Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2015
DOI: 10.18334/rp.16.8.193

Социально-психологические аспекты неформального сектора экономики Российской Федерации

Жемерикина Юлия Игоревна, канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики, Россия

Жемерикин Олег Игоревич, аспирант, Академия социального управления, г. Железнодорожный, Россия

Social and psychological aspects of the informal sector of the russian economy - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 24

Аннотация:
В данной статье представлена основная характеристика термина конкуренция. Описаны основные виды конкуренции, встречающиеся в современном обществе. Описана психологическая структура конкуренции. В статье представлено понятие неформальная экономика, описаны ее структура и факторы развития.
Цитировать публикацию:
Жемерикина Ю.И., Жемерикин О.И. Социально-психологические аспекты неформального сектора экономики Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 8. – С. 1211-1218. – doi: 10.18334/rp.16.8.193

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Введение

Политические и социально-экономические перемены в нашей стране привели к изменению в сознании людей привычной системы норм и ценностей. В результате этих перемен в обществе начали все ярче проявляться различные способы достижения поставленных целей и задач. Все эти перемены способствовали увеличению внимания к ряду проблем, связанных c конкуренцией: мотивации достижений, власти, личностных детерминант конкуренции, в развитии тактик и стратегий конкуренции для достижения целей и т.п.

Термин «ненаблюдаемая экономика» появился сравнительно недавно, но на текущий момент встречается у всех мировых исследователей экономики. Данный термин пришел на смену таким понятиям, как теневая экономика, неформальная экономика, незаконная экономика, невидимая, тайная, скрытая экономика и т.д.

Ненаблюдаемая экономика - это сектор экономики в государстве, который не учитывается официальной статистикой и не контролируется государством. Тем самым статистические органы не имеет возможности учесть деструктивные виды экономической деятельности или упущенную выгоду экономики в связи с недобросовестной конкуренцией, монополизацией рынка и т.д. В то же время отсутствует количественная и качественная оценка ущерба, возникающая из-за информационной ассиметрии.

Несмотря на большое количество определений понятия ненаблюдаемой экономической деятельности, многие ученые сходятся во мнении, что ненаблюдаемая экономика включает следующие элементы: нелегальная экономическая, теневая и неформальная экономические виды деятельности.

На сегодняшний день российскaя госудaрственнaя стaтистикa включает ряд элементов в понятие ненaблюдaемая экономикa: скрытая экономическая деятельность и нелегальная экономическая деятельность  [5].

Таким образом, размеры ненаблюдаемого сектора народного хозяйства являются заниженными, так как остается неучтенной неформальная экономическая деятельность. 

 Сегодня, к сожалению, в современной России существует и часто процветает криминализация государственных структур, которая порождает написание и следования определенным правилам взаимодействия  официальной политикой государства и теневым сектором экономики. Поэтому особенно сейчас  является актуальным высказывания перуанского ученого Эрнандо де Сото, так как теневая деятельность  России и стран Латинской Америки во многом схожи [2].

Идея их заключается в следующем:

1. Граждане сами создают нелегальный рынок труда, который является лакмусовой бумагой на экономическую и правовую ситуацию в стране. «Там, где нет работы, они изобретают работу, обучаясь делам, о которых большинство до той поры не имело и понятия» [2].

2. Граждане, которые вовлеченные в теневую деятельность, живут благополучнее, чем те, кто уважает закон.

3. В большинстве случаев не вся деятельность людей бывает теневой, а лишь отдельные ее действия..                           ...................

4. Переходят в теневой сектор чаще всего те люди, у которых получается больше денежных средств, чем при законной экономической деятельности [3]

В современной науке учеными исследователями установлено, что развитию неформальной  экономики в РФ способствуют следующие факторы, мы их условно разобьем на три группы:

а) Экономические (высокие налоги, распад СССР, кризисы финансовой системы);

б) Правовые (несовершенство законодательства, несовершенства налоговой системы и правоохранительных органов);

в) социальные (высокий уровень безработицы, инфляция, низкий уровень жизни населения).

Но не все так просто с ненаблюдаемой экономикой. Для современной экономики данный феномен имеет как положительное, так и отрицательное воздействие. Положительная сторона заключается в том, что ненаблюдаемый сектор экономики помогает многим гражданам повысить свой доход без крупных социальных и политических потрясений в стране, так же позволяет выявить недоработки в законодательной деятельности государства. Отрицательная сторона заключается в том, что государство недополучает доходов, начинает процветать коррупция и т.д.

Однако с психологической точки зрения, ненаблюдаемая экономика вынуждает граждан для обеспечения своего материального благополучия прибегать к недобросовестной конкуренции.

В нашей статье мы хотели бы рассмотреть влияние социально-психологический аспект ненаблюдаемого сектора экономики. Данный феномен связан с экономической ситуацией в стране, а также с воспитанием и психологическими особенностями гражданина. Не секрет человек всегда стремиться получить лучшее благо. Изначально в правовом плане люди в государстве находятся в равных условиях, но экономическими благами владеют по-разному.

Ж.-Ж. Руссо в своем труде «О причинах неравенства» пишет, что человеку все дано от природы для счастья. Создав цивилизацию, человек вовлек себя в противоестественные условия с «искусственными» чувствами. Таким образом, в обществе возникают униженные, оскорбленные, бедные и богатые, то есть общество само порождает конкуренцию.

В науке понятие «конкуренция» носит междисциплинарный характер и изучается экономикой, социологией, психологией, педагогикой, политологией и др. Каждая наука, изучающая конкуренцию, дает ей свое определение.

Конкуренция определяется в науке как ситуация за использование какого-либо блага, в котором заинтересовано некоторое количество людей.

Современные исследователи отмечают, что в обществе существует конкуренция двух видов, которые носят названия продуктивная и разрушительная. Продуктивная конкуренция определяется гуманностью, позитивностью, созидательностью. Разрушительная – приступами агрессии, неблагоприятной атмосферой в обществе.

  Таким образом, учеными установлено существование на сегодняшний день двух видов конкуренции в социуме, которые еще носят названия: добросовестная (соревновательная, честное ведение борьбы) и недобросовестная (хищническая, ведение борьбы нечестными способами).

Недобросовестная  конкуренция является малоизученным феноменом. Основными методами данной конкуренции А.Н. Поддьяков выделяет противодействие обучению и троянское обучение. Противодействие характеризуется помехами в процессе обучения, а троянское обучение характеризуется скрытым обучением для обучаемого, но выгодным для обучающего.  

На основе теоретико-методологического анализа научной литературы по проблеме исследования существует в психологии труда схема психологических условий развития конкуренции (рис.) [4].

Конкуренция

Положительная

Отрицательная

Соревнование, олимпиада, помощь в получении профессиональных знаний

Искажение фактов, ложная информация

Рисунок. Психологическая структура конкуренции

В схеме под зарождением конкурентной среды понимается начало любой конкуренции.

Как и конкуренции, конкурентная среда делится на несколько видов: конструктивная и деструктивная. Конструктивный тип конкурентной среды – возможность для реализации со своего потенциала и реализация продуктивных изменений в себе. Деструктивная конкурентная среда – это среда, вызывающая отрицательное отношение к конкуренции, развитие и поощрение «нечестных способов ведения борьбы».

Далее по схеме следует критерий «приз», который может быть материальным (ресурсы, деньги), духовным (нормы, правила), социальным (власть, должность, положение в группе и т.д.) и психическим (одобрение обществом, самореализация).

  ВПД – внутренний план будущих действий. В данный план входит анализ собственных ресурсов, оценка ресурсов и возможностей соперника, риски, выбор тактики и стратегии.

Далее протекает сама конкуренция, на которую влияют внутренние факторы (воспитание, личное восприятие конкурентной среды, психические особенности личности). Под внешними факторами понимается конкурентная среда, конфликтность, напряженность в коллективе. В зависимости от того, какие факторы влияют на конкуренцию, сама конкуренция может перетекать из одной формы в другую. Начаться конкуренция может с положительных способов ведения борьбы, а закончиться отрицательными, и наоборот [4].

И уже после протекания всей конкуренции личность получает приз (выигрыш) либо проигрыш. И после критерия «приз\проигрыш» формулируется общественное мнение в определенной группе и личное восприятие человеком конкурентной среды.

Далее по схеме следует общественное мнение и личное восприятие на выигрыш и проигрыш. В психологии эти мнения носят название постэффекты конкуренции. Именно в результате постэффектов у личности образуются новообразования, которые возникли в результате конкуренции. К. Маркс высказывал, что обстоятельства в такой же мере творят людей, в которой люди творят обстоятельства.   

Далее по нашей схеме следует общественное мнение и личное восприятие на выигрыш и проигрыш. В психологии эти мнения носят название постэффекты конкуренции. Именно в результате постэффектов у личности образуются новообразования, которые возникли в результате конкуренции. Как видно из схемы, человек закрепляет в культуре своей личности в будущем прибегать либо к положительным способам конкуренции, либо к отрицательным.

Заключение

Если человек очень часто использует методы недобросовестной конкуренции, то это наносит вред не только окружающим людям, но и государству. Чтобы приобрести личную выгоду, люди часто используют недобросовестные методы ведения борьбы, которые ведут их в ненаблюдаемую (теневую) сферу экономики [1].

Таким образом, недобросовестная конкуренция влияет на личностные качества каждого человека, а следствие данного влияния ведет людей в сектор ненаблюдаемой (теневой) экономики. Изучать социально-психологий аспект ненаблюдаемого сектора народного хозяйства необходимо уже сейчас. Так как управление и понимание структуры его развития позволит внести различные изменения в законотворчестве, что будет способствовать укреплению экономики, повышению уровня жизни людей.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241