Ценовая стратегия банка, основанная на непрерывном отображении частной информации физических лиц в процентной ставке по кредиту

Романюк К.А.1
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 14 (Июль 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Романюк К.А. Ценовая стратегия банка, основанная на непрерывном отображении частной информации физических лиц в процентной ставке по кредиту // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 14. – С. 2157-2174. – doi: 10.18334/rp.16.14.526.

Аннотация:

Предложена ценовая стратегия банка на основе дифференциации процентной ставки по кредиту в соответствии с ожидаемыми потерями по ссудам для стимулирования физических лиц предоставлять частную информацию. Показано, что точность, с которой оценивается кредитоспособность потенциальных заёмщиков, влияет на возможности банка отображать частную информацию клиентов в процентной ставке. Получено, что применение непрерывной шкалы оценки кредитоспособности позволяет полностью отразить частную информацию в процентной ставке по кредиту.

Ключевые слова: управление знаниями, ценовая стратегия, кредитный рейтинг, асимметрия информации, неблагоприятный отбор

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Основной деятельностью коммерческих банков является перераспределение временно свободных средств в экономике. Банки берут деньги на депозит и выдают кредиты.Существенное значение для функционирования банка имеет кредитный риск – вероятность невыполнения заёмщиком обязательств по кредиту. Заёмщики имеют различный уровень кредитного риска, который не ограничен двумя значениями, как в большинстве методов кредитного скоринга при классификации физических лиц по уровню кредитного риска.

Чем выше кредитный риск, тем выше ожидаемые потери по ссудам. Экономически справедливо устанавливать процентную ставку заёмщику в соответствии с себестоимостью кредита, которая зависит от ожидаемых потерь по выданной ссуде. На практике в большинстве банков взаимосвязь частной информации физических лиц и цены кредита ограничивается отсевом наименее кредитоспособных потенциальных заёмщиков как обладателей наибольшего кредитного риска (Бадалов, 2010; Белякова, 2012; Буханов, 2007; Бухаров, 2014; Воронин, 2006; Заиченко, 2012; Заиченко, 2011; Кулаковский, 2008; Кумыкова, 2009; Лисиченко, 2008; Никонов, Чернавин, 2014; Пивень, 2009; Протопопова, Лисиченко, 2008).

Потенциальные заёмщики, признанные кредитоспособными, получают кредит по единой цене при подаче запроса на одинаковую категорию кредита (со схожим объёмом, сроком и т.д.). Данная ценовая стратегия не создаёт клиентам материального стимула предоставлять частную информацию. Цель исследования – разработать ценовую стратегию, которая стимулирует физических лиц предоставлять частную информацию в банк. Ориентиром для текущего исследования является гипотеза об эффективном рынке капитала. Согласно данной гипотезе цена актива должна отражать всю доступную информацию (Fama, 1991).

Банки расходуют средства для сбора информации о клиентах. Однако в большинстве банков данная информация не используется для дифференциации процентной ставки по кредиту для физических лиц (за исключением ипотечного кредита). В случае если клиент самостоятельно предоставляет в банк частную информацию, то у банка нет потребности расходовать средства на сбор данной информации, что позволит снизить себестоимость кредита. Выстраивание доверительных отношений с физическими лицами позволит снизить процентные ставки по кредиту.

В работе «Information acquisition in SME's relationship lending and the cost of loans» (Comeig, Fernández-Blanco, Ramírez, 2015) на основе данных испанских фирм получено, что долгосрочные кредитные отношения (relationship lending) снижают процентные ставки по кредиту. В работе предложена ценовая стратегия, основанная на дифференциации процентной ставки по кредиту в соответствии с себестоимостью кредита для стимулирования потенциальных заёмщиков предоставлять частную информацию в банк и выстраивании долгосрочных кредитных отношений с физическими лицами.

При дифференциации цены кредита существенное значение имеют возможности банка отражать частную информацию в процентной ставке по кредиту. Данные возможности зависят от используемых методов кредитного скоринга, потому что после усреднения частной информации в наиболее распространённой бинарной классификации физических лиц данную информацию не получится использовать для дифференциации цены кредита. Учитывая, что наиболее рисковой категории заёмщиков кредит выдавать не стоить, то данные методы кредитного скоринга не предоставляют банку возможностей дифференцировать процентную ставку по кредиту.

В данной работе рассматривается ценовая стратегия банка для стимулирования именно физических лиц предоставлять частную информацию в связи с тем, что:

1. для фирм существуют различные формы отчётности, такие как бухгалтерская, налоговая и т.п., которые необходимо соблюдать, что делает фирмы более прозрачными с точки зрения сбора информации;

2. средний размер кредита физическим лицам существенно ниже, нежели фирмам, поэтому объём информации, который приходится на единицу выданного кредита, в потребительском кредитовании существенно выше;

3. ценовая стратегия по выдаче кредитов корпоративным клиентам содержит дифференциацию процентной ставки по кредиту в соответствии с кредитным риском, и методы кредитного скоринга для корпоративных клиентов позволяют более детально различить клиентов по уровню кредитного риска, чем бинарная классификация в потребительском кредитовании.

Не отражая частную информацию заёмщиков в цене кредита, банки порождают асимметрию информации, которая приводит к неблагоприятному отбору заёмщиков. Неблагоприятный отбор приводит к ухудшению качества товара на рынке (Akerlof, 1970). На рынке кредитования физических лиц неблагоприятный отбор действует в форме замещения заёмщиков с низким кредитным риском (высокой кредитоспособностью) заёмщиками со средним кредитным риском (средней кредитоспособностью), заёмщиков со средним кредитным риском (средней кредитоспособностью) заёмщиками с высоким кредитным риском и т.п. Суть данного процесса выражается в снижении доли заемщиков с низким кредитным риском (высокой кредитоспособностью), то есть увеличивается риск кредитного портфеля на единицу выданных средств.

Асимметрия информации увеличивает цену привлечения капитала для фирмы (Armstrong, Core, Taylor, Verrecchia, 2011). Если экстраполировать данный результат на рынок кредитования для физических лиц, то получится, что для указанной категории клиентов асимметрия информации увеличивает процентную ставку по кредиту. Кредитный рейтинг (оценка кредитного риска, оценка кредитоспособности) предназначен для снижения асимметрии информации на рынке кредитования (Korkeamäki, Pöyry, Suo, 2014). Допустим, что кредитный рейтинг стал более точным за счёт добавления дополнительных градаций. Фирме, которая в результате данной модернизации получила более высокий рейтинг, банк предоставляет кредит по более низкой процентной ставке (Tang, 2009).

В основе мирового финансового кризиса 2008 года некоторые эксперты видят не соответствующую действительности оценку кредитного риска, которая связана с некачественной работой кредитных агентств. В 2010 году конгресс США принял акт Додда и Франка, который регулировал деятельность кредитных агентств с целью увеличения информативности рейтинга (Dimitrov, Palia, Tang, 2015). Однако результаты применения не оказали положительного эффекта. Объяснить данное явление можно тем, что кредитное агентство, как коммерческая организация, имеет цель максимизировать прибыль. После вступления в силу указанного выше акта кредитные агентства продолжили преследовать поставленную цель, однако к существующим затратам добавились расходы для удовлетворения новых требований либо расходы на поиск путей по уклонению от удовлетворения данных требований.

Одним из современных направлений в экономической теории является теория инициатив (Laffont, Martimort, 2001). Вместо добавления новых или ужесточения существующих требований кредитным агентствам, более эффективным представляется разработка системы взаимодействия на рынке, по которой у данных агентств появится инициатива (материальный стимул) предоставлять более информативную и точную оценку кредитного риска. В текущей работе поставлена задача разработки ценовой стратегии, которая создаст инициативы физическим лицам предоставлять частную информацию в банк, что позволит снизить затраты на сбор информации и кредитный риск, делая рынок кредитования более стабильным во избежание очередного мирового финансового кризиса.

Информационная инфраструктура является основой при управлении организацией (Ильин, Левина, Антипин, 2013). Информация о заёмщике имеет ценность для банка при принятии управленческих решений. Допустим, банк знает своих наиболее доходных клиентов, а конкурирующий банк данной информацией не обладает. В работе Стиглица и Вайса (Stiglitz, Weiss, 1981; С.409) отмечено, что в данном случае при попытке конкурирующего банка переманить наиболее доходных клиентов более низкими процентными ставками исходный банк в ответ снизит процентные ставки для того, чтобы не допустить перехода. Получается, что банку выгодно не предоставлять информацию о некоторых своих клиентах сторонним организациям, чтобы получать сверхприбыль за счёт монопольного владения информацией о заёмщике. Заёмщику с высокой кредитоспособностью, напротив, выгодно предоставлять частную информацию в банки, чтобы получить более дешёвый кредит.

Информационная прозрачность в банковском секторе важна для экономики страны. Высокий уровень обмена информации между банками делает кредиты более доступными для фирм (Brown, Jappelli, Pagano, 2009), а также, согласно исследованию по кредитным организациям с 1975 по 2006 год, снижает вероятность банкротства банка, причём более отчётливый эффект в странах с более низкими доходами (Büyükkarabacak, Valev, 2012). Кредитование более развито и кредитный риск ниже в тех странах, где банки обладают информацией о заёмщиках независимо от источника информации (Jappelli, Pagano, 2002). В статье «Sharing default information as a borrower discipline device» (Padilla, Pagano, 2000) обмен информацией между банками о клиентах представлен как дисциплинарный механизм, стимулирующий заёмщиков в полной мере выполнять условия по кредиту. Таким образом, для развития экономики страны важно сделать рынок кредитования физических лиц более прозрачным. Для оценки кредитного риска потенциального заёмщика банки используют методы кредитного скоринга. Большинство методов кредитного скоринга позволяют классифицировать физических лиц по шкале кредитоспособен–некредитоспособен(Crook, Edelman, Thomas, 2007). В работе Лин и др. (Lin, Hu, Tsai, 2012; С. 421) проанализировано 130 статей по методам кредитного скоринга и составлено определение, согласно которому кредитный скоринг является задачей бинарной классификации.

Некредитоспособным клиентам банки отказывают в выдаче кредита как обладателям наибольшего кредитного риска. Кредитоспособные клиенты банка получают кредит по единой цене. Применение данных методов кредитного скоринга не позволяет банкам в автоматизированном режиме дифференцировать цену кредита в соответствии с кредитоспособностью потенциального заёмщика, потому что при оценке по бинарной модели частная информация клиента содержится в усреднённом виде. Таким образом, возможности банка в установлении цены кредита зависят от применяемого метода кредитного скоринга. В результате, при использовании методов кредитного скоринга с бинарной классификацией потенциальных заёмщиков банк тратит средства на сбор информации о клиенте только для отсева наименее кредитоспособных, что не позволяет стимулировать потенциальных заёмщиков предоставлять частную информацию более низкими процентными ставками. Ключевая функция финансовых организаций заключается в аккумулировании финансов и передаче их тем, чья доходность выше (Stiglitz, 1989). Стоит отметить, что для выполнения данной функции необходимо уметь оценивать доходность (в случае с кредитованием – кредитоспособность). Бинарная классификация заёмщиков, используемая в большинстве банков, не способствует дифференциации заёмщиков с высокой доходностью.

Установление единой цены кредита изначально было связано со сложностью оценки кредитоспособности потенциального заёмщика с достаточной точностью, однако развитие технологий позволяет увеличить точность оценки, поэтому теперь вместо задачи отсева неблагоприятных клиентов стоит задача установления цены в соответствии с оценкой кредитоспособности (Getter, 2006). Точность оценки кредитоспособности определяет возможности банка использовать частную информацию для установления индивидуальной цены кредита каждому заёмщику в соответствии с ожидаемыми потерями по ссуде.

Практика дифференциации процентной ставки по кредиту

В практике кредитования физических лиц существует пример дифференцирования процентной ставки по кредиту в соответствии с предоставляемой частной информацией. В публичном акционерном обществе «Совкомбанк» в 2014 году была проведена дифференциация условий кредитования, которые сопровождались широкомасштабной рекламной кампанией. Текст оферты содержал два сообщения:

1. «Вы пенсионер? Дадим Вам 12%»;

2. «Ваш стаж 20 лет? Дадим Вам 12%».

Данная оферта означала, что пенсионерам и лицам с трудовым стажем 20 лет и более в указанном банке предоставляется кредит под процентную ставку 12% годовых. Средневзвешенная ставка по кредитам, которые были выданы кредитными организациями физическим лицам на территории Российской федерации в 2014 году, составляла 23.7% [1]. Таким образом, заёмщики ПАО «Совкомбанка» с трудовым стажем более 20 лет или являющиеся пенсионерами были заинтересованы предоставить частную информацию в банк, чтобы получить более дешёвый кредит. Информация, полученная банком по данной оферте, ограничивалась подтверждением статуса пенсионера. В 2015 году «Совкомбанк» повторил подобную оферту, что свидетельствует о её доходности. Подобный опыт стимулирования физических лиц предоставлять частную информацию в банк целесообразно распространить на всю информацию.

Ценовая стратегия

В данном разделе представлены основные положения ценовой стратегии, основанной на отображении частной информации клиента в процентной ставке по кредиту и предназначенной для стимулирования потенциальных заёмщиков предоставлять частную информацию в банк.

Среди всех затрат банка при выдаче кредита, потери по ссудам зависят от заёмщика. Наиболее распространённая ценовая стратегия по кредитованию физических лиц заключается в отсеве наименее кредитоспособных клиентов и выдаче остальным кредита по единой цене. При данной ценовой стратегии некоторые заёмщики переплачивают за кредит, а некоторые недоплачивают. Справедливо по отношению к заёмщикам устанавливать цену за кредит в соответствии с себестоимостью, которая зависит от потерь по ссудам. Однако, фактические потери по ссудам известны после окончательного исполнения контракта по кредиту. На момент выдачи кредита банк может оценивать потери по ссудам. Данная оценка может быть использована, чтобы стимулировать потенциальных заёмщиков предоставлять частную информацию. На текущий момент банк оценивает кредитоспособность клиентов по располагаемой частной информации. Связав ожидаемые потери по ссудам с оценкой кредитоспособности, у клиентов банка появится материальный стимул предоставлять частную информацию. Стоит отметить, что преградой для заёмщика предоставлять частную информацию при дифференциации процентной ставки по кредиту в соответствии с ожидаемыми потерями по ссудам служит опасение, что данная информация может понизить оценку кредитоспособности, следовательно, увеличить цену кредита.

Разделим частную информацию клиентов на положительную, которая увеличивает оценку кредитоспособности, и отрицательную. Положения искомой ценовой стратегии по выдаче кредита сформулированы следующим образом:

1. Отсутствие информации соответствуют наихудшим условиям кредитования (наибольшей процентной ставке по кредиту).

2. Положительная информация о клиенте уменьшает процентную ставку.

3. Отрицательная информация оставляет процентную ставку неизменной.

Стоит отметить, что заёмщикам с кредитоспособностью ниже определённого уровня не следует выдавать кредит, так как это связано с очень большими ожидаемыми потерями по ссудам, однако на этапе моделирования можно использовать стоимостное выражение ожидаемых потерь по ссудам для данной категории заёмщиков. Потенциальный заёмщик банка, в котором ценовая стратегия основана на данных положениях, материально заинтересован предоставлять частную информацию, потому что это снижает процентную ставку по кредиту при предоставлении положительной информации и оставляет неизменной при предоставлении отрицательной информации. Другими словами, потенциальный заёмщик уверен, что предоставляемая частная информация не сделает условия кредитования менее выгодными.

Согласно перечисленным выше положениям ценовой стратегии банк предоставляет физическим лицам «премии» за предоставленную информацию, дифференцируя процентную ставку по кредиту в соответствии с оценкой кредитоспособности, что позволяет не расходовать средства на сбор частной информации клиентов сектора потребительского кредитования. Объём предоставляемой частной информации зависит от возможностей банка использовать данную информацию, которая определяется точностью применяемых методов кредитного скоринга. Далее в работе на численном примере будет произведено сравнение предоставляемой частной информации в зависимости от использования различных по точности методов кредитного скоринга.

Оценка качества

Для полного отображения частной информации физических лиц в процентной ставке по кредиту необходимо, чтобы каждому изменению характеристик заёмщика, которое влияет на кредитоспособность, соответствовало адекватное изменение в цене. В данном разделе рассмотрены функции, позволяющие адекватно установить эквивалент качеству товара.

Представим цену как функцию от информации о качестве товара . Информацию о качестве товара А задана некоторым состоянием . Если на рынке N товаров, то информация о качестве задана набором . Допустим, для любых. Цена, соответствующая информации о качестве товара, может быть задана набором. В данном случае для установления соответствия цены качеству товара достаточно использовать дискретную функцию с N значениями.

Качество товара меняется во времени. Информация о качестве товара в данном случае – это функция от времени.– информация о качестве товара A в определённый момент времени. Информацию о качестве товара можно определять через заданные промежутки времени. Тогда информация о качестве товара будет определена дискретно в моменты времени . В таком случае использование дискретной функции по-прежнему может приводить к установлению адекватного соответствия цены качеству. Количество градаций в данных условиях, гарантирующее адекватное соотношение цены и качества N товаров на M периодов, равно

Допустим, что качество товара A изменяется непрерывно в промежутке от t1 до t2, что имеет отражение в информации о качестве и цене товара Для обеспечения адекватного соотношение цены и информации о качестве товара A на промежутке от t1 до t2 должен существовать непрерывный переход в цене от до . Из вышеприведённого следует, что для установления однозначного соотношения цены качеству на каждый момент времени должна быть использована непрерывная функция.

Кредитный риск заёмщиков имеет бесконечное множество значений. Для того чтобы в автоматизированном режиме устанавливать процентную ставку по кредиту, адекватную кредитному риску потенциального заёмщика, то есть соответствующую ожидаемым потерям по ссуде, необходимо использовать непрерывную функцию.

Численный пример

В текущем разделе при использовании численного примера произведено сравнение предоставляемой частной информации в банк при использовании различных по точности методов кредитного скоринга (с различным числом градаций). Допустим, что для оценки кредитного риска банк применяет 6 шкал с различным числом градаций: с одной (кредитный риск не оценивается), с двумя (как в большинстве методов кредитного скоринга), с тремя, с четырьмя, с пятью и с непрерывной шкалой (бесконечным числом градаций). Непрерывная шкала применяется к клиентам, начиная с допустимого уровня кредитоспособности, потому что остальные обладают слишком высоким кредитным риском и им нецелесообразно выдавать кредит. Клиентам с наибольшим кредитным риском банк отказывает в выдаче кредита, за исключением случая применения одной градации, потому что клиенты в данном случае неразличимы. Банк устанавливает процентную ставку по кредиту в соответствии с указанными ранее положениями ценовой стратегии и располагаемыми возможностями учитывать частную информацию в цене кредита, то есть заёмщики, принадлежащие к одной категории кредитоспособности, получают одинаковую процентную ставку, соответствующую средней себестоимости кредита для данной категории. Ожидаемые потери по ссудам зависят от оценки кредитоспособности потенциального заёмщика, которая оценивается по предоставленной информации.Чем больше положительной информации потенциальный заёмщик предоставит, тем меньше потери, которые банк ожидает получить по данному кредиту с учётом дискретности используемой шкалы кредитоспособности.

Клиенты самостоятельно решают, какую информацию предоставлять в банк. Информация имеет срок давности. Для того чтобы информация была актуальной, её необходимо обновлять. Каждый клиент имеет рациональное поведение: он не станет предоставлять частную информацию, если не получит материальной выгоды от банка.

В банке 1 млн клиентов (). Данное количество настолько велико, что отдельно взятый клиент не замечает изменения средней процентной ставки по группе, в которую он классифицирован в соответствии с предоставленной частной информацией. Клиенты упорядочены по уровню истинной кредитоспособности, который зависит от положительной информации. Кредитоспособность определена в диапазоне от 0 до 1 (). Смежные заёмщики по уровню кредитоспособности отличаются на одну миллионную от единицы ().

Уровень допустимой кредитоспособности равен 0,1. Остальные градации установлены на таком уровне, чтобы охватить равное количество клиентов в рамках используемой шкалы. Например, при использовании третьей шкалы заёмщики с кредитоспособностью от 0,1 до 0,55 принадлежат к одной группе, а от 0,55 до 1 к другой. Положительная частная информация клиента определяет кредитоспособность. В таблице 1 показано количество частной информации, предоставленное клиентами при использовании различных шкал оценки кредитоспособности.

Количественно частная информация клиента измеряется показателем кредитоспособности, который определён непрерывно в диапазоне от 0 до 1 (в отличие от оценки кредитоспособности, для которой банк использует шкалы с различным числом градаций – таблица).

Таблица

Частная информация, предоставляемая клиентами при использовании банком различных шкал оценки кредитоспособности

Шкала №
Число градаций
Суммарный показатель предоставленной информации
1
1
0
2
2
90000
3
3
292500
4
4
360000
5
5
393750
6
бесконечно
(непрерывная шкала)
495000
Источник: Составлено автором.

При использовании первой шкалы предоставление частной информации не влияет на процентную ставку по кредиту. В данном случае клиенты не имеют материального стимула предоставлять частную информацию, то есть банк в состоянии равновесия не получает частной информации от клиентов.

Бинарная шкала оценки кредитоспособности является наиболее распространённой в кредитном скоринге физических лиц. В данном случае клиенты классифицированы по шкале с двумя градациями: «кредитоспособен», «некредитоспособен». Банк выдаёт кредит только «кредитоспособным» заёмщикам по единой цене. Цена определяется как средняя стоимость кредитов среди «кредитоспособных» заёмщиков. «Некредитоспособные» клиенты не заинтересованы предоставлять частную информацию, т.к. это не приведёт к выдаче кредита. «Кредитоспособные» клиенты заинтересованы предоставить информацию на допустимом уровне, чтобы получить кредит. Предоставление частной информации свыше уровня, достаточного для получения статуса кредитоспособного заёмщика, не приведёт к улучшению условий кредитования. В состоянии равновесия клиенты предоставляют частную информацию на том уровне, чтобы пройти допустимый уровень кредитоспособности и получить кредит.

Применение третьей, четвёртой и пятой шкал позволяет дифференцировать клиентов по уровню кредитоспособности дискретно в соответствии с количеством используемых градаций. На основе данных оценок банк дифференцирует процентную ставку по кредиту. Потенциальные заёмщики имеют материальный стимул предоставить информацию, чтобы получить как можно более высокую оценку кредитоспособности для снижения процентной ставки по кредиту. Однако клиенты не заинтересованы предоставлять частную информацию выше граничного значения.

Применение непрерывной шкалы оценки кредитоспособности позволяет банку дифференцировать цену по непрерывной шкале. Заёмщик с уровнем кредитоспособности выше допустимого заинтересован предоставить всю частную информацию в банк с оценкой кредитоспособности по непрерывной шкале (по шестой шкале), так как любая положительная информация снижает процентную ставку по кредиту, а отрицательная информация оставляет процентную ставку неизменной. При взаимодействии с банком заёмщик может определить, какая информация является положительной. В состоянии равновесия заёмщик предоставит всю положительную частную информацию.

Обсуждение результатов

Результаты применения предложенной ценовой стратегии в зависимости от точности оценки кредитоспособности структурированы следующим образом:

· в банк, в котором не дифференцирована цена кредита, заёмщики не предоставляют частную информацию;

· в банк, в котором заёмщики дифференцированы по дискретной шкале кредитоспособности, заёмщики в состоянии равновесия предоставляют частную информацию на уровне, достаточном, чтобы перейти на как можно более высокую ступень кредитоспособности;

· банк, в котором цена кредита для клиента устанавливается индивидуально (по непрерывной шкале) в соответствии с ожидаемыми потерями по ссудам, в состоянии равновесия получает от заёмщиков всю положительную частную информацию.

При использовании непрерывного отображения частной информации в процентной ставке по кредиту формируется обратная связь. Данная обратная связь характерна тем, что каждому изменению частной информации, которое влияет на степень кредитоспособности заёмщика, соответствует изменение в цене кредита, что делает клиента материально заинтересованным предоставлять частную информацию в банк.

Схема применения результатов

Для отражения частной информации физических лиц в процентной ставке по кредиту сотрудники банка могут воспользоваться следующей схемой:

1. Составить список затрат банка.

2. Выделить затраты, связанные с потерями по ссудам, выданным физическим лицам.

3. Вычислить процентную ставку в зависимости от данных расходов.

4. Определить зависимость данных расходов от частной информации физических лиц.

5. Установить процентную ставку новым клиентам в соответствии с предоставляемой частной информацией.

Направление дальнейших исследований

В работе было показано, что применение непрерывного отображения располагаемой информации о клиенте в процентной ставке по кредиту имеет существенное значение для стимулирования потенциальных заёмщиков предоставлять частную информацию. Большинство методов кредитного скоринга осуществляют бинарную классификацию физических лиц по уровню кредитного риска на основе частной информации. Банк, который использует подобные методы кредитного скоринга, не может в автоматизированном режиме отразить частную информацию заёмщика в процентной ставке по кредиту.

Данный факт связан с тем, что по усреднённой оценке кредитного риска нельзя без дополнительной информации дифференцировать потенциальных заёмщиков. Таким образом, для применения в автоматизированном режиме предложенной ценовой стратегии, банку необходимо использовать методы кредитного скоринга, которые позволяют осуществлять оценку кредитного риска потенциальных заёмщиков по непрерывной шкале.

Метод кредитного скоринга, основанный на непрерывной шкале оценки кредитоспособности, был представлен автором в работе «Метод оценки кредитоспособности физических лиц по непрерывной шкале»(Романюк, 2015). Далее данную оценку посредством некоторого преобразования можно использовать для установления цены кредита. Разработка и апробация подобного метода кредитного скоринга, а также определение преобразования оценки кредитного риска в стоимость кредита является направлением дальнейшего исследования.

Заключение

В данной работе был рассмотрен вопрос оптимизации затрат банка в части сбора и анализа частной информации физических лиц. Вместо оплаты работы отдела по сбору частной информации физических лиц предложена ценовая стратегия, по которой банк предоставляет заёмщикам «премии» за предоставленную положительную частную информацию, дифференцируя процентную ставку в соответствии с оценкой кредитного риска.

В соответствии с предложенной ценовой стратегией, отсутствие информации о потенциальном заёмщике приравнивается к отрицательной информации, которая характеризует высокий уровень кредитного риска и соответствует высокой процентной ставке по кредиту для потенциального заёмщика. Предоставление положительной информации (информации, которая снижает оценку кредитного риска) снижает процентную ставку, а отрицательной оставляет неизменной.

Физическое лицо имеет стимул предоставлять частную информацию в банк, который использует предложенную ценовую стратегию, потому что это понизит процентную ставку по кредиту или оставит неизменной в случае, если предоставлена только отрицательная информация. В данном случае у физического лица отсутствуют опасения, что предоставленная частная информация может повысить процентную ставку. Используя данную ценовую стратегию, банк может не расходовать средства на сбор информации о клиентах в секторе потребительского кредитования.

Эффективность предложенной ценовой стратегии зависит от точности оценки кредитоспособности, которая влияет на возможности банка отразить частную информацию заёмщиков в процентной ставке по кредиту. Произведено сравнение предоставляемой частной информации в зависимости от точности используемой шкалы оценки кредитоспособности. Чем больше градаций кредитоспособности в используемой шкале, тем больше частной информации клиенты предоставляют в банк. Непрерывная шкала оценки кредитоспособности позволяет полностью отразить частную информацию в процентной ставке по кредиту.

Стоит отметить, что отображение частной информации в цене кредита обеспечит приток надёжных заёмщиков в банк. Клиенты с высоким уровнем кредитоспособности больше остальных заинтересованы в переходе в банк, где частная информация имеет отражение в процентной ставке по кредиту, потому что при усреднении цены кредита данная категория клиентов переплачивает больше всего.

Применение предложенной ценовой стратегии, основанной на непрерывном отображении частной информации физических лиц в процентной ставке по кредиту, предоставляет решение вопроса асимметрии информации и неблагоприятного отбора на рынке потребительского кредитования. Неблагоприятный отбор возникает из-за несоответствия цены качеству товара.Продавцы качественного товара при цене, усреднённой с некачественным товаром, в результате асимметричного распределения информации имеют стимул уйти с рынка.

В случае если цена кредита физическому лицу соответствует его себестоимости, то асимметрии информации на рынке кредитования физических лиц нет по определению. Применяя предложенную ценовую стратегию, цена кредита соответствует ожидаемой стоимости кредита, которая оценивается по информации о потенциальном заёмщике. Непрерывная функция цены кредита позволяет адекватно оценить любое изменение в частной информации.

Таким образом, заёмщики имеют стимул предоставить частную информацию в банк, чтобы получить более дешёвый кредит. В данном случае, цена кредита, устанавливаемая банком, стремится к действительной стоимости кредита, что позволяет говорить о снижении асимметрии информации на рынке кредитования физических лиц.

[1]Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным кредитными организациями физическим лицам и нефинансовым организациям в рублях(2014, 13 февраля) // СайтЦентрального Банка Российской Федерации


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:42:49