОЕCD на 1000 жителей в странах с развитой рыночной экономикой приходится в 10–14 раз больше малых предприятий, чем в Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [1] количество малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) увеличится до 44,5 единиц к 2020 году в расчете на 1 тыс. человек населения Российской Федерации [2].

По данным Росстата, прирост количества малого и среднего предпринимательства наблюдался в 31 регионе. При этом 77% совокупного прироста этих субъектов РФ приходилось на 5 регионов: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Красноярский край, Калининградская область, Алтайский край [3].

Антикризисные меры по поддержке предпринимательства

В январе 2015 года были утверждены антикризисные меры Правительства Российской Федерации, в которых установлены изменения, касающиеся возможностей отнесения предприятий к микро-, малым и средним. В частности, микропредприятиям разрешено в 2 раза увеличить предельные значения выручки от реализации товаров, работ, услуг. Соответственно, с 27 февраля 2015 года предприятия с численностью до 15 человек и выручкой до 120 млн рублей признаются микропредприятиями. В свою очередь, для малых предприятий планка выручки повышена с 400 до 800 млн руб., а для средних с 1000 до 2000 млн руб. соответственно.

Также следует отметить, что 2014 год стал одним из самых активных в отношении новых законодательных инициатив, касающихся налогообложения и государственного участия в поддержке малого предпринимательства. В результате ряда законодательных изменений с 1 июля 2015 года малые предприятия получили доступ к закупкам субъектов естественных монополий, государственных компаний и других организаций с участием государства.

Данная мера значительно усилит аспект привлекательности малого предпринимательства и позволит не только повысить финансовую устойчивость самого бизнеса, но и сохранить рабочие места, что особенно важно в условиях современной экономической напряженности.

Кроме того, одной из приоритетных задач российского Правительства Российской Федерации, касающихся первоочередных мероприятий, обеспечивающих устойчивое развитие экономики и социальной сферы в 2015 году, является содействие развитию малого и среднего бизнеса за счет снижения финансовых и административных издержек.

Президент РФ В. Путин подписал закон, на три года запрещающий плановые проверки малого бизнеса с момента государственной регистрации их субъектов. Мораторий устанавливается на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Запрет вводится на плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого бизнеса. Это будет способствовать формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в России [4].

На сайте Федеральной налоговой службы открыт новый сервис «Личный кабинет индивидуального предпринимателя», который позволит упростить порядок представления отчетности в налоговый орган и сделать взаимодействие с налоговыми органами более удобным.

Однако, вместе с положительными изменениями в развитии малого предпринимательства в Российской Федерации, к которым также относятся и изменения в налоговом законодательстве, утверждены и негативные инициативы. В частности, законодательно закреплено увеличение штрафов за нарушение санитарных норм в сфере общественного питания, верхняя планка которых для индивидуальных предпринимателей установлена в размере 10 тыс. руб. и для юридических лиц – 50 тыс. руб. Кроме того, обсуждается увеличение штрафов за нарушение законодательства о защите прав потребителей. Размеры штрафов достигли величины 150 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и 300 тыс. руб. для юридических лиц.

Таким образом, подводя итог, отметим, что законодательство, регулирующее деятельность малого предпринимательства, претерпевает значительные изменения. Наряду с положительными последствиями утверждения новых поправок, которые позволят активизировать деятельность субъектов малого предпринимательства, многие меры носят ужесточающий характер и могут повлиять на сокращение количества недобросовестных предпринимателей.

В целях реализации государственной политики в отношении развития малого предпринимательства законодательством Российской Федерации и нормативными правовым актами предусмотрен ряд мер, среди которых:

-                   возможность применения специальных налоговых режимов;

-                   применение упрощенных правил ведения налогового учета;

-                   использование упрощенных форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам и др.

Кроме того, необходимо учитывать, что в перечне первоочередных антикризисных мероприятий, утвержденных 27 января 2015 года, предложены меры по стабилизации развития малого бизнеса. Законодательно установлено, что с 27 февраля 2015 года субъектам Российской Федерации, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», предоставлено право снижать ставки налога с 6 до 1%.

Благодаря введению данной антикризисной меры Правительство Российской Федерации планирует предоставить дополнительную возможность микропредприятиям, которая позволит увеличить их оборотные средства и инвестиционные ресурсы.

В качестве антикризисных мер правительства в январе 2015 года в отношении патентного налогообложения также введены некоторые изменения. В частности, с 27 февраля 2015 был расширен перечень видов деятельности, в отношении которых индивидуальные предприниматели имеют право использовать данный налоговый режим. Указанная мера принята Правительством Российской Федерации в целях снижения налоговой нагрузки предпринимателей, которые заняты в мелкосерийном производстве.

Кроме того, вступили в действия изменения, согласно которым субъектам Российской Федерации разрешено снижать в 2 раза максимальный размер потенциально возможного к получению дохода индивидуального предпринимателя, использующего патентную систему налогообложения, с 1 млн руб. до 500 тыс. руб.

Данная мера, по представлениям законодателя, должна способствовать расширению применения практики патентной системы, а также увеличить высвобождение оборотных средств и инвестиционных ресурсов у индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, в качестве антикризисных мер, введенных с начала 2015 года, предусмотрена возможность уплаты самозанятыми гражданами налога в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательных платежей по страховым взносам одновременно с их регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей. Это позволит упростить процедуру уплаты налогов по патентной системе для самозанятых граждан и снизит неформальную занятость в сфере предпринимательства.

Также в отношении индивидуальных предпринимателей введена норма, в соответствии с которой впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, функционирующим в сфере производственных и бытовых услуг, вменяется применение 2-летних «налоговых каникул». Данная мера является своего рода «снижением барьеров» при начале предпринимательской деятельности.

В качестве антикризисной меры Распоряжением Правительства установлено исключение доходов субъектов малого бизнеса, получаемых в результате использования специальных режимов налогообложения, из оценки налогового потенциала субъектов Российской Федерации в целях расчета величины межбюджетных трансфертов. Благодаря применению данной нормы, у малых предприятий появится стимул для перехода на специальные режимы налогообложения.

Согласно официальным статистическим данным Федеральной налоговой службы РФ, по состоянию на 01.01.2015 г. в консолидированный бюджет страны поступило 12,6 трлн руб. налоговых доходов. Наибольший удельный вес приходится на федеральные налоги и сборы 89%.

На специальные налоговые режимы приходится 3% поступлений в консолидированнный бюджет РФ.

Рисунок. Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2014 г [5].

С 1 июля 2015 года большое количество субъектов малого и среднего предпринимательства являются плательщиками торгового сбора, который нужно ежеквартально перечислять за право ведения торговой деятельности на объектах осуществления торговли. Ставки налога довольно значительные, перечень льготной категории плательщиков и видов предпринимательской деятельности, освобождаемых от уплаты сбора, узкий, данные обстоятельства могут привести к росту налоговой нагрузки на организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих как общую систему налогообложения, так и УСН.

Зарубежный опыт

В зарубежных странах существуют свои критерии отнесения субъектов к малому, среднему предпринимательству.

Согласно таблице 1, Россия значительно увеличила порог вхождения для предпринимателей в число микро-, достигнув приближения к странам Евросоюза, что позволит большему количеству налогоплательщиков использовать все возможные налоговые стимулы: в виде специальных налоговых режимов, налоговых каникул, пониженных ставок и прочих освобождений.

Таблица 1

Сравнительная характеристика критериев отнесения субъектов хозяйствования к предприятиям малого и среднего бизнеса [6]

Страны

Микропредприятия

Малые предприятия

Средние предприятия

Численность работников, человек

Сумма годового оборота, тыс. руб.

Численность работников

Сумма годового оборота, тыс. руб.

Численность работников

Сумма годового оборота, тыс. руб.

Страны ЕС

10

129

11-50

649

51-250

3 248

США

20

214

21-100

Нет данных

101-500

1 037

Россия

до 2015 года

15

60

16-50

400

51-250

1 000

Россия

с 2015 года

15

120

16-100

800

101-250

2 000

Среди стран, в которых установлены специальные режимы налогообложения: Турция, Испания, Франция, страны СНГ, Латинской Америки и др. Для них характерно налогообложение по типу российской практики.

Среди стран, в которых применяются специальные налоговые режимы, выделяют отдельные государства, где последние устанавливаются в зависимости от определенных видов деятельности, осуществляемых субъектами малого бизнеса. К таким странам относятся: Австрия, Венгрия, Франция, Германия, Греция, Канада, Мальта, Португалия и др.

Например, в Германии специальные налоговые льготы предоставляются субъектам малого бизнеса, осуществляющим продвижение солнечной энергии или энергии ветра; ведущим предпринимательскую деятельность в сельском хозяйстве; осуществляющим деятельность, связанную с охраной окружающей среды, охраной здоровья, научными исследованиями и разработками и т.д.

Во Франции новый субъект малого бизнеса на два года освобождается от всех налогов. Если новое предприятие открывает безработный, то освобождение от всех налогов продлевается до трех лет. В регионах, которые в данной стране признаны депрессивными в части экономического развития, субъекты малого предпринимательства пользуются скидками на выплаты в социальные фонды. Также налогоплательщикам, относящимся к малому бизнесу, предоставляются на бесплатной основе консультации по бухгалтерскому учету, налогообложению, юридическим вопросам.

В Армении действует упрощенная система налогообложения (упрощенный налог) по ставке от 7 до 12% для субъектов малого бизнеса, которая заменяет уплату НДС, подоходного налога (для индивидуального предпринимателя), налога на прибыль.

Многие страны участвуют в различных международных рейтингах с целью позиционирования себя как привлекательной страны для ведения предпринимательской деятельности.

Международной рейтинг процветания The Legatum Prosperity Index Rankings оценивает следующие показатели: экономика, социальный капитал, личная свобода, здоровье, образование, государственное управление, безопасность, предпринимательство и возможности.

В рейтинге стран по уровню процветания один из наиболее важных показателей – развитие экономики и развитие предпринимательства, которые не могут развиваться без эффективного инвестиционного климата и «простого и понятного налогообложения». Сильный предпринимательский климат, в котором граждане могут реализовать новые идеи и возможности для улучшения их жизни, ведет к более высокому уровню доходов и благосостояния.

Enterpreneurship & Opportunity индекс отражает предпринимательскую среду страны, ее продвижение, инновационную деятельность и возможности.

На основании таблицы 2 можно сделать вывод о том, что, в сравнении с участникам стран БРИКС, Россия лидирует по показателю предпринимательства. В отношении стран СНГ Россия более чем в 2 раза опережает по показателю «Предпринимательство» Белоруссию, на 14 пунктов Казахстан и на 11 Украину.

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей рейтинга Процветания стран в 2014 г. [7]

Страна

Позиция в рейтинге

Позиция в рейтинге по показателю «Экономика»

Позиция в рейтинге по показателю «Предпринимательство»

Россия

68

57

46

БРИКС

Бразилия

49

37

54

Индия

102

62

103

Китай

54

6

65

СНГ

Казахстан

55

44

60

Белоруссия

93

54

117

Украина

63

70

57

Европа

Швейцария

2

1

3

Швеция

6

4

1

Германия

14

8

14

Франция

21

22

22

США

10

17

11

В отношении стран Европы и США Россия значительно отстает от данного показателя.

В отчете DoingBusiness 2014 представлена оценка ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Что примечательно, за один год нашей стране удалось подняться с 112 до 92 позиции по данному показателю. Произошедшие перемены по фактору «Налогообложение» позволили России с 130 места переместиться на 56 [8].

На сегодняшний день проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства остаются актуальными во многих странах, в том числе, с развитой рыночной экономикой. Российская Федерация не является исключением, а остается страной с существенными противоречиями в налоговом законодательстве, которое также в некоторых случаях характеризуется нестабильностью.

Российский бизнес постоянно находится в состоянии неустойчивости, а одним из ключевых факторов неустойчивости предпринимательской среды продолжают называть уровень налогообложения, который регулируется инструментами налоговой политики.

Стимулирование развития малого предпринимательства в нашей стране особенно актуально в настоящее время в связи со сложной экономической ситуацией и введением ряда экономических санкций в отношении Российской Федерации. Поступательное развитие субъектов малого бизнеса в сложившихся условиях будет способствовать успешному преодолению кризисных явлений и повышению уровня занятости населения в стране.

Главным трендом времени следует обозначить то, что государство сознает всю важность создания эффективной (конкурентоспособной) налоговой системы, стремится реформировать её, определяет ключевые показатели оценки реформ, а также видит в этом залог успеха для создания удобных налоговых условий для ведения бизнеса и привлечения капитала, а также развития экономики регионов и городов.

Эффективную налоговую систему можно построить именно модернизацией законодательства, и если законодательство станет более эффективным, то тем самым будет создан благоприятный инвестиционный климат.

Поэтому современная экономика требует от государства упрощения законодательства модернизацию налоговой системы, создания условий для эффективной работы. Именно таким образом нынешние процветающие страны, которые занимают ведущие позиции в мировых рейтингах, превратились в мировые центры притяжения капитала.

Заключение

Для государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России недостаточно использовать бюджетно-налоговые инструменты, требуется подходить к данному вопросу комплексно: снижать административные барьеры, понижать ставку арендных платежей, снижать проценты по кредитам, проводить различные целевые программы по обучению предпринимательству населения.

Предпринятые меры Правительства РФ в части создания благоприятных условий для бизнеса, на наш взгляд, будут иметь положительный эффект и отразится в виде роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства.

Тем не менее, на рентабельное функционирование бизнеса влияют и покупательская способность потребителей, уровень заработной платы населения, регион ведения предпринимательской деятельности и прочие факторы.

Благоприятные возможности для ведения бизнеса, грамотная маркетинговая, рекламная политика, налоговые стимулы не дают гарантий на то, что предпринимательство будет прибыльным, так как граждане и предприятия сдерживают себя в потреблении, что характеризуется падением спроса.

На наш взгляд, также стоит пересмотреть вопросы исчисления торгового сбора в части уменьшения ставок, расширения перечня льгот, уменьшения суммы штрафов за несвоевременное уведомление налогового органа об объектах, подпадающие под торговый сбор в 2015 году, дав возможность субъектам предпринимательства в спокойном режиме спланировать свои финансовые потоки.



[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (ред. от 04.09.2015)

[2]Основные положения Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года, утв. приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.02.2015 №74.

[3] Сайт Федеральной службы государственной статистики.

[4] Путин подписал закон о трехлетнем моратории на проверки малого бизнеса (2015, 14 июля) // РИА Новости.

[5]Источник: составлено автором по данным официального сайта Федеральной налоговой службы.

[6] Источник: составлено автором по данным сайта Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD) и статьи «Оценка зарубежного опыта налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса и возможности его применения в отечественной практике» (Филиппова, Создаева, 2012).

[7] Источник: составлено авторами по данным сайта The Legatum Prosperity Index.

[8] Doing Business 2014: Understanding Regulations for Small and Medium-Size Enterprises (2013). Retrieved from: http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2014.