Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»10 / 2015
DOI: 10.18334/rp.16.10.266

Развитие теоретических вопросов управления инвестиционной привлекательностью промышленных предприятий

Тарелкин Алексей Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента, Самарский государственный университет, Россия

The development of the theoretical issues of the investment attractiveness management at industrial enterprises - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 40

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы совершенствования теоретических вопросов управления инвестиционной привлекательностью промышленных предприятий, а также  развития промышленного комплекса РФ в целом на основе современной инвестиционной политики государства. В авторском представлении стратегии инвестиционной привлекательности промышленных предприятий показано содержание производственных систем, управление которыми является важнейшим стимулом для  повышения эффективности инвестиционной политики предприятия.
Цитировать публикацию:
Тарелкин А.А. Развитие теоретических вопросов управления инвестиционной привлекательностью промышленных предприятий // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 10. – С. 1421-1430. – doi: 10.18334/rp.16.10.266

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Введение

В настоящий момент Россия успешно решает комплекс тактических и стратегических задач по инновационному развитию отечественной экономики на основе внедрения полномасштабной модернизации в функционирование промышленных производств.

Сущность данной стратегии развития государства, которая ориентирована на устойчивый и инновационный  характер функционирования отечественной промышленности, заключается в том, что она осуществляет непосредственное влияние на комплексное решение всех задач экономического развития государства, а именно: достижение и упрочение скоординированного роста экономики, повышение качества экономического потенциала и благосостояния всех жителей страны за счет  увеличения эффективность процессов общественного воспроизводства [1].

В современных условиях глобализации всей мировой экономической системы появляются новые явления и виды хозяйствования, изменяющие и коренным образом усложняющие форму и содержание  процессов функционирования и развития промышленности, которые, в свою очередь также оказывают огромное влияние на экономический потенциал государства, что вызывает необходимость своевременного и адекватного реформирования стратегий инновационного развития макроэкономической системы страны, межотраслевых промышленных комплексов, а также отдельных отраслей и групп промышленных предприятий.

Только инновационный тип развития отечественной экономики определяет устойчивость ее функционирования и конкурентоспособности на мировом рынке. Именно от развития собственной промышленности во многом зависит, сумеет ли Россия занять ведущее место среди государств, которые обладают высокими наукоемкими технологиями и производят продукцию, конкурентоспособную на глобальных, мировых рынках, или государство окончательно перейдет в состав отстающих стран и превратиться в сырьевой придаток для других, экономически жизнеспособных и развитых государств мира [1]. Решение данных задач требует от промышленных предприятий разработки новой стратегии и тактики управления собственной инвестиционной привлекательностью.

Основу практически всех инноваций определяет инвестиционный проект, который, в свою очередь, нуждается в разработке соответствующей стратегии управления и в определении структуры управления [2]. Следовательно, инновационное развитие промышленного комплекса не может быть успешным без формирования механизма управления собственной инвестиционной привлекательностью.

Формирование и практическая реализация стратегии управления собственной инвестиционной привлекательностью промышленных предприятий позволят РФ занять достойное место на мировом рынке, промышленной продукции, определить необходимую для себя долю импорта, повысить свой совокупный экспортный потенциал. Однако имеющаяся недостаточность методического обеспечения формирования такой комплексной стратегии управления собственной инвестиционной привлекательностью промышленного комплекса затрудняет разработку данного вопроса.

В научных исследованиях по  вопросам стратегического менеджмента организаций, а также проблемам формирования и реализации стратегий  управления промышленными предприятиями, их внедрением и реализацией на всех уровнях экономики уделялось достаточное большое внимание. Среди зарубежных исследователей по этим научным направлениям назвать таких как:  Р.И. Ансофф,  Б. Карлофф,  Р. Лукас, Г. Минцберг,  М. Портер,  А. Томпсон, С. Уинтер и др. [5].

Российские ученые, проводившие исследования стратегических проблем  инвестиционного и инновационного характера в развития реального сектора экономики РФ, - это Л.И. Абалкин,  Д.И. Баркан, А.И. Богданов,  Ю.С. Васильев, А.А. Голубев, А.Г. Гранберг, А.А. Дынкин, В.Л. Иноземцев,  А.Е. Карлик, Н.Д. Кондратьев и др. [6].

Однако, несмотря на обширный круг исследований, ряд вопросов управления собственной инвестиционной привлекательностью промышленных предприятий остаются еще недостаточно изученными. Среди них можно отметить: исследование основ и факторов  управления собственной инвестиционной привлекательностью промышленных предприятий и определение возможных путей развития данной категории. Важность решения данных вопросов на обусловлена актуальность статьи, ее теоретическая и практическая направленность  [7].

Исследование теоретических вопросов управления инвестиционной привлекательностью необходимо начать с того, что в экономической литературе до настоящего времени не разработан единый и конкретный подход к определению  понятия и сущности инвестиционной привлекательности и ее взаимосвязей с устойчивостью функционирования и финансовым положением  предприятия.

Изучив существующие в настоящее время подходы к сущности  и понятию инвестиционной привлекательности предприятия, автор предлагает систематизировать и объединить все существующие трактовки в четыре классификационные группы по следующим признакам:

1. Инвестиционная привлекательность предприятия как условие его развития. Это определяется:

– состоянием экономического развития предприятия, при котором с большой  долей вероятности и в реально приемлемые для потенциального инвестора сроки вкладываемые инвестиции смогут обеспечить удовлетворительный уровень прибыли или могут быть получены другие положительный результаты;

– динамикой развития предприятия, которая представляет собой определенное направление инвестиционного развития  и функционирования предприятия;

– интегральным показателем оценки исследуемых предприятий – объектов для потенциального инвестирования с точки зрения перспективности их развития, динамики объемов реализации продукции, направлений эффективности использования производственных активов, платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости [5];

2. Инвестиционная привлекательность предприятия как необходимое условие для инвестирования:

– наличие показателей, влияющих на уровень предпочтений инвестора в выборе определенного  объекта для инвестирования;

– наличие факторов внешней и внутренней среды потенциального объекта инвестирования, которые определяют возможность условий для граничного перехода потенциальных инвестиционных ресурсов;

– совокупность факторов, определяющих  платежеспособный потенциальный  спрос на инвестиции в основной капитал предприятия;

3. Инвестиционная привлекательность как интегрированная совокупность показателей функционирования предприятия:

– набор показателей функционирования, определяющих наиболее предпочтительные для инвестора возможности  инвестиционного поведения;

– набор  финансовых и экономических показателей предприятия, определяющих возможность максимизации  прибыли при минимальном риске вложения капитала;

– набор показателей, характеризующих эффективность использования имущественного комплекса предприятия, его финансовую устойчивость, платежеспособность, возможности по инновационному развитию на основе роста доходности капитала, повышения технико-экономического состояния  производства, а также конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции [4];

– показатели фондового рынка: доходность капитала, курс акций и уровень дивидендов, капитализация компании и др.;

– показатели удовлетворенности клиентов предприятия, выражающиеся в конкурентоспособности продукции: клиентоориентированность, наиболее полное удовлетворение запросов потребителей,  послепродажное обслуживание и т.д.;

4.       Инвестиционная привлекательность предприятия как показатель эффективности используемых инвестиций:

– эффективность потенциальных инвестиций определяет инвестиционную привлекательность предприятия, а собственная инвестиционная привлекательность определяет инвестиционную деятельность. Чем выше будет эффективность используемых инвестиций, тем выше получим уровень инвестиционной привлекательности предприятия  и масштабнее будет инвестиционная деятельность, и наоборот;

– это самостоятельная экономическая категория, характеризующая эффективность использования имущественного комплекса, способность к саморазвитию на основе повышения доходности вкладываемого капитала и повышения технико-экономического уровня развития производства.

Все приведенные выше существующие определения инвестиционной привлекательности хотя и дают общую объективную оценку, но все же недостаточно полно отражают и учитывают  многообразие наиболее значимых факторов, характеризующих и влияющих на инвестиционную привлекательность предприятия.

С точки зрения инвесторов, инвестиционная привлекательность предприятия  представлет систему  качественных и количественных факторов, которые характеризуют платежеспособный спрос предприятия на необхоимые инвестиции. В этом случае оценка привлекательности объекта для инвестирования должна определться объективными характеристиками, относящимися к направленим вложения капитала, и на субъективных факторах предпочтения, присущих данному инвестору.

Большинство их отечественных ученых сходны во мнении, что в основе оценки инвестиционной привлекательности предприятия лежит оценка его финансового состояния. Но данная оценка финансового состояния является только частью оценки всего наличия факторов инвестиционной привлекательности.

Под инвестиционной привлекательностью автор понимает соответствие инвестиционного объекта имеющимся предпочтениям инвестора. Это говорит о том, что  она может быть использована инвестором в качестве основного фактора для формирования собственных инвестиционных предпочтений и принятия конкретного инвестиционного решения [6].

В содержании стратегии собственной инвестиционной привлекательности предприятия раскрывается и содержание производственных систем, управление которыми является важнейшим факторами повышения эффективности инвестиционной политики. В данном случае определяющими факторами развития собственной инвестиционной привлекательности предприятий становятся объективные факторы, влияющие на экономическую эффективность вкладываемого капитала, а также факторы, которые были накоплены в процессе многолетней хозяйственной деятельности, составляющие историю и гудвилл предприятия: региональные особенности, инфраструктурная освоенность территории, миссия предприятия, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал региона.

Реализация и внедрение стратегии управления собственной инвестиционной привлекательности происходит в инвестиционной сфере. Данное понятие отражает систему экономических отношений по поводу поиска, привлечения и движения инвестиций на инвестиционном рынке. Здесь можно выделить такие сферы, как инновационная, капитального строительства, обращения финансового капитала, воспроизводства человеческого капитала, реализации имущественных прав предприятия и т.д. [3]. Кроме этого, здесь необходимо учесть и многообразную роль государства, которое использующет обширный спектр  юридических,  административных, экономических и других средств влияния на инвестиционную сферу.

Проведенный автором анализ инвестиций, инфраструктуры и инвестиционного процесса в промышленном секторе, а также мировой и отечественный опыт доказывают, что наиболее удачной организационной формой по объединению элементов инвестиционного процесса с инвестиционной инфраструктуой для повышения инвестиционной привлекательности промышленных предприятий является инвестиционная сфера. Она комплексно отражает всю совокупность экономических отношений по накоплению, аккумулированию, формированию, распределению, перераспределению и использованию инвестиций. Но здесь также следует отметить и то, что сегодня только немногие предприятия уделяют должное внимание формированию собственной инвестиционной сферы, а также то, что порой нечетко разграничены понятия инвестиционной сферой и инвестиционного процесса.

Также автор подчеркивает, что в экономической литературе зачастую не уделяется должного внимания процессам формирования инвестиционной инфраструктуры, а из-за этого закономерно и отсутствует однозначная и точная трактовка понятия «инвестиционная инфраструктура», а также перечень входящих в нее элементов [7]. Это обуславлиливает:

- во-первых, то, что теоретические исследования управлением инвестицонноым  процессом не всегда доводятся до уровня, который позволяет переходить к анализу инвестиционной инфраструктуры;

- во-вторых, возникает довольно сложная ситуация, связанная с незначительными суммами инвестиций в реальный сектор промышленности, что также делает невозможными определене причин,  тормозящих осуществление инвестиционного процесса в промышленности;

-в-третьих, процесс инвестирования основывается на организационно-экономическом механизме государственного регулирования и непосредственно на механизме рыночного саморегулирования. Данные механизмы взаимоувязаны и взаимно дополняют друг друга, но сохраняя при этом собственную определенную самостоятельность.

Как показало проведенное исследование, в настоящее время интерес к разработке, формированию и реализации комплексной стратегии управления собственой инвестиционной привлекательностью промышленных предприятий в России значительно повысился. Анализ теории и практики управления инвестиционной привлекательностью промышленных предприятий, а также отраслей промышленности в целом выявило, что в настоящее время  в полном объеме разработать технологию повышения инвестиционной привлекательности  промышленного комплекса невозможно в силу недостаточности основных взаимосвязей между бизнес-процессами и соответствующими им показателями оценки производственно- хозяйственной деятельности исследуемых субъектов экономики [8].

Для комплексного анализа инвестиционной привлекательности должен применяться подход, который предусматривает анализ всех существующих факторов с учетом их взаимосвязей и влияния друг на друга в иинвестиционном процессе. Основные факторы, которые влияют на инвестиционную привлекательность промышленного предприятия, представлены на рисунке.

Также автором в данной связи отмечается, что усложнение процессов функционирования промышленных предприятий в современных условиях глобального рынка, а также замена отечественной продукцией импорта требуют системной дифференциации всех факторов управления по стадиям производственного процесса и рыночной реализации выпускаемой продукции. Тщательный анализ и диагностика тех факторов, которые на на всех стадиях оказывают наиболее существенную роль на инвестиционную привлекательность промышленных предприятий, позволит оптимизировать их работу, повысит эффективность и в конечном счете, обеспечит их устойчивое функционирование и развитие [10].

     По мнению автора, основными видами инвестиционной привлекательности промышленных предприятий являются: финансовая; социальная; территориальная; инновационная; экологическая; информационная; корпорационная; кадровая  привлекательность выпускаемой продукции предприятия.

Заключение

В настоящее время на практике сложилось два основных подхода к управлению инвестиционной привлекательностью промышленного предприятия.

Рисунок. Классификация факторов инвестиционной привлекательности промышленного предприятия

При первом подходе управление инвестиционной привлекательностью предприятия определяется только формированием и использованием активов предприятия, а также оценкой набора его инвестиционного портфеля.

Второй подход  предусматривает управление денежными потоками и капиталом по основным видам деятельности –  инвестиционной, операционной и финансовой, что позволяет, по общему мнению ряда исследователей, воздействовать на формирование и реализации собственной инвестиционной привлекательности предприятия в целом [9].

Также, по мнению автора, комплексное управление инвестиционной привлекательностью должно обязательно подразумевать разработку тех мероприятий, которые направлены на достижение в реальный момент времени требуемого темпа развития предприятия, которые соответствуют необходимым объемам инвестиций, которые определяет структуру собственной инвестиционной привлекательности предприятия, а также меры по ее повышению, развитию и регулированию.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241