Особенности формирования кластера сферы услуг

Денисенко А.Ю.1
1 Сибирский Федеральный Университет, г. Красноярск

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 4 (Февраль 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Денисенко А.Ю. Особенности формирования кластера сферы услуг // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 4. – С. 585-592. – doi: 10.18334/rp.16.4.140.

Аннотация:

В данной статье исследуется кластер как понятие, проанализировано отличие кластеров сферы услуг от промышленных кластеров, причины зарождения торговых кластеров, условия и особенности формирования торговых кластеров.

Ключевые слова: интеграция, сфера услуг, кластер, торговый кластер

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В настоящее время экономики мира находятся на этапе роста. В отдельных странах, в том числе и России, происходят определенные стагнирующие процессы, однако, несмотря на это, происходит рост консолидации рыночных субъектов, занятых в сфере услуг, в том числе рост количества торговых сетей и их размеров [7]. Высокий уровень развития компаний, усиление давления на компании со стороны внешних конкурентов, появление новых технологий и продуктов-заменителей влекут за собой увеличение рисков устойчивого развития компании, и, как следствие, усиливается необходимость удержания конкурентных преимуществ. Многие компании столкнулись с необходимостью интеграции, объединения усилий для сохранения темпов своего развития и противостоянию конкурентам.

Появление торговых кластеров в России

Одной из новаций, направленных на развитие конкурентных преимуществ путем интеграции, явилась так называемая кластерная концепция, которая представляет собой концепцию о межфирменном взаимодействии компаний, объединении сил, направленных на достижение общей цели, т.е. некий вид интеграции, при этом имеющий свои характерные черты, такие как полная самостоятельность субъектов, подвижность структуры, сетевой характер взаимодействия между участниками, длительный жизненный цикл структуры и др. [2].

В теории организации кластеров хорошо изученной является теория создания территориально-производственных комплексов (ТПК) или так называемых промышленных кластеров. Однако до последнего времени малоизученной является теория торговых кластеров, где ключевой бизнес или ядро кластера представляет собой такую деятельность, как торговля. В частности, представляет интерес проблема формирования кластера услуг розничной торговли потребительскими товарами в связи с тем, что именно розничная торговля является тем звеном, которое переводит товар из сферы производства в сферу потребления, завершает цикл воспроизводства и трансформирует товар в благо для клиента, с одной стороны, и в прибыль для компании, с другой. В том числе розничная торговля выступает как один из важных индикаторов экономического развития регионов и показателем удовлетворенности жизни населения. Потребительский сектор, а вернее, его продуктовое направление, на текущий момент демонстрирует действие кластерной концепции..

В сфере розничной торговли это явление зародилось на этапе роста торговых сетей в России и экспансии зарубежных компаний на отечественный рынок. В определенный момент российские компании столкнулись в конкуренцией за потребителя с современными развитыми западными сетями. Это, а также бурный рост в других отраслях сферы потребительских услуг, подстегнул появление крупных торгово-розничных центров, где якорными арендаторами были продуктовые торговые сети. А в качестве сопутствующих компаний – множество других торговых непродовольственных компаний и компаний, оказывающих услуги, в том числе и бытовые услуги, такие как ателье, кинотеатры, салоны красоты и т.д., так и финансовые – например, эквайринг, т.е. оказывающие услуги по приему оплаты через платежные карты, кредитные организации и т.д. Все это в совокупности стало представлять некие торговые кластеры в форме торговых центров, сформированные, в первую очередь, вокруг крупных торговых продовольственных сетей [1].

Таким образом, кластер представляет собой следующую форму развития сетевых компаний, более сложную, при этом более устойчивую и что самое главное – более конкурентоспособную.

В устойчивом развитии компаний заинтересовано, помимо самих компаний, и государство – это ведет к росту налоговых отчислений, снижению безработицы, росту инвестиционной привлекательности региона, общему улучшению благосостояния населения. Одним из способов развития национальной экономики является создание благоприятных условий для формирования кластеров – создание механизмов поддержки, специальных экономических зон, создание необходимой инфраструктуры для развития компаний.

Кластеры представляют собой локальные точки роста экономики, они образуются чаще в странах с развитой экономикой, чем в развивающихся. Связано это с тем, что кластер по сути является структурой, связывающей стабильно работающие компании, которые действуют на достижение как своих собственных локальных целей, так и более общей единой цели, и чем больше развит малый и средний бизнес, чем выше активность экономических агентов, тем больше кластеров.

Понятие кластера

Существуют различные подходы к описанию того, что является кластером. Наиболее классическим считается описание М. Портера [6]: кластер – это «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу».

Необходимо отметить, что особый упор сделан именно на географическую концентрацию связанных компаний. Несмотря на то, что процессы глобализации показывают, что компании, находясь в одной стране, могут работать и вести свою деятельность в другой, ядро компании и, как правило, ее ключевые партнеры находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, и интенсивность связи обусловлена в том числе и географическим соседством. Тем более это видно в торговых кластерах, где межфирменная логистика, включающая в себя в том числе и перемещение товаров от производителя к месту продажи, имеет прямое отношение к издержкам, влияющим на цену товара. И чем меньше данные издержки, тем выше ценность для клиента.

Также необходимо указать, что понятие кластера раскрывается через понятие квазиинтеграции. Квазиинтеграция – это «объединение экономических субъектов, предполагающее развитие устойчивых долгосрочных связей между ними при отсутствии юридически оформленного трансфера прав собственности» [4]. Квазиинтеграция дает возможность при долговременном сотрудничестве создавать собственные методы коммуникации между компаниями и образовывать свои правила воздействия, которые исключают вмешательства внешних участников во внутренние споры. В том числе возникает такое явление, когда при выполнении ошибки каким-либо участником квазиинтрегации – невыполнении каких-либо условий договора и т.п., отсутствуют ответные санкции в связи с тем, что данные ошибки по отношению к суммарной выгоде от сотрудничества являются небольшими и долгосрочное взаимодействие нивелирует последствия ошибок. Это является одним из плюсов осуществления интеграции для ее участников.

Необходимо понимать, что понятие кластера раскрывается в двух плоскостях – отраслевом и территориальном. При этом одна компания может быть участником нескольких кластеров в обоих плоскостях, как, например, торговая продовольственная сеть может быть участником географического кластера, который представляет собой крупный торговый центр, и, с другой стороны, отраслевого кластера, который включает в себя, помимо самой продовольственной сети, представителей смежных кластеров – поставщиков продукции, потребителей, финансовых компаний, логистических посредников, производственных компаний для производства продукции под собственной торговой маркой и так далее.

Условия для формирования кластера сферы услуг

Автор рассматривает проблему формирования кластера сферы услуг, где в качестве корневого бизнеса выступает розничная торговля потребительскими товарами, как один из наиболее важных секторов для обеспечения качества жизни населения.

Можно выделить ряд определенных требований к экономике, выполнение которых способствует появлению и развитию торговых кластеров.

• Институциональное обеспечение прав собственности. Развитие кластеров, как промышленных, так и торговых, зачастую связано с большим объемом инвестиции, такие объемы возможны только при уверенности частных инвесторов, что их права собственности будут защищены. О наличии высоких рисков ведения предпринимательской деятельности, коррупции, излишних административных барьеров говорится как об одних из основных структурных экономических проблем в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в период до 2020 [3]. Решение данной группы проблем является важным элементом стратегии развития кластеров. Это напрямую влияет на рост числа частных инвестиций в отрасли, как от отечественных, так и от зарубежных лиц.

• Наличие платежеспособного спроса населения. В связи с тем, что сбыт товаров и услуг является важнейшей задачей торгового кластера, конечным звеном сферы оборота, то наличие платежеспособного спроса прямым образом стимулирует развитие кластера. Если у населения нет средств на приобретение товаров, соответственно, снижается скорость оборота, тормозится развитие экономики и торговли в том числе. Наличие платежеспособного спроса является показателем высокой емкости рынка потребительских товаров, показывает наличие поля для конкуренции и является сильным фактором формирования кластеров потребительского рынка.

При этом можно заметить, что снижение покупательского спроса ведет к усилению конкурентной борьбы за потребителя, что де-факто также способствует ускорению формированию кластеров, и в данном случае мотивацией для объединения усилий потенциальных участников кластера является вопрос выживания компании на рынке.

• Развитый рынок с большим количеством компаний. Кластер образуются там, где есть кому объединять усилия, где присутствует достаточная конкуренция, которая прямым образом стимулирует усложнение и увеличение интенсивности взаимодействий между компаниями. Необходимо достижение определенной критической массы компаний, после которой становится возможным образование кластеров из разно-отраслевых компаний. Сила кластера в его субкластерах – компаниях, которые составляют его основу. Создание сильного и эффективного кластера требует того, что бы все компании – элементы кластера были по эффективности выше средних компаний по отрасли. Это позволит усилить синергетический эффект. Достаточно благоприятной средой для формирования кластеров является монополистическая конкуренция. В данной среде имеется большое количество как продавцов, так и покупателей, это стимулирует образование кластеров.

Особенности процесса формирования кластера

Можно выделить определенные особенности процесса формирования торгового кластера.

1. Необходимо отметить что процесс образования кластеров торговли происходит по принципу «снизу-вверх», а не «сверху-вниз», как при классическом способе создания промышленных кластеров, где зачастую инициатором выступает государство. Торговые кластеры это, в первую очередь, добровольное объединение участников, и они могут быть сформированы только на взаимовыгодной основе и общей согласованной цели, при том чтобы каждая компания могла достигнуть своей локальной цели и получить свой эффект от синергии пропорционально своим действиям. Добровольность здесь является основополагающим элементом, при этом государство в данном случае может выступать как вспомогательная сторона, которая будет способствовать улучшению внешней по отношению к участникам инфраструктуры, нивелированию влияния каких-либо экономико-политических факторов и снижению нестабильности внешней среды.

2. Создание любого кластера должно решать определенную проблему региона и вести к определенным целям. Целью создания торговых кластеров (например, кластера рынка потребительских товаров) является решение проблемы обеспечения населения в регионе потребительскими товарами и услугами. Соответственно, все элементы кластера будут взаимодействовать для достижения именной этой цели. Все элементы – производство, финансовая сфера, логистика – будут подчинены торговому бизнесу, процессу доведения товаров до потребителя и созданием максимальной ценности для него [5].

3. Эффективность торгового кластера в более сильной степени зависит от географической локализации, чем у прочих типов кластеров. Одним из условий создание кластера является географическая близость участников, это позволяет создавать тесные связи, быстро коммуницировать, оперативно оценивать рыночную ситуацию, действовать в единых экономических условиях, эффективно координировать действия. Модель торгового кластера, в частности кластера рынка потребительских товаров, подразумевает, что покупателем и конечным потребителем будет являться население региона, где будет находится кластер. А это накладывает на кластер важное ограничение – все его элементы должны находиться в месте размещения потребителя, т.е. складские элементы, производство, непосредственно объекты торговли. Таким образом, это решает проблему обеспечения населения региона потребительскими товарами, увеличивает продовольственную безопасность региона, повышает удовлетворенность и уровень качества жизни населения.

Заключение

1. Кластерное развитие является эффективной концепцией создания конкурентоспособных групп компаний, взаимовыгодным механизмом взаимодействий и фактически – следующим логичным шагом развития межфирменных отношений.

2. Торговые кластеры – это новый этап развития торговых сетей, возможность интеграции с производителями, логистическими компаниями, получение поддержки государства, улучшение продовольственной безопасности и решение социальной проблемы обеспечения населения продовольствием и потребительскими товарами.


Страница обновлена: 26.03.2024 в 11:08:40