Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»2 / 2015
DOI: 10.18334/rp.16.2.72

Организационно-экономический механизм формирования и функционирования рыбопромышленных кластеров

Титова Наталья Юрьевна, ассистент кафедры экономики и менеджмента, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Россия

Ворожбит Ольга Юрьевна, доктор экономических наук, профессор кафедры международного бизнеса и финансов, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Россия

Organizational and economic mechanism of formation and operation of fish industry clusters - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 49

Аннотация:
В статье научно обоснована необходимость внедрения новых форм взаимодействия в рыбопромышленном комплексе Российской Федерации. Выделены основные цели и задачи, необходимые для устойчивого развития данной отрасли промышленности. В результате применения системного подхода предложены организационно-экономические механизмы формирования и функционирования рыбопромышленных кластеров.
Цитировать публикацию:
Титова Н.Ю., Ворожбит О.Ю. Организационно-экономический механизм формирования и функционирования рыбопромышленных кластеров // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 2. – С. 359-370. – doi: 10.18334/rp.16.2.72

В результате стихийных политических и экономических трансформаций произошло разрушение выработанного за долгие десятилетия советского периода хозяйственного механизма устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса Приморского края.  На его основе образован новый рыбохозяйственный комплекс, характеризующийся многообразием организационно-правовых форм собственности, дезинтеграцией промышленных структур, отсутствием системности регулирования экономических процессов, а также неустойчивостью к воздействию угроз внешней среды.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что объективной необходимостью является переход к новым организационным формам взаимодействия промышленных организаций в рыбохозяйственной деятельности. Наиболее эффективной из них является кластерный подход. Зарубежный опыт формирования рыбопромышленных кластеров показывает, что основополагающая роль в данном процессе принадлежит государству.  Являясь разработчиком кластерных инициатив, оно должно создавать благоприятную среду, способствующую процессам кластеризации экономики. Однако для реализации данной функции необходимо запустить определенные организационно-экономические механизмы по формированию и дальнейшему функционированию промышленного кластера.

Для того чтобы сформировать промышленный кластер, нужны триггеры и катализаторы, запускающие процессы кластеризации в отрасли. Но для того чтобы данные процессы продолжали свое успешное развитие и функционирование, важно ими управлять, обеспечивать их ресурсами и амортизировать негативные эффекты, возникающие при этом виде взаимодействий. При этом на этапе запуска наиболее эффективными и ключевыми методами являются экономические, в то время как на этапе эксплуатации промышленного кластера к ним добавляются и организационные методы. Следовательно, для успешного функционирования промышленных кластеров необходимо обеспечить сбалансированное развитие и внедрение данных организационно-экономических методов.

В соответствии с системным подходом главными составляющими элементами организационно-экономического механизма являются:

1)            субъект – движущая сила, осмысленно запускающая в действие данный механизм;

2)            объект – то, на что направлено действие субъекта;

3)            цели – программируемые желаемые результаты действия механизма;

4)            методы – инструментарий, способы, технологии процессов достижения целей;

5)            формы – организационное и правовое оформление методического обеспечения;

6)            средства – совокупность видов и источников ресурсов, используемых для достижения поставленных целей [1,2].

В общем виде организационно-экономический механизм формирования рыбопромышленного кластера представлен на рисунке 1.

В первую очередь необходимо пояснить, кто является субъектами разработанного механизма формирования. На данном этапе ими будут являться государственные и региональные органы власти (макросреда промышленного кластера), а также мезосреда промышленного кластера, возникающая в результате действия рыночных процессов. Объектом являются разрозненные предприятия рыбопромышленного комплекса, имеющие пока низкую степень взаимодействия между собой.

На начальном этапе механизма формирования промышленного кластера основополагающими являются принципы целеполагания и системности управления. В связи с тем, что в нашем исследовании воплощением организационно-экономического механизма является кластерная форма взаимодействия промышленных организаций, необходимо определить миссию, цели, задачи и порядок разработки стратегии, которые будут регулировать дальнейшее развитие рыбопромышленного кластера. Данное глобальное предназначение рыбопромышленного кластера следует реализовать через систему стратегических целей. От того, насколько правильно сформулированы цели, зависит не только определение задач, которые стоят перед кластером, но и то, насколько организации будут заинтересованы в том, чтобы стать его участниками. Поэтому стратегические цели не должны быть абстрактными и невыполнимыми, они должны учитывать интересы правительства, региональных и местных органов власти, всех участников взаимодействия, а также быть социально ориентированными.

Рисунок 1. Организационно-экономический механизм формирования рыбопромышленного кластера (источник - составлено автором)

Основная миссия, преследуемая созданием рыбопромышленного кластера Приморского края обусловлена текущим экономическим положением Российской Федерации. Согласно государственной программе РФ «Развитие рыбохозяйственного комплекса», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 314 от 15.04.2014 г., настоящей миссией развития рыбохозяйственной деятельности  являются:

1) обеспечение перехода от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства, рационального использования водных биологических ресурсов, внедрения новых технологий;

2) обеспечение глобальной конкурентоспособности вырабатываемых российским рыбохозяйственным комплексом товаров и услуг [3];

3) обеспечение национальной безопасности через продовольственную безопасность.

В соответствии с данной комплексной целью необходимо разработать комплексный подход к ее реализации, что обуславливает формулирование и дальнейшее решение следующих задач, представленных на рисунке 2.

На этапе формирования промышленного кластера важным является состояние факторов мезосреды. Выявив наиболее негативные из них, применяя предлагаемый нами количественный метод их оценки, становится возможным определить те экономические механизмы, которые и станут катализаторами процесса кластеризации в данной отрасли промышленности. В зависимости от итогового интегрального показателя кластеризации и наименее развитых групп факторов отрасли промышленности в субъекте РФ разрабатываются соответствующие методы, на основе которых формируются инструменты и мероприятия по корректировке промышленной политики. Внедрение данных мероприятий возможно осуществлять как со стороны субъекта организационно-экономического механизма, так и со стороны объекта – рыбопромышленных предприятий. Это объясняется тем, что промышленные организации также могут влиять на состояние мезосреды и процессы кластеризации.

Методы реализуются через совокупность форм, которыми являются принятие нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровня и средств, выделяемых в виде субсидий, компенсаций, дотаций, гарантий, поручительств и займов рыбопромышленным организациям.

Рисунок 2. Иерархия целей и задач рыбопромышленного кластера Приморского края

Рисунок 3. Организационно-экономический механизм функционирования рыбопромышленного кластера (составлено автором)

Формирование рыбопромышленного кластера

Рассмотрев организационно-экономический механизм формирования рыбопромышленного кластера, перейдем к механизму его функционирования, представленного на рисунке 3. Исходя из заданных нами начальных элементов механизма представляется возможным их конкретизировать. Так, его субъектом является Координационный совет кластера. Объектом являются промышленные организации, а именно ядро кластера. Субъект воздействует на объект с определенной целью. Например, обеспечение устойчивости развития промышленных организаций в целях эффективной работы, достижения тех результатов, которые важны для региона Российской Федерации. В то же время, воплощение данной цели реализуется через совокупность форм, административных, нормативных, экономических методов и средств.

При этом под формой понимается существующая форма взаимодействия промышленных организаций, которую можно применить в функционировании кластера – договор простого товарищества, договор о сотрудничестве, консолидированная группа, регулярные круглые столы, конференции и т.д.

Субъектом на этапе функционирования является координационный совет кластера, средством для которого является взаимодействующая с ним и с различными административными, научными, финансово-кредитными институтами кластерная ассоциация. Объектом организационно-экономического механизма является совокупность рыбопромышленных организаций, включающих ядро и предприятия I, II уровней.

В соответствии с принципами функциональности, централизации и системности управления для успешного функционирования рыбохозяйственного кластера необходимо создание управленческой структуры, регулирующей его деятельность.

Главную роль в управлении промышленным кластером играют 2 ключевые управленческие структуры:

- кластерная ассоциация;

- координационный совет кластера.

У каждой из данных структур различный уровень функциональной нагрузки по организации системы взаимодействия промышленных структур в рыбохозяйственной деятельности. Остановимся подробнее на каждой из них.

Итак, кластерная ассоциация является некоммерческой организацией, основными функциями которой являются представление интересов кластера, а также ответственность за  его стратегическое развитие. Юридически организация может быть оформлена как ассоциация, что регламентируется Гражданским Кодексом Российской Федерации. Предполагаемые задачи и участники данной управленческой структуры представлены в таблице 1.

Таблица 1. Задачи и участники кластерной ассоциации

Уро-вень

Участник

Задачи

Региональные органы власти

Департамент рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края;

Инвестиционное агентство Приморского края;

Департамент экономики и стратегического развития Приморского края

- агитация и мотивирование потенциальных участников кластера;

- привлечение инвестиций на развитие кластера;

- консультирование участников по организационным, финансовым и управленческим вопросам;

Ассоциации и рыбохозяйственные объединения

Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморского края;

Ассоциация добытчиков минтая;

Ассоциация добытчиков краба Дальнего Востока;

Ассоциация разработчиков, производителей и поставщиков рыбоперерабатывающих комплексов и оборудования;

Дальневосточная ассоциация аквакультуры

- разработка стратегических направлений развития, целей, задач и миссии кластера;

- координация деятельности участников ассоциации с целью организации и рационального взаимодействия между вспомогательными и жизнеобеспечивающими структурами;

- консультирование участников по вопросам производства и регулирования рыбохозяйственной деятельности;

- регулирование нормативно-законодательной базы рыбохозяйственного комплекса

Университеты

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет;

Дальневосточный федеральный университет;

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса;

средние специальные образовательные учреждения

- мониторинг и экономическая оценка эффективности функционирования кластера;

- консультирование участников по организационным, финансовым и управленческим вопросам;

- обеспечение кластера кадровыми ресурсами;

- проведение экономических и маркетинговых исследований

НИИ

ТИНРО-Центр

Институт биологии моря ДВО РАН;

Тихоокеанский институт биоорганической химии ДВО РАН;

Биолого-почвенный институт ДВО РАН;

Институт проблем морских технологий ДВО РАН

- исследование водных биологических ресурсов с целью проведения эффективного и рационального промысла;

- разработка инновационных технологий производства и переработки рыбной продукции

Вспомогательные структуры

Кредитные организации;

Страховые организации;

Юридическая компания

- обеспечение доступа к кредитам согласно льготным условиям, гарантированным региональными властями;

- заключение юридических соглашений с хозяйствующими субъектами кластера;

- регулирования факторинговых и страховых операций кластера.

Особенностью кластерной ассоциации является то, что основа для ее деятельности уже сформирована и вполне успешно функционирует на территории Приморского края. Однако при объединении рассмотренных в таблице 1 участников появляется возможность сохранить и преумножить интересы, которые преследовались до создания рыбопромышленного кластера. В то же время взаимодействие в рамках единой системы позволит упростить их деятельность. Таким образом, кластерная ассоциация в большей степени отвечает за ресурсное, информационное и кадровое обеспечение, что диктует необходимость создания структуры, которая непосредственно будет управлять кластерным образованием.

Такая роль принадлежит Координационному Совету кластера. Данный совет взаимодействует с кластерной ассоциацией, формируя необходимые требования для рациональной организации производственного процесса в кластере, что побуждает их к дальнейшему воплощению. По сути координационный совет является дирекцией «ядра» кластера. В силу данного обстоятельства его участниками автоматически становятся руководители ключевых компаний рыбопромышленного комплекса.

Основной функцией, которую выполняет координационный совет, является координация и организация взаимодействия участников рыбопромышленного кластера, что, в свою очередь, предполагает выполнение следующих задач:

1) налаживание цепей поставок между производителями рыбохозяйственной продукции 1, 2, 3 уровня в рамках своего вида экономической деятельности;

2) постоянное взаимодействие по всем вопросам развития с кластерной ассоциацией;

3) решение текущих производственных вопросов;

4) поиск каналов сбыта;

5) разработка механизмов взаимодействия участников в форме проведения встреч, пленарных заседаний, совещаний и т.д.;

6) побуждение инновационной разработки компаний;

7) принятие необходимых управленческих решений для повышения эффективности функционирования кластера.

Заключение

Управленческая деятельность координационного совета в большей степени направлена на регулирование деятельности ядра кластера. Таким образом, формирование и функционирование рыбопромышленных кластеров позволит достичь синергетического эффекта за счет единой производственной, технологической, инфраструктурной базы, а также за счет совместного распределения ресурсов. Разработанный организационно-экономический механизм предполагает систему управления промышленными структурами рыбохозяйственного комплекса Приморского края, выражающегося в применении определенного нормативного регулирования, структур управления, а также различных методов для запуска процессов кластеризации.