Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2015
DOI: 10.18334/rp.16.5.128

Интермодальные технологии в логистике транспортно-экспедиторских услуг

Дмитриев Александр Викторович, кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики и торговой политики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия

Intermodal technologies in the logistics of freight forwarding services - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 99

Аннотация:
Статья посвящена вопросам применения интермодальных технологий доставки грузов в логистике транспортно-экспедиторских услуг. Автор отмечает, что в настоящее время одной из основных форм транспортно-экспедиционной деятельности на интегрированном рынке, способствующей повышению экономическую эффективность логистических транспортных систем, является организация доставки грузов в смешанном интермодальном сообщении. В статье обосновывается, что ключевая роль в обеспечении процесса синхронизации материальных потоков в интермодальных цепях поставок принадлежит терминально-складским системам, являющимся узловыми элементами логистической инфраструктуры товародвижения.
Цитировать публикацию:
Дмитриев А.В. Интермодальные технологии в логистике транспортно-экспедиторских услуг // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 5. – С. 787-798. – doi: 10.18334/rp.16.5.128

В последнее время формирование и развитие логистических транспортно-экспедиторских систем и технологий, а также их интеграция в структуру глобальных товаропроводящих сетей, происходит на фоне активного внедрения принципов и методов логистики в различных сферах экономической деятельности, что способствует применению широкого разнообразия логистических схем доставки грузов.

Однако, до сих пор весьма актуальной является проблема недостаточного уровня взаимодействия и координации деятельности субъектов логистики транспортно-экспедиторских услуг, что оказывает существенное влияние на целевые показатели перевозочного процесса и общую экономическую эффективность как физического перемещения грузов в пространстве, так и их терминальной переработки.

Одним из перспективных направлений логистизации транспортной деятельности может служить организация доставки грузов в интермодальном сообщении с участием операторов смешанной перевозки, с которыми грузовладелец заключает договор перевозки на весь маршрут следования. В большинстве случаев таким оператором выступает транспортно-экспедиционная фирма, которая от лица грузовладельца и осуществляет весь комплекс транспортных операций на пути следования груза.

Отличительной чертой интермодальных систем доставки грузов является то, что объектом управления в них является единая грузовая единица (контейнер), которая проходит все этапы логистического процесса от поставщика до потребителя без переформирования в промежуточных звеньях цепей поставок, что позволяет повысить сохранность грузов, ускорить обработку контейнеров в пунктах перевалки, свести к минимуму эксплуатационные расходы, значительно сократить временные и трудозатраты на грузопереработку и увеличить грузооборот. [1]

В интермодальных перевозках, выполняемых как на национальном, так и международном уровне, участвует, как правило, несколько видов транспорта (чаще всего используются различные комбинации автомобильного, железнодорожного и водного транспорта), производится расчет единого сквозного тарифа за перевозку, а также оформляется единый перевозочный документ (интермодальная накладная).

Широкому распространению интермодальных грузовых перевозок в унифицированных контейнерах способствовала контейнерная технологическая революция в середине 20 века, породившая повсеместное использование принципов «от двери до двери» и «точно в срок» в транспортной сфере.

Большинство контейнеропригодных грузов в настоящее время составляют готовые промышленные изделия (одежда, косметика, бытовая техника, мебель, полиграфия), скоропортящиеся грузы (мясо, рыба, овощи) и другие товары стабильного и высокого спроса.

Активная интеграция азиатского региона в сферу мировой торговли и производства, начавшаяся в девяностых годах прошлого века, предопределила формирование устойчивых транспортно-логистических систем, существующих в форме регулярного морского линейного контейнерного судоходства, соединяющего между собой промышленные центры Юго-Восточной Азии и потребителей в Европе и Северной Америке.

С начала 2000-х годов контейнеризация получает все большее распространение в географическом и товарно-номенклатурном отношении, и становится одним из существенных факторов глобализации мировой экономики, что сопровождается существенным увеличением объемов контейнерных перевозок, которые росли приблизительно на 10 % ежегодно (рис. 1).

Интермодальные перевозки грузов, осуществляемые в глобальных логистических системах, предполагают процедуру наиболее тесной интеграции, которая основана на единстве всех звеньев транспортно-распределительных цепей в организационно-технологических аспектах, а также на единых формах взаимодействий и координации всех участников транспортных процессов.

Одновременно можно достигать комплексного развития логистической инфраструктуры различных видов транспорта, создавать в узлах транспортных сетей мультимодальные терминальные комплексы и другие объекты транспортной инфраструктуры, развивать информатизацию процесса товародвижения. Характерной особенностью современных транспортно-логистических центров является их корпоративность, связанная с интеграцией крупных транспортно-экспедиционных компаний с терминальными и транспортно-складскими комплексами.

Рис. 1. Динамика объема мировых контейнерных перевозок в млн. ДФЭ*

[*Источник: UNCTAD].

Частным случаем организации перевозок грузов в смешанном сообщении является логистическая схема без участия оператора смешанной перевозки и других логистических посредников, когда выполнение множества договорных обязательств по физическому перемещению груза в пространстве, включая перегрузочные операции с одних видов транспорта на другие, выполняет сам грузовладелец.

К наиболее эффективной разновидности смешанных перевозок грузов с использованием различных видов транспорта, работающих последовательно, относится прямая смешанная перевозка. В ее рамках перевозка на всем пути продвижения грузового потока осуществляется на основании единого перевозочного документа. При этом в пунктах перевалки передача груза с одних видов транспорта на другие выполняется без участия грузовладельца.

Международный и отечественный опыт в области применения транспортно-логистического сервиса и технологий при обслуживании цепей поставок позволяет не только раскрывать основные направления повышения экономической эффективности товародвижения, оценивать деятельность существующих глобальных товаропроводящих сетей, но и подтверждать предложенные ранее перспективные направления развития международных логистических транспортно-экспедиторских систем в условиях глобализации.

Однако, следует отметить, что в настоящее время развитие логистики транспортно-экспедиционного обслуживания интермодальных перевозок все еще сталкивается с некоторыми существенными проблемами:

- отсутствует единый подход при решении вопроса организации транспортно-экспедиционного обслуживания интермодальных перевозок, что является сдерживающим фактором развития комплексного клиентурного логистического сервиса;

- не выработаны должные хозяйственные механизмы управления работой транспортно-экспедиционных компаний в регионах, не определены целевые показатели их деятельности и обоснованные перевозочные тарифы, что приводит к неэффективному использованию логистического потенциала данных предприятий;

- недостаточно развита экономическая и юридическая ответственность транспортно-экспедиторских фирм за конечные результаты своей работы;

- в структуре общего объема интермодальных перевозок относительная доля управленческой логистики до сих пор мала;

- отсутствует утвержденный комплекс операций транспортно-экспедиционного обслуживания, который может повысить уровень логистического сервиса и усовершенствовать перевозочный процесс;

- отсутствует единая законодательная основа и согласованные правовые нормы транспортно-экспедиционного обслуживания, что приводит к различиям при оформлении транспортно-сопроводительных документов, не позволяет внедрять сквозные технологии в перевозочном процессе и использовать автоматизированные системы управления, которые требуют унифицированных показателей и единой информационной базы;

- выполняя грузовую и коммерческую работу на терминалах различные транспортные предприятия, службы станций и портов, складские операторы зачастую дублируют многие транспортно-экспедиторские операции;

- отсутствуют типовые логистические технологии и должная кооперация при взаимодействии различных видов транспорта, участвующих в доставке товаров;

- не создана единая структура управления транспортно-экспедиторским обслуживанием, не разработана система планирования и управления логистикой транспортно-экспедиторских операций в пунктах перевалки и на всем пути продвижения грузовых потоков. [2]

Транспортно-экспедиторское обслуживание интермодальных перевозок непосредственно связывает между собой основные производственные процессы различных транспортных предприятий и является важнейшим элементом интегрированного перевозочного процесса, поэтому основная задача транспортно-экспедиторского обслуживания интермодальных перевозок будет заключаться в ускорении процесса доставки товаров и освобождении грузовладельцев от несвойственных им функций, таких как: сдача-приемка грузов, оформление транспортной документации, выполнение расчетов за доставку.

Логистизация транспортно-экспедиторского обслуживания интермодальных контейнерных систем доставки должна осуществляется на основе применения нижеперечисленных принципов:

1. Использовать единообразные коммерческо-правовые режимы, предусматривающие процедуру упрощения и совершенствования законодательной базы в части документального сопровождения перевозочного процесса, а именно:

- совершенствовать правила перевозки грузов на всех видах транспорта общего пользования, что позволит повысить уровень согласованности и синхронности их работы относительно выбранных критериев эффективности функционирования транспортно-логистичекой системы в целом;

- упростить и ускорить таможенные процедуры на основе использования технологии электронного декларирования, включающей предварительное информирование, удаленное декларирование, удаленный выпуск, а также проводить оплату таможенных платежей по системе «Таможенная карта»;

- разработать и внедрить унифицированные перевозочные документы для внутренних перевозок с возможностью оформления и печати их в интегрированной информационной системе, что позволит избегать неполного или ошибочного оформления документов;

- использовать стандартные коммерческие и перевозочные документы международного образца для работы на внешних транспортных рынках.

2. Внедрить системный подход при решении финансово-экономических вопросов организации перевозки по следующим направлениям:

- установить унифицированные тарифные правила перевозки грузов несколькими, работающими последовательно, видами транспорта, в том числе, в международном сообщении и на транзитных направлениях;

- разработать методы обоснованного и справедливого распределения сквозного транспортного тарифа, выраженного в свободно конвертируемых валютах, между всеми субъектами транспортно-логистической системы;

- разработать механизм материальной и финансовой ответственности за нарушение требований по качеству логистических услуг для каждого участника, выполняющего свою часть транспортной и грузовой работы.

3. Использовать современные логистические информационные системы, позволяющие осуществлять выполнение заказа более оперативно и качественно, то есть планировать, управлять и контролировать все этапы транспортировки, отслеживать географическое положение груза и его состояние.

4. Разработать единую форму функционирования и логистической координации элементов транспортных систем на основе их организационно-технологической интеграции. Для обеспечения равномерности и бесперебойности работы участников логистических цепей поставок, использовать кооперацию представителей различных видов транспорта. [3]

Применение методов логистики в области физического перемещения товаров в пространстве предполагает повышение качества и эффективности грузовых перевозок. В свою очередь, логистическое управление интермодальными перевозками следует рассматривать как системный, целостный подход, в рамках которого осуществляется организация перемещения сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции на всем протяжении от пункта их производства до места конечного потребления.

Логистическое управление интермодальными перевозками должно учитывать взаимосвязь и взаимозависимость между составляющими элементами системы транспортировки и складирования грузовых единиц и множеством функций, возникающих в процессе данного перемещения. На смену функциональному подходу, в рамках которого ответственность за хранение запасов и транспортировку распределяется между функциями производства и распределения, приходит новая логистическая парадигма управления перевозками.

В основе логистического управления посредством построения устойчивых внутренних и внешних связей в интермодальной системе доставки грузов лежит синергический эффект, наличие которого позволяет увеличивать совокупный результат до величин больших, чем сумма отдельных результатов составляющих целое элементов, если они работают независимо друг от друга.

В системе логистического управления интермодальными перевозками внутренние и внешние связи охватывают все взаимодействия между грузоотправителями и грузополучателями, перевозчиками и экспедиторами при выполнении заказа на транспортировку. Услуги, поставляемые грузовладельцам, становятся результатом объединенных усилий составных частей единой интермодальной системы. Отличительными особенностями такой деятельности являются: работа с учетом интересов каждого элемента системы и оптимизация общего интегрированного эффекта. При этом рост результатов одних элементов может быть скомпенсирован сокращением других. Например, для систем с бόльшим числом складов при прочих равных условиях характерны более высокая стоимость содержания запасов и значительные издержки хранения, по сравнению системами с меньшим числом складов. В то же время, это позволяет получать экономию на магистральных перевозках и снижать затраты, связанные с простоем, что компенсирует дополнительные складские издержки. [4]

Одним из необходимых условий функционирования интермодальных перевозок является использование современных логистических информационных систем, с помощью которых осуществляется управление заказами (договорами на грузоперевозку), основанное на планировании, организации, мониторинге и контроле всей процедуры доставки грузов. Информационные потоки при этом могут носить опережающий, сопровождающий и заключительный характер по отношению к процессу доставки.

Широкое применение предприятиями различных систем электронного обмена данными в современной мировой логистической практике существенно повышает уровень их конкурентоспособности на рынке транспортно-экспедиторских услуг. Успешность функционирования интермодальных транспортных систем напрямую зависит от внедрения новых форм информационного взаимодействия между звеньями транспортно-логистических цепей, а эффективность таких систем определяется уровнем ее организации. В качестве гаранта и организатора взаимодействий во всех звеньях транспортных цепей в системе выступает интермодальный оператор, который определяет коммерческо-правовую, организационно-технологическую и финансово-экономическую схему взаимодействия. [5]

В интермодальных транспортных системах применяется последовательно-централизованная схема взаимодействия между звеньями транспортных цепей. Для смешанных раздельных грузоперевозок характерна последовательная схема. При интермодальных перевозках наблюдается свойственный всем логистическим системам эмерджентный эффект, когда результативность системы в целом оказывается больше, чем сумма результатов каждого элемента, взятого по отдельности.

При интермодальных перевозках особое внимание следует уделять развитости инфраструктуры перевозчиков. В логистических транспортных системах важную роль играют терминалы, так как экономическая эффективность и технологические возможности (определяемые различной мощностью грузовых потоков и скоростью доставки) таких систем достаточно сильно зависят от местоположения и функциональности узловых звеньев, выполняющих преобразование материальных потоков. Методика комплексного развития логистической инфраструктуры интермодальных перевозок должна базироваться на унификации и стандартизации учетно-договорных единиц упаковки, тары, транспортных средств и оборудования, погрузочно-разгрузочных машин и механизмов.

Логистические терминалы должны обеспечивать единство транспортных процессов, переработки грузов, временное складирование товаров при передаче их с магистральных видов транспорта на транспорт вспомогательных линий в смешанном интермодальном сообщении. План работы логистического терминала основан на совокупности договоров, заключенных с клиентами (промышленными, торговыми, сельскохозяйственными, строительными предприятиями и организациями). Реализация услуг логистических терминалов может осуществляться как в рамках договорных цен и тарифов, так и по государственным ценам, в предусмотренных законодательством случаях.

Характер оказываемых услуг, функциональная специализация, варианты функционирования, приоритеты тех или иных функций и услуг в деятельности терминалов позволяют подразделить их на следующие основные категории:

- универсальные – сочетающие различные виды услуг, осуществляющие комплексный интермодальный логистический сервис;

- транспортные – выполняющие преобразование транспортного потока (смену одного вида транспорта на другой);

- складские – осуществляющие размещение товарно-материальных ценностей на складах, временное хранение, управление запасами;

- распределительные – предназначенные для распределения материальных потоков между различными поставщиками и потребителями;

- экспедиторские – выполняющие транспортно-экспедиционное обслуживание (кросс-докинг, пик-бай-лайн, таможенное оформление, операции комиссионирования и т.д.).

В зависимости от района и масштаба деятельности, характера обслуживаемых территорий и грузовой специализации логистические центры и терминалы можно разделить на: международные, федеральные, региональные, районные, городские, местные.

С позиции развития межгосударственных хозяйственных и транспортных связей России с другими странами ближнего и дальнего зарубежья доминирующее значение приобретают логистические терминалы. С учетом возможностей использования складских мощностей коммерческих организаций наибольшего внимания заслуживают перспективы развития межрегиональных и региональных терминалов.

В рамках развития интермодальных технологий транспортно-экспедиторского обслуживания особенное значение приобретают функции терминалов в области выполнения заказов клиентуры на перевозку и взаимодействия грузовладельцев с транспортными предприятиями.

В этом случае терминалы выступают в качестве организаторов взаимодействий между грузоотправителем, транспортной компанией и грузополучателем, содействуют заключению договора на перевозку и различные виды транспортно-складского обслуживания, участвуют и кооперируют свою работу с транспортно-фрахтовыми структурами.

Готовность субъектов транспортно-экспедиторского обслуживания к кооперации и конструктивному взаимодействию в логистических транспортных системах является ключевым принципом эффективного взаимодействия между звеньями транспортных цепей. Возможности применения передовых технологий в перевозочном процессе обусловлены уровнем развития логистической инфраструктуры, основными элементами которой выступают терминальные структуры и транспортные пути сообщения.