Реэкспорт как возможность реализации товара без ввоза в страну

Кожан В.И.1,2
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при
2 Президенте РФ

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 2 (Январь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кожан В.И. Реэкспорт как возможность реализации товара без ввоза в страну // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 2. – С. 301-308. – doi: 10.18334/rp.16.2.68.

Аннотация:

В данной статье рассмотрен процесс реэкспорта как одного из видов таможенной процедуры.

Ключевые слова: экспорт, импорт, импортозамещение, таможенные платежи, внешнеэкономические связи, реэкспорт, экономический союз, эмбарго

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Изначально все внешнеэкономические отношения с зарубежными партнерами носили либо экспортный, либо импортный характер. При вступлении России в Всемирную Торговую организацию (ВТО) 22 августа 2012 года значительно изменилась актуальность внешнеэкономической деятельности и адаптация страны к условиям мирового рынка. Если изначально частные и государственные предприятия во внешнеэкономических связях были ориентированы на экспорт и импорт, то в связи с быстрым развитием рынка стало необходимостью использование более гибкой системы – реэкспорта товаров и продукции или международной посреднической торговли.

Что такое реэкспорт?

В научной, учебной и нормативно-правовой литературы в интернет-источниках дано несколько определений понятия «реэкспорт». Так, в соответствии с главой 40 Таможенного Кодекса Таможенного Союза, реэкспорт – таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

В международной практике реэкспорт делится на две основные группы:

- прямой реэкспорт – предполагает, что товар завозится на территорию страны-резидента;

- косвенный реэкспорт – предполагает, что товар не завозится на территорию страны-резидента, а напрямую отправляется к третьему лицу.

Существует так называемый «сборный» реэкспорт. Он предполагает, что фирма-производитель для сокращения денежных потерь распределяет производство по разным странам (где определенная часть производства стоит значительно дешевле), а затем ввозит все, как комплектующие изделия или детали для дальнейшей сборки.

Возможность осуществлять реэкспорт в РФ появилась после того, как в 1994 г. государства – члены СНГ подписали Соглашение о реэкспорте продукции и основных порядках выдачи разрешений на него. Для регулирования тарифного и нетарифного состояния при реэкспорте товаров двойного применения были предоставлены экономические льготы. В Таможенном кодексе не определен ряд товаров, разрешенных к реэкспорту, но есть 15 наименований, запрещенных к свободной реализации (например, драгоценные камни и металлы, вооружение, рентгеновское оборудование и т.д.). Товар, который разрешен к реэкспорту, должен иметь ряд признаков:

- должен быть иностранного производства;

- не быть использованным (за исключение случаев обнаружения дефектов) ;

- должен пройти идентификацию по документам;

- не должен модернизироваться и ремонтироваться.

При фактическом реэкспорте продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации, не заявляется как предназначеннае напрямую и исключительно для реэкспорта.

Так как реэкспорт – это вывоз продукции иностранными поставщиками с территории государства, то возникает необходимость рассмотрения оформления операции по реэкспорту.

Поставщикам необходимо оформить груз при пересечении границы в соответствии с теми требованиями, которые соответствуют таможенному режиму страны, на которой осуществляется реэкспорт: это оплата таможенных пошлин, налоговых сборов. Непосредственно в Российской Федерации можно выделить 4 вида таможенного режима:

- основные режимы: экспорт, транзит, производство для внутреннего потребления;

- экономические режимы: свободный склад, таможенный склад, временный ввоз, внутренняя и внешняя переработка;

- завершающие режимы: реимпорт, реэкспорт, уничтожение или отказ в пользу государства;

- специальные режимы: беспошлинная торговля.

При этом использование реэкспорта с точки зрения экономической выгоды для предприятия имеет два направления. Во-первых, снижение налогового бремени. Так, при косвенном реэкспорте товары, не ввозимые на территорию страны-резидента, не подлежат начислению НДС. При реэкспорте ввезённые товары вывозятся без погашения таможенных платежей или с возвратом. Во-вторых, значительно уменьшаются транспортные расходы на перевозку товара от поставщика к покупателю, что влечет увеличение экономической выгоды.

Реэкспорт возможен с разрешения Таможенного органа Российской Федерации в порядке, представленном и определяемом Государственным Таможенным комитетом либо нормативно-правовым актами (законодательными) или международными договорами. Сам реэкспорт имеет ограничения по сроку нахождения на территории РФ и возможен не более чем на 1 год, а возврат таможенных пошлин оформляется сроком не позднее 6 месяцев.

Валютное регулирование

Одним из видов регулирования реэкспортных операций является валютный контроль, который четко регламентирован и описан. В основном он сводится к осуществлению регулирующих и контрольных действий в части осуществления безналичных расчетов по внешнеторговым операциям, которые осуществляются в иностранной и рублевой валюте. Валютное регулирование – это форма государственного воздействия на стороны-участники внешнеэкономических действий для защиты национальных интересов.

Методом валютного регулирования являются так называемые «валютные ограничения»: государственный контроль за валютными операциями, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках, ограничения на вывоз капитала и др.

Правильность исчисления суммы стоимости товара, предназначенного для реэкспорта, определяется исходя из заключенного договора или контракта поставки. А саму операцию купли-продажи рекомендуется консультировать в уполномоченном банке, который может отказать в контроле операций по ней, если документы для предстоящей сделки не надлежаще оформлены или содержат ошибочные сведения сторон-участников внешнеэкономической сделки.

В Российской Федерации понятие «реэкспорт» для простых обывателей громко прозвучало в августе 2014 года. Связано это было с Указом Президента РФ от 06 августа и Постановлением Правительства РФ от 07 августа 2014 года, в котором было решено ввести эмбарго на поставку ряда продовольственных товаров из стран, вводивших экономические санкции против физических и юридических лиц РФ, сроком на 1 год.

Данное решение было ответным жестким ходом против ранее введенных экономических санкций против физических и юридических лиц Российской Федерации. Под действие эмбарго попал ряд товаров и продукции, произведенных в странах Европейского Союза, США, Канады, Австралии и Норвегии. Данный шаг имел безпереходный период, поэтому на границе с Российской Федерацией застряла вереница колон с сотнями тысяч тонн продуктов (к переходу границы допускалась только та продукция, у которой по документам срок закупки стоял до 07 августа и имелась 100%-ная предоплата).

При введении таких мер было решено ввести импортозамещение запрещенных товаров из других дружественных стран, таких как Белоруссия, Казахстан, Турция, а также предполагало развитие отечественного агропромышленного комплекса за счет вытеснения расширения рыка сбытов и вытеснения конкурентов из-за рубежа. Как показало время, такое замещение носило как положительную, так и отрицательную динамику.

Ярким негативным моментом стало повышение цен на продукцию, в частности на свинину и рыбу, при этом были проведены проверки по возможным картельным сговорам и возбуждены административные дела на продовольственных спекулянтов. Отрицательным стало и изменение ассортимента продукции на прилавках.

Уже к сентябрю множество российский предприятий производителей приспособились к измененной ситуации и стали извлекать повышенную прибыль, а страны, осуществляющие импортозамещение, увеличили свой экспорт. Однако данные Министерства сельского хозяйства РФ по импорту существенно занижены по ряду номенклатурных наименований по сравнению с данными научно-исследовательских институтов.

Такое несоответствие привело к размышлению о «серых» схемах в экспорте товаров из стран, которые занимаются импортозамещением. Так, в средствах массой информации в конце августа появились сообщения о «Белорусском продовольственном оффшоре», а именно о реэкспорте зарубежных запрещенных товаров через территорию Белоруссии (так, польские яблоки были перемаркированы на белорусские и ввезены в Россию). Чем же плоха данная схема для российского потребителя? Получается, что за счет них пытаются обнулить эффект от санкций для стран Евросоюза, так как избранный сценарий ограничивает конкуренцию и провоцирует рост цен на продукцию и ни к коем случае не является законным реэкспортом, который составил около 10% от ввозимой продукции из Белоруссии.

Вследствие подрыва «авторитета» белорусской стороны и уличения реэкспорта запрещенных продуктов, которого они обещали не допускать, 21 ноября 2014 года глава Россельхознадзора РФ обозначил ужесточенные требования к продукции растительного происхождения, ввозимой через белорусско-русскую границу, и привлечению белорусских предпринимателей к ответственности. Так, уже 30 ноября весь транзит товаров через РФ из Белоруссии невозможен без досмотра, а незаконный груз утилизируется после решения суда. 01 и 02 декабря 2014 года российские службы работали на территории республики Беларусь для выявления интересующих их производителей и получения полной информации о них.

Стоит отметить, что все проведенные действия носят правовой характер, так как в соответствии с заключенным соглашением стран СНГ о реэкспорте (статья 6,7) существует ответственность за несанкционированный реэкспорт. Так, в случае несанкционированного реэкспорта страна, в которой создан товар, может потребовать возмещения компенсации по нанесенному ущербу или применить санкции. Государство может приостановить или вообще прекратить поставки таких товаров в ту страну, предприятия которой совершили несанкционированный реэкспорт, или применить другие санкции, которые прописаны в нормах международного права.

Заключение

1. Реэкспорт является самостоятельным таможенным режимом, который предполагает вывоз с территории РФ товара, несопряженного для сторон внешнеэкономической деятельности какими-либо обязательствами перед таможенными органами.

2. Существуют определенные требования как к самому товару, подлежащему реэкспорту, так и к самому процессу реэкспорта. Важным требованием к сделке по реэкспорту является отсутствие какой-либо переработки или доработки товаров, участвующих в реэкспорте. Возможны только незначительные изменения, не меняющие номенклатурного наименования товара.

3. Операции по реэкспорту чаще всего возникают по заказу конечного импортера, это связано с его экономическими выгодами, если он не имеет внешнеэкономических связей со страной-экспортером или он не хочет нести затраты, связанные с такими операциями и ему проще обратиться к реэкспортеру. В настоящее время причиной возникновения реэкспортных операций в Российской Федерации связаны с торгово-политическими условиями и введенными экономическими санкциями заинтересованных сторон.

4. Существует вероятность возникновения «торговой войны» между Россией и Белоруссией. Это связано с возникновением претензий государств друг к другу. Так, Россия вводит запрет на поставку некоторых видов продукции в связи с недобросовестной поставкой продуктов и незаконным реэкспортом, в ответ Белоруссия считает, что Россия нарушает нормы Таможенного союза и создает неудобства самой Белоруссии из-за своих недобросовестных перекупщиков.


Страница обновлена: 05.03.2024 в 13:28:21