Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2015
DOI: 10.18334/rp.16.9.227

Защита внутреннего продовольственного рынка и ее социально-экономические последствия

Гамбарова Ругия Мантиг кызы, старший преподаватель кафедры аграрной политики и мировой экономики, Азербайджанский государственный аграрный университет, г. Гянджа, Азербайджанская Республика, Азербайджан

Domestic food market protection and its social and economic consequences - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 22

Аннотация:
Формирование нормального продовольственного рынка в Азербайджане посредством полного и эффективного использования имеющегося потенциала сельского хозяйства считается одной из важных задач. Защита продовольственного рынка от негативного внешнего влияния имеет большое социально-экономическое значение. С точки зрения обеспечения продовольственной безопасности населения защита внутреннего рынка становится первостепенной задачей. 
Цитировать публикацию:
Гамбарова Р.М. Защита внутреннего продовольственного рынка и ее социально-экономические последствия // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 9. – С. 1405-1412. – doi: 10.18334/rp.16.9.227

С точки зрения формирования нормального продовольственного рынка в Азербайджане полное и рациональное использование имеющегося потенциала сельского хозяйства считается одной из важнейших задач. Поэтому также чрезвычайно необходимым является развитие перерабатывающей сельскохозяйственное сырье промышленности. 

Как известно, в формировании продовольственного рынка республики доля сельскохозяйственной продукции так же, как и пищевой, весьма   велика.  Сельскохозяйственная продукция на продовольственном рынке по сравнению с пищевой продукцией обладает большей конкурентоспособностью. Во времена Советского Союза на продовольственном рынке, как и во всех отраслях экономики, государство имело монополистические позиции.    А это препятствовало формированию продовольственного рынка на основе спроса-  предложения. После развала Союза Республика завоевала независимость, и во всех отраслях экономики начался период реформ. После проводимых в аграрной отрасли реформ в нашей стране сформировалось значительное количество производителей сельскохозяйственной продукции, что способствовало росту объема предложения и улучшению конкурентной среды на продовольственном рыне.

Но в современный период продовольственный рынок состоит не только из продуктов питания и сельскохозяйственной продукции отечественного производства.  В формировании и развитии этого рынка немалая доля и пищевой, и сельскохозяйственной продукции, привозимой из-за границы.   Импортная и местная продовольственная продукция формируют внутренний продовольственный рынок.  С этой точки зрения защита внутреннего продовольственного рынка считается одной из наиболее важных задач [1].

Защита продовольственного рынка от негативного воздействия имеет большое социально-экономическое  значение. С точки зрения продовольственной безопасности населения защита внутреннего рынка выступает как одна из необходимых задач.  Но защита продовольственного рынка должна рассматриваться не только с позиций потребителей. На этом рынке основными участниками наряду с потребителями являются и производители. С этой точки зрения защита продовольственного рынка должна проводиться так, чтобы наряду с потребителями защитить интересы и производителей и чтобы производители могли осуществить процесс расширенного воспроизводства. Регулирование и защита продовольственного рынка от негативного  воздействия является одной из мер социальной политики государства. Эта мысль отмечена и в трудах зарубежных экономистов.

По мнению Н.М.Римашевской, факторы формирования оказывают влияние на динамику и методологические особенности управленческих аспектов механизма регулирования  продовольственного рынка. Мы рассматриваем рынок больше как  социальный фактор, а  его регулирование - как социальную политику. Структура продовольственного рынка и потребление продовольствия населением являются основным приоритетом социального развития и  играют важную роль  в решении современных интеграционных проблем.  Недостаток продовольствия снижает уровень жизни и благосостояния людей.  [2].

 И ученые зарубежных стран,  и отечественные экономисты высказали  различные мысли по поводу значения регулирования продовольственного рынка.  Либеральные ученые-экономисты были против решения продовольственной проблемы внутри отдельных стран. Они, чтобы обосновать свои позиции, ссылались на нижеследующие  предположения:

-               уровень и структура внутренних цен должна быть приближена к уровню и структуре цен на мировом рынке;

-               когда страна интегрируется в мировое экономическое сообщество, происходит международное разделение труда;

-               с ростом импорта продовольствия спрос и предложение на рынке продовольственной продукции стабилизируется;

-               уменьшение импорта продовольственной продукции приводит к уменьшению эффективности и конкуренции в аграрной отрасли.

Мы считаем, что  эти идеи ученых в определенном смысле звучат не полно, а некоторые положения не характеризуют настоящее положение.  При этом  принимать все эти идеи как верные без учета некоторых моментов было бы неправильно.  По нашему мнению, уровень экономического развития страны, численность производителей  и  объем производимой продукции, национальные традиции и прочие аналогичные факторы здесь не приняты во внимание. 

Как уже отмечали, защита внутреннего продовольственного рынка обладает большим социально-экономическим значением. С этой точки зрения в качестве примера  можно показать следующие факторы, обуславливающие необходимость защиты внутреннего продовольственного рынка:

-               внутренний продовольственный рынок, будучи местом, где сталкиваются интересы населения страны, потребителей и производителей, имеет важное  значение, и его регулирование выступает как важный фактор обеспечения социальной стабильности;

-               в современный период, когда вопросы продовольственной бзопасности являются  актуальными, увеличение объема производства продовольственной продукции в мировом масштабе и повышение уровня цен выдвигает на передний план и делает более актуальным защиту внутреннего рынка;

-               так как импорт продукции  обладает способностью влиять на формирование местного производства и конъюнктурные изменения на внутреннем продовольственном рынке, то постоянный контроль за импортом считается одной из важнейших задач;

-               благоприятное расположение Республики, все более ускоренное развитие экономики увеличивает интерес к нашей стране и превращает её в источник доходов для экспортеров, а это, в свою очередь, создает условия для роста цен на продовольственном рнке;

-               негативные тенденции, происходящие на внутренних рынках других стран, облдающих способностью влиять на продовольственный рынок страны, оказывают влияние на местный продовольственный рынок;

-               в современный период высокая себестоимость некоторой производимой внутри страны продовольственной продукции способствует тому, что  цены на них превышают мировые рыночные цены;

-               негативные тенденции, происходящие на внутреннем продовольственном рынке, могут воздействовать на развитие экономики страны, на ее интеграцию  в мировую экономическую систему и способствовать усилению  внутренней напряженности.

При рассмотрении вышеуказанных факторов еще раз на передний план выдвигается социально-экономическое значение защиты внутреннего продовольственного рынка и становится ясным важное значение его регулирования с точки зрения обеспечения потребности населения в продовольственной продукции.

С этой точки зрения государство берет на себя важную роль в регулировании и сбалансированном функционировании продовольственного рынка.  Это видно и из опыта зарубежных стран.  Потому что большинство реализуемой на продовольственном рынке продукции является сельскохозяйственными товарами, а сельское хозяйство - это отрасль, постоянно нуждающаяся в опеке.  По нашему мнению, регулирование продовольственного рынка напрямую зависит от  регулирования аграрной отрасли. Если обратить внимание на опыт зарубежных стран, то можно увидеть, что и в этих странах в определенные периоды рынок регулируется государством. В странах Восточной Европы, в  Чехии и Словакии, регулирование экономики проводится следующим образом:

-               сохранение на рынке равновесия путем закупок, носящих характер вмешательства;

-               поддержка структурных преобразований производства в стране посредством  целевых дотаций и льготных кредитов;

-               регулирование продовольственного рынка с точки зрения более полного удовлетворения потребности населения в продовольствии.

    Как видно из зарубежного опыта, защита внутреннего продовольственного рынка является одной из важных задач для нормального функционирования экономики страны.  Потому что на этом рынке в достаточном количестве как субъектов производства, так и субъектов потребления, и они охватывают большую часть населения страны.  

По нашему мнению, в последние годы, с целью регулирования внутреннего  продовольственного рынка и более полного удовлетворения потребности населения в продовольстенной продуции, проводимые государством меры в аграрной отрасли имеют очень важное значение и дают импульс развитию аграрной отрасли.  Принятые в последние годы государственные программы, льготное кредитование сельскохозяйственных производителей, субсидии, выдавамые производителям растениеводческой прдукции, относятся к тем мерам.    Но осуществление этих мер вовсе не означает, что все проблемы, имеющие место в аграрной отрасли и на внутреннем продовольственном рынке, где реализуется продукция аграрной отрасли, решены. Надо признать, что  в этой отрасли имеется еще много нерешенных проблем.

Динамика  формирования продовольственного рынка соответственно уравновешивается факторами  и результатами, организационная структура продовольственного рынка вместе с механизмом спроса и предложения развивается  как  организация сбалансированного и устойчивого развития. Государственное регулирование продовольственного рынка организуется с точки зрения отраслевого  территориального управления. Возможность регулирования управляется влияющими на нее факторами.  Существование рыночной деятельности возможно на основе взаимодействия экономической свободы производителей и потребителей с одной стороны и ценовой конкуренции  с другой стороны [3].

Проводимые государством в аграрной отрасли, в том числе на аграрном рынке, где реализуется продукция аграрной отрасли, меры проистекают из двух основных причин.  Если  первая из них - обеспечение экономического равновесия, то вторая связана с улучшением социального положения людей.  Опыт развитых стран показывает, что в некоторых случаях проводимая государством в аграрной отрасли политика может не совпадать с политикой, проводимой в других секторах экономики, а иногда они даже противоречат друг другу. Если государство с целью защиты потребителей проводит политику сдерживания роста цен на продукты и услуги других отраслей экономики, то в аграрной отрасли в основном проводит политику, направленную на защиту производителя путем повышения цен на сельскохозяйственную продукцию или снижения себестоимости этих продуктов.  Объяснять меры, направленные на вмешательство в продовольственный рынок и его регулирование, только лишь с социальной точки зрения было бы не правильно.  Другой целью этого регулирования является достижение развития экономики страны, в том числе сельского хозяйства, которое является его составной частью и имеет большой вес в формировании продовольственного рынка и пищевой промышленности.

Заключение

Опыт развитых стран показывает, что с целью защиты внутреннего продовольственного рынка и в то же время сельскохозяйственных товаропроизводителей государство может и косвенно, и напрямую влиять на цены. Повышение уровня дохода являющихся участниками продовольственного рынка производителей сельскохозяйственной продукции, поддержание стабильности цен, освобождение от налогов или других рыночных затрат можно рассматривать как примеры косвенного вмешательства. А примерами прямого вмешательства являются проведение политики нижних и верхних границ цен, политика финансовой помощи.  В Турции эта политика начала внедряться с 1950-х годов и до сих пор продолжается.

Если принять во внимание неэластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию, то в условиях закрытого рынка расширение предложения приведет к непропорциональному снижению цен и уменьшению доходов.  И наоборот, политика ограничения предложения создаст условия для увеличения доходов производителей. 

К факторам, обуславливающим закрытость рынка, относятся следующие:

-        более низкий по сравнению с международным уровень внутренних производственных издержек;

-        превращение страны на мировом рынке в крупного экспортера вследствие субсидирования цен;

-        со стороны государства - определение объема некоторой продукции, подлежащей субсидированию, и экономическое стимулирование предпринимательских структур, склонных к экспорту.