Вопросы реформирования энергетического сектора России в современных условиях рынка

Комиссарова М.А.1, Сторожук И.Н.1
1 Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 15 (Август 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Комиссарова М.А., Сторожук И.Н. Вопросы реформирования энергетического сектора России в современных условиях рынка // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 15. – С. 2375-2382. – doi: 10.18334/rp.16.15.559.

Аннотация:

В данной работе рассмотрены следующие задачи: во-первых, необходимость оценки нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в топливно-энергетическом секторе; во-вторых, определение направлений промышленной политики с целью улучшения текущей ситуации в отрасли. В статье произведен анализ этих реформ, а также рассмотрены некоторые направления деятельности в области регулирования отношений между предприятиями электроэнергетической отрасли. 

Ключевые слова: реструктуризация, электроэнергетическая отрасль, регулирование

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Россия инициировала масштабную программу реформирования нормативно-правовой базы, включающую наиболее важные составляющие своего энергетического рынка; а именно, производство и транспортировку электричества, добычу и транспортировку природного газа, нефти, их сжижение и переработку, добычу угля. Программа реформ предусматривает приватизацию, либерализацию, а также коренную перестройку всего топливно-энергетического сектора экономики.

Реформа РАО «ЕЭС России» началась еще в декабре 1999 года. В результате разработанной концепции процесс реструктурного преобразования и приватизации электроэнергетического сектора подразумевал разъединение энергохолдинга на компании, осуществляющие деятельность в различных сферах энергогенерации и энергораспределения в том числе: генерацией, передачей и сбытом электроэнергии (ожидалось произвести структурное слияние генерирующих компаний (ОГК), территориальных генерирующих компаний (ТГК) и межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК)). Для обеспечения бесперебойной работы предприятий анализируемой отрасли необходимо постоянное обновление энергообъектов, строительство новых или значительная модернизация старых объектов.

В реализуемой реформе с точки зрения технологии важно разделение АО-энерго по функциональному признаку: появление в регионах генерирующих, сетевых, сбытовых компаний с последующей межрегиональной интеграцией. На базе предприятий, производящих элетро- и тепловую энергию, в свою очередь, – оптовые и территориальные генерирующие компании (ОГК, ТГК), а сетевые должны быть созданы активами ведущих к созданию межрегиональных сетевых компаний. Распределительные сети в настоящее время относятся к МРСК, а магистральные энерго-сети, консолидирующие субъекты федерации – в Федеральную сетевую компанию.

Энерго- и ресурсосбережение является одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность функционирования отраслей топливно-энергетического комплекса и экономики в целом. Его достижение возможно путем внедрения мероприятий по сбережению ресурсов и всех видов энергии; благовременному переходу к новым технологическим разработкам, технологическим процессам, базирующимся на использовании и распространении наиболее эффективных и инновационных идей и разработок, при помощи внедрения оптимизационных процессов управления; снижения потерь при транспортировке энергии; использованием международного опыта (Васильев, 2004; Васильев, 2007; Ершов, 2011; Зеленкова, 2011; Израэль, Лиознов, Расновский, 2008; Костицына, Костицына, 2012; Реформирование энергетики: мнения экспертов, 2013; Barton, Onselen, 2003; Gunn, 1997a; Gunn, 1997b; Habtetsion, Tsighe, 2007; Ibarra-Yunez, 2015; Jaccard, Yushi, 2001; Kozulj, Sbroiavacca, 2004; Pashechko, 2013; Patlitzianas, Doukas, Kagiannas, Askounis, 2006; Ruiz-Mendoza, Sheinbaum-Pardo, 2010) и другими мерами. Внедрение данного вида мероприятий позволит не только снизить издержки и затраты на производство и транспортировку, но и приведет к повышению конкурентоспособности предприятий данного сектора, что будет способствовать повышению устойчивости всего ТЭК, эффективности инвестиций на введение в эксплуатацию дополнительных мощностей, а также будет способствовать росту данной отрасли экономики и завоеванию новых рынков сбыта своей продукции за счет снижения технологических ограничений.

Все это создаст предпосылки для удовлетворения нужд внутреннего потребительского рынка путем создания экономически обоснованного снабженческого потока поставки тепло- и электро- энергии. Перспективные уровни производства электро- и теплоэнергии должны быть определены на основе расчета ожидаемого внутреннего спроса, что в перспективе позволит существенно увеличить спрос на первичные топливно-энергетические ресурсы. Тем не менее, на значительный рост потребления электроэнергии оказывают существенное влияние стратегии социально-экономического развития каждого субъекта, в результате чего в Южном федеральном округе и Северо-Кавказском регионе этот рост будет существенно выше, чем средние темпы по России, однако принятая стратегия развития страны до 2020 года подразумевает одновременное значительное повышение спроса на данные виды продукции в Западно-Сибирском и Дальневосточном регионе, а также Республики Крым. При изучении перспектив развития топливно-энергетического комплекса России в разрезе энергетического сектора необходимо учитывать следующие тенденции:

- наблюдается изменение центров электропотребления в стране, проявляющееся в росте спроса на электрическую и тепловую энергию в южных регионах страны и в городах вновь присоединенных субъектов России;

- значительное увеличение сезонных и суточных нагрузок в объединенной энергетической системе России, связанных с климатическими изменениями.

К числу основных проблем в данной отрасли относятся:

- недостаток мощностей генерирующих и распределительно-сетевых предприятий в ряде субъектах страны;

- отсутствие эффективной организации генерирующих мощностей, проявляющееся в недостатке пиковой генерации энергии современных электростанций;

- снижение уровня эффективного снабжения электроэнергией, обусловленное значительной степенью износа основных производственных фондов и, как следствие, снижение государственных и сторонних инвестиций, направленных на модернизацию и замену оборудования;

- существенный технологический разрыв в создании и освоении современных инновационных технологий, направленных на развитие эффективности использования экологически чистых газовых, угольно-газовых, тепловых и электросетевых технологий;

- очень низкий уровень эффективности данной отрасли в разрезе энерго-генерирующей и экономико-технологической составляющей (падение значений КПД (коэффициента полезного действия) основных гидро-, тепло- и атомных электростанций, рост потерь электроэнергии в процессе транспортировки и передачи);

- значительная доля природного газа, как основного топлива для производства энергии;

- отсутствие экономически сформированного, целостного рынка тепловой и электрической энергии при снижающихся мощностях и пр.

В рамках разработанной концепции развития электроэнергетического комплекса России стратегическими целями являются:

- повышение безопасности страны и субъектов в области энергетического обеспечения;

- обеспечение потребностей предприятий, организаций, населения и экономики страны в целом в тепловой и электрической энергии по экономически обоснованным ценам, способствующим повышению показателей окупаемости инвестиционных вложений в электроэнергетическую отрасль.

Для достижения стратегических целей развития энергетической отрасли необходимо решить следующие задачи:

- осуществить эффективное и полноценное развитие генерирующих и распределительных мощностей предприятий, способствующих поддержанию необходимого уровня поставки тепловой и электрической энергии как в масштабах страны в целом, так и отдельных ее субъектах;

- разработать и внедрить комплекс мероприятий, направленных на развитие объединенной совокупной энергетической системы страны, путем слияния и поглощения изолированных неэффективных энергосистем с более конкурентоспособными и экономическо- и инвестиционно-привлекательными;

- обеспечить полную замену или модернизацию основных производственных фондов в электроэнергетическом секторе за счет внедрения инновационных технологий сетей, строительства новых или реконструкции старых предприятий и распределительных сетей, с целью повышения энергобезопасности страны;

- развитие розничных рынков страны и повышение конкуренции в отношениях на внутренних рынках эклектической и тепловой энергии, обеспечение прозрачности и обоснованности в области политики ценообразования и тарифов на данные товары и услуги;

- способствование развитию атомного, возобновляемого и когнитивного производства электрической энергии (включая гидро-, паро- и угольную энергетику), направленному уменьшению доли природного газа в производстве, а также на диверсификацию топливно-энергетического баланса страны;

- расширенное внедрение новых экологически чистых и высокоэффективных технологий сжигания угля, парогазовых установок с высокими коэффициентами полезного действия, управляемых электрических сетей нового поколения и других новых технологий для повышения эффективности отрасли и т.д.

Как упоминалось ранее, необходимо организовать новый субъект управления, который позволит регулировать рынок электро- и теплоэнергии, осуществляющий ряд функций, включающих в себя:

- установление и поддержание новой системы лицензирования,

- подготовка и принятие подзаконных актов, позволяющих сделать систему более прозрачной в области регулирования правоотношений всех субъектов энергетического рынка,

- определение прав клиентов естественных монополий в течение длительного периода времени,

- регулирование тарифов по передаче и распределению электроэнергии в области обеспечения розничных услуг несвободных потребителей,

- регулирование оптовых тарифов,

- государственное регулирование газораспределительных сетей и тендеров на поставку и распределение ресурсов и пр.

- разработку и применение административной ответственности к лицам, которые нарушают законодательство. При этом данный регулирующий орган должен иметь административную и финансовую автономию, и он не должен финансироваться из государственного бюджета. Осуществление деятельности должно быть за счет сбора доходов в основном от реализации электроэнергии и лицензионных сборов, а также от установленной надбавки на тариф за поставляемую энергию (наибольший – 1%).

Недавно проведенные реформы четко нацелены на либерализацию российского энергетического, газо- и нефтедобывающего рынков, конечной целью является рыночное регулирование в долгосрочной перспективе. Тем не менее, требуется разработка эффективных конкурентных преимуществ, влияющих на деятельность современного рынка, Поскольку Россия не имеет стабильно функционирующих (или даже просто функционирующих) рынков электроэнергии и природного газа, не говоря уже эффективной конкуренции на этих рынках. Что касается газовой промышленности, есть насущная необходимость реструктуризации и в этой отрасли, в которой доминирует ряд компаний с государственным участием. Все экономические обоснования для полной или частичной приватизации приведены в литературе или законодательстве, действующем на сегодняшний день в России. Однако, несмотря на это, существуют различные политические и институциональные барьеры на пути к приватизации и реструктуризации отрасли в России. Отсутствие эффективного управления на данных предприятиях может способствовать задержке или полной блокировке процесса реформирования энергетического сектора.

Заключение

Несмотря на сформированную законодательную базу, существующая нормативно-правовая политика России в отношении энергетической отрасли на практике далека от идеальной. Разработанные реформы зачастую имеют вид «учебниковых реформ», это означает, что они просто скопированы из литературы с некоторыми изменениями, но на практике решающее значение имеет экономическая логика и экономическая ситуация. При этом не следует забывать, что появление каждой новой структуры влечет за собой и новое понимание, а также является продолжением государственной политики в области управления энергоресурсами. С другой стороны, энергетика является достаточно сложным сектором экономики, и создание нового рынка или разделение старого сопряжено с рядом проблем.

Если ожидаемые реформы окажутся действенными и эффективными, то это будет способствовать привлечению отечественных и зарубежных инвесторов в выходе на рынок с отличным потенциалом роста, так как российский рынок электроэнергии значительно недооценен. И в случае их успешной реализации, проводимые изменения будут способствовать превращению России из простого так называемого «сырьевого придатка, энергетического коридора» в «энергетическую базу», где электричество производится и экспортируется в различные регионы, особенно в Европу.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:55:29