Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2015
DOI: 10.18334/rp.16.8.191

Исторический экскурс: концепция корпоративной социальной ответственности как теоретическая основа нефинансовой отчетности

Воробьева Ольга Алимовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры анализа, бухгалтерского учета и аудита, Курганский государственный университет, Россия

Historical background: The concept of corporate social responsibility as the theoretical basis for non-financial reporting - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 57

Аннотация:
Теория и практика составления нефинансовой отчетности получают все большее развитие. Однако для того чтобы понять глубинные причины необходимости формировать такую отчетность, целесообразно отследить ее теоретическую основу. В качестве одной из ключевых концепций, ставших такой основой, является концепция корпоративной социальной ответственности. В статье рассматриваются основные исторические вехи, проводится сравнение некоторых наиболее известных определений и ключевых постулатов данной теории, указывается на сложившуюся специфичность подходов к социальной ответственности в России и за рубежом.
Цитировать публикацию:
Воробьева О.А. Исторический экскурс: концепция корпоративной социальной ответственности как теоретическая основа нефинансовой отчетности // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 8. – С. 1111-1120. – doi: 10.18334/rp.16.8.191

Введение

Бухгалтерский учет хотя и ведется только внутри организации, однако весьма точно отражает общие глобальные процессы в экономике как страны, так и всего мира. Чтобы доказать этот постулат, достаточно обратиться к истории развития учета. Изначально учет имел исключительно натуралистический характер: учитывали только то, что можно было увидеть и посчитать, не прибегая к сложным расчетам и хитрым приемам. Экономическое развитие человеческого общества, особенно в пору становления промышленности, привело к появлению таких эфемерных с точки зрения реальности и возможности их увидеть категорий, как, например, амортизация, себестоимость, нематериальные активы. Спустя какое-то время после осознания всех этих понятий и связанных с ними концепций бухгалтерский учет «подхватил» их, взял на вооружение и сейчас для любого бухгалтера-практика они не являют из себя ничего сверхъестественного.

Принимая во внимание эту связь общеэкономических и бухгалтерских тенденций, в статье особо хотелось бы обратить внимание на такую концепцию, как корпоративная социальная ответственность, при этом сделать это в увязке с развитием связанных с ней понятий и подходов в учетной среде.

Итак, корпоративная социальная ответственность (далее – КСО) начала зарождаться как теоретическое направление с начала прошлого столетия, получила свое научное обоснование к 1960–1970 гг. и, переживая периоды обострения и спада научного интереса, дожила до нашего времени.

Существует мнение, что концепция КСО с трудом поддается определению. Она по-разному трактуется и проявляется в различных отраслях и регионах. Многие компании включают вопросы экологии и устойчивого развития в сферу корпоративной социальной ответственности, в то время как другие рассматривают экологическую ответственность отдельно от КСО. В общих чертах КСО можно понимать как ответственность компании перед сотрудниками, контрагентами, собственниками, а также обществом в целом, в особенности перед населением регионов, на территории которых работает данная компания. Такая ответственность включает в себя социальные и экологические вопросы, а также вопросы корпоративного управления и прозрачности  [1].

В табл. 1 обобщены некоторые наиболее популярные определения КСО.

Таблица 1

Походы к определению КСО

Автор / источник

Содержание определения

Боуен Г.

Социальная ответственность бизнесмена состоит в реализации такой политики, принятии таких решений либо следовании такой линии поведения, которые были бы желательны для целей и ценностей общества [2]

Девис К.

КСО – это осознание фирмой проблем, выходящих за пределы узких экономических, технических и правовых требований, и реакция на эти проблемы [3]

Кэролл А.

КСО – это соответствие деятельности организации экономическим, правовым и дискреционным (филантропическим) ожиданиям, предъявляемым обществом организации в данный период времени [3]

Уаттс Р., Холм Л.

КСО – это постоянная приверженность бизнеса вести дела на основах этики и вносить свой вклад в экономическое развитие, в то же время улучшая качество жизни как своих работников и их семей, так и общества в целом [4]

Европейская комиссия

КСО по своей сути является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды [5]

Зеленая книга по общей стратегии финансирования исследований и инноваций Европейского союза

КСО – концепция, в рамках которой компании на добровольной основе интегрируют социальную и экологическую политику в бизнес операции и их взаимоотношения со всем кругом связанных с компанией организаций и людей [4]

Британский благотворительный фонд Charities Aid Foundation (CAF)

КСО – ответственность компании как работодателя, делового партнера, «гражданина», члена сообщества (пределы сообщества определяются географией деятельности компании: на уровне района, города, страны, мира).

Часть постоянной стратегии компании по увеличению своего присутствия в обществе и развитию своего бизнеса.

Возможность оказать позитивное влияние на сообщество, в котором работает компания [6]

Ассоциации менеджеров России

КСО – это философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности в целях устойчивого развития и сохранения ресурсов для будущих поколений [7]

Так или иначе, во всех представленных определениях КСО фигурируют такие аспекты, как качество жизни людей, связанных с компанией, и экологическая составляющая. Кроме того, во всех дефинициях прямо или косвенно подчеркивается добровольность участия организации в решении социальных проблем.

Появление понятия «корпоративная ответственность» в США связано с управленческой революцией, которая произошла на рубеже ХХ в. и сводилась к разделению функций собственников компаний и их управленцев посредством формирования акционерного капитала. Суть коренных преобразований состояла в том, что одни (акционеры) давали средства на развитие бизнеса, вкладываясь в компанию, тогда как другие (менеджеры) распоряжались ими. В связи с этим американский экономист Дж. К. Гэлбрейт во второй половине 1960-х гг. отмечал, что крупнейшие фирмы могут позволить себе заниматься программами и политикой, которые не связаны с их деловыми целями, так как их положение на рынке было относительно устойчивым, а их акционеры пассивны [8]. К таким целям в частности относилась практика щедрых социальных выплат. Некоторые руководители начали видеть в благотворительных пожертвованиях особую форму саморекламы, усиливающую положительную репутацию корпорации. Другие менеджеры высшего звена в своем желании расстаться со сложившимся для их компании образом «бедняков» осуществляли щедрые благотворительные пожертвования, чтобы улучшить имиджевую составляющую.

Считается, что впервые научный подход к теории КСО был предложен в 1953 г. в монографии американского экономиста Г. Боуена «Социальная ответственность бизнесмена». В частности в этой работе автор утверждал, что «компании должны стараться как можно лучше понять свое влияние на социум и использовать это при принятии решений» [2].

Книга была встречена неоднозначно. К. Девис, Дж. МакГир, С. Сети, А. Кэрролл поддержали изложенные Боуеном идеи, предлагая их дальнейшее развитие. Однако М. Фридман и Т. Левитт выступили с критикой концепции КСО. По их весьма схожему мнению, главной задачей бизнеса является только максимизация прибыли, а отнюдь не вопросы социальной ответственности, лежащие за пределами профессиональной компетенции управленцев компании [9]. С точки зрения М. Фридмана, поиском средств на социальные нужды должны заниматься правительство, общество и сами граждане [10].

Несмотря на негативные отзывы некоторых ученых, КСО была воспринята бизнесом, и в настоящее время считается, что главными причинами, по которым эта концепция получила на Западе не только теоретическое обоснование, но и практическую реализацию, стали возрастающая роль профсоюзных и общественных организаций, особенно в сфере экологии, а также осознанная необходимость государственного регулирования бизнеса.

Говоря о появлении первых ростков социальной ответственности в России, следует вспомнить, что еще в царское время некоторые богатые люди посвящали свои средства и силы возведению больниц, школ, библиотек, музеев, организовывали и поддерживали театры, строили железные дороги. Фамилии таких меценатов, как А.А. Бахрушин, С.П. Дягилев, С.И. Мамонтов, С.Т. Морозов, П.М. и С.М. Третьяковы, а также многих других на слуху до сих пор.

Советское время, пожалуй, еще ярче высвечивает КСО в действии. Практически у каждого крупного предприятия были социальные обязательства по обеспечению жильем своих сотрудников, по строительству детских садов и школ для их детей, по созданию лечебно-профилактических учреждений и т.д. В то же время существует мнение, что социальную ориентированность советских предприятий нельзя в полной мере считать проводимой в соответствии с принципами КСО. Такая точка зрения обосновывается тем, что социальная ответственность в современном понимании – это всегда добровольный вклад в развитие общества, тогда как в Советской России социальная направленность экономических субъектов была законодательно утвержденной необходимостью, по сути, без права выбора.

В современной России значительный интерес к КСО как с точки зрения теории, так и практики проявил себя, начиная с 2000 г. Этому способствовали наметившаяся экономическая и политическая стабильность в стране, рост производства и активный выход российских компаний на международные рынки. В 2004 г. при активном участии средств массовой информации, бизнес-сообщества в лице Российского союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации менеджеров, Торгово-промышленной палаты, а также некоторых некоммерческих организаций (Агентства социальной информации, CAF Россия, Института экономики города) развернулась общественная дискуссия по поводу осмысления концепции корпоративной ответственности применительно к России.

Каковы ключевые постулаты КСО, сложившиеся к настоящему времени? На этот вопрос, так же как на вопрос, что есть КСО, не существует однозначного ответа. Например, с точки зрения Д. Вуд, к принципам КСО следует отнести [3]:

-        институциональный принцип легитимности: общество обеспечивает бизнесу легитимность и наделяет его властью. В долгосрочной перспективе эту власть теряют те, кто с точки зрения общества не используют ее ответственно;

-        организационный принцип публично-правовой ответственности: организации в бизнесе ответственны за те результаты, которые относятся к областям их взаимодействия с обществом;

-        индивидуальный принцип свободы управленческого выбора: менеджеры являются моральными агентами. В каждой области КСО они обязаны использовать имеющуюся у них свободу выбора для достижения социально-ответственных результатов.

Согласно определению Ассоциации менеджеров России КСО зиждется на следующей системе базовых принципов [11]:

-        производство качественной продукции и услуг для потребителей;

-        создание привлекательных рабочих мест, инвестиции в развитие производства и человеческого потенциала;

-        неукоснительное выполнение требований законодательства: налогового, трудового, экологического и т.д.;

-        построение добросовестных и взаимовыгодных отношений со всеми заинтересованными сторонами;

-        эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и повышение национальной конкурентоспособности в интересах акционеров и общества;

-        учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;

-        вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты общественного развития.

Приведенные перечни концептуальных основ КСО позволяют в определенной мере осознать, какова же связь этой теории с корпоративной системой учета и отчетности. Считается, что возлагая на себя дополнительные обязанности, связанные с осознанием влияния на общество, компания должна отчитываться за свои действия и вести их учет. Так, если экономический субъект наделен обществом определенной властью и ответственен за результаты своей деятельности, носящие в том числе социальный характер, то очевидно, что самый простой способ узнать, как эта власть реализуется и какие результаты достигаются в действительности, – прочитать в нефинансовом отчете данной компании.

Можно утверждать, что именно с КСО следует связывать появление первых нефинансовых отчетов, которые в настоящее время становятся частью годовых отчетов некоторых организаций в рамках реализации проекта формирования интегрированной отчетности. Для того чтобы лучше уяснить эту взаимосвязь, а также глубже вникнуть в смысл и особенности формирования нефинансовой отчетности целесообразно провести краткий экскурс в еще совсем недалекое прошлое.

Бухгалтерское профессиональное сообщество стран Запада признало важность нефинансовой отчетности еще в начале 1970-х гг. Так, в 1973 г. группа исследователей, резюмируя важность социальной составляющей бухгалтерского учета, отмечала, что одна из главных целей корпоративной отчетности – сообщить информацию о тех действиях компании, которые оказывают непосредственное влияние на общество, в особенности когда такое влияние может быть идентифицировано, описано и измерено. Однако формируемая в то время некоторыми компаниями нефинансовая отчетность отличалась непоследовательностью, несопоставимостью, содержала неподтвержденную информацию и носила по большей части декларативный характер.

Мировой кризис 1974–1975 гг. привел к снижению внимания к данной теме настолько, что стало казаться: социальная составляющая в годовых отчетах компаний исчезнет и как явление, и как предмет научных дискуссий и исследований. Однако экологические катастрофы конца 1980-х – начала 1990-х гг. вернули актуальность составления нефинансовой отчетности с приоритетным направлением в ней на экологическую составляющую. В то же время экологические отчеты тех лет содержали больше фотографий, чем количественных данных, а потому являли собой некий PR-ход компаний и получили прозвище ««зеленых» модных иллюстрированных журналов». Именно по этой причине насущными стали вопросы стандартизации подходов к используемой терминологии, к формату представляемых в отчетности данных и к их верификации. Вторая половина 1990-х гг. и в особенности 2000-е гг. характеризовались разработкой таких документов. В табл. 2 приведены некоторые важные вехи в развитии системы стандартизации в области корпоративной ответственности и связанной с ней нефинансовой отчетности.

В последние годы значительное количество научных исследований по вопросам нефинансовой отчетности, включая проблему охраны окружающей среды, привело к еще большему изменению взглядов общества на ответственность компаний. Еще сильнее стало осознание необходимости смещения акцента с зарабатывания прибыли любой ценой на обязанность компании соблюдать нравственные и этические принципы, руководствуясь в том числе и социальными аспектами. Теперь в годовых отчетах крупных компаний недостаточно отражать только достигнутые объемы дохода, прибыли, наращивания активов и т.д. Насущной стала потребность охватывать также и нефинансовые вопросы, связанные с достижениями в области сокращения экологического загрязнения, защиты окружающей среды, участия в обеспечении социальной защиты работников.

Заключение

Проведенное исследование позволило проследить, каковы теоретические истоки современной нефинансовой отчетности. Одной из базовых концепций, в соответствии с которой развивается корпоративный социальный отчет, является КСО. 1970-е гг., когда КСО оформилась как научный постулат, стали периодом появления первых нефинансовых отчетов, а ключевые принципы, прослеживающиеся в КСО, являются обоснованием необходимости формирования нефинансовой отчетности.

Таблица 2

Стандарты, действующие в сфере КСО и нефинансовой отчетности

Год принятия стандарта

Название стандарта

Ключевые положения

1997 г.

Стандарт SA 8000 (Social Accountability 8000)

Цель стандарта – улучшение условий труда и жизненного уровня работников. Стандарт устанавливает критерии для оценки таких аспектов, как детский труд, принудительный труд, здоровье и техника безопасности, свобода профессиональных объединений и право на переговоры между нанимателем и профсоюзами о заключении коллективного договора, дискриминация, дисциплинарные взыскания, рабочее время, компенсация, системы управления

2000 г.

Глобальный договор ООН

Включает десять принципов ответственного бизнеса, которые разбиты на четыре блока «Права человека», «Трудовые отношения», «Окружающая среда» и «Противодействие коррупции»

2003 г.

Стандарт AA 1000 AS (AccountAbility 1000 AssuranceStandard)

Стандарт предназначен для регламентации процедуры верификации социальных отчетов компании по показателям ее устойчивого развития. Стандарт дает представление о ключевых элементах процесса верификации и предназначен для применения внешними аудиторами

2005 г.

Стандарт AA 1000 SES (AccountAbility 1000 StakeholderEngagment-Stantard)

Представляет собой регламент для планирования, исполнения, оценки, информирования и нефинансовой аудиторской проверки качества взаимодействия компании с заинтересованными сторонами в процессе отчетности и подотчетности организаций, а также в области эффективного муниципального управления

2000 г.

Первая версия Руководства по отчетности в области устойчивого развития GRI G1

Содержит требования к структуре и содержанию нефинансовой отчетности компаний, а также комплекс показателей ее результативности в сфере ответственного управления персоналом, природными ресурсами и процессом использования энергии, качеством и безопасностью продукции, соблюдения прав человека и участия в жизни местных сообществ.

Представляет собой методологию внешней отчетности, которая позволяет компании сообщить о своих действиях по улучшению экономической, экологической и социальной результативности, об их результативности, а также о стратегиях, нацеленных на улучшение

2002 г.

Вторая версия Руководства по отчетности в области устойчивого развития GRI G2

2006 г.

Третья версия Руководства по отчетности в области устойчивого развития GRI G3

2013 г.

Четвертая версия Руководства по отчетности в области устойчивого развития GRI G4