Подходы к обеспечению устойчивого развития экономики региона с преобладанием отдельного вида хозяйственной деятельности

Борисова И.С.1
1 Институт экономики, г. Москва

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 6 (Март 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Борисова И.С. Подходы к обеспечению устойчивого развития экономики региона с преобладанием отдельного вида хозяйственной деятельности // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 6. – С. 821-832. – doi: 10.18334/rp.16.6.148.

Аннотация:

В статье поставлена цель по развитию положений, позволяющих осуществлять обоснованный выбор стратегического развития экономики региона с преобладанием определенного вида хозяйственной деятельности. Автором выявлены движущие отраслевые факторы роста, позволяющие выработать подходы к повышению устойчивости всей экономической системы. В настоящей работе с помощью методов анализа и синтеза информации проанализированы различные аспекты развития экономики отдельных регионов, что позволило сформулировать основные положения концептуальной экономической модели управления процессом разработки базовых стратегических приоритетов.

Ключевые слова: экономика региона, преобладающий вид хозяйственной деятельности, стратегические приоритеты, эффект разнообразия, концепция гибкой специализации

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В последнее время наблюдается усиление необходимости развития экономики регионов, в которых преобладают отдельные виды хозяйственной деятельности, и повышение эффективности использования ресурсов для обеспечения диверсификации экономики и повышения устойчивости ее развития. Решение данной проблемы в масштабах национальной экономики позволит снизить зависимость региональных экономик от колебаний глобальной конъюнктуры по отдельным продуктам, а также выровнять уровень жизни населения в различных регионах. Данные обстоятельства обуславливают актуальность выбранной темы исследования по выбору приоритетных направлений развития экономики региона с преобладанием отдельного вида хозяйственной деятельности.

В современных условиях экономика региона строится вокруг индустриального ядра, тогда как остальные резиденты экономики региона являются вспомогательными или производными видами деятельности. Особую роль данная форма кооперации может сыграть на мезоуровне экономики, то есть в регионах, где регуляторы находятся достаточно близко к участникам экономических отношений, а потребители часто ограничены возможностью выбора новых рынков. Отдельное место в системе территориального районирования экономики занимают экономики региона, развивающиеся с преобладанием определенного вида хозяйственной деятельности. В целом подобные экономики как совокупность хозяйствующих субъектов, функционирующих в пределах определенной территории и принадлежащих к одному виду хозяйственной деятельности, можно отнести к субъекту мезоуровня национальной экономики. Преобладающий вид хозяйственной деятельности на данном этапе может повлиять на итоговый выбор всех участников путем реализации собственной программы модернизации, вынуждая остальных принимать ее правила игры. Именно поэтому очень важно оценить способность преобладающего вида хозяйственной деятельности выступить в качестве основного участника и стимула перемен. От того, насколько преобладающий вид хозяйственной деятельности способен стать стимулом и участником перемен, зависит скорость изменений, а также интенсивность воздействия движущих сил. Для повышения объективности оценки целесообразно использовать многоуровневую критериальную систему оценки развития вида деятельности для определения его способностей к лидерству, а также для адаптации экономики региона к новым условиям различных направлений воздействия преобладающего вида хозяйственной деятельности.

В рыночной экономике производственная функция позволяет найти стратегическую эффективность. Применительно к задачам исследования, стратегическая эффективность – это мера выполнения экономикой региона определенного целевого назначения. Так, стратегическая эффективность участников экономики региона, включая основные производственные и обеспечивающие структуры, характеризует их способность к решению целевой задачи. Показатель стратегической эффективности отличается от показателя, определяемого, скажем, отношением затрат на сохранение конкурентоспособности участника к затратам на удаление данного участника с рынка, а также от показателя, использующего отношение затрат на выполнение заказа к стоимости этого заказа или к стоимости ущерба от невыполнения заказа. Это совсем иной показатель, определяющий важность выпускаемых продуктов для развития экономики региона. Если целевое назначение экономики региона – удовлетворение потребностей общества, и участники экономики выполняют заказы с вероятностью 0,8, то мерой выполнения ее целевого назначения, то есть стратегической эффективностью экономики региона, станет вероятность 0,8 [2].

Реализация цели устойчивого развития связана с определенным объемом работы, с определенным расходованием ограниченных ресурсов. Чем больший объем продуктов сумеет выпустить и реализовать экономика региона при заданных ресурсах, тем выше ее эффективность. Таким образом, стратегическая эффективность экономики региона означает не только степень решения поставленной перед ней задачи, но и соотнесение этой задачи с ресурсными возможностями экономики региона. Показатели стратегической эффективности используются для оценки как существующих связей, так и для формирования сценариев взаимодействия участников в рамках комплекса, для определения стратегических компетенций основных экономических агентов, для определения потребностей в ресурсах при планировании рыночных мероприятий, в том числе, новых образцов продукта. В частности, показатели стратегической эффективности задаются в требованиях на разрабатываемые образцы продукта и являются основой для их проектирования и последующего продвижения на рынке. На этапе проектирования формирование стратегической эффективности экономики региона обеспечивается набором организационно-экономических характеристик (ОЭХ). Каждая ОЭХ, используемая для оценки взаимодействия участников в экономике региона, в большей или меньшей степени влияет на эффективность региональной экономики. Через конструктивно-технологические параметры взаимодействия, обеспечивающие конкретный вектор характеристик, проявляется связь между характером взаимодействия и возможными затратами ресурсов. Одни и те же организационно-экономические решения по-разному влияют на стратегический потенциал экономики региона. Именно поэтому варианты сценариев с одинаковым стратегическим потенциалом могут иметь разные затраты на реализацию, и наоборот, сценарии с одинаковыми затратами могут иметь разный стратегический потенциал. Таким образом:

1. Основой выбора сценария стратегического развития экономики региона является его экономическая эффективность. Вариант, обладающий наиболее высокой экономической эффективностью, позволяет использовать ограниченные ресурсы экономики региона эффективно, т.е. полнее удовлетворять рыночные потребности при сопоставимых затратах. Тем самым повышается эффективность использования ограниченных ресурсов в рамках всей экономики региона.

2. Сценарий стратегического развития, обладающий экономической эффективностью, должен эффективно использовать ресурсы на этапах реализации своего жизненного цикла: на этапе разработки новых продуктов; на этапе производства и обеспечения конкурентоспособности; на этапе потребления ресурсов (капитальное строительство производственных объектов, финансирование сырья и материалов); на этапе обмена (торги по определению цены продукта).

3. Основу для определения экономической эффективности сценария стратегического развития для экономики региона составляет технологическая эффективность взаимодействия участников и организационная эффективность распределенных производственных процессов.

Таким образом, выбор стратегического сценария позволяет обеспечить предпосылки для повышения устойчивости основных структурных элементов региональной экономики. Выбор сценария означает, что от этапа планирования стратегии развития экономики региона произошел переход к практической реализации стратегии, то есть к осуществлению основных стратегических подходов к развитию региональной экономики. Рассмотрим основные стратегические подходы к развитию экономики региона с учетом требования обеспечения устойчивости.

По нашему мнению, для разработки стратегических программ повышения устойчивости деятельности экономики региона целесообразно учитывать не только экономические взаимосвязи между преобладающим видом хозяйственной деятельности и другими видами деятельности, но и сопутствующие сферы активности [3]. Причем очень важной является проблема выбора базового стратегического приоритета развития экономики региона. В настоящее время можно выделить несколько альтернативных стратегических приоритетов в развитии региональной экономики с учетом требований обеспечения стратегической устойчивости (рисунок 1).

1. Специализация – развитие существующих производственных связей между участниками на основе проведения модернизации.

2. Укрупнение – интеграция граничащих видов хозяйственной деятельности, выстраивание более прочных отношений и связей.

3. Диверсификация – развитие новых направлений деятельности в экономике региона благодаря активизации не преобладающих видов хозяйственной деятельности.

4. Кластеризация – инновационное развитие производственных комплексов на основе создания инновационной инфраструктуры вокруг ядер или узлов, формирование которых способствует развитию не только преобладающего вида хозяйственной деятельности, но и других видов деятельности, а также смежных или вспомогательных процессов.

Рисунок 1. Стратегические приоритеты развития экономики региона с использованием различных участников и направлений деятельности

С экономической точки зрения основу выбора стратегии развития экономики региона составляют базовые стратегические приоритеты, реализация которых дает соответствующий экономический эффект всем участникам. Таким образом, процесс выбора базовых стратегических приоритетов может рассматриваться как один из этапов стратегического управления развитием экономики региона, а его роль заключается в придании комплексу соответствующих конкурентных преимуществ, обеспечивающих стратегическую устойчивость. Отсюда вытекает экономический эффект выбора базовых стратегических приоритетов, который может рассматриваться через призму всей производственной и маркетинговой деятельности.

Одной из приоритетных проблем развития экономики региона является проблема выбора стратегического приоритета развития территории. По нашему мнению, для выбора данного приоритета целесообразно использовать методологию дерева решений (рис. 2), в которой основными узлами ветвления будут показатели социально-экономического развития видов хозяйственной деятельности в экономике региона.

Рисунок 2. Дерево принятия решений о выборе направлений развития экономики региона

Выбор стратегической альтернативы осуществляется по количественному критерию максимального потенциала данного варианта для экономики региона. Для принятия решения о выборе направлений дальнейшего развития экономики необходимо учитывать состояние производственных связей по видам хозяйственной деятельности, представленным в экономике региона, то есть ориентироваться на результаты анализа, представленные ранее. Поскольку на практике ресурсное обеспечение сценариев развития, реализуемых для решения тех или иных задач, осуществляет субъект, относительно которого эти проблемы решаются, то право решения по выбору разработанных при этом базовых стратегических приоритетов осуществляется этим субъектом. Если в отношении базовых стратегических приоритетов, затрагивающих интересы региона, органы региональной власти могут использовать весь арсенал административных, правовых, экономических и организационных механизмов для эффективного воплощения, то эффективное внедрение базовых стратегических приоритетов, не затрагивающих напрямую интересы региона, органы региональной власти могут только стимулировать. Основные положения концептуальной экономической модели управления процессом разработки базовых стратегических приоритетов можно укрупнено описать с использованием следующей логики:

1. Разработка базовых стратегических приоритетов, как правило, является одним из результатов решения тех или иных проблем развития, поэтому основная цель выбора базовых стратегических приоритетов должна определяться как создание условий для эффективного решения этих проблем в процессе стратегического развития.

2. Значительная доля базовых стратегических приоритетов имеет универсальный характер, то есть может быть использована для решения нескольких проблем. Следовательно, управление процессом их разработки будет экономически эффективным тогда, когда все проблемы будут решены с меньшими затратами различного рода ресурсов.

3. Поскольку решение тех или иных проблем осуществляется в рамках сценариев, описывающих соответствующие программы и планы, то имеется возможность построить дерево целей, для достижения которых были созданы соответствующие базовые стратегические приоритеты.

4. Выбор базовых стратегических приоритетов связан с затратами определенных ресурсов экономики региона, поэтому их реализация для решения наиболее важных проблем должна быть экономически эффективной, то есть их реализация должна принести эффект, формализуемый соответствующими экономическими категориями.

5. Каждый базовый стратегический приоритет имеет, прежде всего, информационную основу. В связи с этим управление их информационным обеспечением должно лежать в основе функционирования системы стратегического управления деятельностью участников экономики региона.

6. С учетом того, что процесс разработки и выбора базовых стратегических приоритетов имеет протяженность во времени, сфера ответственности системы стратегического управления должна охватывать все стадии этого процесса.

7. Эффективность стратегического управления развитием экономики региона с преобладанием определенного вида хозяйственной деятельности во многом определяется эффективностью деятельности органов власти региона, что предопределяет необходимость координации процесса разработки базовых стратегических приоритетов с региональной экономической политикой в национальной, экономической, информационной, инновационной, социальной и других областях.

8. Каждый базовый стратегический приоритет имеет значимость для участников экономики региона, причем существенно разнится от способов и времени его реализации, следовательно, при разработке базовых стратегических приоритетов необходимо учитывать срок их актуальности и потенциальные направления реализации.

9. Одни и те же базовые стратегические приоритеты могут стать основой для создания разнообразных продуктов, реализация которых на рынке принесет экономические эффекты, что предполагает необходимость учета их мультипликативного эффекта для различных участников экономики региона.

10. Источником появления базовых стратегических приоритетов является аналитическая и творческая деятельность людей, как правило, работающих в регионе, что обусловливает возможность повышения эффективности стратегического управления за счет использования экономических и организационно-правовых механизмов, усиливающих мотивацию участников процесса разработки.

Одним из современных подходов к проведению изменений в промышленной политике является концепция гибкой специализации производства, выступающая в качестве альтернативы массового производства. Данный подход предполагает выпуск мелких партий товаров, отличающихся от существующих на рынке, которые создают свою рыночную нишу. Как правило, такие товары имеют высокую ценность и предлагаются по более высокой цене. Промышленная деятельность, сосредотачивающаяся на гибкой специализации, основывается на следующих пяти принципах.

1. Использование многоцелевого оборудования, позволяющего обеспечивать гибкое производство и возможность быстрого удовлетворять новые запросы потребителей, что предполагает привлечение высококвалифицированных специалистов, активное использование в организации ноу-хау.

2. Непрерывное осуществление инновационной деятельности, позволяющее постоянно совершенствовать свойства продукции, выпускать новые товары и услуги, внедрять новые методы производства и организации выпуска продукции.

3. Группирование предприятий по продукции и географическому принципу, что позволит выстраивать каналы обмена идеями между экономическими субъектами. В этом случае важна не только географическая близость предприятий, но и наличие общих специальных структур, объединяющих предприятия для повышения эффективности их работы.

4. Формирование системы формальных и неформальных связей между бизнес-структурами, что способствует распространению информации.

5. Особое значение имеют новые знания, созданные внутри предприятия и распространяющиеся во внешнюю среду для общего пользования другими субъектами, которые обозначены термином «поточные эффекты».

Использование промышленными регионами гибкой специализации позволяет им поддерживать необходимую степень автономии, что позволяет им самостоятельно создавать территориальные структуры, которые имеют разный характер работы, будь то политический, ассоциативный, предпринимательский, в данном случае важно то, что при создании структуры учитываются местные условия и формируется общий приемлемый для всех характер работы. По нашему мнению, поступательное развитие данного процесса можно представить в виде схемы (рис. 3).

В последние десятилетия наблюдается усиление влияния таких факторов, как переключение внимания с транспорта на коммуникации, с производства на эффективное использование и создание новых знаний в процессе производства [1]. Создание новых компаний и рынков сбыта приводит к смещению акцентов при формировании стратегии развития регионов с промышленного на инновационный, что трансформирует секторальную и отраслевую структуру, при которой производство связано с созданием новых знаний и организацией новых видов деятельности.

Рисунок 3. Влияние эффекта разнообразия на развитие экономики региона

Новыми формами трансформации межсубъектных взаимодействий являются кластеры, когда предприятие-лидер является центром производственной цепочки и координирует развитие продукта или вида деятельности. С точки зрения корпоративных реструктуризаций можно говорить о слияниях и поглощениях, когда отдельный институциональный инвестор формирует пул участников технологической цепочки для контроля производства какого-либо продукта или активности в определенном виде деятельности.


Страница обновлена: 29.03.2024 в 17:12:44