Проблемы кредитования субъектов микропредпринимательства в России

Мухина И.В.1
1 Институт развития бизнеса и стратегий Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 4 (Февраль 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мухина И.В. Проблемы кредитования субъектов микропредпринимательства в России // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 4. – С. 563-568. – doi: 10.18334/rp.16.4.91.

Аннотация:

В статье выделены функции субъектов микропредпринимательства, отражающие его роль и значение в экономике, а также выявлены проблемы кредитования микропредприятий, предложены пути их преодоления.

Ключевые слова: микропредпринимательство, микробизнес, функции микробизнеса, проблемы кредитования микропредприятий

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Согласно Федеральному Закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в составе малого бизнеса выделены микропредприятия с числом занятых до 15 чел. и предельными значениями выручки от реализации без учета НДС до 60 млн руб. [1]; их доля на 1 января 2014 года составила 88% от общего количества малых предприятий [2].

Микробизнес является основой для развития малого, а в дальнейшем и среднего бизнеса.

Нами выделены функции микробизнеса, в которых в полной мере отражается его роль и значение:

1) политическая функция микробизнеса выражается в том, что субъекты микропредпринимательства, развиваясь успешно, формируют средний класс, который гарантирует политическую стабильность;

2) экономическая функция микробизнеса выражается в том, что субъекты микропредпринимательства вносят вклад в производство ВВП, обеспечивают рост налоговых поступлений, насыщают рынок товарами и услугами;

3) ресурсосберегающая функция микробизнеса заключается в том, что для его организации не требуются крупные стартовые инвестиции;

4) инвестиционная функция микробизнеса заключается в способности микропредприятий к ускоренному освоению инвестиций, высокой оборачиваемости оборотных средств;

5) социальная функция микробизнеса заключается в обеспечении роста занятости, стабилизации уровня доходов населения, вовлечении в экономическую деятельность наименее социально-защищенных слоев населения, снижении уровня социальной напряженности в обществе. Кроме того, сотрудники микропредприятий раскрывают и реализуют свой творческий потенциал;

6) инновационная функция микробизнеса выражается в том, что субъекты микропредпринимательства осуществляют прорыв важных направлений НТП в области электроники, информатики и кибернетики;

7) экологическая функция микробизнеса заключается в наименьшем негативном воздействии микропредприятий на экологическую обстановку. Микропредприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, микропредприятия производят продукцию или оказывают услуги преимущественно ручным, а не автоматизированным способом.

Таким образом, микробизнес – это неотъемлемый, объективно необходимый элемент хозяйственной системы, без него экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Поэтому микробизнес, его развитие должно является приоритетом экономической государственной политики.

Согласно статистическим данным, на 01.01.2013 число убыточных микропредприятий составило 87954 (или 17,6%); отечественные микропредприятия не выдерживают конкуренции и вынуждены закрывать свой бизнес [2]. Главная причина закрытия микропредприятий в России – финансовая, поскольку заниматься микробизнесом нерентабельно вследствие высокой налоговой нагрузки. Налоговый гнет способствует уходу микробизнеса в тень. Учитывая оплату НДФЛ (13%) общий размер налогов и сборов в сегменте микробизнеса составляет 47% от фонда заработной платы, часть заработной платы выдается работникам в конвертах [3].

Решить проблему отсутствия у микропредприятий денежных средств на развитие возможно посредством получения банковского кредита, но банки неохотно кредитуют микробизнес.

Кредиты микропредприятиям, как правило, выдаются под залог или поручительство, которые они не всегда могут предоставить. Микропредпринимательство оказывается в особо трудном положении, так как в сравнении с малым бизнесом оно является наиболее уязвимой, неустойчивой предпринимательской структурой, наиболее зависимой от колебаний рынка.

Микробизнес – рисковая зона для вложения денежных средств банкирами, поэтому микропредприятиям кредиты выдают по повышенным процентным ставкам.

Самые дорогие в настоящее время – беззалоговые кредиты, которые выдаются под 25–30 % годовых. Кредит с обеспечением можно получить под 18–25 % годовых [3].

По статистике, средний размер банковского кредита, который хотят получить микропредприятия в России, составляет от 50 до 300 тыс. рублей [3]. Данную сумму оно может получить без залога на срок до одного года при условии «прозрачной» финансовой отчетности и стабильного положения на рынке. При необходимости более значительного кредита понадобится обеспечение в виде залога или поручителей. Между тем главным источником для развития микробизнеса в условиях дефицита собственных средств остаются заемные средства.

Таким образом, основные проблемы кредитования микропредприятий заключаются в том, что:

1) на сегодняшний день по-прежнему микробизнес у банкиров ассоциируется с низкой платежеспособностью;

2) активы микробизнеса не имеют достаточного обеспечения, принимаемого банками;

3) для микропредприятий получение кредита затруднено вследствие высоких процентных ставок по кредитам.

Кроме того, следует отметить, что финансирование микробизнеса в регионах в сравнении с крупными финансовыми центрами менее развито [3].

Банкиры уверяют, что они открыты для сотрудничества с микробизнесом, который, в свою очередь, это отрицает, т.к. получить кредит в банке настолько сложно, что проще занять денежные средства на «черном» рынке.

Проведенное «Опорой России» исследование факторов, ограничивающих развитие малого бизнеса, включая микропредприятия (данные на 01.01.2013) показало, что наибольший удельный вес приходится на такие факторы, как недостаток собственных финансовых средств (59%) и высокий процент коммерческого кредита (29%) [3].

Микропредприятия освоили и соблюдают без проблем правила налогообложения и юридическое сопровождение бизнеса, а вот финансирование таких направлений деятельности микробизнеса, как получение профильных и целевых кредитов, в течение нескольких лет не находит поддержки среди банкиров нашей страны. В современных условиях развития экономики получение кредита с целью развития бизнеса является зачастую единственной возможностью для микропредприятий провести различные мероприятия по модернизации и инновации, пополнить свои оборотные активы.

Таким образом, микробизнес в нашей стране по-прежнему нуждается в серьезной поддержке, а именно:

1) в создании специальных кредитных программ (улучшение условий кредитования микропредприятий, снижение банковских ставок по кредитам, субсидирование за счет средств бюджета части банковской процентной ставки по кредитам);

2) в снижении отчислений в пенсионный фонд (можно было бы начать с отдельных регионов, для того чтобы потом провести анализ эффективности и сравнить, как сокращение страховых отчислений повлияет на работу микропредприятий. Данная мера позволит микропредприятиям выйти из тени, платить белую зарплату, высвободить денежные средства на развитие. Кроме того, это положительно скажется на бюджете, самих работодателях и их работниках).

Следует отметить, что, несмотря на существующие препятствия в развитии кредитования микропредприятий, данная сфера является перспективной, поскольку по мере усиления дефицита ресурсов и необходимости диверсификации операций банки пересматривают отношение к микробизнесу, начиная рассматривать его как перспективную клиентскую базу.

Заключение

В последние несколько лет среди главных участников рынка финансирования предприятий микробизнеса выделяются две группы банков: крупные банковские филиалы, которые целенаправленно работают с субъектами микро- и малого бизнеса в целом, и региональные банки, часто небольшие, укрепившиеся в этом сегменте деятельности, хорошо знающие специфику и структуру экономики своего региона.

Ангажированность и бюрократия в обоих вариантах имеет место, но есть и положительные моменты. Местные банки часто идут навстречу своим постоянным клиентам, а банковские филиалы крупных структур имеют возможность предоставления льгот и официальных пролонгаций. Главное то, что процесс движется, взаимопонимание достигается, и надежда на улучшение условий кредитования микропредприятий есть.


Страница обновлена: 17.04.2024 в 02:23:33